Рената ЛИТВИНОВА: «Когда снимают «кровавые» фильмы, получается сплошное удовольствие»
Фильм меня поразил. Настолько, что, придя домой после премьеры, я отказалась как бы то ни было комментировать его домашним. Утром позвонила подруга — тоже журналистка, чтобы поделиться впечатлениями (она не знала, что и я была на показе)...
«Кино о больных людях! Все начинается с того, что приходит монтажник декораций, такой себе блаженный Витя, утром в театр, а там прямо на сцене на бутафорском дереве актер повесился. Вечером все должны спектакль играть, и, в общем-то, труппе эта смерть до одного места. Покойника никто не убирает, милиция полдня не едет, сцену монтируют, переступая через труп...
В итоге, когда приехали стражи порядка, их ждало уже двое мертвых — второго топором убивает за кулисами этот же невменяемый Витек. И вот, наконец, пьеса начинается. Это история старого, богатого и озабоченного мужчины-дальтоника (Богдан Ступка), который от безнадеги периодически трахает свою немолодую дочь и параллельно ищет женщину своей жизни. Дочь (Наталья Бузько) тоже со странностями — целыми днями шьет одежду для кукол и не выпускает из рук шоколадных конфет. Эпизод, где Андрей Андреевич (Ступка) медленно спускает с дочурки Маши спортивные штаны, толстые колготы и трусы, прижимается к ее заднице, а она в это время мирно жует конфету, за гранью добра и зла!
Потом он эти трусы вообще ножом с нее срывает! А когда она не открывает ему дверь, он мочится на дверную ручку и уходит за топором. Получив отцовский ультиматум — или отдаться ему самой, или прийти в новогоднюю ночь с какой-нибудь подругой, — Маша приводит водительницу трамвая Алису (Рената Литвинова). Та, естественно, тоже не в себе — как попало одета, с переломанной рукой и все время неприлично громко смеется. Ступка запирает дом и кричит, что пока он не кончит, «девочки» из квартиры не выйдут. После чего они его чуть не утопили в ванне».
Это Кира Муратова и ее новая пронзительно-вызывающая картина «Два в одном». Смотреть второй раз ее не хочется. Как не хочется снова переходить через пропасть по ветхому мостику. Эмоций, испытанных однажды, хватает на целую вечность. А каждое новое воспоминание богаче предыдущего.
Кстати, «Два в одном» уже получил свое — «Нику» как лучший фильм стран СНГ и Балтии, «Золотое яблоко» за лучшую режиссуру на 7-й «Кино-Ялте», стал фильмом-открытием 18-го «Кинотавра» и участником TRIBECA в Нью-Йорке.
В субботу состоялась его премьера и в Украине. Созвали солидную публику, в столичном кинотеатре «Киев» постелили красную дорожку. На презентацию прибыл почти весь звездный состав: сама Кира Георгиевна, исполнительница главной роли и автор сценария Рената Литвинова, муж Киры Муратовой художник-постановщик Евгений Голубенко, Богдан Ступка, Наталья Бузько (зрители хорошо помнят ее сексапильную медсестру в «Масках-шоу»), Нина Русланова, Владимир Горянский, генеральный продюсер Олег Кохан. Они благодарили друг друга, гостей и украинское Министерство культуры. Почти беспрецедентное для нашей страны явление: из полуторамиллионного бюджета фильма больше миллиона долларов выделил Минкульт!
Всегда загадочная Рената, в черной шляпке, в черной вуали и с алой помадой на губах, как и украинская публика, посмотрела фильм впервые. До этого она видела только озвучиваемые ею куски. Такой легкомысленный подход к собственному творчеству — следствие полного и абсолютного доверия любимой Муратовой, когда-то открывшей миру актрису Ренату Литвинову.
«В моем сценарии, — рассказала Литвинова, — все происходит в театре. Артистки перед спектаклем обсуждают всякие театральные новости и сплетни. Затем открывается занавес, выходит рассказчик. Я хотела страстно рассказчика этого играть, но Кира мне доверила женщину мечты со сломанной рукой. Богдан Сильвестрович на съемках тоже себе что-то поломал, вслед за мной ему наложили гипс чуть ли не по пояс. Так мы и работали. Но когда снимают «кровавые» фильмы, всегда почему-то получается очень хорошо и весело. Сплошное удовольствие. У меня совершенно феерическая роль. Я все время хохочу, пью шампанское. Я еще такого не играла».
Для Ступки фильм Киры Муратовой — неожиданное открытие и рискованный шаг одновременно. Рискованный настолько, что легендарный Богдан Сильвестрович после этой экспериментально-артхаусной роли может потерять часть своих традиционных поклонников. «Андрея Андреевича» многие ему не простят никогда...
Все-таки очень не хочется, чтобы молодежи «Два в одном» стал интересен исключительно крупным голым передним планом Натальи Бузько и таким же голым и крупным, но задним — Богдана Ступки. И совершенно не хочется, чтобы зрители постарше вообще отвернулись от фильма.
С другой стороны, Кира Георгиевна находится уже в том почтенном возрасте и статусе, когда, как Мона Лиза, сама выбирает, кому ей нравиться...