В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Чем дальше в лес, тем круче партизаны

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 14 Ноября, 2008 00:00
Достоинство нации и каждого из нас определяется сегодня никак не умением поклониться очередной конъюнктуре.
Виталий КОРОТИЧ

Недавно мне прислали ксерокопию страницы из черниговского путеводителя. Там зафиксировано, что я проходил некогда медицинскую практику неподалеку от Чернобыля. Было это очень давно, когда я собирался стать врачом и еще не вышел в писатели. Но все равно мне очень приятно, потому что я оказался одним из немногих людей, которые были в Чернобыле и при этом не стали ветеранами спасения человечества от радиации, напущенной на мир злодеями-коммуняками. Ветеранов спасения очень много. Иногда мне воображается облученная местность, по которой бродят толпы сокрушителей радиации, думая, чем бы заняться, — со временем количество героев не уменьшается.

Когда-то я задумал снять фильм о трагедии Бабьего Яра, и когда слух об этом пронесся, некоторое время пришлось отбиваться от огромного количества тех, кто не просто вышел из проклятого Яра, но еще и прикончил попутно ряд фашистов и спас несколько еврейских семей. Спасителей преследуемых семей становилось все больше по мере того, как Израиль объявлял, что будет их награждать. Мне же, увы, на просьбу о документах выдали тогда из архива только дело актрисы Дины Проничевой, несколько раз расстрелянной в Яру (в известном романе Анатолия Кузнецова, которому давали это же дело, о несчастной Проничевой есть целая глава). После первого спасения ее увидела бдительная соседка и вызвала полицаев, кстати, разговаривавших никак не на языке немецких оккупантов, а то ли по-русски, то ли по-украински. Странным образом спасителей вблизи не оказалось. Но по мере удаления от военных трагедий в этом и других случаях обстоятельства становятся все живописнее...

В свое время я немало беседовал с Виктором Некрасовым, одним из немногих киевских писателей-фронтовиков, которые решились говорить о войне то, что думали. Всякий раз Виктор Платонович поражался массе живописного вранья, под которым уже едва пошевеливалась отвергаемая властями «окопная правда». Уже после того, как Некрасова вытолкали из страны, я встретился с ним в Париже. Он напомнил мне строку из великих стихов еще одного фронтовика-киевлянина, Семена Гудзенко: «И выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую», не входившие в большинство победоносных хрестоматий...

Эпоха веселых баек о чем угодно расцветает с удалением от событий — по мере того, как Бог забирает к себе Тех, Кто Знал. Сегодня можно говорить все, что слюна принесет на язык, о лютом Голодоморе и выдумывать о Второй мировой почти все, подгоняя эпоху под политические ответы. С той же скоростью, с которой при большевиках множилось число людей, носивших бревнышки с Лениным на общем субботнике, а позже число тех, кто вместе с Брежневым громил немцев под Новороссийском и с ним же поднимал целину, сегодня прибывает количество борцов с советской властью.

Одно время я даже собирал в одной папке тексты наших писателей, проклинавших националистов, вместе с их же рассказами о доблестной УПА. Стало противно. Не хочу никого судить, но так же, как неисчислимы сегодня спасители Чернобыля, знатоки подробностей Голодомора и героические борцы с КГБ, число членов УПА явно зашкаливает. Недавно я узнал, что престарелый поэт рассказывал о своем вовлечении в дело УПА члена Политбюро Петра Шелеста, а лихая десятирядная поэтесса опубликовала мемуары о том, как она грозила кулачком в сторону ЦК от памятника Ивану Франко, а я вспоминаю, как эти же деятели сочиняли тропари в честь советской власти, явно не собираясь ей навредить.

Никого за язык не тянут. Достоинство нации и каждого из нас определяется сегодня никак не умением поклониться очередной конъюнктуре. Чем более искренними будут усилия строителей новой Украины, тем лучше она станет.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось