Нужно быть смешным для всех...
ДАЖЕ ПРАВИТЕЛЬ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ КОМЕДИАНТ
Честно говоря, можно было не предупреждать: спектакль настолько интересен, что людям некогда было кому-то звонить, эсэмэсить и так далее. Они пристально следили за тем, как события в неизвестном царстве-государстве - не то средневековом, не то чересчур современном - сменяют друг друга.
Начиналась история неплохо: король-диктатор наконец надумал помереть, и королева с придворными ждут наследника престола Боэмунда. Дома он не был 10 лет, и вот теперь, возвратившись, ка-а-ак начнет править страной, ка-а-ак озаботится ее проблемами... Не тут-то было! Принц оказался не прекрасным, а ленивым, подлым и развратным - в общем, та еще сволочь. Из дальних краев не привез ни знаний, ни умений - лишь четверку комедиантов, которых использует как заблагорассудится и когда угодно, распоряжаясь людьми, будто вещами. Надо бы на войну (под городскими стенами собралось многотысячное генуэзское войско), а он решил повременить, подумать, как быть дальше, а чтобы лучше думалось - изнасиловать Коломбину. Однако в последнюю минуту за девушку вступается влюбленный Арлекин.
Заколов принца и сбросив тело в море, комедиант собирается выдать себя за новоявленного монарха и таким образом убить двух зайцев сразу - избежать виселицы и сыграть самую лучшую, по его мнению, роль - короля. И, надо сказать, ему это удается: генуэзцы наголову разбиты, граждане довольны (наконец-то на престоле кто-то нормальный!), вельможи прижали хвосты... Даже королева-мать, которая знает, что страной правит не сын, а его убийца, молчит, как статуя, понимая, что для страны это лучший вариант. Но, как говорится, недолго музыка играла...
Наибольший парадокс, который раскрывает австрийский драматург Рудольф Лотар, а вслед за ним - российско-украинский режиссер Роман Виктюк, в том, что даже правитель в какой-то степени комедиант. Независимых людей (как, впрочем, и государств) не бывает, и Арлекину в королевской шкуре приходится несладко.
В замке он, пожалуй, единственный, кто о власти не мечтал, а получил ее случайно. Остальные - брат старого короля Танкред, невеста принца Гиза и придурковатый кузен Эццо - стремятся лишь к тому, чтобы властвовать. И новый, деятельный монарх, который принимает толковые законы, читает бумаги, прежде чем подписать, и не спешит кого-либо казнить без причины, им очень мешает.
СИДЕТЬ НА ТРОНЕ И НОСИТЬ КОРОНУ НАДО УМЕТЬ, А ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ, НЕ СТОИТ БРАТЬСЯ
Признаюсь: я боялась, что пьеса (кстати, запрещенная в России еще в революционном 1917 году, когда в Камерном театре ее поставил легендарный Александр Таиров) окажется какой-нибудь безысходно-жуткой трагедией - Арлекина тихо отравят или публично, с позором, казнят, Коломбина сойдет с ума и с горя утопится, а призрак Боэмунда пойдет бродить по Европе... К счастью, обошлось. Наигравшись в короля и осознав, что роль бесперспективна, скучна и вдобавок опасна для жизни, смелый шут со товарищи убегает из королевства, и искать его никто не собирается - чтобы, не дай Бог, не вернулся и вновь не спутал карты.
«Проблема взаимоотношений художника и власти была актуальна во все времена», - считает Роман Григорьевич, и не согласиться с режиссером трудно. Однако мне кажется, что и пьеса, и спектакль значительно глубже - не столько о художнике и власти, сколько о том, что, идя во власть, человеку, особенно порядочному, умному и творческому, надо быть ко многому готовым.
Сидеть на троне и носить корону нужно уметь, а если не умеешь, не стоит браться. В лучшем случае взвоешь и сбежишь - это если есть возможность, как у Арлекина. В худшем - примешь правила игры, как бедолага Эццо, который, хотя и глуп, осознает, что влип всерьез и надолго.
В России, где «Короля Арлекина» в постановке Виктюка увидели в 2010-м, о спектакле старались скромно промолчать. А если и писали, то обязательно осуждая: мол, и пьеса эта у Лотара слабая, и принцессу Гизу играет Екатерина Карпушина, которой впору исполнять роль королевы, да и вообще, женщины в роли женщин у Виктюка - фи, какая гадость! Они же только мечутся по сцене, словно бесноватые, причем не в корсетах и кринолинах, как подобает знатным дамам из прошлого, а в каких-то бесцветных балахонах...
Как по мне, и метания, и балахоны вполне оправданы и продуманы. И лодочки, и пальто с лисьим воротником, которые на королеву чуть ли не силком надевает Танкред, а она с отвращением отталкивает. И доспехи, которые заботливый дядя вешает на Боэмунда, а тот упрямо сбрасывает, потому что не желает воевать. И интерьер не замка, а кафе (спектакль посвящен памяти немецкой танцовщицы и хореографа Пины Бауш и оформлен в стилистике ее знаменитой постановки «Кафе Мюллер»), потому что все мы, если вдуматься, в мире лишь посетители, которые приходят, делают заказ, получают счет и вынуждены заплатить, хоть еда не всегда была вкусной.
АРЛЕКИН В ИСПОЛНЕНИИ БОЗИНА НЕ ПРОСТО ХОРОШ, А ПРЕКРАСЕН
К месту и ко времени даже ходули и популярные нынче джамперы (те же ходули, только на пружинах) у комедиантов, на которых актеры расхаживают, как самые настоящие циркачи или спортсмены-экстремалы. В конце концов, не в шапочках же с колокольчиками им выходить...
Арлекин в исполнении Дмитрия Бозина - премьера Театра Романа Виктюка, не просто хорош, а прекрасен, поскольку актер невероятно талантлив и действительно универсален: здесь он рвет душу (и свою, и чужую) монологом о неразделенной любви или двух сторонах медали под названием «Власть», там - взбирается под самый потолок по ленте, как воздушный гимнаст, а потом скрывается с глаз, чтобы через минуту выйти из-за кулис на ходулях...
Бозин не особо мелькает в мелодрамах, боевиках и сериалах, наводнивших наше телевидение, его не видно в ток-шоу, он не ходит с канала на канал и не ездит по городам и весям с вечерами, но то, что он не только заслуженный артист России, но и заслуженная звезда, - бесспорно. После спектакля Диме надарили столько букетов, что он стеснялся их принимать!
Хотя коллеги без цветов тоже не остались, как и Роман Виктюк, обратившийся к публике чистiсiнькою рiдною мовою и признавшийся, что после Пасхи приедет на гастроли снова и привезет нам свою новую постановку - «тепер уже за Шиллером, «Пiдступнiсть та кохання».

Сергей ГОВОРУХИН лично составил список приглашенных на премьеру своей последней картины «Земля людей». Все они пришли на его поминки...
Личный переводчик Хрущева, Брежнева и Горбачева Виктор СУХОДРЕВ: «Брежнев вручил мне золотые часы «Омега» и произнес: «Это тебе от меня — носи на здоровье! Бери и никому об этом не говори»
Директор Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Владимира Преснякова и Филиппа Киркорова Олег НЕПОМНЯЩИЙ: «Подругами Соня и Алла не были, но никогда ничего не делили: ни славу, ни репертуар, ни мужчин»
Композитора Жана-Мишеля Жарра порадовали киевские красавицы
Поэт Андрей Демиденко отметит 40 лет творческой деятельности
Анастасия ВОЛОЧКОВА: «Никогда не думала, что 15-летняя дружба с Басковым перерастет в ухаживания. Даже не знаю, что с этим делать...»
Нужно быть смешным для всех...
Наталья МОГИЛЕВСКАЯ: «Я знаю, что Алла Борисовна не любит, когда перепевают ее хиты, поэтому мне было приятно получить ее одобрение»
Владимир ВИНОКУР: «Когда Филипп родился, мы все — Кобзон, Лещенко, я, Пугачева — пошли забирать его из роддома, а потом они вместе с Филиппом пошли забирать из роддома Галкина»
Из пункта А в пункт Б
Композитор Игорь ПОКЛАД: «Сейчас стараюсь не думать, что все, чем занимался раньше, умирает и сливается в единый шоу-бизнес. Того, что было, больше нет. И концерта моего авторского в этом году не будет. Держава не знайшла коштiв...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги