«Изящен, молод не по летам, и хвост по-прежнему торчком»
— Игорь Борисович, это правда, что Алиса Фрейндлих до сих пор не может вспоминать без улыбки, как вы ее разыграли?
— Мы были молоды... Приехали на гастроли в город Горький. Обычно на главной сцене идет большой спектакль, а параллельно, на выезде, когда актеров хватает, — другой, поменьше. Мы с Алисой играли пьесу Брагинского «Раскрытое письмо» в Балахне — из Горького туда часа полтора езды.
Приехали в Дом культуры рано, погуляли по парку... Помню, там лозунг висел: «Набирайся сил у груди матери — Коммунистической партии». Я все никак не мог понять, кому же это обращение адресовано. Мне вроде уже поздно набираться сил у груди матери, а тот, кто только родился, еще не может знать, что это ему необходимо...
— Полная Балахна!
— (Смеется). В общем, целлюлозный комбинат, Волга, до спектакля еще два часа, и мы — я, Фрейндлих и еще кто-то — решили покататься на лодке. Плывем. А ей только-только подарили шикарные очки поляроид, тогда немыслимо модные. Алиса неловко наклоняется, и... они падают в воду. Горе, слезы!
— Вы за ними вслед не нырнули?
— Никто не нырнул, не только я... В общем, вернулись, отыграли спектакль... А жили мы тогда в частном секторе... Это теперь актеры останавливаются в гостиницах, а раньше в основном снимали комнаты в частных домах. У хозяйки дома, где я квартировал, был сын лет девяти. Я его подзываю: «Иди-ка сюда, сейчас напишешь письмо». И диктую: «Дорогая артистка тов. Фрейндлих. Пишет вам Миша Пупкин. Мы, красные следопыты, очень вас любим и, когда узнали, что вы уронили в Волгу очки, сразу начали поиск. Рапортуем: ваши очки нашел на дне Сема Мишкин — сын тети Кати с дебаркадера 18 бис (когда лжешь, такая мелочь, деталь придает истории правдоподобности. — И. Д.). Посылаем находку вам и желаем новых творческих успехов».
Подготовив письмо, я отправился в «Оптику» на улице Свердлова — это главная улица в Нижнем Новгороде (сейчас, может быть, и переименованная). Захожу: «Скажите, нет ли у вас каких-нибудь старых очков». — «Каких старых?». — «Ну вот таких, что совсем-совсем не нужны». — «Да, есть — загляните вон в то ведро». Я покопался и вытащил чудный экземпляр: полстекла нет, одна дужка из проволоки, вместо другой — резинка на ухо, и все это скрепляет изоляционная лента. «Ой, можно?». — «Да, пожалуйста, все равно выбрасывать».
Эти очки я упаковал, приложил к письму и послал с администратором, который вез в Балахну афишу нового спектакля, чтобы оттуда он их отправил по почте. Теперь представьте: Алиса получает пакет со штемпелем Балахны. Открывает письмо — ах! Растроганная до слез, она вслух читает его перед всем коллективом, а затем торжественно разворачивает очки. Надо было видеть ее лицо: «Что это такое? Какая-то дрянь! Чудовищно!».
Я между тем возвращаюсь домой и опять кличу мальца: «Вова, иди сюда. Пиши другое письмо. «Дорогая артистка Алиса Фрейндлих! Мы, красные следопыты с дебаркадера 18 бис, послали вам очки, но произошла ошибка — они вовсе не ваши, их уронила тетя Паша. Поэтому очень просим: верните, пожалуйста»...
(Мечтательно). Вообще-то, я люблю международные розыгрыши. Скажем, отправляешь кому-то из знакомых письмо так, чтобы оно пришло с иностранными штемпелями... Вроде бы шлют послание из-за границы и предлагают... Нет, это не очень прилично рассказывать.
— Ну уж нет, Игорь Борисович, не съезжайте. Так что ему предлагают?
— Одному знаменитому артисту, еврею, я отправил из Израиля письмо якобы от имени какой-то обожательницы.
— Не Козакову случайно?
— Нет, не пытайте, фамилию не назову. И вот она якобы пишет: «Дорогой, уважаемый... Мы очень вас любим как киноактера, а недавно с радостью узнали, что вы не только замечательно играете, но и прекрасно делаете обрезание. У моей двоюродной сестры в Ленинграде недавно родился мальчик, и мы очень вас просим сделать нашему Мишеньке обрезание. Вы только скажите, сколько это будет стоить, но (обратите внимание на эту важную фразу! — И. Д.), конечно, не дороже, чем ваш съемочный день». Ну и как бы между прочим: «У нас в Израиле показали по телевизору, как вы принимали участие в праздновании Хануки. Мы вас только увидели, сразу вспомнили»...
Этот артист категорически не хотел, чтобы его снимало на празднике телевидение. Он мне звонит: «Видишь, я тебе говорил! Зачем там нужны были журналисты, зачем телевидение пустили? Доигрались!». — «Чего ты ворчишь?» — недоумевал я. «Да вот, получил письмо». — «Какое? О чем?». И он мне читает текст, мною написанный.
— Серьезно читает?
— В отчаянии, со злостью... Вы знаете, есть такое выражение: катается по полу от смеха. Это было со мной один раз: я упал с трубкой и корчился в конвульсиях, пока он рассказывал мне грустную историю с обрезанием.
— Вы известный мастер розыгрышей, а ваш коллега Валентин Гафт — признанный автор эпиграмм. Одну, помнится, он посвятил вам...
— И далеко не худшую (смеется):
Всегда в мундире, в эполетах,
Он скромненько стоит бочком.
Изящен, молод не по летам,
И хвост по-прежнему торчком.
Правда, вместо слова «хвост» там было другое...
— Вы с этой эпиграммой согласны? По-прежнему... все в порядке?
— Доктор, не задавайте таких вопросов! У меня в Киеве есть друг, чудная женщина Галочка... Такая смешная... На приеме, устроенном по случаю моего 75-летия, она познакомилась с нашим губернатором. Представилась. А он примерно знал петербургскую элиту, поэтому говорит ей: «По-моему, вы не питерская, не наша». Галя в ответ: «Да, я из Киева». — «А сюда как попали?». — «Да вот Президент Украины прислал Дмитриева поздравить!» — с ходу заявила она (смеется).
Незадолго до ухода Джентльмен Серебряного века сказал: «Главное — уметь радоваться жизни и благословлять Бога, судьбу и провидение за каждый подаренный день, за луч солнца, за глоток воздуха, за розы, которые стоят на столе, за возможность играть и радовать зрителей»... Именно так всегда поступал он сам и на прощание завещал это нам.