«Брат» Виктор СУХОРУКОВ: «Допился я до того, что харкал кровью, в январе бегал по Невскому в сандалиях и последний свитер цыганам за бутылку портвейна продал. Я и бутылки собирал, и в овощных ларьках ящики таскать помогал, и приворовывал... Что из себя тогда представлял? Выброшенную из общества, нечеловеческую, расхристанную, разобранную сущность, какое-то омерзительное, измученное, испившееся, само себя уничтожающее чмо»
Актер-нерв — едкий, многоликий, наделенный сокрушительной харизмой и термоядерной энергией... Сегодня Виктор Сухоруков живет, по его словам, год за три: снимается параллельно в нескольких фильмах, ежемесячно 14 спектаклей играет, кучу интервью раздает, на гастроли в Соединенные Штаты, Германию да Израиль ездит, но, осознавая себя востребованным, модным, придирчиво выбирая из множества предложений лучших российских режиссеров самое «вкусное», он ни на миг не забывает: так было далеко не всегда...
Будь моя воля, я биографию Виктора в школьный курс для современных тинэйджеров ввел бы — не для благополучных отпрысков из обеспеченных семей, которые в лондонских школах учатся, а для их социальных антиподов из захудалых провинциальных местечек: без денег и перспектив, обиженных на судьбу и на весь мир.
Сегодня социологи на отсутствие «социальных лифтов», способных вынести перспективных и амбициозных молодых людей из низов наверх, сетуют, — именно это эксперты считают одной из причин, по которым молодежь так страстно поддержала Майдан. Увы, извечная народная мечта, выраженная нехитрой формулой: «Кто был ничем, тот станет всем», — мираж...
Сухоруков — а он после фильмов «Брат» и «Брат-2» у этих неприкаянных пацанов в авторитете! — всем показал: чтобы ошеломительного успеха достичь, вовсе не обязательно иметь состоятельных, заботливых родителей и получить гармоничное воспитание и образование. Волей и усердием человек может компенсировать все — даже отсутствие любви и достойного окружения.
Его точка старта была даже не на нуле, а на отметке с жирным минусом — комната на пять человек в бараке, беспросветная нищета... В школу мальчик Витя ходил в дырявых носках и трусах, с огромной заплаткой на брюках и на коленях умолял родителей купить ему путевку в пионерский лагерь при орехово-зуевском хлопчатобумажном комбинате, потому что там кормили, поили, давали подушку и одеяло. У него ничего этого в детстве не было, а укрывался мальчишка собственным пальто с рваной подкладкой...
Долгие годы собственного убогого прошлого Сухоруков стыдился и, только отметив 60-летие, став общепризнанным, респектабельным мэтром, самую болезненную тайну свою решился открыть: причиной бедственного положения их семьи был мамин алкоголизм. Уже не Витя, а Виктор Иванович вспоминал, как ругался, плакал, выливал вино в раковину и получал за это по голове: «В такие моменты она меня не любила — я мешал ей так жить».
Врожденный артистизм Сухорукова прорастал и креп на весьма скудной почве: ни любимых пластинок и проигрывателя, ни гитары или балалайки, даже телевизора в семье не было — он появился, когда будущему актеру исполнилось 17... В их доме были только три книги: «Тимур и его команда», «Как закалялась сталь» и «Разгром» — причем с библиотечными штампами. Поразительно, но все это не мешало Виктору грезить об искусстве, театре, а широкая улыбка не сходила с лица никогда — некоторые даже считали его из-за этого дурачком. Когда, поступив в ГИТИС, Сухоруков гордо показал матери справку о зачислении, та воскликнула: «Е... твою мать, давно пора!» — и заплакала...
Она умерла, когда сын на втором курсе учился, и не увидела, как его настиг наследственный недуг... В питерском Театре комедии доходило до того, что перед спектаклями завтруппой бегал за ним с пузырьком нашатырного спирта: «Выпей!», а Виктор удирал по лестнице с криком: «Я уже протрезвел!» (пить нашатырь Сухоруков соглашался только из рук режиссера Петра Фоменко). Изгнание из театрального рая, погружение в тьму и беспросветность было закономерным и неизбежным, а вот то, что он вопреки всему выплыл, — настоящее чудо...
Виктор не закодирован, не зашит и не загипнотизирован, однако с 23 января 2000 года ни капли в рот не берет! Он не скрывает, что ему смертельно надоело отвечать на вопросы о жутком, омерзительном существовании на социальном дне, и тем не менее рассказывать о пережитом готов снова и снова. Понимает: если люди спрашивают, значит, их эта тема волнует, значит, они пытаются что-то полезное выудить... Не так часто, согласитесь, можно встретить кумира, сумевшего кардинально изменить, переформатировать себя исключительно благодаря собственной силе воли.
Сухоруков шутит, что вытащил себя, как барон Мюнхгаузен, из грязного болота за волосы (поэтому, мол, без них и остался), зато, если режиссер скажет: «Сыграй нищего, бомжа, алкоголика, деклассированного элемента», он выполнит поставленную задачу запросто, потому что все это проходил. Именно приобретенным опытом скептики объясняли успех актера, когда он в ролях бритоголовых отморозков снимался, но Виктор эту страницу своей творческой биографии перевернул и вот уже 15 лет играет, причем блистательно, совсем других персонажей — императоров, монахов, советских вождей, и вопрос: где, в каких эмпиреях он этому научился, в каком небесном окне «подсмотрел»? — остается открытым.
Он был маленьким человеком (и не только потому, что росту в нем метр 69), а стал большим... нет, выдающимся актером. Виктор Сухоруков продемонстрировал, что одиночка может бросить вызов нашему брутальному, лишенному сантиментов миру, а затем выстоять и победить, всем доказал: любая, даже самая фантастическая цель достижима, если к ней истовая вера в свое предназначение ведет.
«НА САМОМ-ТО ДЕЛЕ, Я НОСКИ ГЛАДИЛ... ХОТЯ И ТРУСЫ, НАВЕРНОЕ, ТОЖЕ»
— Виктор, на часах 10 вечера, позади требующий полной самоотдачи спектакль, и я некрасиво, наверное, поступаю: заманил вас на интервью, а вы не поели, не отдохнули...
— Ну, это же мое решение — вам-то чего беспокоиться? Наоборот, сегодня я говорливый, в настроении, а главное, у меня и время, и возможность наконец-то встретиться с вами есть. Спасибо, что так долго ждали...
— Вы актер милостью Божьей, но при этом клоуном себя называете, причем любовь к шутовству в вас с детства — вы уже тогда пародировать артистов любили. Кого?
— Клавдию Шульженко, Леонида Утесова, Людмилу Зыкину, Татьяну Доронину, еще, дай Бог памяти... ага, Эраста Гарина... Набор очень традиционный — их изображали охотно, потому что они яркими были... (Напевает под Шульженко). «Вальс устарел...
— ...говорит кое-кто, смеясь»...
— Сейчас уже не получается, потому что (на горло показывает) все стерлось. (Поет под Утесова) «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь...». Ой, это так давно было — я уже много лет такими вещами не занимаюсь.
— В 12 лет, погладив, по вашим словам, трусы и положив в карман 40 копеек, вы на «Мосфильм» отправились...
— ...по объявлению в газете «Комсомольская правда».
— Вопрос первый: трусы-то зачем утюжили?
— Конечно, этого я не делал, а сказал так для жару, чтобы тем самым значимость, важность поездки той подчеркнуть. На самом-то деле, я носки гладил... хотя и трусы, наверное, тоже. В данном случае помню только, что что-то внутреннее разглаживал, — не рубашки или брюки. Я так тщательно к этой встрече готовился, потому что не показать себя собирался — ехал уже звездой становиться, хотя такого понятия тогда не было. Просто объявили: на главную детскую роль требуется мальчик... Это я требовался!
— Помните хоть, в какой фильм приглашали?
— «Наш дом», где Анатолий Папанов, Нина Сазонова, Иван Лапиков, Вадим Бероев снимались. Эту картину я видел, мальчика, который там снялся, тоже, а знаете, что самое трагическое для меня было? В наглаженных шортах, в голубой ковбойской рубашке навыпуск, с чубом, постриженный под полубокс, я шагал по улице Пудовкина вдоль высокой ограды «Мосфильма» (мне казалось, она упиралась в небо!) навстречу судьбе... К проходной не с центрального входа я подошел, а сбоку, и двух мужиков не заметил — они стояли, наблюдая за нами, пацанами, из-за колонны, а потом пальцем садистски-маньячно поманили: идите сюда! Мы подошли. «Ты и ты, — велели, — пойдете за нами, а остальные свободны». Свободен оказался и я — вдоль этой же ограды возвращался, поливая слезами асфальт. Как мне обидно было! «Как же так? — думал, — я в кино сниматься пришел, а они даже, как меня зовут, не спросили».
— А 40 копеек вы зачем взяли? На взятку?
— Нет, такого понятия тогда не было. Удивитесь: я до сих пор взяток не даю никому, ни за что и никогда.
— А вам и не надо...
— Ну да, а 40 копеек — это 20 копеек — электричка (я отродясь зайцем не ездил), 10 — стакан кофе и пончик. Вот и считайте! Ну, еще 10 копеек метро.
«Я КРИЧАЛ, ШМЫГАЯ НОСОМ: «А МНЕ АНГЛИЙСКИЙ НЕ НУЖЕН, Я В АНГЛИЮ НЕ СОБИРАЮСЬ!»
— Вы в подмосковном фабричном городке Орехово-Зуево росли...
— Таких простых рабочих городов сотни...
Из журнала «Караван историй».
«Думаю, в родном Орехове-Зуеве меня токарно-слесарное будущее ждало, а по выходным — пьяная гульба. Мой характер, доверху наполненный эмоциями, не смог бы в рамках приличия меня удержать — я бы мгновенно сгорел, и в народе только о моем циррозе печени память осталась бы.
Орехово-Зуево знаменито тем, что именно там зародился российский футбол и прошла первая — Морозовская — стачка недовольных рабочих. В нашем хулиганском городе целые районы ходили друг на друга стенка на стенку, пуская в ход цепи и ножички: пройдет группа ребят — забора нет! Уголовный кодекс чтили не все, и в тюрьме оказаться для многих зазорным не считалось — отчаянный город!
Бабы, работающие на хлопчатобумажном комбинате, к концу смены покрывались пухом и выглядели, как Снегурочки, — домой шли уставшие, но веселые и всегда жили с надеждой на завтрашний день...
Мама моя умерла, когда ей было всего 52 года. 25 лет она отдала фабрике и безвылазно в Орехове прожила, так ни разу и не доехав до Москвы, которая была всего в 95 километрах».
— Ваша мама действительно мечтала, чтобы вы слесарем стали?
— Берите выше — поммастера. На фабрике это уже большой технический специалист, который машины ремонтирует и целой бригадой руководит, — у них хорошие заработки были, поэтому она и хотела меня в помощники мастера определить, но, как выяснилось, не моя это стихия, потому что левшой был.
— А почему был? Переучили?
— Нет... (Пауза). Я, признаюсь впервые вам, в течение 10 школьных лет свой почерк искал: писал мелко, крупно, с виньетками, остроконечно, округло, тупо под откос, квадратно, — и таки нашел. Теперь изящно, просто замечательно именно правой рукой пишу, а ножи, острые предметы до сих пор в левой держу. Сегодня левшой быть даже престижно — мол, и Билл Клинтон...
— ...и Рональд Рейган, и Джордж Буш-старший, и Барак Обама из их числа...
— Да. Говорят, какие-то они немножко особенные, но в чем особенность, я не знаю — это просто какой-то сбой в работе полушарий мозга. Мне даже по тапочкам он заметен — правую я больше, чем левую, стаптываю, но в то время, когда меня учеником слесаря на крутильно-ниточную фабрику взяли, быть левшой позорным считалось, поэтому молотком по зубилу, как положено, правой рукой я стучал, а левая разбита была в кровь. Только когда учитель мой, старый слесарь, уходил, молоток в левую руку я перехватывал, и что-то относительно путное получалось, но однажды меня разоблачили, высмеяли, и я в более смешную, простую профессию под названием «курьер» сбежал.
— Тогда вы, наверное, поняли, каково это — в Советском Союзе белой вороной быть?
— Я все равно не болезненно это воспринимал, а как данность: странно, удивительно, но деваться некуда. Я не столько бунтовал и ненавидел, сколько прятался и левую руку прятал — беловоронье вот это скрывал, а куда денешься? Не знал, что другая земля есть, другие страны. Сейчас вам одну историю расскажу...
Уже несколько лет я самостоятельно, в одиночку, английский язык изучаю — грамматику, огромное количество слов вызубрил, но одна у меня проблема: людей, разговаривающих на нем, не понимаю. Мне говорят: нужна практика — да, но ехать куда-то и опыт общения приобретать некогда. Сегодня, как мне кажется, языком очень неплохо владею, но там, в прежней стране, где школа бесплатно два раза в неделю уроки английского языка мне давала: «Do you speak English?», «Hello!», «How are you?» — и первые мои слова были: a pen, a chalk, a tie, to take, — мы этот предмет игнорировали. Мало того, когда Изабелла Владимировна, учительница, изящная женщина, укоряла меня: «Это же английский язык! — почему вы его не учите? Вы же экзамен сдавать будете», — я кричал, шмыгая носом и вытираясь: «А он мне не нужен, я в Англию не собираюсь». Сегодня очень об этом жалею...
— В армию, тем не менее, собрались...
— Ну, разумеется — как все...
Из журнала «Караван историй»
«Я был хорошим солдатом, в Капустином Яре служил. Интересно, что любое мое начинание было отличным, а заканчивалось почти всегда печально. Помню, в армии я активно в художественной самодеятельности участвовал, но на самом деле это небольшая хитрость была — я проверял на солдатах программу, которую для поступления в институт готовил. Вояки — публика благодарная, но и свистеть умеют, как Соловьи-разбойники. Впрочем, грех жаловаться: мои выступления пользовались успехом, поэтому майор Малолетов — офицер маленького роста с изящными ухоженными руками — мною невероятно гордился. Он уважал одеколон «Русский лес» и садистские разговоры с подчиненными.
Незадолго до окончания службы со мной случилась страшная история. Конечно, в армии и деды были, и черпаки, и салаги, и вот однажды я послал салагу-новобранца за водкой. Убегая от патруля, бедняга солдатскую шапку потерял, на внутренней стороне которой хлоркой номер его военного билета был вытравлен. «Преступление» мгновенно раскрыли, все улики указывали на меня, и вызвал меня майор Малолетов на ковер, и допрашивал два часа, постукивая по столу полированным ногтем. Я стоял перед ним по стойке смирно и, раскачиваясь, как Сивка-Бурка на ветру, не смел дышать — в результате он мне сказал: «Сухоруков, ты свин!».
Вот так, отслужив верой и правдой положенные мне по сроку два года и получив все мыслимые и немыслимые награды, я отправился на гражданку с клеймом «свин».
«ГДЕ-ТО СО ВТОРОГО КУРСА ВОЛОСЫ У МЕНЯ ПОСЫПАЛИСЬ, КАК ФЛАЖКИ НА ВЕТРУ, НО ОТСУТСТВИЕ ИХ МЕНЯ ОЗДОРАВЛИВАЕТ, БОЛЕЕ СВЕЖИМ, МОЛОДЫМ, ОСТРЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ ДЕЛАЕТ»
— Смотрю я на вас и песню Юрия Антонова вспоминаю: «Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения...». По поводу лысины никогда вы не комплексовали?
— Комплексовал!
— А когда это обнаружили?
— Когда плеши еще не было, но уже шторы моей головы открывались, когда волосы в разные стороны разлетались и, просыпаясь, подушку с моими кудрями я видел.
— Сколько вам лет тогда было?
— Это где-то на втором курсе института началось — после дембеля чубчик у меня еще был.
— Кучерявый?
— (Поет). «Чубчик, чубчик, чубчик кучерявый...». Да, а где-то со второго курса, это 75-й год, волосы у меня посыпались, как флажки на ветру, и как только опадать стали, остаточки я, естественно, на макушечке собирал и с этим до одной уникальной встречи жил. Был такой талантливейший кинооператор, давно ушедший, Юрий Векслер — муж Светланы Крючковой.
— ...ленинградец...
— Да-да: я на Фонтанке жил, а они — в Апраксином переулке. Я другом их семьи был, дневал там и ночевал, и однажды, когда за столом мы сидели, Юра критически на меня посмотрел: «Что ты на голове нагородил? — все убери». — «Как? — поразился я, — я же лысый...
— ...и я же актер»...
— Ну нет, актерство с моим внешним видом как-то у меня не соединялось — мне просто моя плешь не нравилась, но Юра продолжил: «У тебя же хорошая голова, ни бородавок, ни пятен родимых нет — сбрей!», и я тогда взял и ножницами, по пьяни, вшивые эти домики обрезал. Голову, в общем, открыл, а вот бриться под глянец первым меня спровоцировал, да просто приказал, режиссер Юрий Мамин. Одно время я говорил, что этот мой образ Алексеем Балабановым для фильма «Брат» придуман, что с того самого времени, с 97-го года, с закрытыми глазами, без зеркала, на ощупь станком себе голову брить могу, но вдруг финал фильма «Бакенбарды» вспомнил, когда меня разоблачают, а созданное мною общество Пушкина разгоняют. Мамин меня под ноль обрил, в желтый свитер одел, папироску «Беломор» дал, и с этой беломориной в зубах в кинокамеру я смотрел, потом жевал ее, выплевывал и говорил: «Левой шагом марш! «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!». Новое движение поклонников Маяковского возглавил...
Там впервые лысым я снялся и с тех пор голову брею. Мне это нравится, кажется, что отсутствие волос оздоравливает, более свежим, молодым, острым и интересным не только как актера, но и как личность делает, а самое главное — я для любого кинорежиссера болван (то есть форма, на которую головные уборы и парики натягивают, изготавливая их или расправляя. — Д. Г.).
Из журнала «Караван историй».
«Я красил волосы «Лондатоном», за что пацаны запросто могли побить — помню, как меня за это клеймили и самыми страшными обзывали словами. Не на шутку испугавшись, я стал буквально сдирать с себя «позор» польской косметики: монотонно намыливал голову хозяйственным мылом и затем смывал — до тех пор, пока на коже не появились синяки, но радикально каштановый цвет будто въелся намертво. И тогда я впервые постригся под ноль, а чтобы сшитые модные тогда брюки-клеш надеть, долго собирался с духом: за это ведь можно было и жизнью поплатиться!».
— Еще один ленинградец Александр Розенбаум сказал мне в свое время, что лысый мужской череп всегда красив...
— Не для всех, не для всех, но сегодня я расстраиваюсь, потому что даже те актеры, у кого волосы есть, их бреют — харизму ищут. Они нынче свои головы все глянцуют — как ни посмотришь в телевизор российский: следователи, оперативники — все лысые, лысые, лысые... Поэтому, когда Станислав Говорухин на роль следователя в фильм «Уикенд» по роману Калефа «Лифт на эшафот» меня пригласил, я спросил: «Станислав Сергеевич, а че с головой-то делать? Может, какие-то волосы приклеим?». — «Зачем?». — «Ну посмотрите — они же сплошь бритоголовые бегают, мне это уже не интересно». Хотел в знак протеста что-то на своей голове придумать, но следователя со своим черепом сыграл — впрочем, это уже отдельная история.
«ЗА ПЬЯНКУ МЕНЯ ИЗ ТЕАТРА ПО СТАТЬЕ ВЫГНАЛИ БЕЗ ПРАВА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОЛГОДА РАБОТАТЬ»
— По окончании ГИТИСа вы из Москвы в Ленинград подались и в Театр комедии, которым замечательный режиссер Петр Наумович Фоменко руководил, поступили. Сразу же — редкая удача! — он главную роль вам доверил: видимо, что-то в вас тогда рассмотрел?
— Наверное, раз позвал. Мы же показывались, и я ему отрывок из пьесы «Прикосновение» Рустама Ибрагимбекова сыграл, где обыкновенный солдатик на каких-то досках лежал и пел: «Помнишь, мама моя, как девчонку чужую...
— (вместе) ...я привел к тебе в дочки, тебя не спросив?..
— ...Строго глянула ты...» — это я просто в память о Фоменко пою. Он тогда мне телеграмму прислал: «Приглашаю вас на главную роль Егорыча». Мне 26 лет, а персонажу — 70, и Петр Наумович с уникальным, талантливейшим актером Владимиром Никитичем Трухановым нас в два состава поставил. Наверное, что-то во мне углядел, потому что в дальнейшем, при всем моем недисциплинированном характере, терпел меня и очень высоко оценивал — почти во всех его спектаклях я, пусть и небольшие роли, но играл... Потом Фоменко в Москву уехал — это весной случилось, а осенью из театра меня выгнали.
Пройдет целая жизнь, и в Москву я вернусь — с 2000-го опять москвич. Конечно, все эти годы мы общались, я звонил ему, в его театр ходил. Ждал, что он меня все-таки обратно к себе возьмет.
— Не взял?
— Нет (грустно), хотя друзья его даже предлагали: «Хочешь, протекцию тебе составим?». — «Ни в коем случае», — отвечал: я же искусство из его рук клевать начал и почему-то верил, что обязательно в его храм войду — даже завершение под названием «Фоменко плюс Сухоруков получится гениальность» самонадеянно себе придумал. Рассчитывал тем самым наши отношения завершить: народный артист России Виктор Иванович Сухоруков и великий Фоменко...
— ...да, великий...
— ...который свой театр под собственным именем имеет, и вдруг мы вместе с ним что-то придумали и сочиняем.
Много раз вопросом я задавался: ну почему он меня не позвал? — но однажды, когда на одном из домашних вечеров театра на старый Новый год был, увидел, как этот человек встал, а за ним ученики, режиссеры, стажеры — легион! Его огромная армия людей окружала, и он всем был отец, всем мафия, всем лидер, всем художник, всем талант. Вот тогда я и понял: не-е-ет, и лезть даже туда не буду — ему там не до меня, а, кроме него, мне ничего и не надо было.
Придет момент, когда он вдруг скажет по телефону: «Внимание на «Записки сумасшедшего» обрати, «Мертвые души» Гоголя перечитай... Какие-то намеки на сотрудничество, особенно после гибели Юрия Степанова, были, но слишком поздно.
Последний раз за месяц до его смерти мы встретились. Фоменко шепнул: «Позвони». Я его номер набрал и услышал: «Я ухожу из театра». — «Как это вы уходите? — взвился. — Кто вам позволит? Что это вы такое говорите?», хотя, увидев его в кабинете, понял, что он таки уходит, и не только из театра. По рукам, по цвету кожи его лица — только острый-острый взгляд того Петра Наумыча напоминал. Как я не разрыдался, даже не представляю — моя щитовидная (или как там она называется?) железа так на сдерживание слез работала, что хотелось даже ее выкашлять. Как я свои эмоции сдерживал? Он для меня большим, великим, родным крестным отцом так и остался.
— Покинув Театр комедии, вы и грузчиком, и посудомойщиком, и хлеборезом побывать успели, даже бродяжничали...
— И бутылки собирал, и в овощных ларьках ящики таскать помогал, и приворовывал...
— Но почему?
— А жить-то надо было.
— Профессия-то, однако, в руках была...
— Так меня же за пьянку по статье из театра выгнали — без права по специальности полгода работать. Конечно, я по кругу пошел — кабинеты у всех сильнейших театральных питерских режиссеров того времени посетил — от Товстоногова до Агамирзяна и Корогодским заканчивая.
— И никто не взял?
— Никто... У каждого из мэтров свои причины были, но объединяло их одно — молва. Они сплетни обо мне слушали, которые до них доносились, они все заранее знали, с кем дело имеют, и я отчетливо понимал, что с тем Сухоруковым разговаривают, о котором им доложили, слухи о котором принесли, а не с живым, настоящим.
Я с ними искренен был, исповедален, чист, честен, но Товстоногов, куря сигарету, отрезал: «Вакансий у меня нет», а Агамирзян, назначив мне встречу, вообще велел сказать, что его в кабинете нет. Я ворвался к нему, чтобы спросить: «Зачем же вы врете?». — «Вон отсюда!» — закричал мне Агамирзян. «Я-то уйду, — я опешил, — но вы же мне сами встречу назначили. Вы же художник», а Корогодский — тогда это большая величина на ленинградском театральном небосклоне была (как же — своя школа, свой театр!) обнадежил: «Дождитесь меня после репетиции». Я так и сделал. Он взял меня под локоток, мы по Гороховой улице шли, я свою ситуацию ему рассказывал, и вдруг он произнес: «У вас репутация пьющего человека, вы должны снова, все силы и возможности в ход пустив, в Театр комедии вернуться. После этого приходите, и мы разговаривать с вами будем». Я его руку деликатно со своего локтя убрал и отрезал: «Если в Театр комедии вернусь, к вам не приду никогда».
Из журнала «Караван историй».
«Посчастливилось» мне и у Товстоногова милостыню просить — когда я к нему явился, личный секретарь Георгия Александровича Ирина Шимбаревич посмотрела на меня с высоты 12 этажа, словно жена Гулливера, и, наверное, подумала: «Кто это? Что за гнусный карлик к нам явился? К тому же плешивый и с растопыренными ушами». (Недавно Ирина призналась мне, что я ее любимый актер!).
Как ни странно, Шимбаревич тогда до меня снизошла, и я вошел в белый кабинет Георгия Александровича, где он сидел в своем «крэсле» и курил. Великим театральным мужам я никогда не врал. «Да, — честно признался, — есть в моей жизни кураж, баловство, трагедия, если хотите!». Могущественного Гудвина я просил: «Возьмите меня в свой театр, и я докажу, какой я талантливый и хороший актер». Георгий Александрович затянулся сигаретой и молвил: «К сожалению, вакансии для вас у меня нэт» — представляете, великий о каких-то вакансиях заговорил, и я понял: Шимбаревич поработала!
Я поблагодарил режиссера за то, что немного драгоценного времени мне уделил, а напоследок посмел-таки замечание ему сделать: «Георгий Александрович, вы слишком много курите! — мы с вами несколько минут говорили, а пепельница у вас уже переполнена». Тем самым понять ему дал, что и у могущественных людей тоже есть маленькие слабости».
«Я В ОПУСТОШЕННОЙ КОМНАТЕ СИДЕЛ — НИЩЕЙ, РАСПРОДАННОЙ, СО СГОРЕВШИМ ТЕЛЕВИЗОРОМ, С ОТКЛЮЧЕННЫМ ТЕЛЕФОНОМ...»
— О репутации пьющего человека... Вы и впрямь, как журналистам однажды признались, допились до того, что харкали кровью, действительно в январе бегали по Невскому в сандалиях и последний свитер спустили за гроши цыганам?
— За бутылку портвейна продал, после чего вторую попросил, а они не дали. Свитер индийский был, из козьего пуха, очень дорого — 70 рублей — стоил: я просто снял с себя и отдал.
— Вы понимали, что это уже все, конец, и больше вам никогда не подняться?
— Конечно, понимал, иначе бы сегодняшний Сухоруков с вами не разговаривал. Я всегда отчет себе отдавал, что к пределу иду, пропасть эту предвидел, с которой сам встречу себе назначал. Шел к ней, все до мельчайших подробностей осознавая, — как в психическом, так и в физическом плане, знал, что дойду до конца, посмотрю своему финалу в глаза и решение приму, но решение принял раньше, потому что (может, мне так показалось, но я, это без всякой шизофрении говорю, поверил) у меня с кем-то диалог состоялся...
Я в опустошенной комнате сидел — чистой, но нищей, распроданной, со сгоревшим телевизором, с отключенным телефоном — только счетчик еще отрезать осталось, но за свет все-таки я платил. Что я из себя тогда представлял? Выброшенную из общества, какую-то нечеловеческую, расхристанную, разобранную сущность в грязных ботинках, какое-то омерзительное, измученное, испившееся, само себя уничтожающее чмо, и хотя это троебуквие я не люблю...
— ...оно точное...
— Да, и вдруг — разговор. «Устал?». — «Устал». — «Как дальше жить будем?». — «Не знаю». — «А по-другому хочешь?». — «Очень хочу». — «Ну, ложись спать — утро вечера мудренее». Почему эту сказочную поговорку я обожаю? Она наимудрейшая, сильнейшая, на сознание человека, если в нее поверить, воздействующая. Когда я уже лег, голос вдруг предостерег: «Но запомни: легче в той жизни не будет, лучше не станет, и испытаний тебя ждет там не меньше, чем сегодня, и отвечать за все будешь сам. Ты готов?». — «Готов».
Утром я проснулся и другую жизнь начал, но за этой фразой, которую сейчас так легко и быстро произношу, огромный кроется путь. Это период проверки был, переосмысления своего поведения, когда я ни на что не надеялся, ничего ни от кого не ждал, не требовал, никого не обвинял. Наоборот, нашел в себе мужество винить, судить и карать себя, жить, по узенькой тропинке ступая — очень бедной, скупой, без излишеств. Я даже перемен никаких не ждал, но надежда объем и какое-то значение для меня обретала. Вот и думайте: Божий промысел это или какое-то физиологическое чудо перед вами сидит...