В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Драматург, прозаик, сценарист, режиссер, автор сериалов «Галина» и «Зоя» Виталий ПАВЛОВ: «Во время обысков Брежнева пила самогон — будь у нее хоть часть сумм, которые приписывает ей молва, наверняка не скупилась бы на коньяк»

Татьяна ЧЕБРОВА. «Бульвар Гордона» 4 Августа, 2011 00:00
Ровно 13 лет назад в психиатрической клинике умерла от цирроза печени Галина Брежнева
Татьяна ЧЕБРОВА
В декабре 1981 года в своей московской квартире была застрелена 72-летняя Зоя Федорова, любимая народом артистка, лауреат двух Сталинских премий (преступление не раскрыто до сих пор). А в июне 1998-го в психиатрической больнице № 2 имени Олега Кебрикова в подмосковной Добрынихе умерла от цирроза печени всеми забытая Галина Брежнева. Казалось бы, что общего между этими двумя женщинами: советской кинозвездой, сумевшей вернуться на экран после девяти лет во Владимирском централе, и взбалмошной дочкой «дорогого Леонида Ильича», который вынужден был, по его словам, «одним глазом приглядывать за страной, а вторым — за Галочкой»? Еще недавно на этот вопрос был один ответ — «бриллиантовая мафия» из родственников высокопоставленных советских чиновников, занимавшихся скупкой-перепродажей драгоценностей и антиквариата (Зоя Федорова питала слабость к камешкам от карата и выше, а Галину Брежневу за глаза называли Бриллиантовой королевой). Но московский режиссер и сценарист Виталий Павлов, который снял сериалы «Галина» и «Зоя», считает: все разговоры о причастности популярной артистки и дочери генсека к мафиозным деяниям — миф. А роднит эти две судьбы трагическая женская доля. По его мнению, тюремные тяготы Федоровой связаны не столько с ее запретной по тем временам связью с американским дипломатом, сколько с ревностью Берии, с которым у Зои был роман. А пьяные загулы Брежневой — свидетельство уязвимости Кремлевской принцессы, ставшей заложницей большой политики и сильных человеческих страстей. «Когда брался за сценарии, а потом и съемки, — признался «Бульвару Гордона» Виталий Викторович, — у меня была только одна мысль: не торговать чужой жизнью».
Галина с отцом
«БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЛО ДОЧЬ БРЕЖНЕВА ПОЖИЛОЙ ГРУЗНОЙ АЛКОГОЛИЧКОЙ, ТАНЦУЮЩЕЙ НА СТОЛЕ»

- Виталий Викторович, вы сняли 412-минутную «Галину», где нет ни ее пьяных оргий, ни якобы украденных для нее антикварных драгоценностей дрессировщицы Ирины Бугримовой и броши вдовы Алексея Толстого из коллекции Людовика XV - в виде королевской лилии с огромным рубином в центре и 30 бриллиантами в виде лепестков...

- Какой большинство людей представляло дочь Брежнева? Пожилой грузной алкоголичкой, танцующей на столе...

- ...развращенной властью и лестью...

- Уверен, фильм ждали именно об этих отвратительных загулах, но на экране появилась сначала трогательная девочка (сыгравшая ее Елена Плаксина похожа на юную Анастасию Вертинскую), потом красивая женщина с сильными чувствами. Под старость оказавшись в психбольнице (поместила ее туда родная дочь Викуся. - Авт.),

С первым мужем Евгением Милаевым

она рассказывает пациенткам и медсестрам историю своей бурной жизни, а бывший охранник Брежнева Бронников тайно фиксирует откровения. Ему нужны деньги, он хочет продать сенсационные материалы о дочери своего бывшего шефа желтым изданиям, но, узнав Галину ближе, после ее смерти уничтожает видео- и аудиозаписи...

- Представляю, сколько документальных материалов вам пришлось перелопатить: Федеральная служба охраны, близкие, знакомые...

- Конечно, я разговаривал с родственниками и друзьями Галины Брежневой. Ее дочка от первого мужа Евгения Милаева на шоу Андрея Малахова обиженно сказала: «Слышала, к фильму готовились 10 лет - могли бы и со мной встретиться». Виктория Евгеньевна просто забыла, что я брал у нее интервью: у меня есть кассета с пленкой того разговора, его расшифровка. Так что Наталья Хорохорина, играющая Викусю в зрелом возрасте, ни на одно слово от документального текста не отступила.

Галина на пляже, конец 50-х

Из досье «Бульвара Гордона».

Виктория Евгеньевна редко общается с журналистами. По слухам, одно время она чуть ли не бомжевала. Отзываются о ней по-разному. Лучшая подруга Галины Брежневой, бывшая акробатка на батуте, Мила Москалева не может простить Викусе, что та сдала мать в клинику и даже не навещала, да еще и поставила ей памятник задолго до смерти. Одному из московских изданий Мила рассказывала, что, получив от Галочки письмо из «желтого дома», сначала не поверила, что та жива, ведь на Новодевичьем кладбище уже стояло надгробье с надписью: «Галина Брежнева». В гневе позвонила Викусе, та пояснила: мол, просто решила сделать надгробную плиту бабушке, а заодно заказала и маме такую же.

Впрочем, не все знакомые семейства Брежневых обвиняют Викторию Евгеньевну в черствости. Многие вспоминают, что мать она любила и очень за нее переживала. Боролась с ее пьянством, пыталась лечить, но та убегала из больниц и заявляла: «Все равно пить не брошу!».

Вальс с отцом

Галина Леонидовна разменяла свою четырехкомнатную квартиру на «трешку» с доплатой. На эти деньги жила. Заводила любовников-собутыльников, устраивала с ними громкие гулянки, потом жаловалась дочери, что ее обокрали. Однажды соседи не выдержали и поставили Виктории ультиматум: «Увози мать куда хочешь». После смерти Галины Леонидовны в спецлечебнице Виктория Евгеньевна разменяла две квартиры (на Кутузовском проспекте и в Гранатном переулке) - не хватало на жизнь. Сама она не работала, еще и у дочки Галочки проблемы со здоровьем. Продала дачу, но, попавшись на удочку квартирным аферистам, осталась и без квартиры, и без денег...

- С разжалованным генерал-полковником МВД Чурбановым удалось пообщаться?

- К сожалению, нет - когда мы делали кино, у бывшего зятя Брежнева уже была болезнь Альцгеймера. (В начале нынешнего года, как сообщают московские издания, его парализовало после второго инсульта. - Авт.).

- Арест по подозрению в коррупции и причастности к «Узбекскому делу», суд, шесть лет в нижнетагильской зоне здоровья не прибавляют...

- Когда я спросил Викусю о взятках, которые ему, по слухам, давали, она удивилась: «Зачем?». Какую взятку можно было дать генералу Чурбанову - человеку, у которого было все? Подарки - другое дело (в фильме есть эпизод, когда Галине и Юрию из Узбекистана непонятно кто прислал посылку: среди роскошных персиков и гроздей винограда лежала толстая пачка купюр). А если кремлевская принцесса выбирала в магазине приглянувшуюся вещь и спохватывалась: «Ой, у меня нет денег», ее уверяли: «Платить не надо, берите так».

Похороны Леонида Ильича Брежнева, ноябрь 1982 года. У гроба — зять генсека генерал-полковник МВД Юрий Чурбанов, дочь Галина, вдова Виктория Петровна и другие

Кстати, дочь Брежневой Виктория считает отчима человеком достойным, да и бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко уверен: если бы у него были деньги, они должны были бы всплыть после его освобождения в 1993 году.

Однако за 18 лет этого так и не произошло. По словам Владимира Ивановича, не было миллионов и у Галины Брежневой: во время обыска она пила самогон - будь у нее хотя бы часть тех сумм, которые ей приписывает молва, наверняка не скупилась бы на коньяк.

Сейчас Юрий Михайлович с женой Людмилой Васильевной, преподавательницей истории одного из вузов, тихо живут в обычной московской квартире. Ни дачи, ни машины...

«МАГОМАЕВ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ СМОТРЕЛ «ГАЛИНУ» - ЛЕНТА ПРОИЗВЕЛА НА НЕГО НЕИЗГЛАДИМОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ»

- Вы встречались с Людмилой Москалевой, с которой Галина Брежнева была очень близка?

Галина с третьим мужем Юрием Чурбановым и ее брат Юрий Брежнев (до 1986 года — замминистра внешней торговли СССР) с супругой Людмилой на одном из кремлевских банкетов

- Только в телестудии. Показалось, что Мила уже безумна или просто врет (по крайней мере, половина из сказанного - ложь). Характерно, что она и еще одна женщина, приглашенная на программу Малахова, говорили совершенно противоположные вещи. Одна утверждала, что дочь Брежнева была очень доброй, всем помогала, другая - с точностью до наоборот. Причем каждая из них называла себя лучшей подругой Галины Леонидовны (Еще одна приятельница Галины Брежневой Энгелина Рогальская рассказывала: «Галочка вообще ни в чем не замешана! Ей вменяли в вину, что она якобы взяла бриллианты бугримовские. Бугримова богатая была. Как-то она в компании выпивала перед Новым годом, парни, уходя, прихватили у нее выпивку, а она заявила, что украли бриллианты. Когда к следователю вызвали, спохватилась: «Ой, я уже по старости спрятала, а мне показалось, что у меня украли». - Авт.).

А вот с массажисткой Галины Леонидовны, также посвященной в ее тайны, мне пересечься не удалось. Зато получилось -  с директором парикмахерской, у которого та работала. Он был одним из последних друзей кремлевской принцессы.

- Близким другом, интимным?

Галина с матерью Викторией Петровной

- Сейчас трудно сказать. Я ему задавал этот вопрос напрямую, от ответа он уклонился (впрочем, насколько я понимаю, плотские утехи для нее тогда уже были не актуальны - ей нужно было просто выпить и выговориться). Зато рассказал забавный случай: «Как-то мы с Галиной приехали к ней, она опрокидывала рюмку за рюмкой и говорила несколько часов кряду. С возрастом дочка стала очень похожа на папу: такие же брови, голос, к тому же она очень точно копировала «дорогого Леонида Ильича». Я терпел-терпел да как запустил в нее табуреткой - больше не мог вынести, что не отпускала меня домой». Он тоже поучаствовал в сериале - сыграл гостя на свадьбе Галины с юным Игорем Кио. Когда снимали тот эпизод, я видел: в его глазах стояли слезы...

- ...каждая капля - по цене «Оскара»?

- Самой большой наградой для меня стали сердечные отзывы о моем фильме дочери Магомаева Марины и самого Муслима Магометовича. Он ведь был чрезвычайно честным, требовательным к себе и другим человеком, большим знатоком кино.

Оказывается, Магомаев перед смертью смотрел «Галину», говорил, что сыгравшая главную роль Люся Нильская очень похожа: такой Галина и была - доброй, красивой, яркой. Лента произвела на него неизгладимое впечатление. На этой эмоциональной волне он даже признался мне, что какое-то время тоже был любовником Галины Брежневой.

А Тамара Синявская, когда я брал у нее интервью, сказала: тот диск до сих пор стоит в их домашнем DVD - рука не поднимается вытащить.

Последние годы жизни Галина Брежнева практически не выходила из запоев. Свою четырехкомнатную квартиру она разменяла на «трешку» с доплатой и на эти деньги жила

- Кстати, дети Мариса Лиепы не возражали против эпизодов, связанных с пятилетним романом их отца?

- Реакция Андриса и Илзе мне не известна, хотя с дочерью Лиепы я очень хорошо знаком. Подробности этой практически открытой связи я не придумывал - просто использовал опубликованные и озвученные факты воспоминаний. Например, как в аэропорту Галина, встречавшая любимого из заграничного турне, увидела: к Марису кинулись с объятиями жена и малыши. Ничье достоинство я не унижал, против правды жизни не погрешил. (По слухам, именно после расставания с Лиепой дочь Брежнева начала спиваться. Мила Москалева уверяла, что до Чурбанова Галина никогда не пила сорокаградусную - Марис ей подобного не позволял, потому что был аристократом. Зато потом Чурбанов советовал: «Зачем пьешь шампанское? Лучше водочку». Впрочем, Викуся вспоминала, как генерал отбирал у матери лишнюю рюмку и выливал в мойку, за что та отвешивала ему оплеухи. - Авт.).

