Кино и немцы
ХУЖЕ ВШЕЙ НЕТ НИЧЕГО!
В то, что Бондарчук создаст нечто эпохальное про Сталинградскую битву, честно говоря, мало кто верил. Это вам не андроиды «Обитаемого острова», тут тема тяжелая. Шаг влево, шаг вправо - перебор, штамп, лубок... Даже у Никиты Сергеича с его талантом и миллионами не очень получилось. Но гены - великая вещь.
Как своей «Судьбой человека» Бондарчук-старший по сей день вышибает слезу даже из каменных плит, так и Федор Сергеевич сумел показать прежде всего истории людей. Людей, в лексиконе которых отсутствуют глаголы будущего времени. Потому что для них время измеряется не часами, а минутами, секундами... Эмоциональный накал запределен и зашкаливает даже в сцене переправы - кстати, единственной массовой батальной сцене картины. Ради этих 15 минут на берегу Финского залива под Питером был возведен целый город, и каждого из тысячной массовки режиссер отбирал лично.
Единого литературного источника у «Сталинграда» нет. Поначалу Бондарчук планировал обратиться к роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», но тут запустился с одноименной многосерийкой Сергей Урсуляк. И тогда было решено делать сценарий в стиле «окопной прозы», опираясь на дневники бойцов и рассказы очевидцев. В результате нескольких поездок в Волгоград были записаны десятки часов интервью с ветеранами и с теми, кто находился в Сталинграде в тот момент.
«Это уникальные свидетельства, - признался на пресс-конференции в Киеве Федор Сергеевич. - К примеру, на вопрос, что было самое невыносимое в дни Сталинградской битвы, очевидцы отвечали в один голос: вши! Не голод, не тонны летящего с неба железа, от которого не укрыться, не холод, а эти жуткие букашки». Кстати, первый показ, на котором присутствовали ветераны, участники Сталинградской битвы, состоялся именно в Волгограде.
«Я НЕ ЛЮБЛЮ СНИМАТЬ ЗВЕЗД, МНЕ ИНТЕРЕСНЕЕ РАБОТАТЬ С ДЕБЮТАНТАМИ»
В итоге сценарий написали Илья Тилькин и Сергей Снежкин, многим известный по сериалу «Белая гвардия», на съемках которого Бондарчук, исполнивший там одну из ролей, присмотрел себе сразу трех актеров для «Сталинграда»: Яну Студилину, Дмитрия Лысенкова и Олега Волку - молдавского бизнесмена, бросившего бизнес ради искусства.
«Я не люблю снимать звезд, - честно признался Бондарчук на вопрос, а где ж, собственно, известные лица. - Мне интереснее работать с дебютантами». Действительно, из топовых российских актеров в картине снимается только Андрей Смоляков. Да и то в абсолютно нехарактерном для себя амплуа хорошего, доброго, простого мужика. Плюс Петр Федоров, звезда «Обитаемого острова», явный фаворит Бондарчука, исполнитель роли капитана разведгруппы Громова, которому приказано удержать дом любой ценой.
Еще одно точное попадание - Мария Смольникова, сыгравшая Катю - девушку, которая осталась одна в этом проклятом доме и в которую поголовно влюбляются все молодые подчиненные Громова, а в итоге и он сам.
Но особенно выделяется какой-то невероятной органикой и чистотой исполнитель роли артиллериста Сергея Астахова, проспавшего момент, когда нужно было прикрыть переправу, и прозванного за это «тютей».
Со своей последней женой поэтессой Юлией Друниной. Они прожили вместе 12 лет, после кончины Каплера жизнь утратила для Друниной всякий смысл. Оба похоронены на одном кладбище в Старом Крыму |
Во время просмотра меня не покидало ощущение, что я где-то видела это лицо. Когда же пошли финальные титры, все прояснилось: Астахова сыграл Сергей Бондарчук. Да-да, тот самый мальчик-мажор, который то подрался в Сочи на «Кинотавре», то напился, то женился... Невероятно, как ему удалось передать эту чистоту и наивность простого, застенчивого парня, которого швырнуло в топку войны совсем юнцом. Но когда я поинтересовалась у Федора Сергеевича, как, мол, вы этого добились, он вдруг смутился, замялся, пробормотав что-то о литрах валерьянки.
«Сережка же не актер, поэтому Федя его не хотел брать, - поставил точки над «і» Александр Роднянский. - Мы с Сергеем Мелькумовым (один из продюсеров картины. - Авт.) его еле уговорили! Пробовали несколько человек, все не то. А у Сережи сразу получилось. Хотя Федор над ним постоянно издевался - «встать-лечь-пробежаться!», не давал жизни ему на площадке просто». Надо сказать, самому Федору Сергеевичу роли в своем фильме не досталось - только закадровый голос.
На роль главного антагониста Громова - офицера вермахта Кана - Федор хотел пригласить своего друга Тиля Швайгера, но тот заявил, что нацистов не играет принципиально, и сосватал вместо себя Томаса Кречмана - звезду Голливуда, переигравшего с десяток немецких офицеров (в частности, в знаменитых картинах «Операция «Валькирия» и «Пианист»).
«СМЕРТЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А ЛЮБОВЬ - ТОГО, ЧТОБЫ ЖДАТЬ»
«Удивительное совпадение, - вспоминал Бондарчук. - Как-то в перерыве между съемками я спросил Томаса: «Помнишь, ты играл в фильме «Сталинград»?». Он ответил: «Конечно. Это моя дебютная работа, сразу после того, как я бежал из ГДР». Это был немецкий фильм «Сталинград» - о том, как отряд немцев замерз насмерть под Сталинградом. Так вот, в том же году, что и Кречман, я снялся в роли снайпера Зайцева в картине «Сталинград», режиссером которой стал мой учитель Юрий Озеров. Шел 1989 год, я, Ваня Охлобыстин и Тигран Кеосаян проходили у Озерова практику как студенты ВГИКа. И вот спустя много лет мы, участники двух разных «Сталинградов» (немецкого и советского), встретились на площадке третьего фильма!».
Надо отметить, что немцы в этом кино - не безликая толпа, гортанно выкрикивающая «майне-швайне-хендехох», не просто переодетая в форму массовка. Даже в эпизодах снимались немецкие артисты, что, безусловно, усилило психологическую достоверность.
Кречман погрузился в образ с головой - постоянно ходил в военной форме, полностью переписал немецкие диалоги, поскольку лексика того времени была несколько другой. Артисту дали полную свободу, и он сыграл так, что его герой - нацист и захватчик, которому нужно во что бы то ни стало взять дом, вызывает смешанные чувства, в том числе сочувствие и понимание.
Полюбив русскую девушку Машу (правда, поначалу Кан фактически насилует насмерть перепуганную бедняжку, похожую на его покойную фрау), он рискует всем, но спасает ее, горько признавая: «Я пришел сюда солдатом, а ты сделала из меня животное». На мой взгляд, актерски Кречман всех переиграл в этом «Сталинграде».
Хорошо это или плохо, но факт. Такой же очевидный, как и смысл строки из финальных титров: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь - того, чтобы ждать». Терапевтический эффект картины наверняка будет грандиозным - это кино не только про войну. Как известно, «Сталинград» выдвинут в этом году от России на «Оскар», так что осталось дождаться марта. А может, и смокинг приготовить на всякий случай.