Народный депутат Александра КУЖЕЛЬ: «Если текст бюджета будет отличаться от зачитанного Яценюком, это грозит лоббистам криминальной ответственностью»


В ночь на 29 декабря Верховная Рада приняла Закон «О государственном бюджете на 2015 год». За него проголосовали 233 депутата, против — 27, воздержались — 9, не голосовали — 60. При этом у парламентариев не было на руках текста законопроекта. Именно поэтому не все депутаты согласились проголосовать за него. В ответ на просьбу депутата Борислава Березы показать документ премьер-министр помахал им из правительственной ложи.
Всей фракцией, в полном составе, не голосовали и депутаты от «Батьківщини». В целом поддерживая правительственные инициативы, они предлагали перенести голосование за бюджет на утро, чтобы Министерство финансов доработало документ, поскольку Верховная Рада существенно изменила законодательство, что повлияло на доходную и расходную части бюджета.
И все-таки бюджет-2015 был принят. Хоть и с обещанием премьер-министра внести в него изменения в феврале. Но жизнь простых украинцев от этого к лучшему не изменится. Придется экономить на всем и стране, и ее гражданам. Только на безопасность и оборону в бюджете заложено 80 миллиардов гривен.
В предстоящем году расходы будут увеличиваться, а доходы — уменьшаться, в том числе за счет высокой инфляции и налогового бремени. Переходя к европейскому образу жизни, Украина сокращает льготы для населения. Но пенсий и зарплат повысить не может.
«Будет ли дальше правительство идти путем оптимизации льгот? Да, будет. Цель правительства — дать нуждающемуся, ему непосредственно. То есть мы говорим об адресности социальной льготы. У тебя низкие прожиточные стандарты, ты мало зарабатываешь, ты не имеешь необходимых средств, чтобы жить, — тебе дает государство, но персонально тебе», — сказал Арсений Яценюк во время итоговой пресс-конференции.
Народный депутат от «Батьківщини» Александра Кужель считает, что затянуть пояса должны все без исключения — по примеру Германии, которая сумела быстро восстановиться после Второй мировой войны и где трудности делились поровну на всех. «Если мы не пропустим сквозь зубы бюджет каждого госпредприятия, таких, как, к примеру, НАК «Нафтогаз» и других, то такую стаю мы просто не прокормим», — сказала она.
Просто правительству нужно изменить подход, а не «принимайте то, что вам подали».
После того как зарплата депутатов Верховной Рады была сокращена в несколько раз, Александра Кужель, по ее словам, живет на четыре тысячи гривен и других доходов у нее нет.
Комментируя это решение правительства еще в октябре, она сказала: «На одну депутатскую зарплату прожить тяжело, но нельзя жаловаться на фоне общей нищеты».
— Александра Владимировна, чего ждать украинцам после принятия бюджета-2015?
— Мне трудно ответить на этот вопрос. Наша фракция за новый бюджет не голосовала. Но накануне мы проголосовали за все законы, которые отрабатывали вместе с премьер-министром, проходили самые спорные моменты, находили точки соприкосновения и разделяли с ним ту ответственность перед обществом, которую мы все несем в это трудное время. У нас сохранились черновики, есть стенограмма того, что говорил Яценюк. Он, кстати, слышал нас гораздо лучше, чем заместители министра финансов, на обсуждения с которыми мы убили целых три недели.
Мы сохранили льготы для инвалидов, потому что понимаем: нельзя экономить на самых бедных. И настояли на снижении зарплат чиновникам — если премьер-министр получает 8 тысяч гривен, депутат — 4 600, то зарплата судьи или прокурора сегодня не может составлять 18 тысяч.
— Дружно затягивать пояса, конечно же, не так обидно. Но если с премьер-министром по многим бюджетным вопросам вам удалось найти общий язык, то почему же все-таки вы не голосовали за принятие бюджета?
— Когда премьер-министр предложил проголосовать за бюджет, мы попросили об одном: дайте нам один день. Мы готовы были собраться нашей фракцией и за сутки проработать новые приоритеты по расходной части бюджета. И тогда мы могли бы голосовать. Премьер сказал, что через месяц в бюджет будут внесены изменения. Я ему верю. Но никогда в своей жизни я не подписывала чистые бланки. У меня есть принципиальная позиция, такая же, как и у всей нашей фракции. Принятие бюджета не поддержали депутаты и из других фракций. За этим — серьезная оценка действий правительства.
Сейчас меня больше всего тревожит, что подадут на подпись главе Верховной Рады. Я получаю сигналы о том, что в Комитете по налогам и сборам лоббисты, которые хотели бы получить другую редакцию, пытаются менять документы. Это очень опасный путь. Я их хочу предупредить, что если текст закона будет отличаться от того, который провозглашен премьер-министром (а у нас есть стенограмма), это грозит им криминальной ответственностью.
— Сегодня в Украине идет война. Но в то время как армию, по сути, содержат волонтеры и разворованная правительством Януковича страна с трудом латает дыры, кто-то по-прежнему набивает карманы за счет откатов и налаженных коррупционных схем.
— Нам теперь придется не просто экономить. Прежде всего нужно в 10 раз усилить контроль за властью, чтобы пояса затянули все, чтобы не жировали директора государственных предприятий, разворовывая госсобственность. И чтобы ответственность была на каждом, кому люди доверили управлять страной.
— С каким настроением встречаете 2015-й?
— Чтобы поднять себе настроение, купила маленькую пихту, мандарины. Все хозяйки моего поколения не представляют новогодний стол без салата «оливье». Так что поставила варить холодное и буду готовить салат. Сегодня молодежь не может поверить, что когда-то достать два огурчика для «оливье» — это был праздник. И чтобы купить горошек с майонезом, нужно было побегать по магазинам. Я через это прошла.
А вообще чем отличается хохлушка от других? Тем, что она из ничего может сделать конфетку. Бабушка моего мужа, когда мы к ней приезжали, бывало, приготовит что-то и хитро так спрашивает: «Угадаешь, что это такое?». Пробую икру — и не понимаю, из чего она приготовлена. Бабушка хохочет. Оказывается, икру она делала из огурца, огромного, желтого, который обычно выбрасывают. А я вот из коровьего вымени готовлю очень вкусные блюда, и никто не может понять, что это за мясо такое вкусное стоит на столе.
— Ну, теперь-то прилавки ломятся. Только вот многие старики на Донбассе умирают от голода. Вы согласны с решением правительства о прекращении пенсионных выплат жителям оккупированных территорий?
— Я считаю, что каждый делает свой выбор сам и несет за него ответственность. У этих стариков есть дети, которые могли бы их остановить, объяснить, кого надо поддерживать, а кого — нет. Каждый отвечает за себя. Я тоже рыдала, когда на прошлой неделе меня не пустили в Крым на похороны к сестре, потому что я голосовала против аннексии Крыма. За это я несу свою боль. Каждый из нас отвечает за свои поступки.