Что наша жизнь? Игра...
Художественный руководитель, директор Киевского театра оперетты Богдан СТРУТИНСКИЙ: «Моими руками хотели закрыть театр, чтобы превратить его в казино»
Любовь ХАЗАН. «Бульвар Гордона» 25 Января, 2008 00:00
Ровно 100 лет назад в Киеве возник первый стационарный театр. Сейчас в этом здании находится Театр оперетты.
«ПРЕЖНИЙ ДИРЕКТОР ТЕАТРА, ПОЛКОВНИК, ОДНОВРЕМЕННО ВХОДИЛ В РУКОВОДСТВО СОСЕДНЕГО РЫНКА»
— Богдан Дмитриевич, вы возглавили театр три года назад в возрасте 33 лет. Неужели не испугались ответственности, того, что не потянете?
— К тому времени я уже поработал в Оперетте художественным руководителем и знал, как говорится, чем она дышит. На самом деле, это была горючая смесь из желания людей оздоровить ситуацию и мелочного честолюбия, нерациональной тяги к бунту и нереализованности. Увы, нередко в труппах стремление реализовать талант подменяется претензиями типа: почему звание присвоили не мне, а другому артисту? Начинаются конфликты. Но, знаете, я этого не боюсь. Потому что, если будешь подстраиваться под каждого, тогда ты должен уйти из театра. Я понимал: если в театре перманентно идут революционные бои, то погасить их будет трудно. Но рискнул и не жалею.
— А из-за чего на корабле поднялся бунт?
— Прежний руководитель не имел образования, соответствующего должности и месту. Это был профессиональный военный в чине полковника, который, являясь директором театра, одновременно входил в руководство рынка, открытого по соседству. Может, это и были финансово сообщающиеся сосуды, но торговля все больше процветала, а театр все больше усыхал. Дошло до того, что в год играли всего 90 спектаклей, в остальное время сцена и зал пустовали. Поделите на 12 месяцев и получите картину производительности, а значит, и заработков. Люди были на грани отчаяния.
Когда я принял театр, оказалось, что на нем висит долг — ни много ни мало миллион 200 тысяч гривен. Я сидел в кабинете и боялся телефона. Однажды позвонил на фабрику театрального реквизита и сразу услышал: «За вами должок — 15 тысяч гривен». Позвонил швейникам, говорят: «Когда отдадите 78 тысяч?». Пенсионный фонд потребовал более 300 тысяч. За четыре года моего руководства мы расплатились с долгами, но тогда, думаю, театр системно готовили к банкротству.
— Зачем?
— Подозреваю, что из-за строительства на площади рядом с театром развлекательного комплекса, который должен был поглотить наше старинное здание замечательной архитектуры. Скорее всего, оно попало в сферу чьих-то интересов.
— Назначая на высокую должность, обычно дают какие-то напутствия. Что говорили вам?
— Прямо ничего такого, но еще когда прежний директор брал меня худруком, то подчеркнул, что я имею право увольнять людей, дисквалифицировать, закрывать целые структуры. Скажу откровенно: мне кажется, что моими руками хотели закрыть театр, чтобы превратить его в казино. Рассчитывали: вот придет пацан, наломает дров, и все само собой развалится. Просчитались.
— Как правило, в театральные профессии приходят очень рано, чаще всего из школьной самодеятельности. Как это было у вас?
— Я родился и вырос в селе Ивано-Франковской области, где возможностей для первых сценических проб было куда меньше, чем в любом, даже самом маленьком, городе. У нас не было драмкружка, но я много читал, любил и знал поэзию. А понимание искусства к сельскому ребенку может прийти через общение с природой и, как было у меня, через мамино творчество. Она настоящая художница народной вышивки.
Что касается выбора будущей профессии, то получилось так: в девятом классе открыл пособие для поступающих в вузы, попал на страницу «Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого». Не знаю почему, я сказал себе: «Здесь я буду преподавать». Так и получилось. Сначала поучился в Калушском культпросветучилище, потом в Ровенском институте культуры на факультете режиссуры. После третьего курса поехал с командой КВН в Киев, тогда и решился перевестись в институт Карпенко-Карого.
Представьте начало 90-х: вокруг все бурлит, рушится старое. Мы с ребятами тоже как-то участвуем, стали прятать комсомольские значки под свитерами. Нас разоблачили, а мной возмущались особенно, потому что я был старостой курса (в моем характере всегда было что-то лидерское) и от меня не ожидали такой «идеологической нестойкости». Грозились исключить из института, но, слава Богу, как раз наступила новая эпоха, и если в первом семестре мы изучали историю КПСС, то во втором — уже просто историю, и вопрос о комсомольских значках отпал сам собой.
