Продюсер Юрий НИКИТИН: «Главный гастролер в Украине сегодня — Олег Винник, но его чартовая история и онлайн-позиции далеки от идеала»
(Окончание. Начало в №19)
— Помните скандал с «Раша, гудбай»? Выходит, Андрей Данилко невольно предсказал будущее?
— Правда? Никогда не думал об этом. Для начала важно понимать, что Verka Serduchka никогда не пела «Раша, гудбай». Это была спланированная кампания против самого популярного артиста на территории всего постсоветского пространства и его персонажа.
— И кому же он помешал?
— Все началось с российского «Первого канала». Именно там еще до объявления результатов голосования «Евровидения» начался весь этот словесный бред. И одна из причин, которая на поверхности, — Verka Serduchka обошла российскую группу «Серебро» — личный проект главы «Первого канала» Константина Эрнста и российского музыкального продюсера Максима Фадеева.
А невидимая причина — та, о которой я говорил выше. Как мне кажется, в истории поп-музыки СНГ было всего несколько случаев, когда любовь к артисту начинала прорастать из сердец публики и в итоге он добивался популярности. Когда все общество было вовлечено в его творчество, когда все слушали только его. Когда его присутствие на рынке не было навязано масс-медиа. Люди просто хотели его всем сердцем. Среди таких артистов Владимир Высоцкий, группа «Ласковый май», Verka Serduchka. Открыто все обожали Данилко, но на самом деле тогдашняя музыкальная элита России не могла пережить его неконтролируемый уровень популярности.
— Любили-любили, а потом вдруг решили потопить из-за песенного конкурса?
— Не совсем так. История с «Евровидением» — это второй и наиболее серьезный случай. А первый был годом раньше, когда мы проводили первые большие гастроли Verka Serduchka в Москве. Мы давно хотели выступить в Кремлевском дворце — самой престижной на тот момент концертной площадке России — и вот этот день настал. Мы получили разрешение, вышли в рекламу и продали уже больше половины зала, как вдруг позвонили из Кремля и сказали, что без объяснения причин нам отказано. Это произошло за три недели до дня шоу.
Мы перевесили рекламу и перенесли концерт на эти же даты во дворец спорта «Лужники»... И продали два полных зала — более 20 тысяч билетов! Российские звезды были так удивлены, что не могли пропустить это знаковое событие. Без приглашения с нашей стороны концерт посетили Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Максим Галкин, Кристина Орбакайте и многие другие. Просто, чтобы увидеть этот феномен.
В принципе, о том, как гастролировала Verka Serduchka, ходили легенды. В рамках только одного тура мы работали по 30 концертов в Германии, давали по 15 шоу в Израиле, по восемь шоу подряд на одной площадке в Нью-Йорке! И так по всему миру.
— Если не ошибаюсь, вы работаете с Данилко вместе с 1997 года. Что вы можете сказать о нем как о человеке и профессионале?
— Андрей — удивительный человек. Таких я не встречал больше в своей жизни: надежный друг, который с тобой и в горе, и в радости, суперпроницательный и мудрый человек с большим добрым сердцем. Глобальная личность и великий артист. Я много раз убеждался в этом, но окончательно — во время участия в съемках голливудского блокбастера Spy («Шпионка»), когда вся съемочная группа, включая режиссера Пола Фига и актеров Джуда Лоу, Джейсона Стэтхэма и Мелиссу Маккарти, была очарована Verka Serduchka, и ни для кого не имело значения, что она не говорит на английском языке.
— Как вы попали на съемки этого фильма?
— В офис Mamamusic позвонил голливудский кинопродюсер фильма Джон Келли и пригласил нас от имени режиссера Пола Фига сняться в главной мировой комедии года с трехминутным камео (эпизодическая роль знаменитого человека, который играет самого себя. — «ГОРДОН»). По словам Фига, его так впечатлило выступление на «Евровидении-2007», что он давно вынашивал идею участия Verka Serduchka в своем фильме.
Оказалось, что сам Фиг и члены его семьи просто без ума от Сердючки. Они пересмотрели все видеоработы с ее участием и знали практически все главные песни наизусть. И наши разговоры с ними были о том, что мы и сами до конца не осознаем гений и уровень Данилко, чья Verka Serduchka еще до участия в фильме Spy — мировая суперзвезда.
— На развитых музыкальных рынках есть такое понятие, как чарты. Это влиятельный инструмент оценки музыкантов. Почему в Украине такого нет?
— В Украине тоже есть чарты, премии, гала-шоу. Но принцип их устройства другой. На Западе главные чарты основаны на рейтингах продаж и формируются на основе открытой информации. Там все прозрачно. Отечественные же хит-парады носят более субъективный характер. В этом основное отличие. И если в западных чартах артист в топе, это означает, что он соответственно зарабатывает. У нас же рейтинги не всегда привязаны к реальным деньгам, а скорее, ко вкусам отдельных представителей музыкальной индустрии.
— То есть вы советуете начинающим артистам не обращать внимания на позиции в рейтингах?
— Обращать. Но учитывать, что все относительно и зависит от конкретного артиста, его продукта и аудитории. Если ваш зритель из категории «40+», вы, конечно же, будете проигрывать онлайн-позиции музыкальным проектам, ориентированным на более молодого зрителя.
У каждого свой путь. Главный гастролер в Украине сегодня — Олег Винник, но его чартовая история и онлайн-позиции далеки от идеала. И мне кажется, только сейчас, спустя много лет, индустрия стала относиться к этому артисту соответственно и он стал появляться в рейтингах на высоких позициях. Плюс его аудитория не очень активна онлайн, поэтому он строит отношения с ней, используя другие каналы коммуникации. Те, которые важны конкретно для его зрителя.
— Получается, определить лидера в украинской музыке не так-то и легко. Как же понять, кто действительно лучший?
— «Лучший» звучит не совсем объективно. «Лучший для конкретной целевой аудитории» — более точное определение. Главный показатель здесь — продажа билетов на открытые концерты артиста по всей Украине. Территориальная история особенно важна. Многие известные артисты, например, пользуются успехом исключительно в русскоговорящих регионах Украины или исключительно больших городах и Киеве. Но Киев — это не вся Украина. Все остальные показатели плюс-минус относительны.
Часто уровень популярности артиста в нашей стране определяют исходя из того, насколько он востребован в России, забывая, что сегодня это два абсолютно разных рынка. Составители хит-парадов смотрят на количество просмотров или подписчиков в социальных сетях артиста в целом. А если копнуть глубже, то понятно, что основная часть этих людей — жители России. Артист более популярен там, чем в Украине.
— Давайте вернемся к Олегу Виннику. Понимаете ли вы секрет его популярности?
— В то время как все пытаются делать «модную музыку», он делает то, что чувствует. И то, что, по его мнению, хочет его целевая аудитория. Я придумал этому свое определение — «знать каждого фана в лицо», понимать его, знать о его желаниях и его болях. Скорее всего, Винник действует интуитивно, но концентрирует весь продукт вокруг потребностей своего зрителя. И это история о популярности.
А если говорить о деньгах, приведу маленький пример. Последнее время я интересуюсь устройством музыкального рынка Германии. Сегодня это номер один рынок в Европе, и естественно, в нашем представлении Германия — это модная музыка, современные технологии, много денег. Так вот, на самом деле 80 процентов рынка музыки и денег в музыкальном бизнесе приходится на «дойче шлягер» (немецкий шлягер)! Это что-то наподобие нашей эстрады 1990-х: запоминающаяся мелодия, простой текст, танцевальный ритм, всегда позитивный контекст и обязательно немецкий язык. 80 процентов рынка, потому что Германия — это та страна, где маленькие города и сельская местность доминируют, в них живет основная часть населения.
А где живет основная часть населения Украины? Крупные города только 20-30 процентов всех жителей. Понимаете, что я хочу этим сказать? Остальным 70 процентам тоже нужны свои кумиры. И популярность Олега Винника зарождалась, уверен, среди них. А вся остальная наша музыкальная поп-культура рассчитана в основном на жителей крупных региональных центров.
— Хочу еще спросить вас о Святославе Вакарчуке. С одной стороны, это успешный музыкант, с другой — человек, интересующийся политикой. Как вы считаете, политика мешает его творчеству?
— Его личностному и профессиональному росту, думаю, только помогает. Как музыкант он добился в Украине максимума. И чтобы продолжать движение вперед, ему нужно развиваться либо на других территориях, либо в новых направлениях. Так что его погружение в политику мне понятно. А если учесть тот факт, что Вакарчук — искусный маркетолог, он может достичь многого. Он точно понимает, когда, где и с каким продуктом следует проявиться, чтобы добиваться нужного результата.
Я наблюдаю за развитием его карьеры с того самого момента, как в 1998 году наша компания Nova Records выпустила первый альбом его группы «Океан Ельзи». И с тех пор Вакарчук, насколько я помню, не допустил ни одной стратегической ошибки. Когда было нужно, он уходил, когда нужно, снова появлялся, но уже в новом амплуа.
— Интересно, насколько наши артисты востребованы на Западе?
— Их работа ограничивается только диаспорными рынками. Сегодня нет ни одной украинской поп-звезды, которая работала бы широко на коренных жителей развитых стран. Существуют либо фестивальные истории, либо этническая тема, в крайнем случае — нишевые проявления. Если же говорить о глобальном мировом потенциале, его, по моему мнению, имеет пока только одна отечественная суперзвезда — Verka Serduchka. И это стало абсолютно очевидным после нашего участия в голливудском блокбастере Spy.
— Какие идеи движут вами сейчас?
— Я успешен, потому что работаю давно. Профессионально заниматься музыкой начал более 30 лет назад, а выступаю в качестве продюсера и музыкального менеджера более 25 лет. За это время я набрался опыта и развил интуицию. Если об идеях, то у меня их, как всегда, много. Но только несколько вдохновляют меня больше других сегодня: мощный запуск проекта Verka Serduchka на Западе, сотрудничество с новыми молодыми артистами, такими, как KAZKA и Mountain Breeze, новые форматы для уже известных имен — Славы Каминской и Ольги Горбачевой. Плюс работа над образовательным проектом «NIMBS — Школа музыкального бизнеса».
Запуск школы — главное, что со мной случилось в прошлом году с точки зрения моего профессионального роста. Работая над материалами, я расставляю по полочкам, структурирую все, что накопилось за 30 лет в моей голове. Потому что знать самому и научить этому кого-то другого — две абсолютно разные истории.