В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Фарс-мажор

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: «Сработал человеческий фактор, и бараны выбрали себе козла...»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 4 Июля, 2013 00:00
Знаменитый российский писатель-сатирик, телеведущий и оппозиционер выступил в Киеве с творческим вечером
Анна ШЕСТАК
«Я выступал здесь пять лет назад, - ска­зал 54-летний Вик­тор Анатольевич, выйдя на сцену столичного Дома офицеров, - и с тех пор многое изменилось. Во-первых, в кабинете какого-то военного начальника, который приспособили под гримерку, еще не было портрета вашего Президента, а сейчас - пожалуйста, висит. Смотрел на него и вспоминал великого писателя Набокова, который на вопрос о политических воззрениях однажды ответил: «Мои политические воззрения таковы, что портрет главы государства не должен быть больше почтовой марки...».

«КОГДА УХОДИТЬ С КОРАБЛЯ КРЫСЕ, ЕСЛИ ОНА КАПИТАН?»

«Шендевры» от создателя знаменитых программ «Куклы» и «Итого» посыпались на зрителей буквально сразу: «Учитель физики спился, объясняя правило буравчика. Левша подковал блоху. Теперь она не только кусает, но еще, сволочь, и цокает! Я и сам думал, что «харе Кришна», а оказалось, «Аллах акбар!». Что такое человек, с точки зрения обезьяны? Пример того, до чего может довести труд. Сработал человеческий фактор, и бараны выбрали себе козла. Это, заметьте, еще до всякого Путина было написано... О, вот еще в тему. Когда уходить с корабля крысе, если она капитан?».

Когда хохот в зале поутих, сатирик добавил: «Ну, как ваша крыса определилась, мне неизвестно, а наша, похоже, решила вообще не уходить. И очень любит разговаривать с народом - раз в году ему приводят народ дрессированный, и он с ним беседует. По душам. Итак, «Разговор народа с президентом. Подготовительный этап». Действующие лица: консультант, Маша, его помощница, мальчик. Действие происходит в пяти часах езды от Москвы.

Маша (входя): То­ль­ко что звонили из аппарата. Они хо­тят ста­рушку с вопросом про пенсии.

Консультант: Ста­рушку уже репе­тируют.

Маша: И солдата с благодарнос­тью.

Консультант: Маша, солдаты сто­­ят в чистом поле уже три дня. Все страшно благодарны.

Маша: А еще они хотят мальчика.

Консультант: Солдаты?!

Маша: Нет, Москва. Они хотят мальчика, 10-11 лет, смышленого, славянской внешности, чтоб он спросил у президента что-нибудь трогательное.

Консультант: Маша, я не идиот.

Маша: А мальчика я привела.

Консультант: Вот умница! Надеюсь, он сирота?

Маша: Нет, но можно организовать. Ну, в смысле, найти другого...

Консультант: Не надо другого - времени нет. Давай этого.

Вводят мальчика.

Консультант: Орел! Тебя как звать?

Мальчик: Андрюшей...

Консультант: Андрюша? Завтра с тобой будет разговаривать президент. Знаешь, кто у нас президент?

Мальчик: Путин.

Консультант: Правильно. А звать как?

Мальчик: Андрюшей...

Консультант: Маша, вы кого привели?

Маша: Мальчика, славянской внешности.

Консультант: Нам надо смышленого мальчика, смышленого!

Маша: Ой, вы остальных не видели...

Консультант: Понял... Андрюша, собери мозги в кучку! Президента зовут Владимир Владимирович. Завтра он будет говорить с тобой по тарелке.

Мальчик: По тарелкам не говорят.

Консультант: Андрюша, я тебе ногти вырву, хочешь?!

Мальчик: Нет!

Консультант: Тогда ничего не говори - просто слушай. Завтра с тобой, засранцем, будет говорить целый президент! Ты поздороваешься с ним и спросишь... Что он спросит, Маша?

Маша: Который час?

Консультант: Маша, вам надо немного поспать.

Маша: А-а, поспать!.. Холод собачий, воды горячей нет, ничего больше нет, не могу!

Уходит с рыданиями.

Консультант: Так. Тебя как зовут?

Мальчик: Андрюшей.

Консультант: Ну да, Андрюша. Ну, ты понял: завтра с тобой будет разговаривать президент. Ты спросишь у него что-нибудь трогательное. Спросишь?

Мальчик: Дядь, можно я уйду?..

Консультант: Стоять! Ты спросишь его: «Кем вы хотели стать в детстве?». Нет, про это не надо... Ты ничего не будешь спрашивать, ты скажешь: «Я хочу заниматься спортом, а у нас в деревне ни одного спортивного кружка». Он ответит: «Андрюша, спортивный кружок у вас в деревне будет завтра. Дзюдо и горные лыжи».

Мальчик: А откуда вы знаете, что он ответит?

Консультант: Андрюша, я тебе ногти вырву! Не перебивай меня, просто слушай. Он скажет про лыжи. Ты скажешь: «Большое спасибо». Потом президент пошутит и попросит тебя передать привет папе с мамой.

Мальчик: Правда?

Консультант: Когда я врал, Андрюша?

Мальчик: А можно папа ему потом позвонит?

Консультант: У вас тут что, телефон есть?

Мальчик: Да, есть, на почте...

Консультант: Отлично! Потом папа пускай идет на почту. И звонит.

Мальчик: А по какому номеру?

Консультант: А вот это, Андрюша, без разницы. Президент у нас все слышит...».

«Я БЕРУ ТРУДОМ, А ЧЕРНОМЫРДИН БРАЛ ТАЛАНТОМ»

Публика пришла в искренний восторг, а Виктор Анатольевич немного решил пройтись по другим темам и персонажам.

«К Виктору Степановичу Черномырдину я относился, как Сальери к Моцарту. Ну, это от Бога, иначе не скажешь! Я беру трудом: сижу, переставляю туда-сюда слова... А он брал талантом: просто открывал рот - и оттуда сыпались перлы. Многие помнят его «Лучше водки хуже нет», «Мы с вами еще так заживем, что наши дети и внуки нам завидовать станут!» (это, между прочим, Черномырдин еще до кризиса обронил). А знаете, как он ответил на вопрос: «Почему у вас в правительстве не было женщин?»? «Не до того было!». Но есть и более забавная история с Виктором Степановичем. Когда он был послом России в Украине, долго искал какого-то чиновника, зачем-то нужного, и найти никак не мог. Ну, он же все-таки премьером был, не привык, что его гоняют от Понтия к Пилату, и когда наконец дозвонился до какого-то должностного лица, с гневом спросил: «Что это такое? Почему я никого у вас на Украине найти не могу?!». Тот начал издалека: «Виктор Степанович, вот вы посол уже сколько лет, а так и не выучили, что надо говорить не «на Украине», а «в Украине». Черномырдин сориентировался мгновенно: «Знаете, что? Идите в х...й!».

«КТО-ТО ИЗ НИХ ДВОИХ ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ, И ТОТ, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС НА СВОБОДЕ, ХОРОШО ЭТО ПОНИМАЕТ»

«В милые советские времена академика Сахарова пытались исключить из Академии наук. Под страхом кадровых репрессий собрали кворум, прислали куратора из ЦК, и процесс пошел. Позориться никому не хотелось, но и деваться было некуда. И вот какой-то членкор робко заметил, что, мол, оно, конечно, все понятно, но как-то так сложилось, что академик - звание пожизненное и еще не бывало, чтобы академиков исключали. Нет прецедента. На этих словах вдруг оживился академик Капица. «Как нет? - звонко возразил он. - Есть!». Куратор из ЦК КПСС облегченно вздохнул. «В 33-м году из Прусской академии наук исключили Альберта Эйнштейна!» - закончил Капица. Наступила правильная педагогическая тишина - и Андрей Дмитриевич остался советским академиком. Еще один неубиенный довод прозвучал в те дни из уст академика Александрова. Какой-то партийный начальник в академических кулуарах заметил про Сахарова: «Как он может быть членом Академии? Он же давно не работает». На что Александров ответил: «Знаете, у меня есть член, он тоже давно не работает, но я держу его при себе за былые заслуги!».

Смешных случаев из жизни замечательных людей в концерте было очень много, а вот зрительских записок, к сожалению, предельно мало. Точнее, передавали-то достаточно, но прочел гость лишь одну - о том, какой видит дальнейшую судьбу Михаила Ходорковского. «Вы знаете, не хотелось бы об этом, - признался Шендерович, - это весьма печально и выходит за рамки моего жанра, но раз уж спрашиваете, скажу что думаю. Кто-то из них двоих должен сидеть в тюрьме, на свободе обоим места не хватит. И я думаю, тот, который сейчас на свободе, хорошо это понимает».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось