Роль легендарного комдива в культовом фильме «Чапаев» спасла Борису БАБОЧКИНУ жизнь
Возможно, над гибелью этого героя в холодных водах реки Урал современные дети, подобно нескольким поколениям своих ровесников, слезы не проливают, но знаменитые фразы из картины: «А впереди я - на белом коне!», «Все, что вы тут наговорили, наплевать и растереть. А теперь слушай, что я говорить буду», «Тихо все! Чапай думать будет» - они знают и часто повторяют, хотя, возможно, и считают фольклором.
Бабочкину удалось сделать образ легендарного комдива настолько ярким, достоверным и человечным, что Василий Иванович стал не только народным спасителем и заступником, но и, в компании с Анкой и Петькой, героем анекдотов.
![]() |
| Леонид Кмит (Петька) и Борис Бабочкин (Чапаев) в киноленте братьв Васильевых «Чапаев», 1934 год |
Премьера картины состоялась 4 ноября 1934 года, а ее первыми зрителями были Сталин, Молотов, Ворошилов, Енукидзе и заведовавший в то время кинематографом Шумяцкий. Фильм одобрили, и вскоре «Чапаев» покорил зрителей Советского Союза и всего мира, войдя в сотню лучших картин мирового кинематографа. А вот на судьбе самого Бориса Бабочкина роль Чапаева сказалась неоднозначно, ведь ничего равного ей актер так больше и не сыграл. О Борисе Бабочкине вспоминает его старшая дочь Наталья.
![]() |
| Фото «ИТАР-ТАСС» |
«ОТЕЦ ХОТЕЛ СЛУЖИТЬ У ЧАПАЕВА, НО ПОСКОЛЬКУ ЕМУ НЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 15 ЛЕТ, ЕГО НЕ ВЗЯЛИ»
- Наталья Борисовна, как вы относитесь к тому, что вашего отца вспоминают прежде всего как Чапаева?
- Вы даже не представляете, как это несправедливо! У папы были и другие замечательные фильмы - «Повесть о «Неистовом» (картина о моряках-черноморцах, которую высоко оценил сам Александр Довженко), «Артистка» Леонида Трауберга. Еще одну картину, «В мертвой петле», где у отца могла быть очень хорошая работа («Я увлекся этим образом до упоения», - говорил он), начинали снимать на Рижской киностудии еще до войны. Отец играл главную роль, знаменитого летчика Уточкина.
![]() |
| Дочь артиста Наталья Борисовна: «Как и легендарный комдив, папа никогда не шел на компромиссы» |
В 41-м году съемки приостановили и возобновили только через 20 лет, когда папа по возрасту для этой роли уже не подходил - Уточкиным стал Олег Стриженов. А после того как Бабочкин сыграл главную роль в спектакле «Браконьеры», Олег Ефремов сказал актерам «Современника», чтобы они ходили, смотрели эту работу и учились. Так что Чапаев - не единственная заметная роль отца, но запомнилась всем именно она.
Что же до фильма «Чапаев», то рассказ о нем надо начать с того, что его создатели, Васильевы, по крови не были родственниками, «братья Васильевы» - не более чем творческий псевдоним. Интересно, что во время революции и Гражданской войны они находились по разные стороны баррикад: самокатчик Георгий Николаевич развозил депеши из Смольного, а Сергей Дмитриевич был сыном царского офицера. Позже, работая бок о бок на киностудии, они сдружились и начали вместе снимать кино.
![]() |
| Борис Андреевич со старшей дочерью Наташей |
- Правда, что роль Чапаева ваш отец получил случайно?
- Васильевы, написав сценарий фильма, отнесли его руководителю студии «Молодые мастера», папиному учителю и замечательному актеру, ученику Станиславского Иллариону Николаевичу Певцову, который, кстати, прекрасно сыграл в фильме белогвардейского полковника Бороздина. В компании, которая собралась, чтобы его обсудить, оказался и Борис Бабочкин, он не только много говорил, но и увлеченно показывал всех персонажей, в том числе и самого Василия Ивановича.
Когда под утро все расходились по домам, никто уже и не сомневался, что знаменитого полководца будет играть папа, хотя ни внешне, ни внутренне они с Чапаевым совершенно не похожи. Если судить по воспоминаниям современников, Василий Иванович был малоприятным человеком, женившимся несчетное количество раз, но все равно несчастным в личной жизни, а Борис Андреевич - красавцем, умным, талантливым и порядочным мужчиной, всю жизнь преданным одной-единственной женщине - моей маме.
![]() |
| Супруга Бабочкина Екатерина с их младшей дочерью Татьяной |
- Говорят, в юности Борис Бабочкин воевал в дивизии Чапаева?
- Молодежи во все времена свойственно искать себя и свое место в жизни, а правильно сориентироваться во время Гражданской войны было очень непросто. Отец хотел служить у Чапаева, но поскольку ему не исполнилось 15 лет, его не взяли. Тогда они с двоюродным братом Сергеем Смирновым устроились в канцелярию политотдела армии: дежурили там, писали какие-то документы - основная масса бойцов была неграмотной.
![]() |
| «Отец катастрофически не выносил фальши и сам не умел врать, но если уж ему что-то нравилось, радовался от души» |
По молодости лет ребята относились к своей службе не очень серьезно, на Троицу бросили свой пост и пошли гулять с девчонками. Папу, как маленького, отругали и выгнали, а Смирнова отдали под трибунал, что не помешало ему впоследствии стать военным и пройти всю войну, но это уже совсем другая история, к папе отношения не имеет.
Общение с чапаевцами впоследствии имело для отца огромное значение, даже в своих воспоминаниях он писал, что лично знал этих людей, поэтому образ Василия Ивановича получился у него собирательным. Будучи волжанином, папа чувствовал, чем живут там люди, поэтому его Чапаев не столько красный командир, сколько народный герой - борец не за коммунистические идеалы, а за лучшую жизнь для своего народа.
![]() |
| Борис Бабочкин (в центре) с создателями фильма «Чапаев» Георгием и Сергеем Васильевыми. «Братья Васильевы» — творческий псевдоним, они не были кровными родственниками» |
Популярность этой работы Бабочкина заключается еще и в том, что впервые на экране был абсолютно живой человек, а не ходульный, плакатный образ. Папа вообще часто импровизировал на съемках, и во многом картина срежиссирована именно им. Так, Сергей Васильев все время требовал от отца одной - громовой - интонации, он хотел, чтобы голос Чапаева гремел, но отец не собирался этого делать. Он видел Василия Ивановича другим - в своем Чапаеве он собрал самые лучшие человеческие черты, что значительно изменило первоначальный - однобокий - рисунок роли. Все охотно шли ему навстречу, потому что на площадке собрались единомышленники - люди, которые понимали друг друга с полуслова, не шли на компромиссы и делали свою работу честно, не стараясь никому угодить или снять фильм к дате.
![]() |
| В роли Василия Ивановича Чапаева, «Чапаев», 1934 год |
- Что Борис Андреевич рассказывал вам о съемках легендарной картины?
- «Чапаева» снимали два года, и первая киноэкспедиция стала для отца мучительной. У группы ничего не ладилось, шли бесконечные дожди, снимать было нельзя, к тому же Петьку должен был играть актер Яков Гудкин, который категорически не подходил на эту роль. Папа, который в то время работал в Александринке (на нем как на ведущем молодом актере держался весь классический репертуар), уже подумывал о том, чтобы вообще бросить «Чапаева».
К счастью, вторая экспедиция оказалась удачной: и погода благоприятствовала съемкам, и на роль Петьки нашли замечательного актера Леонида Кмита, - в результате снимали картину легко и весело. Параллельно папа репетировал в театре «Бориса Годунова».
![]() |
| «Тихо все! Чапай думать будет!». С Борисом Блиновым в роли Фурманова |
- В фильме Борис Андреевич так скачет на коне, как будто родился в седле. Он где-то учился верховой езде?
- Разве что в детстве, когда ходил с ребятами в ночное, но искусством ездить верхом он владел в совершенстве. Папа очень любил всех животных без исключения (у нас все время дома жили собаки, кошки и даже черепахи), но лошадей больше всего. Обожал охоту и рыбалку, помню, как мы с ним на Селигере ловили налимов. А это, я вам скажу, дело нелегкое, требует сноровки, потому что эта рыба очень юркая - раз, и под камень! Отец очень хорошо плавал, и это умение пригодилось ему в сцене гибели Чапаева. В день, когда снимали эту сцену, было очень холодно, поэтому нырять пришлось в ледяную воду. «Сняли гибель, - написал тогда отец маме, - посмотришь, как мы там с Кмитом кувыркаемся».
- Как роль Чапаева отразилась на жизни Бабочкина - актера и человека?
![]() |
| Чапаев-Бабочкин тонет в реке Урал. Опасаясь слишком пессимистичного финала, Васильевы сняли еще два варианта концовки, в одном из них за кадром Чапаев обращался к уже поженившимся Анке с Петькой: «Война кончится, великолепная бу дет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!» |
- Отец, когда его об этом спрашивали, цитировал слова Карла Зелига из книги «Альберт Эйнштейн»: «Почему люди всегда болтают о моей теории относительности? Ведь я сделал и другие полезные вещи, может быть, даже лучше. Но этого широкая публика почему-то не замечает».
С одной стороны, популярность, которую отец получил благодаря этой картине, мешала ему как актеру: если бы не клеймо Чапаева, он мог бы сниматься больше. С другой - именно эта роль в конце 30-х годов спасла папе жизнь.
Как только отца назначили главным режиссером БДТ, за ним, сменяя друг друга, начали постоянно ходить два человека в штатском, не заметить которых было просто невозможно. Впрочем, они не прятались, ведь страх деморализует человека и его гораздо легче сломить. Все это длилось так долго, что папа знал этих людей в лицо и здоровался с ними. Многие наши соседи к тому времени были арестованы и репрессированы - в подъезде дома, в котором мы жили, по улице Дзержинского (сейчас она называется Гороховой), по соседству со зданием НКВД, жилыми остались только четыре квартиры - наша, Исаака Дунаевского, Агриппины Вагановой и вдовы актера Певцова, в соседнем подъезде жила Галина Уланова, все остальные были опечатаны. Из одной из них людей забирали при мне - я не вовремя вернулась из школы.
![]() |
| Борис Бабочкин (справа) в роли инженера Родионова, «Непобедимые», 1942 год |
Вы не представляете, как я испугалась, когда внезапно распахнулась дверь и прямо на лестницу выпал маленький ребенок в распашонке, но меня тут же ткнули носом в стенку, и больше я ничего не видела. Папа очень переживал все происходящее в стране, но что он мог сделать, если и так все время попадал в немилость - он заступался за тех, кого преследовали и репрессировали, пытался их спасти, а это властью не приветствовалось. «Мне довелось работать в век темный, подлый», - впоследствии написал он об этом времени в своем дневнике.
«У НАС В ПРИХОЖЕЙ ВСЕ ВРЕМЯ СТОЯЛ ЧЕМОДАНЧИК С САМЫМ НЕОБХОДИМЫМ - НА СЛУЧАЙ, ЕСЛИ ЗА ОТЦОМ ПРИДУТ»
- В чем можно было обвинить Бориса Бабочкина?!
- Моя мама происходила из аристократической семьи, тогда этого было достаточно. Помню, как ночью они с отцом жгли в камине какие-то документы. А в прихожей у нас все время стоял старый дешевый деревянный чемоданчик с самым необходимым - на случай, если за ним придут: там была пара белья, теплые носки, чай, сухари. Со временем папа устал от постоянной слежки и однажды спросил у своих соглядатаев: «Вам не надоело за мной ходить?».
![]() |
| В военной драме «Родные поля», 1945 год |
На что один из них ответил: «Потерпите, Борис Андреевич, завтра-послезавтра это кончится». Отец понял, что в указанный срок за ним придут, но на следующий день его «конвоиры» исчезли. Бабочкина не тронули - видимо, на «Чапаева», как на народное достояние, рука все-таки не поднялась.
Был во всей этой истории еще один момент. Если человека репрессировали, то все, что было с ним связано, безжалостно уничтожалось и вымарывалось: переставали исполнять музыку, не выставляли картины, не показывали фильмы. Арестовав отца, власть должна была бы отказаться от «Чапаева», а она не могла себе этого позволить - лента имела огромное идеологическое и, как сказал после ее премьеры Сталин, воспитательное значение.
- Борис Андреевич всегда хотел стать актером?
- Его мама, моя бабушка, рассказывала, что папа с младых ногтей был очень восприимчив к искусству: когда она вместо детских стишков читала ему Пушкина, начинал радостно прыгать в своей деревянной кроватке. А в четыре года впервые прочитал стихи на публике: это произошло на рождественской елке - бабушка рассказывала, что все присутствующие взрослые были в восторге.
![]() |
| В роли командира полка в картине «Повесть о настоящем человеке» (1948 год) по знаменитому произведению Бориса Полевого. За эту работу Бабочкин получил Сталинскую премию |
- О каких несостоявшихся ролях Борис Андреевич жалел больше всего?
- Увы, их было немало. Например, папа снимался у режиссера Михаила Дубсона в картине «Большие крылья», специально для которой строили аэроплан «Максим Горький» - он должен был стать показательным, о нем много говорили и писали. Произошло несчастье - аэроплан разбился, и многих его создателей обвинили в диверсии и сослали в лагеря, а картину не просто запретили, а смыли, не оставив ни одного кусочка пленки. Если какие-то эпизоды фильма об Уточкине сохранились (мне даже посчастливилось два из них увидеть), то о «Больших крыльях» я знаю только по рассказам папы. Случалось, он начинал сниматься в фильме, который по какой-то причине запрещали.
Парадокс: с одной стороны, папа был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда и лауреатом одной Государственной и двух Сталинских премий, а с другой - на его судьбу выпало очень много испытаний - и профессиональных, и человеческих. Возможно, всему виной качество, которое сближало папу с Чапаевым: он, как и легендарный комдив, никогда не шел на компромиссы.
При возникновении конфликтов или столкновений отец всегда говорил то, что думал, и переубедить его было нельзя. Если папа считал, что прав, отстаивал свою точку зрения до конца и не боялся идти вразрез с устоявшимися мнениями. При этом он не думал о том, как прозвучит то, что он скажет, угодит он начальству или нет, - отец был неподкупным и честным человеком.
![]() |
| В роли Ивана Ивановича, «Аннушка», 1959 год |
- Борис Бабочкин - один из немногих деятелей искусств, кто никогда не подписывал никаких писем против «врагов народа»?
- Когда репрессировали папиного друга, великого актера и режиссера Алексея Денисовича Дикого, статьи против него были подписаны «цветом ленинградской интеллигенции», там не хватало только одного автографа - Бориса Бабочкина. А когда отец узнал, что другой его друг, Михаил Царев, давал показания против Всеволода Эмильевича Мейерхольда, просто перестал с ним общаться. Через много лет, когда Царев был назначен руководителем комиссии по празднованию юбилея Мейерхольда, отец сказал: «Это все равно, если бы главным на чествовании Иисуса Христа назначили Иуду». Цареву, конечно же, донесли.
Режиссер Леонид Хейфец в интервью вспоминал, что отец отказался получать подарочный набор как актер-фронтовик. Помимо него, в списке были директор Малого театра Михаил Царев, главный режиссер Борис Равенских, актеры и работники театра. Никто из них войны даже не нюхал, но им и в голову не пришло отказаться. И тогда на трибуну поднялся Бабочкин. «Я на фронте никогда не был, - сказал папа, - поэтому на такой подарок не имею права. Но ведь вы, Михаил Иванович, и вы, Борис Иванович, - обратился он к Цареву и Равенских, - насколько я знаю, тоже не воевали, так как же вы будете получать то, что вам не принадлежит?». И в зловещей тишине вышел из зала.
Хотя во время войны отец снимался не переставая, и сказать, что он не внес свой вклад в победу, было бы несправедливо. Каждый раз после таких случаев, а их было немало, отец возвращался домой с поникшей головой, и мама, понимая, что опять что-то произошло, спрашивала: «Опять?! Боря, почему ты не промолчал?!». - «Ну не смог я, Катя, не смог!» - виновато отвечал отец.
«В ЭВАКУАЦИЮ ПАПА ЕХАЛ В ПЕРВОМ ВАГОНЕ, А МАМА - В ПРЕДПОСЛЕДНЕМ, ЧТОБЫ, ЕСЛИ ПОЕЗД НАЧНУТ БОМБИТЬ, УЦЕЛЕЛ ХОТЯ БЫ ОДИН ИЗ РОДИТЕЛЕЙ»
- Как познакомились ваши родители?
- Это произошло в передвижном театре в Самарканде: папа играл в драматической труппе, а мама танцевала в балете. В Пишпеке, который впоследствии переименовали сначала во Фрунзе, а сейчас - в Бишкек, у них вспыхнул безумный роман, и мама, которая была замужем, сбежала к папе через окно в одном легком платье.
![]() |
| Последнее фото Бориса Андреевича, сделанное незадолго до его смерти, ле том 1975 года — с супругой Екатериной Михайловной. «Мама пережила отца на 13 лет, ходила в церковь, молилась за него, все время считала, что он рядом, ее жизнь продолжалась вместе с ним» |
Всю жизнь мои родители прожили душа в душу, мама была практичнее отца, всячески его опекала, защищала от бытовых проблем и неурядиц. Получив зарплату, папа отдавал все деньги маме, а потом робко говорил: «Катя, можно я возьму трешку?». - «Зачем ты спрашиваешь, - удивлялась мама, - ты же знаешь, где у нас деньги лежат, пойди и возьми». - «Но я же должен тебе об этом сказать».
Войну наша семья провела в эвакуации, куда родители уехали предпоследним поездом, - он шел медленно и подбирал всех, кто бежал с захваченных немцами территорий, в основном из Польши и Белоруссии. Причем папа ехал в первом вагоне, а мама - в предпоследнем, чтобы, если поезд начнут бомбить, уцелел хотя бы один из родителей и мы с сестрой не остались сиротами.
- Кинорежиссер Леонид Хейфец, о котором вы вспоминали, говорил, что у Бориса Андреевича были «пергаментные аристократические ладони»...
- Точно такие же до недавно перенесенной болезни были и у меня - я унаследовала от отца руки и зубы. Несмотря на огромную любовь к маме, я абсолютно папина дочка. Самым счастливым временем моей жизни было довоенное, потому что каждую свободную минуту отец тогда проводил со мной. Мы с ним дружили.
В юношеском возрасте все свои увлечения и сердечные переживания обсуждала только с папой, маму я почему-то стеснялась. Как-то я чуть было не утонула, и папе с большим трудом удалось вытащить меня на берег. Он рассказывал, что моими первыми словами после того, как я пришла в себя, были: «Только ничего не говори маме, иначе она больше не пустит меня купаться с папой».
Всем, что знаю и умею, я обязана отцу. Папа был человеком энциклопедически образованным. Очень любил классику и литературу о путешествиях и хотел, чтобы я тоже все это читала. По вечерам показывал мне созвездия и отдельные звезды, правда, я, будучи близорукой, не все могла разглядеть. «Ну посмотри, - говорил он, - видишь большой ковш? А рядом маленький? А вон там - Вега». - «Папа, - чуть не плакала я, - не вижу!». Он сердился - не понимал, как такое может быть.
Когда я работала в журнале «Москва», вся наша редакция пользовалась его знаниями: если нужно было установить автора той или иной цитаты, мне достаточно было позвонить отцу и спросить: «Папа, откуда это?», после чего он тут же называл и автора, и произведение...
Отец очень хорошо знал английский, литературу, историю, географию и всему этому учил меня. У него было всего несколько требований ко мне - слушаться маму, хорошо учиться и кушать - с аппетитом у меня в детстве были большие проблемы. От актерской профессии он, подобно другим родителям, меня не отговаривал - я о ней как-то не мечтала, и папа меня в этом поддержал: «Это не твоя стезя». А вот у моей младшей сестры он находил актерские способности, но она тоже выбрала другой путь.
