Петр ТОДОРОВСКИЙ: «Когда в атаку бежишь, ты — разъяренный зверь! Глаза залитые, что-то орешь, ничего перед собой не видишь: из автомата налево-направо палишь, а попал или нет — кто уж там разберет?..»
Фото Сергея КРЫЛАТОВА |
Его любили за смешливый прищур и безбашенность в поступках, за легкий скептицизм и сентиментальность - этого несокрушимого романтика 20 лет скитаний по общежитиям, казармам и углам не исправили. Он, например, мог повести группу, с которой выбирал весь день место для натурных съемок, в ресторан, а потом сказать молодой жене: «Теперь расплатись» - Мира Григорьевна вспоминала, что отдала тогда за обед всю зарплату, а когда резонно спросила, на что они будут теперь жить, услышала в ответ: «Бутылки сдавать будем» (благо этого добра в его бывшей холостяцкой берлоге хватало). Не унывал Петр Ефимович даже в 90-е, когда кинематограф в России переживал клиническую смерть. «Раз с кино худо - посмеивался он, - надену маску, установлю усилитель, сяду в подземном переходе на Арбате и буду на жизнь зарабатывать... На хлеб хватит - если, конечно, хлеб будет, правда, на соль уже нет».
Этот знаменитый кинорежиссер принадлежит к поколению, которое социологи и демографы окрестили «навеки 18-летними». На фронте (фактически беспрерывно на передовой) он провел ровно девять месяцев и уцелел, как сам признавался, молитвами матери - все это время у нее в лампадке горел огонек: так она спасала жизнь младшего сына.
Казалось бы, человек, прошедший ад, должен очерстветь, заскорузнуть душой, а Тодоровский принес с фронта нежность и теплоту, которые переполняют его картины.
«В училище я в минометном числился батальоне, и направили меня в часть, которая до этого шла вперед и вперед, пока наступление не захлебнулось» |
Петр Ефимович стопроцентным был оптимистом, поэтому вспоминал о пережитых страхах весело и о совершенных подвигах рассказывал буднично... Не удивительно, что фильмы его практически никогда не показывали по телевизору в День Победы: слишком человечны, безыскусны и правдивы они для одобренного сверху пафосного и идеологически выдержанного военного жанра.
Пропагандистских лозунгов и призывов Тодоровский не слышал по уважительной причине - был глуховат, а тугоухим стал после того, как на передовой рядом взорвался снаряд и их с приятелями засыпало тоннами песка. Двоих тогда откопать успели, третий задохнулся, и потом во ВГИКе, если его студенты подходили отвечать не с той стороны, Петр Ефимович с проницательной усмешкой стращал их: «Садитесь, вам два!» - при этом обладал уникальным внутренним слухом, который никогда ему не изменял. Поэтому, очевидно, практически каждый из фильмов Тодоровского становился событием - достаточно сказать, что только его «Интердевочку» в 1989 году посмотрело 40 миллионов зрителей.
Кстати, зачастую (не случайно же прозвали его «дамским мастером») в центре снимаемых им сюжетов история одинокой женщины, кипение нешуточных страстей и алхимия любви - как правило, несбыточной. Петр Ефимович будто чувствовал себя виноватым в том, что по статистике на четырех невест, его ровесниц 25-го года рождения, после войны приходился только один жених, что с последствиями этого демографического перекоса Сталин запретом абортов и отменой алиментов боролся...
Когда-то его сыну, тоже кинорежиссеру, сказали пренебрежительно об одном из первых фильмов: «Ваша «Любовь» - папино кино», в смысле - устаревшее, старомодное. «Ах, - ответил Валерий, - если бы я умел снимать, как папа!»... Сообщение о смерти отца застало его в Одессе, где родители несколько лет назад купили квартиру: здесь, на берегу Черного моря, Тодоровский-младший работает над своей новой картиной - фамилия обязывает.
«ЖЕНЩИНА КРЫСУ ДЕРЖАЛА: ОДНОЙ РУКОЙ ЗА ХВОСТ, ВТОРОЙ - ЗА ГОЛОВКУ И ЖАДНО ВГРЫЗАЛАСЬ В НЕЕ ЗУБАМИ»
Петр Тодоровский в роли старшего лейтенанта Яковенко в картине Марлена Хуциева «Был месяц май», 1971 год |
- Петр Ефимович, здравствуйте! Хотел было сказать: «Добрый день», но за окном утро, причем настоящее подмосковное, морозное...
- ...и очень красивое. Двор у нас снегом засыпан, потому что в этом году его очень много и держатся морозы стабильно, так что мы ходим гулять, дышим студеным воздухом и надеемся, что это нам годы продлит (смеется).
- Вы так «вкусно» русскую зиму описываете, хотя в Бобринце Кировоградской области родились, а вот что-то из украинской своей жизни помните?
- Я там первые довоенные 16 лет провел - это маленький уютный райцентр, построенный много-много лет назад, до-до-до царя Гороха, и спланированный поначалу вот так (скрещивает пальцы рук), ну и учился я, естественно, в украинской школе.
- Так вы и объясниться по-украински можете?
- Ну а як же? - балакаю, розмовляю... (Читает). «На майдані коло церкви революція іде. «Хай чабан! - усі гукнули...
- ...за отамана буде»...
- ...а уж стихи Тараса Григорьевича помню тем более...
Как оператор Петр Ефимович снял несколько картин, в том числе культовую «Весну на Заречной улице» |
- Голодомор вы застали?
- Ой, голод тот страшный в память врезался намертво. В нашей семье трое детей было, и мы до такого дошли состояния, что по сараям выброшенные использованные веники искали, собирали из них пупырышки, толкли с гнилой свеклой (это у нас «маторженики» называлось), а потом просто отмывали их добела, мелко нарезали, и это был суп.
- Из веников?
- Да, ну а что - есть было нечего! Лето выдалось жаркое, кажется, в июле - мне еще восьми лет не исполнилось - я около склада «Заготзерна» стоял, где давно ничего не было - просто забор и все, а напротив сидела женщина, у которой из-под распахнутой сорочки одни кости торчали. В подоле у нее лежала девочка в демисезонном пальто, с головой, полностью обмотанной косынкой, - то ли живая, то ли мертвая, а женщина крысу держала: одной рукой за хвост, второй - за головку и жадно вгрызалась зубами...
- В крысу?
- Да - не знаю уж, как она ее поймала. Видимо, какие-то зернышки под землей остались - все-таки когда-то там было «Заготзерно», и она эту крысу ела.
С Дмитрием Гордоном. «Учился я в украинской школе». — «Так вы и объясниться по-украин ски можете?». — «Ну а як же? — балакаю, розмовляю... «На майдані коло церкви революція іде...» Фото Сергея КРЫЛАТОВА |
- Говорят, люди, перенесшие голод: и украинские крестьяне, и ленинградцы-блокадники, - до сих пор не могут наесться досыта и больше всего любят хлеб с маслом...
- Я в Саратовском военно-пехотном училище учился, и кормили там ну просто из рук вон плохо: утром - капуста, днем - суп из капусты, потому что бои в Сталинграде шли и все такое, а мне как комсоргу роты в качестве большого поощрения дежурство на кухне иногда выпадало - колол дрова, чистил гнилую картошку. Однажды нас послали с буфетчицей в город на хлебозавод, куда мы, два комсорга, ехали в будке, держась за крышу фургона и на ухабах шатаясь, и вот, когда на территорию завода въехали, в ноздри этот запах ударил, от которого можно было упасть в обморок. Мечта у нас одна была - кусочек хлеба: ничего больше.
Как-то сестра 600 рублей мне прислала, и я должен был немедленно эти деньги потратить. Ну как? Перемахнул без увольнительной через забор, сел в трамвай, на Сенной рынок приехал... Размечтался: сейчас, мол, большую буханку куплю, но за 450 рублей только такую вот (показывает - маленькую) сторговать удалось, полусырую, еще и усики оттуда выглядывали - в муку что-то домешивали... Я на две части ее разломил, сунул в карманы шинели, чтобы из рук не выхватили, потому что время было такое. Ну, думаю, одну половинку сейчас съем, а вторую оставлю на завтра, но пока дошел до ворот, умял все - не мог удержаться. Тут и патруль нарисовался, а с ним, поскольку я без увольнительной, всякие последствия неприятные: гауптвахта, наряд на распилку дров...
«ИНОГДА, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬ СОЛДАТА В АТАКУ, ПРИХОДИЛОСЬ МАЛОЙ ПЕХОТНОЙ ЛОПАТОЙ ЕГО ПО СПИНЕ ОХАЖИВАТЬ ИЛИ ПРИКЛАДОМ»
Инна Чурикова (Вера Нетужилина) и Николай Бурляев (Александр Нетужилин) в мелодраме «Военно-полевой роман», 1983 год |
- Хлеб вы до сих пор любите?
- Хороший для меня лакомство, и я никогда не выбрасываю ни крошки. Ни крошки!
- После Саратовского пехотного училища вас направили прямо на фронт. Пехота на войне гибла массово, а командир взвода - самая «выбиваемая» категория: он должен бежать впереди и звать за собой бойцов. Не случайно подавляющее большинство фронтовиков-артистов и режиссеров: Басов, Никулин, Папанов, Смирнов и даже Котеночкин - вышли из артиллерии, в непосредственный контакт с противником не входившей, да и среди писателей картина такая же, а вы понимали, что шансов выжить у вас практически нет?
- В училище я в минометном числился батальоне, и направили меня в часть, которая до этого шла вперед и вперед, пока наступление не захлебнулось, потому что все ресурсы иссякли - людские и прочие. Не было ни минометов, ни мин, и я командиром пехотного взвода стал. Только после ранения минометный взвод получил, но на фронте все-таки и маленькие радости были: сразу, когда мы прибыли, нам по буханке хлеба выдали, папиросы - совсем другое настроение появилось...
- ...можно жить. Но недолго...
- Да, в любую минуту кусок железа получить можешь.
- Вы отдавали себе отчет в том, что жизнь человеческая ничего, в общем-то, не стоит?
Николай Бурляев и Наталья Андрейченко (Любовь Антипова) в «Военно-полевом романе». «Я говорю правду о войне везде, где только возможно, чтобы это легло в материал, чтобы не выглядело отдельным, так сказать, фокусом» |
- Ну, когда тебе 19 лет, в такие материи не углубляешься - в молодости очень легко всякие трудности переносить. Конечно, когда снаряд или бомба летит и свистит, когда абсолютно бесконечная стрельба идет - днем и ночью, без пауз вообще, страшно. Бывало, половина моего взвода спит... Ну как спит? В ячейках, в траншее, на голову натянув шинель, пилотку или каску, а остальные в своих ячейках стоят (когда в обороне) и в сторону немцев стреляют, и немцы то же самое делают.
- И куда стреляют?
- В темноту - чтобы знали фрицы, что мы начеку.
- Вы сказали однажды: «Когда первый раз в атаку идешь - не боишься, бежишь, как теленок, но после ранения, когда надо еще раз встать из окопов, ты совсем другой человек»...
- Это уже опыт... Я и молодым режиссерам говорю: если первый фильм удачный, одобрение критики получил, на фестиваль попал, за второй так же трудно браться, как подняться в атаку после ранения. Иногда, чтобы поднять солдата в атаку, приходилось малой пехотной лопатой его по спине охаживать или прикладом - тем более тех, кто верующие (крестится)... Особенно с религиозными ребятами с Востока было трудно: забьется он в угол и молитвы читает...
- «За Родину!», «За Сталина!» - кричали тогда или нет?
- У нас я такого не помню - а в смысле я сам? Нет, просто: «Вперед!»...
- ...и дальше русские выражения следовали общеизвестные?
Ирина Розанова и Евгений Миронов (лейтенант Полетаев), «Анкор, еще анкор!», 1992 год |
- Ну да.
- Эрнст Неизвестный рассказывал мне, что к смерти на войне привыкаешь - вплоть до того, что могли рядом с разорванным трупом сидеть, есть и даже ставить на него котелки: вы с ним согласны?
- Ну, это же определенный образ жизни. Вообще, война - это время, когда ты можешь каждую минуту получить пулю и видишь рядом смерти бесконечно.
- Вы смертей много видели?
- Не то слово, и, как иллюстрацию, я вам маленький приведу эпизод. Мы тогда тоже в обороне перед наступлением на Висле стояли, и вдруг ночью нас подняли: тихо, ш-ш-ш! Куда-то идем, расстояние восемь-десять метров друг от друга - это о своей роте я говорю, и что дальше, справа-слева, - не знаю. В полночь на широкую просеку выходим, все подтянулись, постояли, и прозвучала команда: «Вперед!».
Как потом выяснилось, немцы со своих позиций ушли, а наша разведка это засекла. Решили, что они на более выгодные позиции перебираются и надо их быстро догнать, поймать на ходу, то есть идея хорошая, но дело в том, что на просеке, по которой мы двинулись, немцы справа и слева два пулемета поставили станковых. Нашу разведку, которая дальше пошла, они пропустили и по колонне ударили - это был ужас! У тех, кто немножко отстал, кто успел среагировать, у кого рядом оказался пенек или ямка, шанс уцелеть был, а тех, кто бежал обратно, косили вот так - штабелями. После этого мы уже ничего и никого не догоняли: никакого наступления, по крайней мере на нашем участке, не было.
«БЫЛА ПОПЫТКА В НАСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕЙТИ, НО СОВЕРШЕННО НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ - ВОТ ВАМ И 90 ТРУПОВ, СБРОШЕННЫХ В РОВ»
С Ириной Розановой (медсестра Любовь Антипова) на съемках фильма «Анкор, еще анкор!». На фронте Петр Тодоровский был знаком с медсестрой Любой Антиповой, которая стала прототипом двух героинь его картин — «Военно-полевой роман» и «Анкор, еще анкор!» |
- На полях и в лесах России, Украины и Белоруссии до сих пор находят в земле останки десятков, сотен, тысяч солдат - тех, кого просто не хоронили, кого бросали и дальше шли...
- Я вам сейчас расскажу... Мой старший брат окончил 10 класс в июле 40-го года, а в октябре его призвали в армию. Он на границе в Перемышле служил, но после 22 июня связь с ним прервалась. Мать все поняла сразу - остановить ее слезы было невозможно, мы тоже чувствовали, что, видимо, его уже нет в живых, но где он погиб? Всю войну в Бугуруслан писали - это такой городок, где можно было получить информацию, и неизменно получали ответ: в списках погибших и пропавших без вести не значится, и после войны во все инстанции без конца обращались - результат был тот же. Умер отец, потом мать, старшая сестра, а я продолжал слать запросы, и вдруг лет семь назад раздается звонок из Коломны и молодой парень говорит: «Петр Ефимович, я руководитель поисковой группы. Мы в Новгородской области под деревней Водосье ров раскопали (не могилу, а ров! - П. Т.) с останками 90 солдат и офицеров. Их толком не похоронили, только присыпали, и нам старик из соседней деревни приблизительное показал место - видел, что тела погибших туда сбрасывали!». Наши тогда отступали, это начало 42-го года...
- ...хоронить было некогда...
- Этот парень орден Красной Звезды нашел, что-то еще и потом в архиве Министерства обороны в Подольске отыскал, что там была за часть. В ее списках и фамилию Тодоровский увидел, имя - Илья Ефимович. «Я, - признался, - смотрел ваши фильмы, вот и решил позвонить»: так, наконец, мы узнали, где сложил голову мой брат. Я с молодым коломенцем в этот архив поехал, получил справку, где Илья погиб, когда, в какой день...
Владимир Ильин (капитан Лиховол), Елена Яковлева (Аня Крюкова), Евгений Миронов и Сер гей Никоненко (капитан Крюков), «Анкор, еще анкор!» |
Даже ситуацию на том участке фронта выяснил - писарь или кто-то в канцелярии, точно не знаю, описывал, что была попытка в наступление перейти, но совершенно неподготовленная - вот вам и 90 трупов, сброшенных в ров.
- Глупости советских командиров, генералов вы на войне много видели? Говорят, мы просто заваливали немцев телами, человеческим мясом - это так?
- Ну, в общем-то, подсчитать, какой процент потерь именно бестолковостью вызван, я не могу, но какие-то цифры блуждают: 1:5, 1:7. Ну, то есть на пятерых, семерых наших - один немец, и тот эпизод под Новгородом - тому подтверждение.
- На верную смерть просто послали...
- Да, и были же совершенно бездарные командиры, которые только одно знали: «Давай, вперед!» - и все. У Василя Быкова есть, если помните, рассказ замечательный «Атака с ходу»: чтобы выслужиться, чтобы получить орден, его герой старший лейтенант Ананьев посылает солдат на верную смерть.
- Лично вы много немцев убили, счет им вели?
- В училище мы втроем дружили: Сережа Иванов, Юра Никитин и я, - и нас в один полк направили, который как раз наступал. Вел нас в расположение капитан, и вот по дороге видим - труп немца лежит, только голова каской закрыта. Мы мимо прошли, но все оглядываясь - новички необстрелянные, обмундирование аж хрустит...
- Свежее...
- Да, на ногах сапожки - а то курсантами в обмотках ходили, в ботинках. Капитан вернулся, пальцем нас поманил и автоматом каску с лица сбросил, а там черви ползают, уже все изъедено. Он таким образом нас немножко готовил, чтобы потом не удивлялись, чтобы все понимали.
...Я был командиром взвода, и когда в атаку бежишь, ты - разъяренный зверь. Глаза залитые, что-то орешь, ничего перед собой не видишь: из автомата налево-направо палишь, а попал или нет - кто уж там разберет?..
Конечно, перед атакой в роту старшина с ведром или с котелком спирта приходил, и кто сколько хотел черпал кружкой и выпивал. Постарше - те только пригубливали или делали вид, что пьют, а молодые брали, так сказать, полную дозу, поэтому море было им уже по колено.
«К КОМЕНДАНТУ БЕРЛИНА ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКУ БЕРЗАРИНУ И К ВРАЧАМ 100 ТЫСЯЧ НЕМОК С ЖАЛОБОЙ ОБРАТИЛИСЬ, ЧТО ИХ ИЗНАСИЛОВАЛИ»
- Лица немцев, тем не менее, в момент, когда их убивали, вы помните?
- Вы знаете, вот мы в немецкие ворвались траншеи, а оборона их где-то на полтора месяца затянулась. У нас были траншеи, ячейки, а у них - блиндажи, для офицеров оборудованные, с кроватями, зеркалами...
- Немцы!
- В одном немец лежал, очень тяжело раненный - я увидел его и вдруг понял, что не могу убить, потому что он брошен.
- И не убили?
- Нет. Вообще, как только война закончилась, немцы будто загипнотизированы были - везде: в маленьких городах, в больших, - выбросили...
- ...белые флаги...
- ...простыни, которые из каждого свисали окна. Они ничего совершенно не делали: сидели и ждали, когда их расстреляют, убьют, повесят, закопают, - понимаете? Я комендантом маленького городка Йерихов на берегу Эльбы был и получил команду в первую очередь растормошить их, чтобы они занялись, как у нас говорят, посевной кампанией, потому что население надо кормить, - я должен был провести собрание, митинг и прочее. Естественно, у меня был переводчик, и маленькие отделения мотоциклистов - ребят с автоматами, потому что там по ночам такое творилось - все же в разгул ударились.
- Многих немок насиловали?
- По крайней мере, Гавриил Попов в книге «Сорок первый-сорок пятый. Одна война или три?» пишет, что к коменданту Берлина генерал-полковнику Берзарину и к врачам 100 тысяч немок с жалобой обратились, что их изнасиловали, так что...
- У вас, у еврея, особенная ненависть, ярость к немцам была, особый счет к ним имелся?
- Наша семья многих за эту войну потеряла: на фронте погиб мой брат, мамин родной брат и сын второго ее брата, то есть племянник, папина родная сестра с мужем и тремя детьми немецким танком была раздавлена - они бежали и, видимо, растерялись, а тот несся со страшной силой. Дедушку и бабушку, которые в Бобринце остались, - никуда ехать они не хотели! - естественно, расстреляли: мне прислали оттуда из местной газеты заметку, где описано, как молодых ребят-евреев собрали, закрыли в доме, забили окна, двери и подпалили. Сожгли живьем, и автор - он тогда маленьким был - пишет, что слышал жуткие крики, которые доносились из горящего дома.
- Исходя из этого, немцев вы ненавидели?
- Я понимал, что это какая-то все-таки пропаганда, - разжечь ненависть было необходимо, чтобы поднять боевой дух и прочее.
- Эренбург же призывал в «Красной звезде»: «Убей немца!»...
- Его потом подкорректировали - в конце войны в «Правде» была опубликована статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Георгия Александрова под названием «Товарищ Эренбург упрощает». Он цитировал Сталина, который сказал: «Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское - остается», так что риторика тут сразу сменилась.
- Сейчас можно еще встретить ветеранов войны, увешанных медалями и орденами, но подавляющее большинство этих наград - мы это понимаем - юбилейные, а сразу после Победы редко-редко на ком красовалась одна, максимум две медальки: если орден - это уже чем-то считалось особенным. Вы в 45-м, будучи совершенно молодым человеком, два ордена Отечественной войны I и II степени получили - был у вас еще и третий какой-то...
- Потом уже, после войны, дали еще один - I степени.
- Как вам сегодня кажется, смелым вы были?
- На фронте начиная с августа 44-го ровно девять месяцев я провел, и понимаете, в чем дело, - несмелым там быть очень трудно (смеется). По молодости присутствует еще элемент дурости...
- ...бесшабашности...
- ...и потом идеологическая обработка с малых лет велась: когда ты октябренок, пионер, комсомолец... Мы же все очень правоверные были, любили вождя - на праздники, когда во ВГИКе учились, никто домой не уезжал, чтобы демонстрацию первомайскую или 7 ноября не пропустить: Сталина хотели увидеть. Фотографировать нельзя было, и, казалось бы, операторский факультет идет, у всех фотоаппараты, но даже на общем плане снимать было запрещено...
- То есть Сталина на трибуне Мавзолея вы лицезрели?
- Ну, если идешь во второй, в третьей колонне, то хорошо видишь, а если в пятой - привставали на цыпочки...
- Возникает вопрос: видел ли он вас?
- (Смеется). Конечно же, нет.
«ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ИЗ АРМИИ ВЫНЕС ХОРОШЕГО, - ЭТО ПРИВЫЧКУ ВСЕ КЛАСТЬ НА СВОИ МЕСТА. ЧТОБЫ В ТЕМНОТЕ МОГ НАЙТИ...»
- Война вам сегодня снится?
- Вы знаете, она до сих пор меня держит - в том смысле, что даже в таком совершенно безобидном фильме, как «Фокусник», снятом по сценарию Саши Володина, я все-таки нашел, как ее упомянуть. Герой о своей жизни студентам рассказывает, а тут же сидит парень, который где-то сломал ногу, и тогда фокусник берет его костыли и начинает про госпиталь вспоминать, где после тяжелого ранения лечился. У Зиновия Гердта, который в главной роли там снялся, действительно тяжелое ранение было и две неудачные операции - хромым он остался на всю жизнь.
Я говорю правду о войне везде, где только возможно, чтобы это легло в материал, чтобы не выглядело, так сказать, отдельным фокусом, я вспоминаю лица людей на фронте: мне они интересны, а все эти атаки, кровь, стрельба, взрывы - нисколько.
...Знаете, как новый, 45-й год, в лесу перед наступлением мы отмечали? В Польше это было... Нашли елочку, на нее три пистолета повесили, три банки американской тушенки уже открытой, бутылку водки на троих, и комбат впервые сказал: «Ну, друзья (не товарищи офицеры. - П. Т.), встретим же Новый год! Прошу локоть на уровне бровей, рот - на ширину приклада...».
- Вы же еще три года после Победы в армии оставались...
- Пять лет всего отслужил, но единственное, что вынес оттуда хорошего, - это привычку все класть на свои места. Чтобы в темноте, если свет погаснет, мог найти то, что мне нужно (смеется).
- До какого звания вы дослужились?
- На фронт младшим лейтенантом пришел, там получил лейтенанта, а уже когда из армии уходил, мне дали старлея... Вырвался оттуда с большим трудом, меня не отпускали - я считался кадровым, еще и в самодеятельности участвовал, а после войны такая борьба разгорелась по этой части: полк на полк - кто лучше.
- Где вы после Победы служили?
- В знаменитых Песочных лагерях - это жуткое место между Костромой и Ярославлем. В Германии мы квартировали в домах, где раньше летчики жили, - с горячей водой, а вернулись в Россию в снег.
- Здравствуй, Родина!
- Казармы на тысячу человек там были, но мы сплошные руины увидели: ни окон, ни дверей, крыши провалены. Жили в снегу, в землянках, пока их не восстановили.
- Сталина любили вы до последнего?
- Нет, отнюдь. На курсе у нас во ВГИКе много, как их называли, «демократов» было: болгары, чехи, румыны и даже француз Жан Пьер. Я с болгарином дружил - был такой Выло Радев, впоследствии замечательный режиссер, который несколько прекрасных снял фильмов. Он в партизанском движении у себя участвовал, а после войны с восторгом приехал в Москву, потому что это Кремль, Большой театр, Третьяковка. У него такая возможность была - землячество какими-то приличными деньгами ему помогало, и я видел, как Выло постепенно затухал...
- ...опускался на землю...
- Он жил неподалеку от ВГИКа - там для них, иностранцев, общежитие устроили, и мы с ним шептались, тихо-тихо мнениями о нашей жизни обменивались... Даже не помню, как это произошло, кто из нас первое запретное произнес слово, а уже когда Берию скинули, совсем разговорились. В это время мы с Радевым учебную работу «Повесть о детской игрушке» в Загорском научно-исследовательском институте игрушки снимали - нам там какую-то комнату выделили, мы брали кукол и разные истории с ними разыгрывали, здесь же на столах и ночевали. Вдруг утром комендант заходит - а на стене портреты всего Политбюро висят... «Ну, одного гада поймали», - говорит, приставляет стул и Берию снимает. Это для нашего мировоззрения очень разрушительная была ситуация - просто катастрофа: раз «одного гада поймали», значит, кто-то еще там есть?
«У ЖЕНИ ЕВСТИГНЕЕВА ВСЕГДА БЫЛ С СОБОЙ САКВОЯЖИК, А ТАМ - ДВЕ БУТЫЛКИ «ПЛИСКИ». «А ТО, - ГОВОРИЛ, - В СЕМЬ ЧАСОВ ЗАКРОЮТ, И Я ОСТАНУСЬ НА НОЧЬ НИ С ЧЕМ»
- Свой путь в кино вы начинали как оператор и сняли в этом качестве «Весну на Заречной улице»...
- Ну, там вообще-то два оператора и два режиссера было.
- Культовое для того времени кино - это 56-й год, по-моему?
- Да.
- Более полувека прошло, а картину до сих пор с удовольствием смотрят...
- Это правда - народ ее очень любит. Как-то я с водителем такси, пожилым человеком, разговорился, и он, когда узнал, что я в работе над «Весной на Заречной улице» участвовал, расчувствовался: «Вот это, - воскликнул, - фильм!», а из Грузии на студию такое пришло письмо: «Я любые готов заплатить деньги, чтобы вы сняли вторую серию» - о том, как сложилась жизнь героев Рыбникова и Ивановой.
- Вы своей операторской работой довольны?
- Во-первых, я с очень хорошим режиссером снимал Марленом Хуциевым - у нас с ним два фильма (второй - «Два Федора»), а потом с Женей Ташковым по сценарию Гриши Поженяна снял «Жажду» - такой боевик! После этого все классные ребята разъехались: и Марлен, и Женя, - а я на Одесской студии остался, понимал, что работать не с кем, а уже купленный сценарий Поженяна лежал...
- ...собрата-фронтовика...
- ...под названием «Никогда», который реализации подлежал. Хорошие режиссеры его не брали, плохим Гриша сам не давал, поэтому, когда молодой вгиковец Володя Дьяченко приехал, режиссерский факультет только-только окончивший, никто не сомневался, что именно ему предложат. Диплом, однако, был средненький, а деньги на кону, как по тем временам считалось, стояли большие (тут все относительно - вот я «Военно-полевой роман» за 380 тысяч рублей снял с двумя экспедициями). Словом, рисковать начальство побаивалось, и тогда к дебютанту меня подцепили - для подстраховки. Поженян, когда из Одессы поездом ехал, вышел в Киеве, пробился к министру культуры, стоял перед ним на коленях, свои книги дарил...
- ...читал стихи, наверное...
- В общем, тот разрешил, чтобы я сорежиссером и главным оператором был, а главную роль Женя Евстигнеев блестяще сыграл.
- Великий актер!
- Да, великий. О нем я мог бы много рассказывать - как-никак в трех фильмах его снимал, и это одно удовольствие было. Таким образом проблема как-то разрешилась, потому что с серым режиссером сотрудничать - год жизни отдать в никуда, это просто бессмысленно, а тут сразу я согласился, правда, первое время голову ломал над тем, как работать с актерами. Ну, думаю, пускай это берет в свои руки Володя Дьяченко - парень образованный, грамотный, а у него, как выяснилось, очень хороший аналитический ум, но не более, потому что он садился перед Евстигнеевым (якобы сигаретой затягивается) и голову ему полчаса морочил, а такому актеру перед выходом на съемочную площадку надо или анекдоты в двух словах рассказывать...
- ...или коньячку налить...
- Точно, но у Жени всегда был с собой саквояжик, а там - две бутылки «Плиски». «А то, - говорил, - в семь часов закроют, и я останусь на ночь ни с чем».
«ЭТО У МОРДЮКОВОЙ Я ВЗЯЛ ФРАЗУ, КОТОРУЮ ПОТОМ ЛЕНА ЯКОВЛЕВА ОЗВУЧИЛА: «ЧТОБ Я ЕЩЕ ХОТЬ РАЗ КОМУ-НИБУДЬ КОГДА-НИБУДЬ ДАЛА? НИКОГДА!»
- Вы автор множества киносценариев, но я бы хотел на «Военно-полевом романе» остановиться, который на «Оскара» номинировали, - насколько он и снятый по нему фильм автобиографичны?
- Вы знаете, автобиографично только начало: когда на переднем крае мы были, в час ночи приезжала полевая кухня, останавливалась где-то в лощинке, и мы отделениями туда шли, чтобы перловую кашу получить (шрапнель, как ее называли), буханку или полбуханки хлеба да колотого сахара кусок... Все это выдавалось на сутки, потому что через сутки, тоже в час ночи, опять кухня приедет, и однажды, проходя мимо землянки комбата, мы услыхали, как там смеется женщина и играет патефон. Нам по 19 лет, это возраст любви, а женщины на переднем крае отсутствовали, и мы стали приходить, чтобы женский голос послушать, - она заразительно так смеялась, и старые пластинки крутились: «Брызги шампанского», «В парке Чаир», «Рио Рита»...
- В землянке?
- Да, буквально в 60-70 метрах от передовой, а потом началось наступление, комбат погиб, и женщина эта исчезла.
- Красивая она была?
- Очень. Я всего один раз ее видел, когда она с комбатом на лошади мимо нас промчалась: мы как раз строем в фронтовую баню шли (завшивели тогда так, что пришлось вывести нас на сутки, подменив другой частью), и в «Военно-полевом романе» маленьким эпизодиком я это показал.
- После войны вы эту женщину снова увидели?
- После войны я, студент первого курса, шел зимой мимо ЦУМа (мне в фотомагазин надо было - фотобумагу купить) и услыхал заразительный женский смех. У стены, прямо у витрины, стояла она - в телогрейке, в ватных брюках и валенках, с папироской, из рваных перчаток маникюр облезлый виднелся, и хриплым голосом орала: «Пирожки! Налетай!». Я остолбенел: «Господи, на фронте она была для нас несбыточной мечтой, мы были влюблены в какую-то грезу», а теперь она на дне - это было видно. Рядом крохотная девочка сидела, в какие-то платки рваные замотанная... Я на второй день прибежал, точнее, приехал - жил на станции Лосиноостровской...
- ...под Москвой...
- Да, там престижное общежитие было - особняк двухэтажный, где весь курс Герасимова, снявшийся в «Молодой гвардии», обитал: Тихонов, Мордюкова, - все-все-все (уже и фамилии даже позабывал). Женя Ташков тоже там обретался - помню, как Мордюкова рожала, а мы с ним, молодые, начинающие, бежали на станцию, чтобы вызвать «скорую помощь»: телефона-то в общежитии не было! Нонна на всю округу орала - боль-то жуткая, и это оттуда я взял фразу, которую потом Лена Яковлева озвучила в картине «Такая чудная игра»: «Чтобы я еще хоть раз кому-нибудь когда-нибудь дала? Никогда!» - все остальное придумано.
- Вы к ней, к этой женщине, еще раз подошли?
- Я на второй день прибежал, а ее не было. Так и не удалось найти - я же не мог каждый день у ЦУМа дежурить, занятия пропускать...
- «Военно-полевой роман» свой вы любите?
- Ну, некоторым «Анкор, еще анкор!» больше нравится.
- И меня, кстати, тоже «Анкор» зацепил больше - в нем особое очарование есть, магия какая-то завораживающая...
- Да? Этот фильм, кстати, тоже о том, как сразу после войны жили.
- А вот военные, я знаю, приняли его в штыки...
- Ну, там вообще целая история. Анатолий Лысенко, который тогда гендиректором ВГТРК был, по своей наивности премьеру на 23 февраля - День защитника Отечества - назначил, и тут ему какой-то генерал-лейтенант, председатель Комитета ветеранов, позвонил и показ потребовал запретить. Разговаривал он очень грозно: «Вы вандалы, просто не понимаете, что творите!», но Лысенко не согласился. «Нет, - отрезал, - в эфире уже анонсы идут», и тогда Паша-«мерседес» позвонил...
- Грачев?
- Да, он министром обороны тогда был, и ветеран этот ему пожаловался. «Я, - сказал, - убедительно прошу. Понимаю, что вы уже пообещали зрителям фильм, но, пожалуйста, перенесите показ на 24 февраля», и Лысенко тогда сдался.
- Правду никто не любит?
- Ну да - это такая болезнь, особенно у нас почему-то, которую излечить трудно, и те, кто ею поражен, не понимают, зачем каким-то беспокойным людям до истины нужно докапываться. Я в самолете с одной женщиной как-то летел, и мы разговорились: смотрите, мол, как мы позорно кампанию 41-42-го годов провалили. Немец до Сталинграда дошел - это 1200 километров в глубь страны, а сколько людей положили! - но она слушать ничего не желала: «Наши потери не больше, чем у немцев». - «Как же вы можете так говорить? - удивился я, - ведь названы цифры какие-то, они общеизвестны», а спутница: «Есть просто две правды. Одна - та, что где-то внизу ходит, а вторая - большая, и состоит она в том, что мы победили: вот это правда!».
- Многим именно такой правды хочется...
- Да, а всяческие говоруны только мешают. Вы знаете, 500 лет назад замечательный философ и писатель Монтень записал в своей книге «Опыты»: «Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды» - вот та язва, та болезнь, которая не дает нам развиваться.
- В советском кинематографе «военная» школа была сильна - вообще эта тема приоритетной считалась, а правда о настоящей войне, той, которую видели вы, в этих картинах присутствовала?
- Ну, я, например, «Балладу о солдате» Григория Чухрая люблю и считаю эту ленту одной из лучших о войне, потому что она о замечательном, добром парне, который мог бы народить таких же прекрасных ребят и девушек, а круг на этом мальчике замкнулся: это был обобщенный образ фронтовиков, которые отдали свою жизнь ради победы.
- И «Летят журавли» Калатозова тоже, наверное, в этом ряду?
- Да, абсолютно, а также вся проза Василя Быкова - это абсолютная проекция в наши дни, потому что там какие-то нравственные проблемы решаются, но в целом с правдой дела у нас очень плохи.
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)