Первый президент Украины Леонид КРАВЧУК: «Дорогу к геройству Саакашвили вымостил Порошенко»
События, развернувшиеся вокруг Михеила Саакашвили, заставили меня еще раз задуматься об украинской политике и ее действующих лицах. Мы видели, как создавались условия для деятельности Саакашвили в Украине. И создавались они лично президентом Украины вопреки здравому смыслу и политической логике.
Во-первых, за годы независимости украинские политики почти никогда не были самостоятельными и независимыми. Поэтому они принимают решения, часто непонятные народу. Я практически не знаю людей, которые одобрительно отнеслись к идее приглашать на государственно-управленческие должности в Украине иностранцев. Практика показала никчемность и даже опасность такого подхода к управлению страной.
Поскольку речь идет не о советах иностранцев-профессионалов по тем или иным вопросам, а о непосредственном их участии в управлении государством. А это уже за пределами разумного. Это недоверие к собственной управленческой элите, раболепие перед чужаками. Идея полностью скомпрометировала себя и тех, кто ее предложил. Хотя нашим вождям не хватает мужества признать абсурдность такой идеи, объяснить народу, для чего это делается, извиниться за допущенные просчеты. Вожди, как известно, никогда не ошибаются, что свидетельствует об их низкой политической культуре.
Наиболее ярким героем этой фантастической идеи опоры на иностранцев стал Саакашвили. И дорогу к такому геройству ему вымостил Петр Порошенко. Именно Саакашвили были предоставлены все возможности участия в государственных структурах Украины в нарушение законодательства и морально-этических норм.
Демократия начала действовать наизнанку. А украинская власть оказалась в тупике, из которого не видит выхода. Высокие представители власти напоминают несмышленышей, которые говорят, чтобы не молчать. А президент делает вид, что эта проблема его не касается. Люди уже смеются сквозь слезы. Задают вопрос: это слабость или дуремарство власти? Когда прекратятся политические представления, необоснованные обещания, имеющие конкретные задачи — обманывать народ.
Украинцы не хотят бороться за Саакашвили, но они не хотят наблюдать, как власть издевается над законами
Украинцы не хотят бороться за Саакашвили, но они не хотят наблюдать, как власть издевается над законами, жертвами которых могут стать обычные граждане. И речь идет об исполнении закона не по объективным факторам, а в зависимости от симпатий или антипатий. Вывод: закон нарушен на высшем уровне. Европейские стандарты не востребованы и не задействованы.
Оппозиция и кандидаты в президенты Украины, безусловно, используют эту ситуацию, чтобы представить действующего президента как нарушителя законов, норм и принципов международного права, а также человека, который готов очень быстро отказаться от дружеских отношений, когда речь идет о личных амбициях. И такие отношения с Саакашвили Петр Порошенко продемонстрировал публично. Это серьезный удар по авторитету президента Украины, по статусу президентской должности как таковой.
Еще и еще раз подчеркиваю. Я не стану защищать Саакашвили, не зная всех сторон его деятельности в Украине. Но я не хочу пассивно наблюдать, как непрофессионально, с нарушением законов и морали это делается. Потому что я могу представить, как при стечении обстоятельств можно оказаться не перед законом, а перед амбициями власти. Такого быть не должно! Потому что уже было, и мы так много настрадались и заплатили кровью, чтобы это больше никогда не повторялось в Украине. Есть над чем подумать!
Ведь сегодня никто убедительно не может объяснить, почему вокруг желания Саакашвили в суде защитить свои права поднялся такой вопль, о котором, думаю, уже известно за пределами Украины. И это еще не конец.
Разве не было другого сценария? Был, но не хватило умения его эффективно использовать. Амбиции затмили разум, а команда оказалась неспособной предложить нужное решение.
Конечно, я не собираюсь во всем обвинять президента. Ведь он хотел как лучше. А произошло плохо. Почему? Очевидно, не отработан механизм принятия решений. Аппарат не может свободно, путем дискуссии предложить лучшую схему при принятии решения. А это уже проблема не только президента, а прежде всего Украины, граждан Украины, поскольку речь идет о государстве, о нашей чести и достоинстве, которое сегодня попирается. Ведь каждому стыдно смотреть и слушать шоу, происходящие вокруг Саакашвили. Говорили-балакали, сіли та й заплакали. Очень мудрая украинская пословица.
«Думать — самая сложная работа»
У меня есть все основания предложить власти некоторые идеи, которые уже буквально висят в воздухе.
Мне неприятно наблюдать, как обесценивается слово, как легко, без анализа президентом и другими должностными лицами даются невыполнимые обещания. Мы же должны были закончить за две недели войну на востоке. А сейчас вынуждены готовиться к проведению в следующем году в Ялте форума «Европейская стратегия», который четвертый год проходит в Киеве.
Мне уже звонили много людей, которые просили передать вам, что это или профанация, или донкихотство, или сказка для детей. Я выполняю их просьбу. От себя предположу — возможно, это такой метод повышения оптимизма относительно будущего.
Напомню вам слова Папы Римского: «Те, кто в любой стране занимают ответственные посты, должны смотреть в будущее спокойным взглядом человека, который умеет видеть истину». Обычно люди сами себе советчики, сами себе учителя. А в данном случае речь идет об управлении государством, о миллионах людей, и тут такой подход неприемлем.
Отношение к другим людям (в данном случае к опыту предшественников) является определяющим показателем культуры и развития каждого человека. А тем более лидера нации.
Генри Форд писал: «Думать — самая сложная работа». Вероятно, поэтому думанием занимается так немного людей.
Идти вперед, думать и разрабатывать реальные планы (а не фантазировать) — крайне важно в стране, где люди бедствуют и три года продолжается война России против Украины. Сказка всегда заканчивается, а жизнь продолжается. Оптимизм должен базироваться на реальных возможностях, а не на желаниях.
Есть основной вопрос строительства нового Украинского государства: почему за годы независимости у нас не состоялось национальное единство, не создана ответственная перед народом политическая элита, почему власть разделена на хороших и плохих, созидателей и врагов, украинцев и неукраинцев? Почему мы все время ведем внутренние политические войны, используем средства массовой информации, чтобы стравливать друг друга? Почему принимаем законы, указы, а затем тихо от них отказываемся? Таких «почему» можно было бы задать еще много. Попробую поразмышлять над ними, исходя из собственного опыта и опыта других стран.
Все больше действует формула: есть только одна верная мысль, и эта мысль принадлежит мне
Когда страна попадала в сложное положение, а политические силы не могли объединиться, добиться взаимопонимания, разумная и ответственная элита предлагала такой сценарий, чтобы начали в единстве работать вера и разум. Без такого сочетания невозможно достичь толерантности, гуманизма. Потому что разум без веры эгоистичен, порождает протесты. Вера без разума — фанатична. А эгоизм и протест можно преодолеть не автократизмом, а через диалог, чтобы открыть истину. Нужно всегда искать поддержку у народа, потому что он дает власть и может ее отобрать. Но недалекие политики думают о другом — как устранить конкурента и как через средства массовой информации нарисовать картину успехов. Это неправильная идеология, и идти с ней на выборы ошибочно.
Правда и диалог должны быть определяющими. Диалог должен строиться на культуре, и прежде всего на культуре средств массовой информации, без купли-продажи журналистов.
Диалог политических сил наиболее эффективен при использовании круглых столов. Пример Польши здесь очень поучителен. В круглом столе там приняла активное участие церковь — наиболее авторитетная сила.
В советско-партийные времена нам удалось избежать открытой конфронтации с оппонентами благодаря моему диалогу с руководителями Народного движения, в том числе и на телевидении. Мы нашли решение — борьба была переведена в фазу понимания. История помнит то непростое время. Живы еще люди, которые участвовали в дискуссиях, им есть чем поделиться.
Уже в наше время, в начале Революции достоинства, я предложил вынести острые проблемы на круглый стол и стал его модератором. Убежден, была бы добрая воля власти и желание оппозиции, эти столы могли бы стать эффективными и предложить общий план решения проблем. Власть оказалась глухой, а оппозиция слишком амбициозной. Пролившаяся кровь напоминает, как не нужно действовать. Только диалог, дискуссия, дипломатия и обязательное выполнение договоренностей всеми участниками, ответственность за слово и дело могут дать положительные результаты.
Можно вспомнить и круглые столы, на которых обсуждались планы строительства новой Украины уже после Революции достоинства. На них было наработано много предложений, в том числе и по децентрализации власти. Здесь мы изучали болезни и проблемы общества. Искали пути усиления чувства нравственного долга, призвания, ответственности, справедливости руководителей, пришедших к власти. Это хорошо помнят Владимир Гройсман и Арсений Яценюк, которые принимали активное участие в работе круглых столов.
И после выборов — парламентских и президентских — все заглохло. Определяющим стало мнение, позиция одного человека. Все больше действует формула: есть только одна верная мысль. И эта мысль принадлежит мне. Это не демократическая позиция, однако холуи и подхалимы ее высоко оценивают.
Следствием такого управления является постоянная война власти и оппозиции. Оппозиция не слышит власть, а власть — оппозицию. Средства массовой информации слушают тех, кто им платит, и дискуссия часто превращается в «собачьи бои» вроде «а что ты делал в таком-то году?». Главное — осветить темные пятна оппонента, не жалея сил и энергии, забывая о культуре, об интеллигентности. Дискуссии превращаются в обличение оппонентов.
И все это приводит к плачевным последствиям. Единство в обществе отсутствует. Политические силы напоминают Рака, Щуку и Лебедя из знаменитой басни. Наша политическая элита не способна эффективно управлять, предложить изменения в Конституцию, которые бы сделали невозможным дуализм власти. Пора осознать, что только вместе мы сможем преодолеть трудности, добиться успехов.
А это «вместе» можно достичь через диалог равных, а не учителей и учеников, из уважения друг к другу независимо от политических взглядов, позиций и вероисповедания.
Подчеркиваю, или сделаем ставку на культуру встреч, на диалог — и тогда выиграем все, или продолжим противостояние, амбиции вождей — и тогда проиграем также все.
И Украина, и ее народ такого откровенного представления о себе, о своих собственных интересах не простят. Хотелось бы, чтобы эту работу начал лидер нации, если он готов, потому что именно здесь проходит линия недоразумений между народом и властью.
Леонид КРАВЧУК Специально для интернет-издания «ГОРДОН»