«ПРАКТИЧЕСКИ ВЕЗДЕ В КАДРЕ ГАЛИНА ВЫЗЫВАЕТ СИМПАТИЮ И ЖАЛОСТЬ»

- Сын и дочь Милаева от его первого брака - Александр и Наталья - очень тепло отзываются о Галине Леонидовне...

- Узнав о съемках сериала, Александр сначала устроил маленький скандал: «Какое право имеете делать фильм обо мне и отце, не поставив меня в известность?» (возможно, хотел денег, хотя напрямую речи о них не было). Я объяснил: во-первых, это вопрос к продюсеру...

Александр Демьяненко, Наталья Селезнева и Зоя Федорова в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 год

- ...чья фантазия не знает границ...

- В этом, кстати, ужас сегодняшнего дня. На одном из телеканалов я видел документальный (!) фильм, в котором нафантазировано, что, когда Сталин поссорился с Надеждой Аллилуевой, она уехала в Питер, где изменила ему с Кировым. Якобы из-за этого Коба Сергея Мироновича и убил...

Ну а Саше я сказал: просто придите посмотреть, что снимаем. Как раз это был эпизод в цирковом училище. Конечно, знаменитый номер Евгения Милаева мы не повторяли, он ведь совершенно уникальный: силач-акробат ногами удерживал 18-метровое сооружение, а гимнасты, в том числе его дети, поднимались под самый купол цирка (сейчас заслуженный артист РСФСР Александр Милаев собирается возобновить аттракцион отца «Эквилибр на ножных лестницах». - Авт.). Он остался доволен увиденным, даже согласился участвовать в эпизоде, где сыграл самого себя, а жена - его сестру Наташу.

По сюжету близнецы после многолетней разлуки пришли в гости к Галине, она, пьяная, открыла дверь и тут же захлопнула, так и не впустив.

Зоя Федорова в роли Клавы Белкиной в фильме «Музыкальная история», 1940 год

Ограничились только одним дублем - так Александр с Наташей были потрясены сходством актрисы и вырастившей их мачехи, которую приемные дети называли мамой (родная мать умерла во время родов, два года малыши росли в Ленинградском доме малютки, потом их забрала в Ростов бабушка, а отец познакомил с новой женой, когда им исполнилось по пять лет).

- Позже Александр утверждал, что такого в жизни не было и случиться не могло - они с Натальей обожали вторую маму, которая, кстати, называла Сашу «мой супермастер» и очень гордилась, что в девять лет мальчик зарабатывал в цирке по 1300 рублей в месяц (130 - новыми деньгами)...

- Саша Милаев не ожидал, что практически везде в кадре Галина вызывает симпатию и жалость, хотя там есть эпизоды, где она пьет (что было, то было).

Повторяю, он просто обалдел от сходства Людмилы Нильской с Галиной Брежневой - принес фотографию, где та снята на море в розовом хитоне, и тут уже обалдели мы, создатели фильма. В эпизоде на сочинском пляже Люся одета в наряд точно такого же фасона, правда, бирюзовый. Обе - просто на одно лицо (не зря Нильской за эту роль достался «Золотой орел». Павлов тоже был номинирован на эту премию Академии кинематографических искусств и наук. - Авт.).

Между прочим, Александр рассказал историю фотографии Галины, отплясывающей на столе с полузадранной юбкой. Как-то он познакомился с английскими корреспондентами, те взяли шампанское и отправились брать интервью у дочери Брежнева. После разговора она напилась и полезла на стол. Так что пасынок поневоле спровоцировал отталкивающую сцену и до сих пор чувствует себя виноватым...

Одна из последних ролей Федоровой — вахтерша общежития в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», 1979 год

- В восьми сериях «Зои» вы поделились своими предположениями о причине гибели Зои Федоровой - они совсем не похожи на описанные Юлианом Семеновым в «Тайне Кутузовского проспекта»...

- Конечно, Юлиан Семенов был вроде бы ближе к событиям по времени, но сегодня эта наскоро слепленная история о кагэбистском заговоре выглядит, извините, детским лепетом (не знаю, писал ли это он сам - говорят, на него работали литературные рабы). Я спросил себя: за что могли убить пожилую женщину, известную актрису? Неужели за то, что она хотела эмигрировать? Что бы она вывезла? Ничего.

В апреле 1976 года ее отпустили в США, где она встретилась со своим возлюбленным Джексоном Тейтом и дочерью Викторией, которая эмигрировала к отцу. Она могла бы остаться в Америке, однако почему-то этого не сделала. В июле 1978 года 79-летний Тейт скончался от рака, но Федорова еще дважды после его смерти посетила США, где жила у Вики, и опять вернулась в СССР. В 1980-м вновь засобиралась за океан, но на этот раз ее долго не отпускали - якобы из-за того, что ее дочь снялась в антисоветском фильме и издала книгу «Дочь адмирала». В конце концов, виза была получена. Но наступило трагическое 10 декабря 1981 года...

А ведь ограбить ее могли, просто выждав, когда выйдет из квартиры...

Ирина Пегова в роли Зои Федоровой в сериале Виталия Павлова «Зоя», 2010 год. Режиссер хотел, чтобы фильм назывался «Пуля для актрисы» — «история же придуманная, хоть и на основе реальных событий»

- Кажется, пропали бриллианты, антиквариат?

- Это все разговоры - следов ограбления не обнаружили.

Из досье «Бульвара Гордона»

Федор Раззаков в книге «Зоя Федорова» упоминает три версии убийства знаменитой актрисы. Первая связана с КГБ. В 1981 году Федорова случайно проговорилась, что намерена остаться у дочери в США навсегда. В очередной поездке ей отказали, а через несколько дней произошла трагедия.

Вторая версия - криминальная: Федорова предположительно входила в так называемую «бриллиантовую мафию», костяк которой состоял из жен и детей кремлевских деятелей, и обладала уникальной информацией о многих ее участниках. В записной книжке актрисы хранились 2032 номера телефонов и 1398 почтовых адресов. Возможно, когда ее не отпустили в США, она попыталась шантажировать кого-то из высокопоставленных мафиози, и ее ликвидировали.

Наконец, третья, «щелоковская версия», которую первым обнародовал писатель Юрий Нагибин в своем рассказе «Афанасьич»: убийство Федоровой заказал лично министр внутренних дел СССР Николай Щелоков - якобы в личной коллекции актрисы был уникальный бриллиант, очень нравившийся супруге министра. Но это предположение опроверг Юлиан Семенов.

«Думаю, когда Федорова в 20 лет попала в ОГПУ, ее завербовали. Позже Берия принуждал ее стучать, но она отказалась»

В своей повести «Тайна Кутузовского проспекта» он писал, что Федорова часто устраивала «левые» концерты артистов, и МВД было прекрасно об этом осведомлено. Поэтому милиции достаточно было завести на актрису уголовное дело, прийти с обыском и конфисковать бесценную реликвию...

«МОЯ ВЕРСИЯ - ЗОЮ ФЕДОРОВУ УБРАЛИ КАК СВИДЕТЕЛЬНИЦУ»

- Документальный фильм Михаила Лещинского «Зоя Федорова. Неоконченная трагедия» ценен тем, что там есть свидетельства близкой подруги актрисы...

- Как и в случае с приятельницами Галины Брежневой, одна уверяла, что Зоя ходила, вся сверкая, другая, работавшая в универмаге «Весна», - что та носила исключительно бижутерию, которую хранила упакованной в бархатные коробочки, как настоящие драгоценности.

Говорят, Федорова помогала дочери материально - похоже, покупала осколки бриллиантов, за границей совершенно не ценившиеся, перепродавала их и приобретала крупные камни, чтобы каким-то образом передать Вике в Америку...

- Артистка-контрабандистка?

- Так ведь ее не поймали... Моя версия - Зою Федорову убрали как свидетельницу. Владимир Калиниченко утверждал, что у Щелокова была спецбригада, выполнявшая подобные щекотливые поручения. (В интервью Дмитрию Гордону Калиниченко рассказывал: «И Зоя Федорова, и дрессировщица Ирина Бугримова, и любовник Гали Брежневой певец Боря Буряце - все это один клубок, за которым стояли не просто коллекционеры. Взять исчезновение в Москве известного антиквара Гарига Басмаджана или ситуацию с Нуриевым - он тоже был повязан на бриллиантовом, антикварном бизнесе... Николай Анисимович Щелоков очень баловался дорогостоящим антиквариатом». - Авт.).Убить могут и за язык, а не только за драгоценности или раритеты.

Дочь Викторию Зоя Федорова родила от военного атташе при Посольстве США в Москве Джексона Тейта, с которым познакомилась на дипломатическом приеме в конце войны. За связь с иностранцем актриса, обвиненная в шпионаже, получила срок — 25 лет лагерей усиленного режима

- Предполагаете, КГБ к этому делу не имеет никакого отношения?

- Думаю, когда Зоя в 20 лет попала в ОГПУ, ее завербовали (в кино у меня это есть) - подсунули бумажку, которую девушка от ужаса подмахнула, не зная, что подписывает. Позже Берия принуждал ее стучать, но она отказалась.

- В его недавно опубликованных дневниках, подготовленных к печати историком Сергеем Кремлевым, есть фраза: «Жалко людей, но стрелять придется»...

- Я очень долго ждал возможности ознакомиться с делом Федоровой, однако ее родственники не позволяли. Может, потому, что сразу стало бы ясно: у Зои Федоровой с Лаврентием Павловичем была интимная связь. Это документально подтверждено: опубликованы показания одного из спецов «наружки», Управления оперативно-поисковой работы КГБ, который, не называя фамилию, свидетельствует: «Актриса Зоя Ф. была любовницей Берии». Кстати, я показал, как, на мой взгляд, выглядели их отношения, и сделал из него нормального человека. (Одна из пассий наркома внутренних дел СССР Нина Алексеева, когда ей был 91 год, вспоминала: «По словам знакомой балерины, Берия заставил ее на столе с кушаньями танцевать. Вранье. Он был очень бережливым, упавшие куски хлеба с пола подбирал и ел...». - Авт.).

Близкие актрисы по-своему трактуют известную историю с букетом: якобы Берия пригласил Федорову в свой особняк на день рождения жены. Конечно, супруги в квартире не оказалось, а Лаврентий Павлович пытался Зою изнасиловать. Она сопротивлялась...

- Пишут, увидев всесильного наркома в одной расстегнутой пижаме, актриса возмутилась: «Что вы себе позволяете?! Старая обезьяна!». И сбежала, а он швырнул ей вдогонку розы со словами: «Букет на вашу могилу»...

В силиконовом возрастном гриме Людмила Нильская, сыгравшая в сериале «Галина» главную роль, находилась по 12 часов ежедневно. «Возраст имитировать нельзя, но Люся буквально устроила истерику: хочу — и все! Любая актриса понимает: эпизоды в сумасшедшем доме самые интересные»

- В разгар их романа у Зои начались нежные отношения с военным атташе при Посольстве США в Москве Джексоном Роджерсом Тейтом, с которым она познакомилась на дипломатическом приеме в конце войны. Во время одной из встреч всесильный любовник, уже зная о сопернике, сказал ей: «То, что вы провели ночь с американским полковником, не значит, что вы изменили мужчине, с которым иногда встречаетесь. Вы Родине изменили». Она возразила: «Может, где-то он и шпион, но только не со мной... Мне можно ехать?». - «Вас отвезут». Именно после этого разговора Берия и забрасывает цветы в окно автомобиля со словами: «Украсьте ими могилу». - «Чью?». - «Свою»...

- Известно, что в 1946-м Федорова более полугода провела во внутренней тюрьме на Лубянке, где ее обливали кипятком, били, не давали спать...

- Потом получила срок за связь с иностранцем, от которого родила ребенка (хотя официально ее обвинили в шпионаже и приговорили к 25 годам лагерей усиленного режима). Федорова пыталась повеситься в камере лефортовского тюремного изолятора, однако надзиратели вытащили ее из петли. В 1947-м из лагеря в Потьме она написала отчаянное письмо Берии: «...взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву!». Но он распорядился заменить лагерь тюрьмой...

На свободу актрисе удалось выйти лишь в 1955-м, когда началась массовая реабилитация осужденных по политическим статьям. Из ссылки приехала ее девятилетняя дочь Вика, которая жила с родной тетей и ее детьми на севере Казахстана. Но у меня это история не только Зои Федоровой, но и Татьяны Окуневской - в общем, собирательный образ...

«МЫ С ОПЕРАТОРОМ НЕ ХОТЕЛИ ФАЛЬШИ, НО, УВЫ, ПОЛУЧИЛИ ПРИ ТОМ ЖУТКОМ ГРИМЕ...»

- Вы - драматург, прозаик, сценарист, режиссер театра и кино, автор идей Национальной театральной премии «Золотая маска» и Национальной футбольной премии «Стрелец», номинант на премии «Тэффи-2003» за сценарий «Светлана Сталина. Побег из семьи». А вас знают преимущественно по двум сериалам - «Зоя» и «Галина». Не тяготит слава штатного экранизатора серии «ЖЗЛ»?

- Когда после «Галины» мне предложили сделать «Зою», хотел, чтобы новая работа называлась «Пуля для актрисы». История же придуманная, хоть и на основе реальных событий.

- Поэтому вы и букву «Р» в фамилии Зои Федоровой поменяли на «Т», назвав главную героиню Федотовой?

- Думаю, правильно поступил. Жаль, в «Галине» так сделать нельзя, хотя надо бы - мы ведь можем только догадываться, что это были за люди.

- Пару лет назад Людмила Нильская в интервью нашему изданию рассказывала, как нелегко было по 12 часов находиться под жаром осветительных приборов в толстом слое силикона, имитирующего старческую морщинистую кожу...

- Действительно, тяжело. Мы с оператором не хотели фальши, но, увы, получили - при том жутком гриме. А руки все равно снимали не Люсины...

- С алкогольным тремором?

- Характерной дрожи не было. Но на экране - кисти 70-летней женщины. Еще одна тайна: пожилую Галину пришлось переозвучивать. Нильская хорошо имитировала надтреснутый голос, но ее старания были слишком явными. Между реальным и деланным тембром - большая разница. Если я слышу огрехи, они будут резать слух кому-то еще...

- Почему же не взяли возрастных актрис на роли состарившихся главных героинь обоих сериалов? С Людмилой Валерьяновной, наверное, работалось проще - все-таки ей было почти 50. Ирина Пегова в 31 год играла 72-летнюю: «Любимая артистка товарища Сталина слушает». Представляю, как пришлось потрудиться известному гримеру Андрею Новикову, специалисту по пластическим эффектам, которого в киносреде зовут Доктор Ужас...

- Я предлагал Наталье Теняковой сыграть Брежневу в зрелом возрасте. Сценарий Наталье Максимовне понравился, но работать с нами она не смогла из-за занятости в другом проекте.

- Разве вы не видели в этих ключевых эпизодах только Нильскую? Она ведь в 2004-м уже перевоплощалась в Галину Леонидовну - в сериале «Красная площадь» по книге Эдуарда Тополя...

- Нет, потому что считаю: возраст имитировать нельзя. У артиста появляются две задачи: играть старость или сцену, так что приходится делать одно из двух. Но Люся буквально устроила истерику: хочу - и все! Любая актриса понимает: эпизоды в сумасшедшем доме - самые интересные.

- В психиатрическую клинику не просилась на мастер-классы?

- Раньше при Советском Союзе мы бы это сделали - позвонили бы главврачу и договорились. Сейчас нет такой возможности: все хотят денег - и начальство, и охрана.

- Зато есть интернет, где артистки могут узнать, чем отличается алкогольный галлюциноз от маниакально-депрессивного психоза...

- Им это не нужно - с каждой мы детально обговаривали ее действия. Перед камерой вроде бы ничего особенного не происходит. Кому-то я говорил: «Просто сидите и яблоко вытирайте...». Не с чужих слов знаю, как там бывает на самом деле - вдруг какие-то вспышки неадекватности, а так это просто люди, которые находятся в другом мире.

Я же по первой специальности хирург-травматолог. Когда еще от мединститута был на практике в психиатрической клинике, подошел мужчина, спросил: «Студент?». - «Да». - «Какой курс?». - «Пятый». - «Здесь практикуетесь?»... Осмысленный диалог, в общем. Словесная крошка - признак шизофрении - проявляется исподволь: «Знаешь, почему нам лопаты не дают? Думают, мы пойдем и перебьем всех врачей и санитаров...». И как понесло его! Но первые несколько минут - вполне нормальный человек.

- Наверное, медицинский опыт не раз вам пригодился в режиссерской профессии, да и в жизни?

- Была пара ситуаций на съемках. Например, у человека начался приступ эпилепсии, я знал, что делать, помог. Теперь, если что, не полез бы - и так вокруг столько непрофессионалов.

«СЕГОДНЯ ПРАВДЫ ТОЖЕ НИКТО НЕ ГОВОРИТ - НИ О ТОМ ВРЕМЕНИ, НИ ОБ ЭТОМ»

- Интимные сцены в «Галине» можно смотреть и маленьким детям, из гибели Зои Федоровой вы не сделали натуралистичного зрелища - против течения плывете, Виталий Викторович...

- Порнуху и кровь не люблю - не использую эти приманки... В «Зое» есть убийство, но нет кровищи, хотя пуля попала актрисе в затылок, прошила мозг и вышла через глаз. Это в Голливуде напридумывали спецэффекты: стреляют в человека, одетого в пальто, и рана разверзается в полгруди. Как врач знаю - такого не бывает.

По технологии мы американцев догнать не можем. Они находятся где-то в XXIII веке, хотя загнали себя в тупик - не уничтожают злодея правдоподобно, а стреляют в него, он падает, поднимается, делает шаг, опять падает - на стекло в этот раз. И разрезается пополам...

- Это правда, что ваш отец был прообразом героя «Ликвидации»?

- Да, в фильме его сыграл Машков. В органы папа пришел то ли в 1935 году, то ли в 1937-м. Вначале был водителем, потом работал начальником отдела по борьбе с бандитизмом в Одессе. Он рассказывал, что существовал план по задержанию врагов народа. Каждый начальник отделения соревновался с коллегой: мол, у тебя 20 арестовано, а у меня - 25.

Ужас в том, что Иосиф Виссарионович, скорее всего, понимал, с кем имел дело - огромное количество народа пострадало из-за чужой жены, чужой квартиры или комнаты в коммуналке, драгоценностей, которые потом реализовались через комиссионки на Лубянке. Сегодня тоже правды никто не говорит - ни о том времени, ни об этом...

- Собираетесь снять кино по мотивам отцовских историй?

- Хотелось бы, но весь вопрос в продюсере (в свое время Алексей Пиманов попросил меня написать сценарий об Одессе, потом использовал некоторые ходы и героев в своем сериале, а мне даже спасибо не сказал). Да и понимаю, насколько трудно будет актеру перевоплощаться в подполковника уголовного розыска Давида Марковича Гоцмана после Машкова. А ведь, кроме «Ликвидации», были «Три дня в Одессе»...

- Говорят, на площадке у вас несвойственная киношному процессу чуть ли не медитативная тишина...

- Не поверите, никто не ругается. В «Галине» мы снимали очень сложную сцену с Люсей Нильской, вдруг кто-то зашумел. Я очень мягкий режиссер, а тут пришлось повысить голос. Проходя мимо меня, Николай Владимирович Немоляев, снявший «Стариков-разбойников», «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота», отчетливо сказал: «Эльдар Рязанов в таких случаях запускал мегафоном»...

- ...но жертв и разрушений не было...

- Один из наших художников признался: «За 32 года в кино я видел всякое. Как-то на Киностудии имени Горького Марк Донской скомандовал: «Стоп!», но камера не выключилась. Тогда Марк Семенович подбежал к оператору и укусил его за ногу»...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось