Королева печали
Народная артистка России, художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии Елена Камбурова записала песни более чем к 100 художественным и мультипликационным фильмам, выпустила больше 20 альбомов, гастролирует по пяти континентам.
Народная артистка России, художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии Елена Камбурова записала песни более чем к 100 художественным и мультипликационным фильмам, выпустила больше 20 альбомов, гастролирует по пяти континентам. Для старшего поколения по-прежнему остается первой и лучшей исполнительницей песни Николая Добронравова и Микаэла Таривердиева «Маленький принц»: «Кто тебя выдумал, звездная страна?..».
«Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», - говорил о Камбуровой Булат Окуджава. Знаменитый режиссер-мультипликатор, автор «Ежика в тумане» Юрий Норштейн описал голос Камбуровой как «соединение флейты и гобоя». У Елены Антоновны неповторимый тембр, интонация плюс полузабытая культура существования на сцене.
На киевском выступлении певица обязательно называла авторов очередной композиции: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Жак Брель (выдающийся бельгийский франкоязычный поэт и исполнитель. - Авт.). Аккомпанемент - гитара и фортепиано. Больше всего удивил голос - завораживающий, гипнотичный... Королева печали - так много лет назад окрестили Камбурову друзья и поклонники.
Именно этот голос заставил легендарную Фаину Раневскую в конце 1970-х впервые в жизни написать на радио. Редакция радио «Юность» получила письмо, в котором великая актриса восторженно отзывалась о девушке, прочитавшей в эфире главу из «Сказок об Италии» Максима Горького.
- Для меня прочесть такие слова от такого человека было абсолютным счастьем, - вспоминает Елена Антоновна. - Все происходящее казалось нереальным, похожим на чей-то розыгрыш. Даже в голову не пришло позвонить Фаине Георгиевне, поблагодарить... Некоторое время спустя я случайно, за компанию, оказалась у нее в гостях. Хозяйка дома встретила нас довольно холодно, от ужаса я присела на край стула. «А вы кто?» - спросила Раневская. Тут я робко начала: мол, вы писали на радио, я та самая, кто читал отрывок... Настроение Фаины Георгиевны переменилось на 180 градусов: «Деточка, как хорошо, что вы не фифа!», а в конце вечера еще раз обратилась ко мне: «У вас такой же недостаток, как и у меня. Нет, не нос. Скромность».
В своих дневниках Раневская оставила запись: «Талантливая Елена Камбурова. Услыхала ее однажды по радио, и я туда писала о ней с восхищением. Ее преследуют за хороший вкус». Знакомство переросло в многолетнюю дружбу. Фаина Георгиевна даже повесила фотографию молодой Камбуровой у себя дома, рядом с портретом близкой подруги Анны Ахматовой.
Дочь обрусевших греков Елена Камбурова родилась в сибирском Новокузнецке в семье инженера и медработницы. Детство и юность провела в Украине, даже проучилась два года в Киевском институте легкой промышленности, но мечта стать актрисой взяла вверх, и, бросив учебу, 21-летняя Камбурова уехала в Москву поступать в Театральный институт имени Щукина. Экзамены провалила, работала на стройке, жила в неотапливаемой каптерке женского общежития. Спустя год все же прошла по конкурсу, правда, на эстрадное отделение Государственного училища циркового искусства.
Еще во время учебы будущая певица попала в театральную студию при Клубе медработников. «Звездой нашего коллектива был Александр Калягин, - вспоминала Елена Антоновна, - а я с удовольствием выступала в амплуа травести. Мы разыгрывали скетчи, читали со сцены фельетоны, собирали полные залы. Калягин был первым, кто сказал мне: «Лена, тебе надо петь». Я тогда ужасно на него обиделась: как же так, ведь я трагическая актриса, какая эстрада?!».
Певица слишком долго и упорно создавала свой микроклимат, питательной средой которого стала поэзия. В репертуаре Камбуровой песни на стихи Пушкина, Блока, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Пастернака, Ахмадулиной, Вознесенского. Даже не песни, а настоящие мини-спектакли. К слову, французские поклонники называют Камбурову diseuse - «рассказчица». На киевском концерте Елена Антоновна причудливым образом соединила французский шансон и псалмы, бардовскую песню и поэзию. Публика завалила исполнительницу цветами и минут 10 аплодировала стоя.
Что касается записи новых песен для кино, Елена Антоновна весьма однозначна: «Недавно я спела в трех фильмах, но их названий не помню... Запоминаю обычно лишь те композиции, что самой нравятся. Это бывает нечасто. По большому счету, то, что происходит на современной эстраде, - мусор. Иначе не скажешь. Но я верю, что когда-нибудь начнется возрождение. Надеюсь, мы снимем спектакли нашего Театра музыки и песни на видео, чтобы следующее поколение узнало, что в наше время было и что-то другое, не только попса».