Поэт-песенник Юрий ЭНТИН: "Я был единственным мужчиной-школьным библиотекарем в Москве"
"ЧТОБЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВОДЯНЫМ, Я ЗАЛЕЗ В ВАННУ, А РЯДОМ ПОЛОЖИЛ РУЧКУ И БУМАГУ"
- Юрий Сергеевич, c чего обычно начинается ваша работа над песнями?
- У меня всегда на первом месте образы. Читаю сценарий. Пытаюсь понять характер героя, примерить его на себя. Неспроста многие мои песни начинаются с местоимения "я": "Я Водяной, я Водяной, никто не водится со мной!" или "Я гениальный сыщик, мне помощь не нужна". Гораздо хуже обстоят дела, когда этот самый характер в сценарии не прописан, как было, например, с тем же Водяным. Там просто значилось: Иван встречает Водяного. А какой он, этот Водяной, совершенно непонятно.
Я позвонил режиссеру Гарри Бардину: "Расскажи, какой у него характер?". И он ответил: "Ты - поэт, вот сам и придумывай!". Знаете, что я сделал? Чтобы действительно почувствовать себя Водяным, залез в ванну, а рядом положил ручку и бумагу. Минут через 10 текст был готов. И надо сказать, что такие задачи я очень люблю. Для меня очень важно, чтобы персонажи высказались в песне: кто они, какие они. И это может быть весело, а может быть грустно, лирично. Например, королевские охранники в "Бременских музыкантах", которые поют о том, как тяжело им жить на свете: "Ох, рано встает охрана!".
- Все режиссеры перекладывают решение на ваши плечи?
- Нет, многие заранее знают, чего хотят, и рассказывают об этом мне. А некоторые даже показывают: поют, танцуют, что-то визуально изображают. Мне довелось сотрудничать с замечательными режиссерами - Леонидом Гайдаем, Марком Захаровым, Георгием Данелия. Но труднее всего было работать как с режиссером с Аркадием Райкиным, когда он снимал свою картину "Люди и манекены". Для меня он был и остается кумиром, великим артистом. И вдруг приехал ко мне за 100 километров от Москвы в Малеевку, где я писал стихи к оперетте "Хоттабыч".
Я жил в маленькой комнате, где помещались только кровать и столик, там даже сценарий невозможно было пролистать. И вот мы стали с ним нос к носу, и он начал передо мной, как перед огромным залом, разыгрывать от начала и до конца все сцены. Это было ужасно смешно, но он находился настолько близко и все произошло так неожиданно, что я ни разу даже... не улыбнулся. Просто стоял и, вытаращив глаза, смотрел на него. Потом попросил: "Аркадий Исаакович, не надо вам трудиться, вы мне лучше расскажите, что вы хотите". И он совершенно искренне ответил: "Не знаю! Вы сами решите". - "Но хоть какая, - говорю, - здесь должна быть песня: веселая или грустная?". - "Понятия не имею! Вы сами что-нибудь придумайте".
Я, конечно, долго бился, но в результате написал песню манекенов, которая звучит в титрах: "Ни грусти, ни веселья ни ночью и ни днем. В своей прозрачной келье мы призрачно живем". Райкину очень понравилось. Но, несмотря на огромное количество лирических песен к кинофильмам, больше всего люблю работать в жанре пародии. Я ведь и карьеру свою начинал именно как поэт-пародист. Правда, произошло это достаточно поздно, мне было тогда 33 года.
"ГОД РАБОТАЛ УЧИТЕЛЕМ, А ПОТОМ НЕ ВЫДЕРЖАЛ - СБЕЖАЛ"
- А до этого времени что делали?
- Окончил истфак педагогического института и в течение года работал школьным учителем. А потом не выдержал, сбежал.
- Как вам это удалось? Раньше после института надо было три года отрабатывать.
- Все было с точностью до наоборот. Тогда невероятно тяжело было устроиться в школу историком, их был переизбыток. Я с трудом нашел место. Но часов мне досталось очень мало, поэтому пришлось одновременно работать школьным библиотекарем. Я был единственным мужчиной-школьным библиотекарем в Москве. Но, несмотря на эту подработку, зарплата все равно была крошечная.
- Поэтому вы ушли?