Окончил Киевский театральный с красным дипломом. Сообщаю просто к сведению, а не ради хвастовства. Потом отучился в аспирантуре и стал преподавать в театральном институте.
— Так что ваше провидение осуществилось.
— Да, если веришь — победишь. Это мой принцип. Главное — четко определить цель, сконцентрироваться, тогда все получится. А если ты и сам никакой, и все, что делаешь, неопределенное, аморфное, то напрасно рассчитывать на удачу. Как-то, когда я работал в Центре Леся Курбаса, его директор академик Нелли Корниенко сказала мне: «Богдане, збуваються тiльки божевiльнi iдеї». Я согласен. Нужны только непомерные, сумасшедшие идеи, они разрушают рутину, оттесняют все прочие на обочину, а сами становятся главными.
«СИЖУ ЗА КУЛИСАМИ И ЩЕЛКАЮ ПАЛЬЦАМИ — ЗАДАЮ РИТМ»
— Оперетта — жанр легкий, веселый. Кажется, что в ней и работать должны люди легкие и веселые. Вы такой человек?
— Когда как. В своей компании, конечно, могу немного расслабиться, пошутить. А когда хожу в какие-то организации или сижу в театре в директорском кабинете, хочешь не хочешь, становлюсь серьезным — иначе делового человека не воспринимают. Зато на репетицию прихожу в легкой спортивной одежде. Посторонний человек увидит, подумает: какой-то студент. В эти часы ненавижу галстуки и застегнутые на все пуговицы рубашки — в них чувствую себя бюрократом, а не режиссером. Больше всего люблю, если репетиция переходит в стадию, напоминающую легкое чаепитие. В такой атмосфере легче дышится, люди лучше понимают друг друга. Хотя такие моменты даются непросто.
В определении жанра оперетты слово «легкий» я бы взял в кавычки. Это синтетический вид искусства и оттого очень сложный. Не только новички, но и артисты с большим опытом не всегда оказываются на высоте.
До недавнего времени я систематически вел дневники — это дисциплинирует. Начал писать с девятого класса, а сейчас нет времени. Хотя на днях все-таки сделал запись. Время: 22.25. После спектакля «Моя чарiвна ледi». Могу прочесть: «Настрiй препаршивий. Страшенно нервую... Сам себе накручую. Сам ускладнюю собi життя. Хоча все не настiльки погано... Треба дiяти холодно i з холодним розумом i емоцiями». Теперь смешно, а тогда до того был расстроен, что написал «холоднi емоцiї». Представляете такие? (Смеется).
— Что же вам так не понравилось?
— В игре одного нашего артиста проскочило очень много русизмов. И одна из сцен по темпоритму была сыграна не так, как надо. Чтобы не сбивались, я сижу за кулисами и подщелкиваю пальцами — задаю ритм.
— Как Любимов на Таганке? Он тоже во время спектакля задает темпоритм, подсвечивая фонариком.
— Мои щелчки иногда слышны в зрительном зале. Ловлю себя на том, что не надо этого делать, но не выдерживаю, когда действие замедляется, провисает. Иногда могу даже что-то сказать в микрофон. Артисты остановятся, а я готов выйти из себя: «Почему остановились? Продолжайте!». «Так вы же что-то сказали!». Они не понимают, что это мое второе «я» пошло в атаку. Конечно, человек не робот, может ошибаться. Это я как руководитель в любых условиях должен выдать результат, а им надо прощать.
— О некоторых популярных артистах крупных московских театров рассказывают как о невероятных озорниках. Один под настроение подает партнеру реплики, которых нет в пьесе, другой в реквизит может подбросить таракана и смотрит на реакцию коллег... Признайтесь, вы бы за такое уволили без разговоров?
— Если бы это плохо повлияло на спектакль, конечно, я бы дал по голове немножко. Но в театре должна быть импровизация, она неожиданно повернет спектакль в другое русло, и все ахнут: «Классно пошло!».
А бывают другого рода импровизации. Например, Роман Мороз, играя Поля в «Званом ужине с итальянцами», не перестает импровизировать: то от себя обращается к зрителю, то произнесет пятиминутный спич. Некоторые уже специально ходят смотреть, какой он сегодня выдаст текст, что еще выдумает. Но у него это выходит хорошо — мне нравится.
«ЕСЛИ МОЕГО АРТИСТА ПОЗОВУТ В ОПЕРУ, ОН УЙДЕТ — ТАМ ЗАРПЛАТА В ПЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ»
— В среде театралов о вас говорят как о жестком руководителе.
— Да, есть такое. Продолжайте, очень интересно.
— Бывает, что вы сожалеете о каких-то своих поступках, о людях, с которыми пришлось расстаться?
— Я не могу сказать, что пришел и многих уволил. Когда-то режиссер Линас Зайкаускас, который сейчас активно ставит в Украине, сказал мне: «Когда приходишь в новый театр, ты должен поменять команду в течение года, иначе у тебя ничего не получится». А я по возможности ее сохранял и перевоспитывал. Кто-то поверил в меня, а кто-то начал ставить палки в колеса. Со вторыми пришлось попрощаться. Все хотели что-то менять, но мало кто готов был меняться.
Я считаю, что успеха добивается только тот, кто пашет. Основная проблема — психологическая инерция. Борюсь с ней до сих пор. «Ребята, — спрашиваю, — вас интересуют только деньги или вы хотите заниматься театром?». Мне сложно было возвращать людей в работу. Но когда я пришел в руководство, театр стал играть 270 спектаклей для взрослых, 55 — для детей и 11 концертов. В театре нужно работать на идею. Поэтому, я считаю, с театральной демократией надо быть очень осторожным. Демократия — это большая ответственность.
— Есть такая шутка: в опере поют, но не умеют говорить, в драме говорят, но не умеют петь, в оперетте не умеют ни того, ни другого.
— Это не соответствует действительности. Сейчас в драматическом театре плохо делают и то единственное, что положено, — плохо разговаривают. А опере вообще нужна реанимация. Хотя этим театрам (я их называю придворными императорскими) государство дало все, в отличие от оперетты, которая начинала с нуля или даже с минуса.
Мне оперетта представляется в виде квадриги, в которой одновременно нужно управлять четырьмя горячими скакунами: балетом, хором, вокальным цехом, оркестром. Я намерен доказать всем, кто решает, какое «из искусств для нас наиважнейшее», что оперетту должны финансировать не меньше, чем оперу.
Вы же были недавно на нашем вечере памяти Лучано Паваротти и слышали, как наши артисты пели сложнейшие оперные арии. Обратили внимание, какие голоса мы сейчас набрали? И мне еще труднее оттого, что если моего артиста позовут в оперу, он уйдет, так как там зарплата в пять раз больше.
— Многие помнят таких корифеев, как Татьяна Шмыга, Михаил Водяной... Куда же сегодня исчезли имена?
— Не могу согласиться, что нет имен. Я очень горжусь, например, что работаю с Тамарой Тимошко. Второй актрисы такого уровня, как она, сейчас в Украине нет.
— Давайте не выдавать желаемое за действительное. Актеры могут быть хорошими и даже гениальными, но о них мало кто знает.
— А разве есть какой-то проект, который раскручивает тот или иной театр, того или иного актера? Если кто-то случайно попадет в сериал, это чуть ли не счастье — и заработал, и имя сделал.
Перестали звучать имена не только в музыкальных жанрах, но даже в драматическом. Один Ступка еще как-то на слуху — и все. Когда умер замечательный актер Степан Олексенко, практически никто даже некролог не дал. Куда мы скатились?!
А вот в России, например, к популяризации своих актеров относятся намного продуманнее. Вспомните, как в прежние времена государство занималось искусством, в том числе музыкальным театром, как пропагандировали фильмы, например, с Любовью Орловой. Это было целое направление официальной политики.
«В РОССИИ АРТИСТЫ ЗАЩИЩАЮТ ДРУГ ДРУГА. А У НАС КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ»
— За государственную помощь приходится платить: утром — деньги, вечером — пропаганда. Разве не так?
— В нашем новом спектакле «Мистер Икс» говорится о пренебрежительном отношении денежных мешков к артистам. В новой версии я многое изменил, осовременил. Теперь дело происходит на яхте богача, который торгует металлом или чем-то, но даже не знает, где находится театр. Зато он в состоянии купить шоу, на которое и приглашает Мистера Икс. Помните, директор цирка обидел актрису, и за нее заступается мистер Икс: «Не сметь! Она же артистка!».
Артисты, скоморохи всегда были независимыми, говорили, что думают. И всегда богачи считали их людьми второго сорта, а чиновники загоняли в ситуацию выживания. Говорят: «А-а, вы что-то себе позволили сказать, так мы вам урежем зарплату». К тому же наша интеллигенция, особенно театральная, очень вялая, она не борется за свои права. Я помню, как в России Союз театральных деятелей во главе с Александром Калягиным стал бить в набат, когда возникли проблемы с Волгоградским музыкальным театром. Там артисты защищают друг друга. А у нас каждый сам по себе. Вы чувствуете работу СТД Украины? У нас «всегда все хорошо».
— Что это за бумажный бинокль у вас на столе? В него можно что-то увидеть?
— Как — что-то увидеть! Да это самый настоящий бинокль с самыми настоящими линзами. Мы сделали его на 70-летие театра в 2005 году.
У нас каждый спектакль — это целый проект, в котором зритель вовлекается в действие. На «Кофейной кантате», которая идет в малом зале (мы его еще называем «Салонный театр»), угощаем чашечкой кофе, а на премьере «Моей прекрасной леди» актеры разносили по залу и дарили букетики живых фиалок. Помните, история перерождения и любви Элизы Дулитл началась с того, что профессор Хиггинс, случайно забредя в бедный квартал, купил у нее букетик фиалок? Вручая зрителям фиалки, мы как бы намекали, что жизнь непредсказуема и все может зависеть даже от такой мелочи.
«ДЛЯ ОПЕРЕТТЫ ВРЕМЕНА СЕКОНД-ХЕНДА ПРОШЛИ»
— В сцене из «Моей прекрасной леди», где профессор Хиггинс и полковник Пиккеринг курят трубки, по залу плывет запах хорошего табака. Это «случайная утечка» или тоже элемент художественного замысла?
— Это значит, что в театре все должно быть на высшем уровне. Если по замыслу драматурга действующие лица курят, значит, в спектакле и табак, и трубки будут высшего сорта. Для Оперетты времена секонд-хенда, когда все покупалось на блошином рынке, прошли. Пора вспомнить, что театр — это элитное зрелище. Я стараюсь вырвать его из состояния сельского клуба, куда ходят пощелкать семечки, и вернуть к Театру с большой буквы, где живет искусство. По-моему, все должно делаться по гамбургскому счету.
Когда я возглавил Оперетту, прежде всего взялся за ремонт. На служебном входе вы теперь увидите не плевательницу и урну для окурков, как раньше, а цветы. И это тоже элемент культуры, которую актер потом понесет на сцену. Я хочу, чтобы он думал о роли, а не о том, что его раздражают старые костюмы или противный табак, который приходится курить. Все, что переживает актер, считывается зрителями. Если зайдете в нашу гримерку, то увидите там новые столы, диваны, мебель, шторы, и все это под классику, потому что я хочу возродить классический театр.
— Думаете, это возможно?
— И возможно, и необходимо. Мне хочется узнать, а где же в нашем театре была гримерка Заньковецкой, где работали Кропивницкий, Лысенко, Курбас. Все это необходимо восстановить. Не только чтобы сохранить память об их работе в театре, но и потому, что память способна возродить среду. Я в это верю.
Кстати, на рубеже IXX-XX-го столетий здесь был Троицкий народный дом, построенный на пожертвования киевлян. Позже здание взял в аренду приехавший из Галичины Николай Садовский, который организовал на базе антрепризной группы первый украинский стационарный театр. Это произошло ровно 100 лет назад.
— А где сидел Симон Петлюра?
— Это мы знаем. Он заведовал литературной частью, и его кабинет располагался на первом этаже — там и теперь сидит завлит. К нам можно экскурсии водить, такой у нас театр.
— Нередко приходится услышать, что оперетта как жанр изжила себя. Стоит ли возрождать классический театр, если мир давно перешел на мюзиклы?
— Минувшим летом в день выпускного вечера в школах к нам на спектакль пришло очень много мальчиков и девочек. Я спросил нашего коммерческого директора: откуда столько ребят? Оказалось, они решили отметить окончание школы таким особенным событием, как поход в театр. Потом, может быть, были ресторан и прогулка по Днепру, но основным памятным событием они сделали спектакль. Молодежь начинает возвращаться к культуре, и оперетта для них не «изжитый жанр».
В этом жанре созданы сотни прекрасных произведений, которые наша публика никогда не слышала, их невозможно исчерпать силами одного коллектива. Но я думаю и о театре широкого профиля, где уместны и мюзикл, и музыкально-драматический спектакль, и зинг-шпиль, и опера-буфф.
Мы построили маленькую сцену, которую назвали Салонным театром, где зрители сидят за столиками при свечах. Это наше ноу-хау — в Украине таких больше нет. Здесь актеры играют в непосредственной близости к зрителю, а он замечает все — даже как прошита нитка. Мы пошли на это, потому что уверены в высоком качестве того, что предлагаем зрителю.
Я хотел бы, чтобы, приходя к нам, люди попадали в особенную атмосферу. Если с уважением воспринимать даже грубого, невоспитанного человека, это его тронет и он не сможет вести себя, как на базаре. Известно ведь, что как только человек переступает порог храма, он сразу переходит на шепот. Хочу, чтобы театр стал храмом.
«КОГДА МЫ НАЧИНАЛИ, У НАС БЫЛО 50 ЗРИТЕЛЕЙ В ЗАЛЕ, СЕЙЧАС — АНШЛАГИ»
— С самого начала нашей беседы хочу спросить: что это за плакат висит на стене? Вы — верхом на лошади и надпись: «Немає в свiтi кращого дуету, нiж пан Богдан i панi Оперета».
— Это я в Херсоне на фестивале «Таврия». Очень люблю верховую езду, плавание и шоколад — за то, что они помогают вырабатывать позитивную энергию и лечат. Лошадь зовут Красавчик. А надпись сделали мои сотрудники, когда мне присвоили звание заслуженного артиста Украины.
— Красавчик из вашей конюшни?
— Нет, что вы! В Херсонском клубе дали размяться. У друзей в Переяславе есть своя конюшня, но это недешевое удовольствие. Меня тянет к сельскому быту, к истокам. Я ведь с детства ухаживал за лошадьми, коровами, собирал грибы, косил траву. Анатолий Эфрос сказал как-то, что режиссер каждый день голой рукой забивает гвозди. А я каждый день забиваю и вытягиваю гвозди. Вообще, могу сделать любую работу: нарисовать декорации, оштукатурить стену.
— Плакат задумывали как знаковый? Киевская оперетта во главе с руководителем — на коне?
— А почему нет? Когда мы начинали, у нас было 50 зрителей в зале, а сейчас — аншлаги. В прошлом году мы возглавили список по продажам билетов среди муниципальных театров. Зрители возвращаются в Оперетту. И не только те, кто и раньше ее любил, а все больше молодежи. Раньше было модно пойти в ночной клуб. А сейчас если парень встречается с девушкой, то приглашает ее в театр.
— В вашем театре особенно привлекательна женская часть коллектива. Одна актриса красивее другой. Как себя чувствуете в их окружении?
— Счастливым человеком. В оперетте все должно быть красиво: красивые женщины и мужчины, красивые режиссеры и руководители. А моя самая любимая женщина — дочь, ей семь лет. Я ни в чем ей не отказываю. Только она заставляет меня таять, как мороженое.

Валерий ЗОЛОТУХИН: «Высоцкий очень бережно ко мне относился — я до самой его смерти не знал, что он принимал наркотики...»
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: «Коржаков утверждает, что я просил его убить Кобзона, Гусинского и Лужкова? Почему же он не сообщил куда следует, почему тут же у себя в кабинете не арестовал? Вот и за убийством Листьева не я стою — Коржаков: это он один из организаторов страшного злодеяния»
Мэтт Дэймон дал за чашку кофе тысячу долларов чаевых
Кукла для внучки Ротару стоит не 25 тысяч долларов, а всего тысячу
Анна Снаткина сломала ногу, а Гвинет Пэлтроу привезли в больницу в инвалидной коляске
Братья Кличко заработали три миллиона долларов за рекламный ролик фитнес-центра
В семьях Кошевого из «95-го квартала» и Николь Ричи родились дочери, а у Кристины Агилеры — сын
Никита Джигурда и Марина Анисина назначили дату свадьбы
У Василия Аксенова — инсульт, а у Максима Галкина — сердечный приступ
Гребенщиков споет для бомжей, а Джонни Депп пожертвовал миллион фунтов клинике, где спасли его дочь
Милла Йовович похудела на 30 килограммов
Бабкина хочет усыновить африканца
Плохо забытое старое...
Популярный украинский композитор НИКОЛО: «Настоящая любовь — это когда ты в своей старой руке держишь старую руку своей женщины и понимаешь, что любишь ее»
Художественный руководитель, директор Киевского театра оперетты Богдан СТРУТИНСКИЙ: «Моими руками хотели закрыть театр, чтобы превратить его в казино»
Ленин нетленен благодаря пирамиде Мавзолея?
Абсолютная чемпионка мира по художественной гимнастике киевлянка Анна БЕССОНОВА: «Я не такой человек, чтобы бросаться на каждого второго мужчину»
Светлана Лобода в Индии едва не стала жертвой крокодила, а Ирина Билык в Финляндии ходила в гости к троллям
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги