В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Парни, парни, это в ваших силах!

«Кто ваша жена, Холмс?». — «Элементарно — Ватсон!»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 12 Января, 2012 00:00
В Голливуде пора объявлять карантин: похоже, именитых режиссеров поразил неизвестный науке вирус.
Анна ШЕСТАК
В Голливуде пора объявлять карантин: похоже, именитых режиссеров поразил неизвестный науке вирус. Сначала им начинает казаться, что они голуби, а потом им хочется подняться как можно выше, чтоб нагадить на чей-нибудь памятник. Судите сами: сначала Пол Андерсон сделал из мушкетеров Дюма черепашек-ниндзя, потом Роланд Эммерих досочинил королеве-девственнице Елизавете I любовную связь с ее собственным сыном, и вот теперь - встречайте очередной шедевр Гая Ричи. Сиквел то ли «Шерлока Холмса», выпущенного бывшим мужем Мадонны два года назад, то ли небезызвестной «Горбатой горы». Потому что анекдот «Кто ваша жена, Холмс?». - «Элементарно - Ватсон!» актуален снова...

КОНАН ДОЙЛ УКАЗАН В ТИТРАХ КАК СОАВТОР СЦЕНАРИЯ

А как радовалось мое сердце, когда в самом начале картины Холмс (Роберт Дауни-младший) мило ворковал с обворожительной Ирен Адлер (Рейчел Макадамс)! Думала: «Неужели Ричи рискнет и сделает то, чего не сделал Артур Конан Дойл, - соединит лучшего сыщика викторианской Англии с единственной женщиной, которая ему нравилась?». Не тут-то было! Ричи поступил круче - уморил Адлер минуте на 10-й: великий и ужасный профессор Мориарти, на которого работала барышня, подстроил ей редкую форму туберкулеза, протекающую очень быстро и не дающую шансов на выздоровление.

Зачем это было нужно, понятно не сразу, поскольку дама в приключенческой картине обязана быть по законам жанра - хотя бы ради интриги. И Ричи все-таки ввел женский персонаж - цыганку Симзу (Нуми Рапас). Но то ли Нуми, которую критики взахлеб хвалят за шведскую картину «Девушка с татуировкой дракона», попросту в роль не вписалась, то ли роль была безыдейная, сырая и плохо написанная - в общем, не срослось у цыганки с Холмсом. Зато - уже во второй раз - срослось у Холмса с Ватсоном (Джуд Лоу). И то, что доктор все-таки женился на своей рыжеволосой Мэри, - не беда. В свадебное путешествие он все равно поехал с другом, а Мэри благополучно вылетела в окно поезда, мчащегося по мосту через Темзу...

«Голубая луна всему виной», - все в округе говорили...». Подзабытая песенка Моисеева и Трубача могла бы стать отличным саундтреком к картине, потому что фильм вовсе не о борьбе двух гениев (или маньяков) Холмса и Мориарти. Посмотрев его, моментально вспоминаешь анекдот: «Ватсон, вы что, гей?». - «Холмс, а как вы догадались?». - «Я не догадался, я просто спросил...».

Намеков на то, что сыщик и врач неровно дышат друг к другу, хоть отбавляй. Во-первых, Холмсу киношному в отличие от книжного абсолютно все равно, что там чудит этот странный Мориарти, пока он не начинает угрожать Ватсону. Во-вторых, если в новелле Конан Дойла «Последнее дело Холмса» детектив, прежде чем уехать с доктором, переодевается в старенького итальянского пастора, у Ричи он красится поярче и наряжается в женское платье. В-третьих, покойному писателю (кстати, указанному в титрах в качестве соавтора сценария), наверное, в страшном сне не снилась сцена, где голова Ватсона оказывается между ног полуголого Холмса. Да и гей-икона Стивен Фрай в роли его брата Майкрофта, главы королевской тайной службы, тоже пригрезиться не мог.

«НАКОНЕЦ-ТО! Я ДУМАЛ, УЖЕ НЕ ДОЖДУСЬ», - СКАЗАЛ ВАТСОН, КОГДА ХОЛМС ПРИГЛАСИЛ ЕГО НА ТАНЕЦ

Нет, Фрай, конечно, актер прекрасный. Обожаю его совместное шоу с Хью Лори, и плевать мне, да и остальным зрителям, на то, какой он ориентации. По типажу Стивен - вылитый Майкрофт: большой, грузный, высокий. Вот только эксгибиционистом старший Холмс, увы, не был и без трусов перед Мэри Ватсон не расхаживал. При всех своих милых странностях.

Как удалось уговорить такую звезду сыграть такую чушь, непостижимо. Как и то, кто и, главное, пошто эту чушь досочинил. Но удивительное в новом «Шерлоке Холмсе» не просто рядом, а буквально на каждом шагу.

Особенно радует казак, пытавшийся напасть на цыганку Симзу. Где Ричи читал о казаках, он не признался до сих пор, но источник явно редкий, а может, даже уникальный. И, без сомнения, авторитетный, ведь, согласно ему, казак - это такой украинский ниндзя-акробат, чудом доживший до конца XIX века. В мире просто не существует убийцы опаснее, потому что он и стреляет отравленными дротиками, и кинжалы мечет, и по потолку, как муха, ходит. Бесстрашный, бессердечный и бесшумный. Вот только вонючий шибко и носит мохнатую шапку из некоей «астраханской шерсти» (чуть не сказала: «Воблы»). «Вы что, не слышите этого запаха - селедки пополам с водкой? - удивляется Холмс. - А характерной вони немытого тела?». Неудивительно, что после этих обидных слов казак, мирно сидевший на потолке, решает упасть оттуда прямо на голову сыщику...

Люди в зале хохотали до слез! Смешнее было, лишь когда Холмс пригласил Ватсона на тур вальса, а тот сказал: «Наконец-то! Я думал, уже не дождусь...» - дал руку и пошел танцевать. А наблюдавшие за этим аристократы (дело было не где-нибудь у миссис Хадсон, а на балу в честь съезда политиков) нисколько не удивились. Даже внимания не обратили. Ну, в конце концов, что с них возьмешь? Они же не такие наблюдательные, как Шерлок Холмс.

«МОЛОДЧИНА, ВАТСОН. ВЫ ДАДИТЕ РЕБЕНКУ ПРАВИЛЬНУЮ ФАМИЛИЮ...»

Рейхенбахский водопад, подробно описанный у Конан Дойла, Ричи заменил пропастью, над которой возвышался замок, подозрительно похожий на жилище Дракулы из картины «Ван Хельсинг». Именно с его балкона свалились, не размыкая рук, Холмс и Мориарти. На глазах у печального и, похоже, порядком уставшего от всей этой галиматьи Ватсона.

Мориарти мне было жальче. На эту роль претендовали такие киномонстры, как Брэд Питт, Леонардо ДиКаприо, Хавьер Бардем, но Ричи выбрал менее известного Джареда Харриса. И, как ни странно, не прогадал. Харрис абсолютно не похож на того высокого и болезненно худого человека, которого придумал Конан Дойл (если снимать аккурат по книге, то отличным Мориарти мог бы стать Рэйф Файнс в гриме Волан-де-Морта), ему впору русских царей играть - из династии Романовых. Однако справился актер великолепно, и его профессор - сумасшедший миллиардер с амбициями властелина мира - получился очень достоверным. Эдакий светский лев, на которого работают тысячи гиен и шакалов.

А вот Роберт Дауни, красивый, талантливый, обаятельный, к своему персонажу ключик так и не подобрал. Его Холмс - собирательный образ, склеенный из кусочков. Что-то в нем от Джека Воробья, что-то - от доктора Хауса, кое-что - от размалеванного злодея Джокера в исполнении Хита Леджера. И ничего своего.

То же самое у Джуда Лоу. Вторая скрипка - роль Ватсона - явно не для него. Кажется, в картине ему скучно до зевоты и ничто его не радует. Его Ватсон - персонаж компьютерной игры, а не художественного фильма. Бей, стреляй, беги. Падай, поднимайся, видишь врага - стреляй. Не попал - пригнись. Попал - снова беги. Фильм закончился - бери деньги, жди следующего.

Кстати, третью серию уже снимают: Холмс-то воскрес! И успел заметить, как на его похоронах заплаканная Мэри, отхватившая львиную долю денег Мориарти, сидела не с мужем-доктором, а с... Майкрофтом. Видно, не зря в неглиже-то ходил...

«У меня родился сын!» - радостно сообщил Ватсон. «Поздравляю! - сказал Холмс. - А как назовете?». - «О, это будет двойное имя - Шерлок Холмс!». - «Молодчина, Ватсон. Вы дадите ребенку правильную фамилию...».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось