В последние годы Игорь Старыгин говорил, что ненавидит «Мушкетеров»: этот фильм сломал ему жизнь
ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ: «У ИГОРЯ БЫЛ КОМПЛЕКС ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО СВОЮ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ ЗНАМЕНИТУЮ РОЛЬ ОН СЫГРАЛ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ НАЗАД»
Спустя 30 лет после премьеры фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» режиссер снова собрал своих любимых артистов, чтобы снять третью и, как оказалось, последнюю картину. Вместе мы мушкетеров больше не увидим - ни в новом кино, ни в жизни.
- Георгий Эмильевич, сейчас можно с уверенностью сказать, что главной ролью Игоря Старыгина был Арамис, а подарили ее актеру вы.
- А он в последнее время часто говорил, что ненавидит этот фильм: дескать, он сломал ему жизнь. Жаловался, что, по сути, не сыграл ничего, кроме «Мушкетеров». Игоря в последнее время никто не приглашал сниматься, и у него был серьезный актерский комплекс по поводу того, что свою первую и последнюю знаменитую роль он сыграл больше 30 лет назад. Это его мучило. Он жаждал работать, но ни новых предложений, ни здоровья для их осуществления у него не было.
Поэтому не могу сказать, что Старыгин с радостью согласился сниматься в «Возвращении мушкетеров», у него к этой картине было двойственное отношение. С одной стороны, это была работа, давно забытые большие деньги и невероятный, не поддающийся описанию взрыв народной любви и популярности. С другой - во всех интервью Игорь говорил, что не знает, какой в результате получится фильм, - в этом смысле у него есть определенные сомнения. Но это было некое кокетство, присущее всей актерской компании. Все они в какой-то степени надували щеки, за исключением Вали Смирнитского и Вени Смехова, но последнего почти все время не было в стране, он приезжал на съемки и снова уезжал.
![]() |
| Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Игоря в последнее время никто не приглашал сниматься, и это его мучило — он жаждал работать» |
- Игорь Владимирович затаил на вас обиду еще и за то, что его озвучивал другой актер?
- Арамис говорит голосом Игоря Ясуловича во всех девяти сериях о мушкетерах, но почему-то именно в «Возвращении» Старыгин захотел озвучивать себя сам. Мы ему объясняли, что это невозможно сделать юридически: у Ясуловича есть такое же авторское право, как и у всех остальных. И Игорь мне этого не простил.
Но все равно я его люблю. Бывает же, что в одной семье родители и дети или братья с сестрами ссорятся насмерть, но от этого не перестают быть родными людьми. Так и здесь: несмотря на напряженность, которая время от времени возникала в наших отношениях, они все равно мои любимые дети, и я слежу за событиями в жизни каждого из них.
Радуюсь, когда у них все хорошо, вместе с ними переживаю их трудности. И такой ранний уход Игоря для меня страшная трагедия.
- Как получилось, что во время съемок первого фильма именно его вы выбрали на роль Арамиса?
- Когда я начинал работать над картиной, у меня был Портос - я всегда знал, что это роль для Вали Смирнитского, хотя он тогда был худощавым, стройным, синеглазым, красивым молодым человеком. Казалось бы, ничего общего с Портосом. К тому же Валя приехал ко мне на пробы в гипсе (он сломал ногу), и ему подкладывали специальные подушки и толщинки, чтобы хоть как-то приблизить к герою. Еще у меня были король с королевой - и все!
![]() |
| Игорь Старыгин (Костя Батищев) с Ольгой Остроумовой (Рита Черкасова) в культовом фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», 1968 год |
Арамиса я вообще долго не мог найти, хотя перепробовал огромное количество актеров. А вот д'Артаньяна - Сашу Абдулова - нашел сразу. Но Ксения Борисовна Маринина, режиссер знаменитой телепрограммы «Кинопанорама», сказала мне: «Я, наверное, сейчас сильно подгажу Абдулову, но хочу познакомить вас с Мишей Боярским».
Во время встречи я увидел, что ко мне подходит... настоящий, живой д'Артаньян. Миша был именно таким, каким я представлял героя в своих мечтах. И уже Боярский потом спросил меня: «Ты не смотрел «Государственную границу»? Сейчас по телевизору показывают». А у меня и времени-то не было телевизор смотреть. Но Миша заметил, что там играет актер, который прекрасно подошел бы на роль Арамиса. Так я увидел Игоря - изящного, утонченного, с голубыми глазами и тонкими пальцами аристократа - и сразу же утвердил его.
- И даже костюмы начали шить, не дожидаясь мнения худсовета?
- Да, по меркам киностудии «Мосфильм» - там хранились данные на всех актеров. К началу съемок у Старыгина были готовы все комплекты костюмов.
- А если бы его не утвердили?
- Если бы мне не разрешили взять хотя бы кого-нибудь из этой четверки, я бы просто не стал снимать картину. Мне в жизни частенько приходилось идти на компромиссы, но я разрешал кинематографическому начальству отыгрываться только на мне, вырезая дорогие мне куски из уже смонтированных лент, иначе в советское время было невозможно. А вот актеров никогда в жертву не приносил, за что меня просто ненавидели в Госкино.
![]() |
| «Д’Артаньян и три мушкетера», 1979 год. «Больше всего мы тогда были похожи на лихую шайку разбойников из мультфильма «Бременские музыканты» — «Не желаем жить, эх, по-другому!» |
На телевидении было немного легче, там ко мне очень хорошо относилась заместитель Лапина Стелла Ивановна Жданова - умнейшая и красивейшая женщина. Посмотрев рабочий материал первой картины о мушкетерах, она сказала: «Не мешайте ему, пусть работает! Мы еще этим фильмом будем гордиться». Поэтому все, что я снял, осталось в картине, из «Д'Артаньяна и трех мушкетеров» не вырезали ни единого кадра.
- Во время съемок «Возвращения» Игорь Владимирович уже неважно себя чувствовал?
- Игорь чувствовал себя хуже всех - он быстро уставал, с трудом передвигался - у него была нарушена координация движений. Он был единственным, кто в этот раз не скакал на лошади, - мы снимали его крупный план, а на общем за него это делал дублер.
Из-за тромбоза, которым страдал Старыгин, ему пришлось перенести много операций - как минимум, раз в год он обязательно ложился в больницу и был буквально весь изрезан. В последний съемочный день в экспедиции он потерял сознание, пришлось вызвать «скорую».
- А как насчет алкоголя?
- Выпивал немного, но уже не так, как все они на первых «Мушкетерах».
![]() |
| «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», 2008 год. «Из-за желания побыть вместе мы и согласились сниматься в этой картине с заведомо несовершенным сценарием» |
- В этом смысле о съемках той картины до сих пор ходят легенды...
- Тут, скажу я вам, больше вымысла, чем правды. Ребята слишком много и тяжело работали - мы же снимали за 20 дней серию, и на то, чтобы напиваться, у них не было ни времени, ни сил. К тому же все они летали туда-сюда: приезжали, снимались в своих сценах и уезжали. В редкие выходные дни они выпивали и даже буянили, но этого было не так уж много. А на площадке так и вовсе один раз - во время съемок финальной сцены, в сценарии она называлась «Крепость Сен-Жермен».
Вот там вино, которое они пьют в кадре, было настоящим, и к концу съемки мушкетеры просто лыка не вязали. Но я им не препятствовал, потому что понимал: съемки картины подошли к концу и они просто прощаются друг с другом. Да и знаете, чем хороша пьянка? Она оставляет приятные воспоминания - о каких-то невероятных поступках, шутках, смешных действиях. Это, пожалуй, единственное, о чем можно говорить спустя годы. О съемках вспоминать скучно, о женщинах - нескромно и неловко.
- После смерти Старыгина много говорили о мистике, связанной с «Возвращением мушкетеров», - дескать, вам не стоило их убивать.
- Мистика действительно была, но связана она совсем с другим. Продюсер фильма Олег Чамин, когда давал мне сумасшедшие деньги на этот проект, сказал: «Не думай о возврате. Мне не нужны деньги, мне нужен этот фильм. Я хочу, чтобы он был снят, пока все живы и здоровы». И он оказался прав: этот фильм уже не снимет никто, потому что нет Игоря...
МИХАИЛ БОЯРСКИЙ: «ОН БЫЛ САМЫМ ТИХИМ ИЗ НАС, А ВСЕ СВОИ ЛЮБОВНЫЕ ПОБЕДЫ ДЕРЖАЛ В СЕКРЕТЕ»
Знаменитый девиз «Один за всех и все за одного!» актеры, игравшие мушкетеров, перенесли из картины в жизнь. Все 30 с лишним лет, прошедшие после съемок, они дружили и по первому зову приходили друг другу на помощь.
- Михаил Сергеевич, как случилось, что «мушкетеры» подружились на всю жизнь?
- Думаю, всему виной ностальгия по юности, когда все мы мечтали стать мушкетерами. А тут нам, как по волшебству, представилась возможность в них поиграть, правда, в более серьезном, взрослом возрасте. И, общаясь во время съемок, мы нашли друг в друге черты, которые нам безумно нравились и которых каждому из нас не хватало. Интеллект и благородство Веньки Смехова, кажущаяся свирепость и внутренняя мягкость Вали Смирнитского, тонкость и аристократизм Игоря. Не знаю, как они воспринимали меня, но все мы, включая Владимира Яковлевича Балона, игравшего злейшего врага мушкетеров де Жюссака, были неразлучны, как пять пальцев на руке.
![]() |
| Михаил Боярский: «Игорь был мягким, трогательным и беззащитным» |
- Что из того времени вам вспоминается чаще всего?
- Воспоминания - странная вещь. Почему-то чаще приходят на ум не какие-то конкретные события, а детали: во что мы тогда были одеты, как везде вместе ходили, что ели, как ездили верхом, как подшучивали друг над другом. И от всего этого возникает ощущение радостного, счастливого времяпрепровождения.
Больше всего мы тогда были похожи на лихую шайку разбойников из мультфильма «Бременские музыканты» - «Не желаем жить, эх, по-другому!». Мы были веселыми, иногда подвыпившими, разухабистыми, но, в общем, добрыми, смешными и безобидными. И по-другому жить действительно не желали.
- Кто инициатор ваших розыгрышей?
- Кто угодно, только не Игорь, он был самым тихим из нас. Принимал участие во всех наших проказах, но при этом находился будто немного в стороне. Поэтому наш смех и безобидные издевательства чаще всего были направлены на него.
В каждой компании есть человек, на которого сыплются все шишки. Да Игорь и сам к этому располагал - был настоящим Епиходовым. Например, если у него на костюме было 80 пуговиц, он умудрялся застегнуть их так, что одна оказывалась лишней. Он сначала злился, звал костюмеров: «Где они - почему не помогают?!». В результате так и играл, потому что надо было все расстегивать и застегивать по новой, и не факт, что на этот раз он сделал бы все правильно. Иногда мы и сами его разыгрывали. Например, могли за час до начала съемок дать ему текст для заучивания, страницы на три, который сами же и сочинили.
![]() |
| «Игорь был абсолютно лишен актерской зависти, никогда не сплетничал. Если при нем начинали говорить о ком-то плохо, тут же уходил от темы или все переводил в шутку» |
- Жестоко!
- Игорь так пугался, что его бросало в жар: «Как?! Я же не успею выучить!». Для нас в этой ситуации главным было сохранить серьезное выражение лица. «А что ты раньше думал, милый мой? Теперь сиди и учи». И только когда видели, что он окончательно подавлен и расстроен, раскалывались: «Ну ладно, мы пошутили. Пойди выпей 50 граммов и успокойся». Игорь поначалу страшно злился, но потом отходил и сам смеялся вместе со всеми. Мне кажется, он и сам получал удовольствие от этих розыгрышей и даже ждал их.
- У женщин он пользовался успехом?
- Да, но еще задолго до «Мушкетеров» - после таких картин, как «Доживем до понедельника» и «Адъютант его превосходительства». Была в нем порода, красота, благородство, изящество. Старыгин не был спортивным, как сейчас модно, тем не менее мужественности у него не отнять.
Он играл белогвардейского офицера в спектакле «Сорок первый», вот это была на 100 процентов его роль, настоящий дворянин - белая кость, голубая кровь. Присутствовала в нем даже какая-то аристократическая надменность. Хотя мы знали, что это обманчивое впечатление: на самом деле Старыгин был мягким, трогательным и беззащитным. А все свои любовные победы он, как и настоящий Арамис, всегда держал в секрете. Игорь еще тот тихарила!
- В последнее время вы часто виделись?
- Наверное, не так часто, как хотелось бы. Старались встречаться на всех днях рождения друг друга (одним из последних был 70-летний юбилей Балона), на кинофестивалях - в частности, на питерском «Виват, кино России!», Игорь часто на него приезжал. В остальное же время все мы где-то мотаемся: Веня часто работает за рубежом, Валя на гастролях, я - петербуржец, поэтому в Москве наездами... Вдоволь мы пообщались только на съемках последних «Мушкетеров».
Из-за желания побыть вместе мы и согласились сниматься в этой картине с заведомо несовершенным сценарием. А теперь, после ухода Игоря, вместе уже никогда не соберемся. Поэтому в начале сентября я не поехал во Францию на открытие памятника мушкетерам, который подарил Гаскони Зураб Церетели. Хотя Смехов и Смирнитский ездили.
- Вам приятно, что на родине д'Артаньяна стоит памятник с вашими лицами?
- Эту скульптурную композицию я не видел, но такой подход мне кажется весьма странным. Ведь речь идет не о реальных людях, а о литературных героях. Зачем навязывать французам наше видение этих персонажей, да еще с лицами российских актеров? Это равносильно тому, что жители какой-нибудь африканской страны прислали бы нам памятник Евгению Онегину или Пьеру Безухову, исполненный в соответствии со своими представлениями об этих героях, включая черты лица и цвет кожи. Тем более что у французов уже есть памятник д'Артаньяну.
- Когда вы видели Старыгина в последний раз?
- За несколько дней до смерти, в больнице. После того как 20 сентября прошлого года у него случился инсульт, я все время созванивался с ребятами и его супругой. Звонил в больницу, спрашивал, могу ли его навестить. Врачи долго совещались: принесет мой приход пользу или, наоборот, станет стрессом, но потом все-таки пустили.
Не уверен, что Игорь меня узнал, - он находился в коме. Но я говорил с ним, пытался наладить контакт жестами, называл какие-то буквы и пытался по дрожанию ресниц понять, слышит ли он меня. И, в конце концов, попросил: «Игорь, если ты меня слышишь, дай знать». И тут случилось то, о чем я до сих пор не могу говорить без волнения: он пожал мне руку, и я увидел, как по его щеке катится слеза...
ВЛАДИМИР БАЛОН: «С САМОГО НАЧАЛА ВРАЧ НАМ СКАЗАЛА: «ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ВЫЖИВЕТ, БУДЕТ ОВОЩЕМ»
![]() |
| Владимир Балон: «Он никогда не актерствовал в жизни, не тянул одеяло на себя, не выпячивался» |
Мало кто знает, что главным заводилой и автором мушкетерских проделок и затей был «командир гвардейцев кардинала» господин де Жюссак, он же - актер и чемпион мира по фехтованию, постановщик трюков Владимир Балон.
- Владимир Яковлевич, вы ведь знали Игоря Старыгина до съемок в картине «Д'Артаньян и три мушкетера»?
- С Игорем я познакомился на три-четыре года раньше, чем с Мишей и Веней. Валю Смирнитского тоже знал до этого, но вместе мы с ним не снимались, зато часто встречались в ресторане ВТО в то веселое, но уже далекое молодое время. А с Игорем мы подружились на картине Александра Зархи «Города и годы», где Старыгину нужно было драться и прыгать на ходу с поезда, - эти трюки ставил ему я. Он потом всю жизнь с гордостью вспоминал, как мы с ним работали и как я приводил его в пример профессиональным каскадерам.
- Для многих зрителей будет открытием, что господин де Жюссак, злейший враг мушкетеров, в жизни стал их лучшим другом.
- Всех нас часто спрашивают: как получилось, что мы подружились? Думаю, это какое-то счастливое стечение обстоятельств и звезд на небе, что именно эти актеры собрались и так, в «десятку», сыграли свои роли. Пожалуй, это единственный пример подобной картины.
В тех же «Гардемаринах», в которых снимались мы с Мишей Боярским, такой дружбы не получилось, мы по-настоящему сблизились только с Димой Харатьяном, но он вообще очень хороший, добрый человек. Другой пример - «Неуловимые мстители»: по сюжету главные герои были друзьями до гроба, а в жизни ничего подобного не произошло. Более того, как ни старались молодые ребята, в «Возвращении мушкетеров» играющие наших детей, подружиться с нами (как они называли нас в шутку - папами), у них ничего не вышло. Хотя и Ира Пегова, и Антон Макарский работали просто замечательно.
![]() |
| 60-летие Игоря Старыгина. Слева — падчерица Аня (дочь второй жены актера Миры Ардовой) с дочкой Соней, крайняя справа — третья супруга Екатерина, рядом с ней дочь Старыгина Анастасия (от брака с Ардовой) |
А мы дружим все 30 с лишним лет, прошедшие со времени съемок. Эта дружба не пришла к нам сразу, сначала были товарищеские отношения, которые крепли год от года. На второй картине мы уже работали с радостью, а к «Возвращению мушкетеров» вообще пришли под девизом: «Мы обязательно встретимся!».
Мы всегда были в курсе жизненных обстоятельств друг друга, старались помогать чем могли. С Мишей, как минимум, пять раз в день созваниваемся. Мы с ним дышим одним воздухом - у нас общие интересы, проблемы, споры.
У Игоря был другой характер, взгляд на жизнь и манера общения, но мы с ним тоже очень часто встречались. Раз в неделю, в крайнем случае - в две у нас были прекрасные посиделки. Старыгин всегда встречал нас у распахнутой двери и шутливо приветствовал.
- О чем вы говорили?
- Обо всем - о футболе, о новостях, о себе... И всегда за этой кажущейся легкостью и бездумностью стояло беспокойство и желание понять, все ли ладно у каждого из нас. Ни на секунду не повисало молчание, когда становится понятно, что больше не о чем разговаривать. Болтали, хохотали, подкалывали друг друга, играли в буриме, каламбурили.
![]() |
| В роли Андрея Старцева в картине Зархи «Города и годы», 1973 год |
Доходило до того, что мы даже пели под караоке, старые дураки! Любимая песня Игоря - «Когда весна придет, не знаю» из кинофильма «Весна на Заречной улице». Это было его соло! Он отдавался исполнению полностью и каждый раз пел по-разному: иногда весело и смешно, а иногда - с грустью по чему-то давно ушедшему. Но чаще у нас все-таки было весело.
- Старыгин был самым скромным из вас?
- Игорь никогда не актерствовал в жизни, не тянул одеяло на себя, не выпячивался, не рассказывал о своем творчестве. Но если кто-то из нас якобы невзначай об этом заговаривал, всегда испытывал удовольствие. Стоило упомянуть о ТЮЗе или Театре Моссовета, где он работал, тут же вдохновлялся и вспоминал какие-то истории, с уважением рассказывал о корифеях - Завадском, Марецкой, Раневской, Плятте.
Старыгин никогда не сплетничал. Если при нем начинали говорить о ком-то плохо, тут же уходил от темы или превращал все в шутку. И это не выглядело наигранно или неискренне, потому что Игорь действительно был абсолютно лишен актерской зависти.
- Правда, что вы были в гостях у Игоря Владимировича накануне его инсульта?
- Да, и, вернувшись домой поздно вечером, можно сказать, за несколько часов до трагедии, я позвонил ему - хотелось еще раз сказать, как хорошо мы посидели. Утром перезвонил снова. Будто какая-то неведомая сила заставила меня это сделать.
Трубку взяла его жена Катя, которая рассказала, что утром Игорь проснулся со словами: «Какой хороший вчера был вечер!» - и сел в свое любимое кресло пить кофе. Потом Катя сказала мне: «Сейчас я передам ему трубку», пошла к нему в комнату, и я услышал крик: «Игорь, что с тобой?!». Я в свою очередь заорал: «Срочно вызывай «скорую»!». Это было 20 сентября прошлого года.
![]() |
| Гражданская панихида 12 ноября 2009 года. У гроба — дочь Анастасия с мужем, внук Арсений, вторая супруга Игоря Старыгина Мира Ардова. Во втором ряду — Вениамин Смехов и Валентин Смирнитский |
- Когда стало известно, что у него инсульт, наша жизнь превратилась в ожидание и привыкание к неизбежности. Мы все хорошо понимали, что такое инсульт: даже если случится чудо и он выкарабкается, жить полноценной жизнью и работать уже не сможет никогда. С самого начала врач сказала нам: «Даже если он выживет, будет овощем». Лично я считаю, что лучше покинуть этот мир, чем так жить. Особенно тому, кто считает себя мужчиной.
- Вы видели его в то время?
- К нему в палату не пускали никого, даже жену. Потом, видимо, понимая, что дело идет к концу, врач сказала, что может провести только одного из нас. Мы выбрали Мишу. Он всегда первым прилетал, если что-то случалось с каждым из нас. И, пользуясь своей популярностью, проникал в любую палату, в том числе в реанимационную.
Об Игоре можно говорить много и долго... Обидно, что он ушел именно тогда, когда после картины «Возвращение мушкетеров» у него открылось второе творческое дыхание. До этого Старыгин несколько лет сидел без работы, а тут принял участие сразу в двух антрепризах. Буквально за два месяца до инсульта состоялась премьера одной из них, я видел два первых спектакля, он замечательно играл и прекрасно себя чувствовал.











Он хотел как лучше...
В последние годы Игорь Старыгин говорил, что ненавидит «Мушкетеров»: этот фильм сломал ему жизнь
Маргарита ТЕРЕХОВА: «Рубить голову петуху? С какой стати? Я же артистка, а не этот самый — как его? — живодер»
Михаил Воронин изготовил костюм, продлевающий жизнь
Олег Базилевич исправляет чужие ошибки
Павел Зибров снял новый клип с Еленой Кориковой
Наталья Валевская материализует желания
Планета Людмилы Гурченко
Родной брат Остапа Вишни писатель Василий ЧЕЧВЯНСКИЙ: «Через Остапа я попал в окружение врагов Советской власти — таким же врагом был и мой брат, осужденный за фашистскую контрреволюционную деятельность...»
Виталий КОРОТИЧ. Верхний слой
Рок-н-ролл мертв, а они еще нет...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги