Конъюнктурное вранье
Я учил-ся в школе очень давно — в конце Второй мировой войны (у нас она звалась только Отечествен-ной) и сразу после нее. Школьные предметы преподавались в основном те же, что и сейчас, но история Отечества, которую я выучил, была совсем не похожа на историю, которую изучали мои младшие сыновья в перестроечные годы.
Внук мой учил еще один непохожий вариант истории непохожего Отечества по непохожим учебникам. Когда-то считалось, что образование решит большинство проблем. Сегодня оно подчас создает их, распространяя конъюнктурное вранье. Но при этом главное и опасное, пожалуй, что за наши, разной протяженности, жизни, несколько поколений моей семьи приноровились к вранью, к тому, что одинаковые события в течение нескольких лет излагаются по-разному.
Многие уже не верят ничему — ни тому, что вычитываем из старых книг, ни тому, что напечатано в новых. Мы не то чтобы устали от вранья, но привыкли к нему как к неизбежной примете повседневности, как к тому, что прогнозы погоды редко сбываются, а политики изрекают вещи, в которые сами явно не верят.
Есть нелюбимая мной формула — «так надо», которой, как правило, это объясняется, и порой видишь события не объемнее, а замутненнее, будто сочетаешь полоумного Нестора Махно из фильма «Пархоменко» с неглупым военачальником Махно из недавнего сериала о нем же. Да только ли это...
Можно сколько угодно повторять, что тасовать историю для укрепления системы очередной власти нельзя, потому что у народа растет недоверие и к истории, и к самой власти. Наши замороченные мозги не раз уже взрывались шумными дискуссиями в подворотнях, на митингах, в парламенте и на экранах.
Портреты Сталина, Щорса, Бандеры, Шухевича и маршала Жукова только малая часть возбуждающих иллюстраций в быстро стареющих учебниках. Очень опасно блуждать в лабиринте исторических перепутий, где жизнь и деяния предков превращают в удобные для власти сюжеты.
Мы не умеем договариваться ни о чем. Ежегодно со скандалами в мае отмечается великий праздник, День Победы, который тоже опутан десятками «так надо». Несколько десятилетий в этот день вспоминалось, что СССР победил нацистов едва ли не в одиночку.
Я заглянул в архивы, напомнив себе и всем, что наше содружество с союзниками было разнообразным. Очень важно, что мы побеждали Гитлера вместе не только на полях боев. Из одних лишь США привезли нам 14500 самолетов, 7000 танков, сотни тонн пороха для патронов, продукты, лекарства...
Но считалось, что напоминать об этом непатриотично: «так надо», чтобы страна чтила в первую очередь подвиги своих героев. А между тем даже братские могилы этих героев до сих пор не приведены в порядок. Мы никак не выясним роль УПА и еще очень многое. Не говорю уже о всей истории Украины последних двух-трех столетий, которую мы не рассказали еще ни миру, ни себе самим...
Очень долго нас держали отдельно от человечества, пресекая общение, сегодня же мы сами себе мешаем, забывая о том, что непонятая история — средство разделения.
Считается, что современная хронология развития человечества сочинена в XVI-XVII веках. У нас с этим еще хуже, мы еще придумываем свою историю. Не хочется дожить до состояния, которое грустно вышучивал Станислав Ежи Лец. Он считал, что если из истории убрать всю ложь, не обязательно останется одна правда. Может вообще ничего не остаться...