- Те, кому посчастливилось знать Бориса Андреевича, вспоминают о нем как о необычайно притягательной, магнетической личности.
- Он обладал какой-то невероятной внутренней силой и энергией. Когда уже немолодой папа - отнюдь не Чапаев! - входил в какой-то зал, все сразу же замолкали и не сводили с него глаз. Если во время спектакля ему что-то не нравилось и он внимательно смотрел на актеров, которые, на его взгляд, играли из рук вон плохо, они прямо на глазах начинали запинаться.
Помню, как мы с ним пошли смотреть «Бесприданницу», где играла актриса, которой папа восхищался, но эта роль была у нее очень неудачной. Борис Андреевич стал внимательно смотреть на артистов, и я вдруг на физическом уровне почувствовала, что замедляется темп спектакля. «Папа, - взмолилась я, - опусти глаза, а то они сейчас вообще замолчат!».
Отец катастрофически не выносил фальши от других (говорил, что у него в таких случаях по коже начинают бегать мурашки) да и сам не умел врать. Помню, он долго не мог пойти на спектакль «Живой труп», главную роль в котором играл Романов, с ним папа подружился еще в Александринке.
Этого актера за глаза называли «холодным любовником», по темпераменту он не подходил для роли Протасова. Папа, опасаясь, что работа у него не получилась, до последнего оттягивал поход в театр: понимал, что придется что-то говорить, солгать не удастся, а своей правдой он может травмировать друга. И как же папа радовался, когда оказалось, что Романов играет очень хорошо и его можно хвалить, не покривив при этом душой.
Но уж если отцу что-то нравилось, он радовался за других от всей души. Обожал актеров, с которыми работал, особенно молодых, хотя был с ними строгим. Студентка с его последнего курса во ВГИКе как-то сказала мне: «Борис Андреевич держал себя так сурово, что казалось, он нас не любит». - «Да он вас обожал, - рассмеялась я, - дома всегда говорил о каждом с восторгом». Зато когда он их хвалил, они понимали, что достигли каких-то невероятных профессиональных вершин. А папу, в свою очередь, очень любили выдающиеся актеры старой гвардии. У меня сохранилось несколько адресованных мне открыток от Варвары Николаевны Рыжовой - в свое время знаменитой актрисы, которую сейчас уже, к сожалению, мало кто помнит. «Наташенька, голубушка, - писала она мне, - какая вы счастливая, у вас такой замечательный и талантливый папа!».
Александра Александровна Яблочкина, умирая, завещала ему старинную шкатулку, отец был очень тронут. Замечательные отношения были у него и с легендой Малого театра Евдокией Дмитриевной Турчаниновой, он вообще любил старух и относился к ним с большой нежностью. Старался он помогать и театральной молодежи, вы не представляете, скольким людям он, пользуясь своим авторитетом, пробил квартиры, а за себя похлопотать не мог. В Ленинграде у нас была очень хорошая квартира, а в Москве мы долго ютились в крошечной двухкомнатной квартире, хотя я к тому времени уже была замужем и у меня родился сын. В то время папа учил роли во дворе. Если он начинал ходить под окнами, соседи шепотом говорили друг другу: «Тише, тише! Борис Андреевич работает».
«КОГДА ОТЦА ПОХОРОНИЛИ, Я НЕ МОГЛА ОТОЙТИ ОТ ЕГО МОГИЛЫ: МНЕ КАЗАЛОСЬ, ПОКА Я ТАМ, ОН РЯДОМ, НО СТОИТ МНЕ ОТОЙТИ, ИСЧЕЗНЕТ НАВСЕГДА»
- В последние годы ваш отец серьезно болел?
- Папа очень долго был физически сильным и крепким человеком. Готовясь к съемкам фильма об Уточкине, он все делал без дублеров - летал на самолетах того времени и боксировал, из-за чего часто приходил домой побитым, но постепенно освоил и этот вид спорта. Был период, когда он очень много работал в театре и в кино и, как мне кажется, просто надорвался, и начал серьезно болеть.
У меня сохранилась фотография, на которой на стоящем в павильоне детском стульчике крепко спит одетый в военную форму папа, а рядом на столике бутылка с надписью: «Нарзан». Ему некогда было отдохнуть, потому что со съемочной площадки сразу же надо было ехать на репетицию в театр.
В результате папа заработал язву и камни в почках, которых во время операции врачи насобирали целый пузырек. «Борис Андреевич, - сказали они ему тогда, - даже один такой камушек может довести человека до сумасшествия, а вы ими были буквально набиты!». Сердце у папы было богатырским, но с такими тяжелыми нагрузками не справлялось. Он перенес столько инфарктов, что даже опытные патологоанатомы были поражены: они не понимали, как человек в таком состоянии мог полноценно жить и работать.
- Бориса Андреевича не стало 17 июля 1975 года. Что случилось в тот день?
- Папа умер так же, как и жил. В то летнее утро было очень жарко, а ему нужно было ехать на съемки куда-то в Подмосковье. Мама, зная, что отец плохо себя чувствует, пыталась отговорить его от поездки, но он не послушался: не хотел подводить людей, которые его ждали. Сам сел за руль и поехал.
Прямо на дороге, между Большим театром и «Метрополем», ему стало плохо, он пытался выпить нитроглицерин, но, видимо, руки его уже не слушались: пузырек выпал, таблетки рассыпались - мы с сыном потом собирали их по всему салону. Тем не менее ему удалось свернуть с дороги и осторожно припарковаться у тротуара. Понимаете, даже в тяжелом состоянии он больше всего боялся причинить кому-то вред.
Самое страшное, что в этот самый день и в это самое время я проходила неподалеку, была рядом, но у меня внутри ничего даже не екнуло! До сих пор не понимаю, как такое могло произойти: умерший или умирающий папа находился в машине, а я этого не почувствовала, хотя всегда, на каком бы расстоянии мы с ним ни находились, ощущала даже малейшие изменения его настроения.
Когда его похоронили, не могла отойти от его могилы: мне казалось, пока я там, он рядом, но стоит мне отойти, исчезнет навсегда. С этой болью я жила много лет, ее, как клин клином, ослабила другая, связанная с уходом из жизни мамы. Она долго и мучительно умирала от рака, и все это время - почти два месяца - я сидела около нее в больнице.
- Как ваша мама перенесла смерть отца?
- Она пережила его на 13 лет и каждый день говорила: «Видела Борюшку, он был чем-то недоволен». Уверяла, что папа ей о чем-то рассказывает, что-то советует. По всем церковным канонам это считается неправильным, душу умершего человека надо оставить в покое и отпустить. Мама ходила в церковь, молилась за отца, но ее жизнь продолжалась вместе с ним. Думаю, она была по-своему счастлива, потому что не чувствовала пустоты от его отсутствия и все время считала, что он рядом с ней, - наверное, в этом и было ее спасение, иначе она бы просто сошла с ума. Но когда в нашей жизни случалось что-то плохое, всегда говорила: «Хорошо, что Боря этого не видит». Отца уже давно не было, а она все берегла его от дурных вестей. Вот такая у них была любовь...
















Николай РАСТОРГУЕВ: «Что для меня Россия? Страна моя, близкие, дом, семья — то, откуда все начинается»
Роль легендарного комдива в культовом фильме «Чапаев» спасла Борису БАБОЧКИНУ жизнь
Государство лучше знает?
Выдающийся советский экономист, директор института Европы Российской академии наук Николай ШМЕЛЕВ: «Могут ли американцы объявить доллары вне закона? Думаю, такой вариант не более вероятен, чем атомная война или нашествие инопланетян»
Портал в Беларусь
Леонид КРАВЧУК: «Перед отъездом в Москву председатель КГБ УССР Голушко зашел ко мне: дескать, личные дела есть, кликухи агентов и фамилии назвал — по списку. Кликухи очень известные были, но я подумал: «Ну, почитаю те документы — это же или в себе все носить надо, или обнародовать». Попросил, короче, Голушко дела преемнику передать, но он этого не сделал — забрал их в Москву»
Молитва
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги