Ирина АЛФЕРОВА: «От Абдулова мне порой доставалось — когда дома что-то было не так, он начинал прямо во время спектакля сгонять на мне зло»
«КСЮШКА У МЕНЯ ВОЛЕВАЯ, А ЕГОР - ВОСТОЧНЫЙ МУЖЧИНА: КАК СКАЗАЛ, ТАК И СДЕЛАЛ»
- Ирина Ивановна, помнится, вы обещали на фестиваль с дочерью приехать...
- Видите, не получилось (разводит руками). Ксюша занята сейчас, поэтому из Москвы вырваться не смогла - привет передает.
- Съемки?
- И съемки, и общественная работа - дочка создает Фонд помощи больным детям.
- Нашла финансовую поддержку?
- Нет, сама! Ей никто не предлагал, это целиком и полностью ее решение - Ксения просто очень любит детей. Всех друзей богатых привлекла, собирает деньги, отдает матерям. Часть своего заработка тоже перечисляет - недавно бесплатно спектакли играла. Ксюшка очень активный, добрый человек, я безумно ею горжусь.
- Будет работать в том же направлении, что и Чулпан Хаматова?
- Не совсем. Понимаете, Чулпан уже лицо известного фонда «Подари жизнь», она его представляет. А моя дочь пока все делает сама. Ездит к этим ребятам, ходит с ними в театр, возит их толпами к своим врачам, самым лучшим... Может, со временем подключатся и волонтеры, кто знает. Но пока она руководит, она же и работает. Не потому, что хочет стать еще более известной, а потому, что здоровым детям многие рады помочь, их охотнее разбирают из детских домов, а больные, проблемные, к сожалению, никому не нужны. Хотя Ксюша считает, что каждый ребенок талантлив. О детях с синдромом Дауна говорит: «Мама, они никакие не дауны! Они все одаренные, просто с ними заниматься нужно».
- Как показывает опыт, благотворительность - неблагодарное дело. Та же Хаматова недавно подверглась критике в связи с президентскими выборами...
- А Ксюша тоже не ищет легких путей. Синяки и шишки - это наше. (Улыбается). К тому же она упрямая до ужаса. Когда в проекте «Ледниковый период» участвовала, я советовала: «Возьми популярную мелодию, которую все любят, сделай трогательный номер...», а она: «Нет! Эта музыка избитая, мне она не нравится». Ей обязательно надо то, что по душе только ей, залезть туда, где никто еще не бывал, выучить какое-то па профессиональное... «Ксюша, - говорю, - этого никто не оценит, ты будешь хуже всех!». - «Пускай хуже, но мне это интересно». - «Смотри, как Егор (муж Ксении Алферовой актер Егор Бероев. - Авт.) делает: ничего не умея, проехался, зато смело, уверенно, эффектно...». - «Егор пусть катается по-своему, я по-своему хочу».
- Я слышала, прежде чем что-то сделать, он советуется с Ксюшей, которая для него беспрекословный авторитет.
- А разве она может не быть авторитетом?
Ирина Ивановнас дочерью. «Ксюшка очень активный, добрый человек, я безумно ею горжусь» |
Столько книг прочла! Особенно увлекается психологией, которая, по словам дочери, научила ее понимать мужа. У Егора сложный характер, потому что жизнь была непростая, и Ксюша во всем этом разобралась: что от отца ему досталось, что от матери шло... Это понимание позволяет ей закрывать глаза на многие вещи, за которые я, например, мужчину бы побила, наверное. (Смеется). Хотя вообще теща я классная, зятя люблю, ценю, уважаю...
- В их отношения с дочерью не вмешиваетесь?
- Боже упаси! Молчу, ни во что не влезаю, поскольку знаю: если говорить, что то не так, а то не сяк, это только усугубит ситуацию. Поспорили - пускай сами решают, кто больше прав. Честно говоря, я удивляюсь, как они до сих пор вместе, потому что характеры у обоих сильные. Ксюшка у меня волевая, а Егор плюс ко всему еще и восточный мужчина: как сказал, так и сделал...
- Есть вещи, которым у дочки учитесь?
- Конечно! Вот этому умению уживаться и в то же время четко проводить свою линию. Я вообще по жизни учусь, всегда и везде. Вот недавно была в Магадане на гастролях и после спектакля разговорилась с одной женщиной. Она мне стала про детей своих рассказывать, а потом: «Ой, извините, зачем это вам надо...». А я: «Говорите, говорите, мне интересно!».
Оказывается, та женщина сама поставила на ноги четверых сыновей: муж умер рано, поддержки никакой не было, тем не менее парни выросли, окончили университеты, по два языка знают, деньги зарабатывают... «Господи! - говорю. - Да разве может такое быть? Вы одна - это как же тяжело!». Она улыбается: «А что делать?». И я, знаете, воспрянула духом. Пускай кто-то ноет, нудит, что жизнь плохая, страна бедная, меня не собьешь, пока есть на Земле люди, которые не плачут, не сидят сложа руки, а делают то, что должны.
Ксения Алферова с мужем актером Егором Бероевым. «Ксюша не ищет легких путей. Синяки и шишки — это наше» |
Если у меня что-то не получается, я не переношу этот негатив на весь мир. Это не значит, что мир плох и несправедлив, это значит только, что я в чем-то плоха. Не везет в этом, не беда - повезет в чем-то другом.
«НИКАКАЯ Я НЕ КРАСИВАЯ: ВОН ЗЕРКАЛО ВИСИТ - ХОТИТЕ, 100 НЕДОСТАТКОВ У СЕБЯ НАЙДУ?»
- Увидев вас без макияжа, в очках и с хвостиком, в махровом халате, тапочках...
- ...по-домашнему (смеется)...
- ...какая-то женщина в гостинице руками всплеснула: «Ця Алфьорова гарна навiть у халатi!». Наверняка вам часто говорят комплименты...
- ...и чаще всего их делает муж (актер и режиссер Сергей Мартынов. - Авт.),отвлекая меня таким образом от самоедства и самокопания. Когда мы познакомились, я очень просила его прийти на спектакль: «Посмотри, мне кажется, у меня ничего не получается, все из рук вон плохо! Все вокруг актеры, а я - недоразумение...». И вот он пришел. Честно говоря, я думала, после спектакля как профессионал начнет критиковать, но он, наоборот, хвалить стал. Я перебиваю: «Да что ты! Вон Таня Васильева - это актриса...», а Мартынов: «Нет, я терпеть ее не могу! Ты актриса», и так далее. В конце концов Сережа сказал фразу, после которой я немного успокоилась: «Ира, ты не заметила, что когда ты выходишь на сцену, снимаешь пальто и остаешься в белом платье, люди делают так: «А-а-а...»? От тебя свет идет, тепло! После спектакля они говорили: «Мы как в отпуске побывали!». Знаете, благодаря этим словам я будто снова жить начала...
С супругом — актером и режиссером Сергеем Мартыновым |
А когда говорят, что красивая, я не особо верю. Никакая я не красивая: вон зеркало висит - хотите, 100 недостатков у себя найду?
- Вы всегда к себе придираетесь?
- И к себе, и близким порой достается. Даже внучке. Бывает, нарисует что-то, несет: «Бабушка, смотри!», а я: «Ужас! Что за каляки-маляки? Ты уже рисовать должна...». Ксюша, как только слышит, сразу: «Мам, не надо! Иди играть, Дуня, ты самая лучшая». Воспитывает ребенка только по-своему - так, как считает нужным. И боится, что мои замечания разовьют в девочке комплексы. Хотя сама не допускает Дуняшу ни к чему! Даже телевизор смотреть не дает.
- Может, это и к лучшему...
- Мультфильмы - только советские, никаких «Шреков». Если идет что-то в этом роде и я сажусь смотреть: «Мам, переключи!». Хотя Дуня уже и не интересуется телевизором. Так приучена, что, даже если я что-то себе включаю, не обращает на это никакого внимания.
- Находите время на просмотр телепередач?
- Нахожу, конечно: надо все-таки быть в курсе того, что происходит вокруг. Хотя буквально каждый вечер у меня спектакли и расслабиться перед телевизором выпадает нечасто. Ну, ничего, я, если что-то не успеваю посмотреть, записываю. Очень люблю наше кино, даже плохое, и спектакли плохие люблю - анализирую, почему актеры так говорят, как они по сцене ходят... Это так смешно! Старые фильмы с удовольствием смотрю - есть в них какой-то магнетизм, да и пустоты меньше, чем в сегодняшних.
«СКОЛЬКО ВОКРУГ ГОТОВЫХ ГАДИН, БЕРИТЕ ЛЮБУЮ - ЗАЧЕМ ЕЩЕ ИЗ МЕНЯ ЕЕ ДЕЛАТЬ?»
В фотопроекте Екатерины Рождественской «12 месяцев» |
- Как думаете, в чем этот магнетизм заключается? Вот почему, например, все советские дети играли в мушкетеров?
- Я считаю, в этом только Миши Боярского заслуга: ему так нравилось происходящее на площадке, так нравился сюжет, что он выкладывался, как никто! Прибегал откуда-то - и сразу на лошадь, спрыгивал с лошади - хватался за шпагу... Всех держал в связке своей энергией! А режиссер ужасный, на мой взгляд. Ничего хорошего сказать не могу, потому что видела, как у него другие «мушкетеры» работали: пили, гуляли, и всем им не до картины было. Как получалось, так и ладно. Если бы не Боярский, фильм провалился бы с треском.
Мишу я уважаю: мало того что актер талантливый, так еще и умный какой! Помню, как мы представляли «Д'Артаньяна и трех мушкетеров» в Германии: попав в гостиницу, парни первым делом напились, разгромили номер...
Через 10 минут к зрителям выходить, а у нас «мушкетеры» невменяемые! Решили: пустим ролик, они на его фоне пройдут, сядут и молча посидят. Так, по существу, и было, потому что пришел в себя только Боярский. Как он собрался, как пел, как существовал на сцене! Просто летал! А потом ответил на все вопросы, которые задавали из зала, причем не лишь бы как, а толково, по существу, словно день готовился. Таким человеком нельзя не восхищаться.
В роли Констанции с Михаилом Боярским в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», 1979 год. «Мишу я уважаю: мало того что актер талантливый, так еще и умный какой!» |
- А Лиза Боярская вам нравится?
- Мой муж ее не любит, как только видит на экране, просит: «Переключи...». Я: «Отстань, нормальная девочка!». Но вот не любит он ее, и все тут. А я и Лизу, и брата ее, Сережу, совсем маленькими помню - такие хорошенькие были...
- Да и сейчас ничего.
- Ну, Лизе повезло - она сразу, с юности, попала в хорошее кино, а это в актерской профессии очень много значит. К тому же голос у нее глубокий, мощный - это и изюминка, и для театра хорошо: тебя точно будут слышать и узнавать.
- Кого из молодых актрис вы бы выделили?
- А их много, хороших. Не хочу никого называть, но скажу, что и талантливых, и красивых сейчас хватает. Подать эту красоту нет возможности, вот в чем дело. Ведь где молодые ребята снимаются? В сериалах. Ходят из кадра в кадр, и так 220 серий подряд. Хотя, если так подумать, одно и то же лицо надоест и за 20...
- Но ведь ходят, не жалуются.
Ирина с мужем Александром Абдуловым и дочерью Ксюшей у себя дома, 1982 год |
- Это вам не жалуются, а я благодаря дочери знаю, что это такое - 12-часовой рабочий день! Актеры в сериалах сутками пашут, текст видят непосредственно перед тем, как в кадр входить, нервотрепка жуткая! Продюсеры выжимают ребят как лимон.
- Вы сейчас не снимаетесь?
- Нет. Отказываюсь. И с таким трудом отказываюсь! Прихожу домой и уже немного жалею, говорю мужу: «Представляешь, мне платили бы пять тысяч за съемочный день!». (Смеется).
- За чем же дело стало?
- Роли пошли какие-то глупые. Сейчас вот предлагают сыграть гадину, которая всех убивает. «Господи! - говорю. - Сколько вокруг готовых гадин, берите любую - зачем еще из меня ее делать?».
- Не хотите играть отрицательных героинь?
- Дело даже не в этом. Мне кажется, когда ты надеваешь маску плохого человека, вместе с этой маской ты впускаешь внутрь что-то от него, какую-то частичку его характера, что ли. Я вот Аркадину в «Чайке» играю - и уже меняюсь, могу на мужа крикнуть, съязвить. А тут - убийцу...
Одна из самых красивых пар советского кино |
- Вы смотрели «Чайку» в МХТ?
- И в Малом театре тоже. Мне кажется, у нас, в «Школе современной пьесы», «Чайка» самая лучшая, потому что другая. У них все предсказуемо - будто ты сидишь и просто читаешь пьесу. А Ирина Муравьева в роли Аркадиной в Малом мне вообще не нравится - бегает, суетится, что-то постоянно изображает, будто горничная в водевиле...
Да, Аркадина - актриса, но ведь не плохая актриса, хорошая! Я не хочу ее кривлять или осуждать, я постаралась понять. И потом, спектакль ее сына, который герои смотрят в начале пьесы, действительно дрянь. Ужас что такое, а не спектакль! И что, она не имела права сказать правду? Еще меня задело то, что у нее, у женщины, взрослые мужики постоянно требуют денег. Правильно она говорит: «Я актриса, а не банкирша!». Где она на них на всех денег-то напасется? Так что моя Аркадина - не отрицательный персонаж. В жизни, в принципе, не бывает сугубо отрицательных или абсолютно положительных.
«В САМЫЙ РАЗГАР ВЕСЕЛЬЯ ВОШЛИ АБДУЛОВ С ЯРМОЛЬНИКОМ. САША НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ, НО БЕЛЬМОНДО СРАЗУ СКАЗАЛ: «ЭТО ТВОЙ МУЖ»
- В одной из последних на данный момент работ в кино вы снялись с Жераром Депардье...
Александр Абдулов и Ирина Алферова в картине «С любимыми не расставайтесь», 1979 год. «Все, кто с Сашей работал, были в восторге» |
- Да, французы снимали. Мне понравилось: Жерар замечательный партнер. Он как-то сразу проникся ко мне уважением, симпатией, постоянно усаживал рядом с собой в кадр, на что режиссерша, весьма резкая дама и, как оказалось впоследствии, еще и лесбиянка, реагировала весьма бурно: «Куда ты ее тащишь? Она по сюжету твой враг!». (Смеется). Орала на актеров жутко! Меня, правда, не трогала - иностранка все-таки.
- С кем из партнеров в кино и театре вам работалось лучше всего?
- Наверное, с Абдуловым: он постоянно держал зал своей энергетикой, харизмой. А потом пил, только чтобы эту энергию восполнить, потому что не был пьяницей или зависимым. Все, кто с ним работал, были в восторге, потому что Саша вел за собой других актеров, помогал им на сцене. Мне, правда, порой доставалось - когда дома что-то было не так, он начинал прямо во время спектакля сгонять на мне зло и выяснять отношения. «Почему так тихо? - шипел сквозь зубы. - Говори громче! Куда ты пошла? Сюда иди!». Я плакала, жаловалась режиссерам, просила помочь, но никто и слова ему не говорил - весь театр Абдулова боялся. Так вот и жили...
А вообще, если честно, мне на партнеров везло. Посудите сами: Миша Боярский, Евстигнеев, Даль... С Далем снималась в картине «Незваный друг», которая стала его последней работой в кино. Роль Киры Стругиной была изначально написана для меня, но когда я уехала сниматься в Венгрию, режиссер Марягин позвал другую актрису. Олег Иванович репетировал с ней роль, но тут вернулась я, и актрису заменили. Вот мы впервые встретились на площадке, играем, и режиссер, видя, что что-то не так, говорит: «Олег, ну мы же это проходили, давай!». А Даль: «Нет, подожди. С этой нельзя, как с той. С этой серьезно надо...». Чувствовал человека, понимаете? Не о себе заботился, а о том, чтобы тому, кто рядом, было комфортно.
- А что за история произошла у вас с Жаном Полем Бельмондо? Вы и с ним работали?
- Нет (смеется), мне поручили сопровождать его, когда он в Москву приехал. Начало 90-х, в стране только-только обозначились богатые люди, к счастью, некоторых из них мы с Абдуловым знали... Вот я и позвонила: так, мол, и так, организуйте ресторан, гостя надо принять по-человечески. Они все сделали, Бельмондо был очарован, о чем он говорил, я не понимала, разобрала только: «I love you» - и еще что-то в этом роде, поскольку по-английски он изъяснялся плохо, я же вообще не знала французского. И тут, в самый разгар веселья, в ресторан вошли Абдулов с Ярмольником - после спектакля. Саша ничего не делал, не говорил - вернее, не успел сказать, потому что только появился в дверном проеме. Но Бельмондо, увидев его, сразу сказал: «This is your husband» («Это твой муж»). То ли по взгляду понял, то ли еще по чему, но больше вопросов ко мне не было...