- Нет, просто однажды понял, что не в силах повторять одно и то же по нескольку раз в день. Нужно было, предположим, четыре урока подряд рассказывать о войне Греции и Спарты. Уже на втором часу мне хотелось поменять их местами, сфальсифицировав исторические события. Кстати, тогда я начал сочувствовать актерам, которые годами повторяют одни и те же слова. Это же с ума сойти можно! Я бы не смог.
В общем, после школы я работал корректором в педагогическом издательстве, которое готовило учебники для ПТУ. Там дослужился до редактора, а потом перешел работать редактором же на знаменитую фирму "Мелодия". И долго там работал. Пока в один прекрасный день не задумался: "Почему я редактирую чужие стихи, если могу написать лучше любого из этих поэтов?". Я всегда чувствовал, что лучший среди всех, кто занимался этой профессией.
- Вы уже тогда писали стихи?
- Свои поэтические силы я тогда пробовал только в любовных записках. Стихи были шуточные, но многим нравились, их даже цитировали. А я имел успех у девушек. Правда, на историческом факультете соперников у меня не было. Там училось еще двое или трое мужчин, но все они были инвалидами, пришедшими с войны. А нормальный я один. Поэтому, конечно, каждую неделю у меня был новый роман. И всем я писал записки в стихах. В конце концов, точно так же я покорил свою жену. Одним стихом. На следующий день она была моя.
- Это что же вы такое сочинили?
- Нас послали вместе на картошку. Стихотворение так и называлось: "Любовь не картошка". Заканчивалось оно словами: "Любовь, конечно, не картошка. А может, все-таки любовь?". И так оно ей понравилось, что уже 39 лет мы живем вместе. Кстати, на днях исполнилось 36 лет, как мы официально расписались, а до этого несколько лет жили в гражданском браке.
- Это стаж! Откройте секрет такого семейного долголетия.
- Что, с творчеством закончили - переходим к любви?
- Чисто по-человечески интересно!
- А, вы хотите воспользоваться советом! Вообще-то, я считаю, что наш с ней брак не правило, а исключение. Начнем с того, что абсолютно по всем гороскопическим законам (а я все-таки считаю, что астрономия - это наука, во всяком случае, все гороскопы в отношении меня сбываются до последней детали!) мы не подходим друг другу ни по каким показателям. Нам просто противопоказано жить вместе! Но мы живем.
С одной стороны, мы - две половинки единого целого. С другой - между нами все время идет борьба. Это, конечно, не поединок добра со злом, скорее, единство и борьба противоположностей. Я, например, поклонник Репина, а она любит Пикассо. Я мыслю конкретно, а она абстрактно. Я никогда не любил философию и учил ее плохо. А она - философ, и поскольку я зачастую пишу по наитию, не задумываясь, очень часто объясняет мне, что я написал. И так во всем!
А то, что мы совершенно разные, было понятно сразу. Помню, как мы с ней впервые поехали вместе отдыхать в Крым, в Новый Свет. Я был тогда свободен, а она замужем. Но ей как-то удалось удрать от мужа и с работы, и мы уехали, возлагая на поездку большие надежды. Но в первый же день она решительно пошла куда-то в горы. Я пытался идти за ней, но понимал, что просто рискую жизнью. Во-первых, я безумно боюсь высоты. До сих пор у меня кружится голова и буквально тянет в бездну. Чем долго карабкаться наверх, проще сразу броситься вниз. Во-вторых, я человек неспортивный и минут через 10 просто начал задыхаться. Но она упрямо продолжала идти. И тогда я крикнул фразу, которую пел впоследствии Укупник: "Я на тебе никогда не женюсь!". Недоразумения продолжались и на пляже. Она заплывала так далеко, что ее просто не было видно, - куда-то в Турцию. И я, плавая у берега, терпеливо ждал и волновался: вернется или нет?
"МЫ С ЖЕНОЙ, БЫВАЕТ, СМОТРИМ ДРУГ НА ДРУГА, А ПОТОМ ЦЕЛУЕМСЯ. СПУСТЯ 39 ЛЕТ!"
- Да уж, намучились вы с ней!
- Это любовь! И она у нас сохранилась до сих пор. Мы ведь несколько раз делали попытки на какое-то время разойтись. Не разводиться, но хотя бы просто пожить порознь, а то уже никаких сил не оставалось. Последний раз это случилось не так давно, в солидном, я бы даже сказал, пожилом возрасте. Не смогли! Говорят, со временем приходит привычка, любовь сменяет дружба и уважение. Но у нас как раз всего этого и нет, а вот любовь есть. Нас тянет друг к другу. Мы, бывает, смотрим друг на друга, а потом подходим и целуемся. Спустя 39 лет!
- Потрясающе! Вы ее покорили стихами. А она вас чем?
- Любовь - метафизическое понятие, ее невозможно объяснить. Она меня тем и покорила, что меня тянуло к ней, а ее ко мне. Но нам действительно абсолютно разное нравится, даже в еде.
- Как же вы решаете проблему питания?
- Стараемся соблюдать паритет, готовим что-то среднее. Она, например, любит острые блюда и щи, а я, так уж сложилось исторически, предпочитаю что-то попроще - бульоны, курицу во всех видах. Почти не ем мяса, люблю рыбу. Но и тут проблема: она терпеть не может ее чистить. Еще я очень люблю живую рыбу, но никакая сила на свете не заставит жену ее убить. Я, кстати, тоже не могу этого сделать. Вот и не покупаем. Конечно, в супермаркетах ее сейчас и чистят, и потрошат, но это в Москве. Мы же последние несколько месяцев безвылазно живем на даче, в здешнем магазине такой услуги нет.
До встречи со мной жена абсолютно не умела готовить. "Ты умеешь готовить?" - спросил я ее в начале нашей совместной жизни. "Конечно!" - ответила она. Я попросил яичницу. Выяснилось, что ничего подобного она никогда не готовила: разбила яйцо на сковородку, оно тут же сначала прилипло так, что отодрать невозможно, а потом сгорело. Только тогда она призналась, что у них в доме готовкой занимались мама, бабушка и иногда первый муж. А ведь ей в то время было уже 27 лет!
- Но вы ее научили?
- Каждый из нас что-то делает ради любви. Она вот готовить выучилась. Наверное, где-то вычитала, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.
- Как вы думаете, это правда?
- По-моему, полная ерунда! Сейчас столько облегченных блюд придумано! Я, например, сегодня сам готовил себе завтрак. Очень люблю кашу "Быстров", с утра запарю - и порядок! К тому же сейчас другое время. Нигде в мире уже дома не готовят, гостей не зовут. Зачем, если можно пойти в ресторан или кафе? Даже в поселке, где находится наша дача, есть два ресторана: один маленький, на пять мест, называется "Сторожка", и второй - ресторан Путина.
Дело в том, что президент у нас катается на лыжах, поэтому здесь есть его ресторан, который принадлежит председателю Олимпийского комитета Леониду Тягачеву. Хотя иногда хочется чего-нибудь домашнего, да и дом наш к этому располагает: он древний, недавно 100 лет исполнилось, здесь все устроено, как в старину. В том числе две кухни - просто грех не готовить!
"ЧУНГУ-ЧАНГУ" КРИТИКОВАЛИ ЗА ПРОПАГАНДУ ЧУЖОЙ СТРАНЫ: ВДРУГ ОНА КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ?!"
- В одном интервью вы сказали: "В советское время меня критиковали за все песни". Так уж и за все?
- Абсолютно! Можно брать любую, и о каждой я могу рассказать целую историю.
- Например, "Мир без любимого" из кинофильма "31 июня"?
- Ну, "Мир без любимого" мне самому не нравится, да и жена ее критиковала. А вот у песни "Лесной олень", написанной к кинофильму "Ох уж эта Настя", очень сложная судьба.
- Чем же провинилась любимая песня нескольких поколений советских детей?
- Был такой замечательный актер и по совместительству главный режиссер Детской редакции на радио Николай Владимирович Литвинов. Гений радиопостановок, он когда-то впервые исполнил на радио "Буратино", причем играл всех героев. Я его обожал!
Так вот, он запретил исполнять песню по радио, сказав, что это... цыганщина. Правда, это в большей степени относилось не ко мне, а к автору музыки Евгению Крылатову, и все равно было обидно. Но жизнь все расставляет на свои места: именно за "Лесного оленя" я в 1973 году получил свою первую премию. А "Антошку" в свое время запрещали потому, что Шаинский якобы украл эту мелодию у Мулермана, из его песни о хромом короле. Но были и более серьезные истории. Например, песня Водяного в советское время так и не была издана, потому что в вышестоящих инстанциях решили, что это... песня диссидента.
- ?!
- Сказали, что слова "Эх, жизнь моя, жестянка, да ну ее в болото! Живу я, как поганка..." мог петь только человек, недовольный существующим строем. А песню Маркиза из кинофильма "Достояние республики" обвиняли в пропаганде... детского алкоголизма, она ведь начиналась словами: "Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух".
В 1985 году, когда готовился к выходу сборник моих лучших песен, Горбачев начал свою антиалкогольную кампанию. В результате ни первая, ни вторая песня в него не вошли. А мне тогда здорово влетело. Помню, как стоял в дубленке в издательстве "Советский писатель", а "правильные" писатели и чиновники сидели развалясь и прорабатывали меня. Потом, когда и с моей помощью произошла революция 1991 года (мы с женой были на баррикадах), у меня вышла книга "А мне летать охота!". Я включил туда два этих злосчастных стихотворения.
А какая дивная история произошла с песней к фильму "Стоянка поезда три минуты", автором сценария к которому был Марк Захаров, а режиссером - Александр Орлов, поставивший впоследствии "Женщину, которая поет". Там были такие слова:
Вот обычный цветок гладиолус,
Только выводы делать постой.
Говорит мне мой внутренний голос:
Гладиолус - цветок непростой.
А почему здесь то? А почему не это?
Вопросов сразу 100, а вот ответов нету.
И вот меня вызвали на ковер и стали пытать. В прямом смысле этого слова! Говорили: "Признайтесь, что вы имели в виду?! На что вы этими стихами намекаете?!". А это была всего лишь пародия на зануду и лжефилософа, который из всего делает проблему.
Из-за строчки "Величество должны мы уберечь от всяческих ему ненужных встреч" девять месяцев не выходила пластинка "Бременские музыканты". Фильм уже вышел, а она была под запретом! Ну и апофеоз всего этого - слова из той же сказки "Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!". В этот момент как раз построили Кремлевский дворец съездов. Вот и сочли, что это намек. "Чунгу-Чангу" критиковали за пропаганду чужой страны: а вдруг она капиталистическая?!
"ЦЕНЗУРЫ СЕГОДНЯ НЕТ, А ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ГЛУПОСТЬ ОСТАЛАСЬ"
- Вам хватало терпения и мудрости не реагировать на такие глупости?
- Знаете, несмотря ни на что, мне было более или менее весело. Конечно, сначала я страшно злился, а потом даже гордился, воображал, что я почти диссидент. Хотя на самом деле был всего лишь сочувствующим, и дальше кухни, на которой рассказывались анекдоты про Брежнева, моего запала не хватало. А еще я поставил себе задачу - никогда не писать про пионеров и комсомол и наотрез отказывался от всех подобных предложений. Отказывался ездить на БАМ, другие "стройки коммунизма". Правда, открыто в позу не становился, просто говорил: "Я этого не умею! Я же сказочник, мое дело - сказки писать!". Из-за этого и премию Ленинского комсомола не получил, хотя у всех моих друзей-композиторов - и у Тухманова, и у Крылатова - она была.
- Сегодня работать легче?
- Цензуры, конечно, нет. А вот человеческая глупость осталась. Недавно, например, был на телепередаче, посвященной детским частушкам. А у меня как раз вышла книжка "Детские частушки", их исполняет популярный ансамбль "До-ми-соль". И там есть такая:
В огороде воробей
Отдубасил кошку.
А еще пообещал
Оторвать ей бошку.
Все дети, естественно, хохочут. А одна мамаша так рассердилась из-за этих стихов, что даже ребенка из студии увела: "Какое безобразие! Как можно писать такое (!) для детей!". Я потом сказал редакторше: "Вы бы ей объяснили, что кошка - убийца, она убивает птиц".
Наша собственная кошка не далее как вчера поймала воробья, залетевшего в окно. Мы с женой сдуру подкармливаем их, нас все окрестные птички и белочки знают. А этот поплатился за свою доверчивость. Так что ничего страшного в этих стихах нет. Тем более что такой прием придумал не я, а английские писатели. Вспомните "Робин Бобин Барабек скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника". А отечественная "Муха-Цокотуха", изобилующая жестокостями? "А злодей-то не шутит, руки-ноги он Мухе веревками крутит!". Но никто почему-то не предъявлял Чуковскому претензий. А меня вот критикуют.
- Вы работали со многими знаменитыми актерами. О ком сохранили самые лучшие воспоминания?
- Прежде всего, конечно, приходит на ум Андрей Миронов. Его песня "Кто на новенького?" была моей первой работой в большом кино. И именно Андрей преподал мне урок настоящего отношения к творчеству - серьезнейшего, глубочайшего. 31 декабря вместо того, чтобы выпивать и закусывать, он приехал буквально к черту на кулички - в крошечную двухкомнатную квартиру в спальном районе, в которой жил Крылатов. Там было полно народу - двое детей, жена, - поэтому мы ютились на маленькой кухне. Я прочитал Андрею стихи, и он довольно строго спросил меня: "Вы внимательно читали сценарий? Помните, что фильм заканчивается гибелью моего героя? В этой песне должен быть трагизм, а у вас она шуточная!". И я тут же, на кухне, дописал последний куплет:
На опасных поворотах
Трудно нам, как на войне.
И быть может, скоро кто-то
И быть может, скоро кто-то
Пропоет и обо мне:
"Вжик-вжик-вжик,
уноси готовенького...".
Услышав эти слова, он обнял меня и расцеловал. Сказал: "Вот теперь то, что надо, - получилось полифоничное произведение!". До сих пор его похвала для меня очень много значит.
Но, наверное, если говорить о самом любимом моем актере, то это Михаил Боярский. Его первой в жизни ролью стал Трубадур в спектакле "Трубадур и его друзья", стихи к которому писал я. И настолько блестяще, прочувствованно и с понимаем жанра он ее сыграл, что с тех пор я с ним не разлучаюсь. На какое-то время даже стал его продюсером: предлагал его во все свои работы. Так Миша сыграл Волка в фильме "Мама", Ваню в "Летучем корабле", Хоттабыча и злого пирата в "Голубом щенке". Боярский - образец ответственного отношения к делу, он всегда играет, как в последний раз. Даже если плохо себя чувствует.
Однажды, на фестивале в Суздали, он буквально полумертвый вышел на сцену. И выступил просто блестяще! А потом, за кулисами, белый как стенка горстями пил таблетки. Но зрители этого уже не видели...

Космонавт № 4, дважды Герой Советского Союза Павел ПОПОВИЧ: "Во Вселенной мы не одни - время от времени инопланетяне нас посещают. На Земле у них три базы - в Андах, на дне Индийской впадины и в Шамбале, а один раз я лично видел их летательный аппарат"
Александр ШИРВИНДТ: "В террариуме единомышленников я прожил жизнь, поэтому меня уже не кусают"
Президент медицинской фирмы "Борис" Михаил Радуцкий оптом скупил звезд шоу-бизнеса
Алсу и Глюк’Ozа беременны
Детей принцессы Монако Каролины хотели похитить
Мел Гибсон снимает самый дорогой фильм всех времен и народов
Аврил Лавин тайно вышла замуж
Джессика Симпсон развелась с Ником Лэйчи
Диме Билану подарили машину за четверть миллиона долларов
Трансвестит ощупал грудь Шэрон Стоун
Натали Портман впервые сыграет обнаженной
Наташа Подольская каждый день навещает в больнице пострадавшего в автокатастрофе по ее вине
И танки должны соблюдать правила дорожного движения
Народная артистка Украины Наталья ЛОТОЦКАЯ: "Когда Николай Яковченко и Амвросий Бучма торопились в винный магазинчик, председатель профкома напутствовал их: "Не поспiшайте. Iдiть статечно, повiльно, нiби у бiблiотеку КПРС"
Поэт-песенник Юрий ЭНТИН: "Я был единственным мужчиной-школьным библиотекарем в Москве"
Отец "Буржуя" Анатолий МАТЕШКО: "Актеры - они как дети, и циничные непорядочные люди часто этим пользуются"
Татьяну Недельскую обокрали
Хорошо забытое старое
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги