Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ: «Ни Макаревич, ни Гребенщиков, ни Бутусов, ни Цой не выдающиеся. Какая страна, такие и символы, в мировых масштабах они никто, ничто и звать никак, никто их не знает и не узнает никогда — на Западе ни блеянье, ни мяуканье, ни мычание никому не нужно»
Фанатам «Машины времени» талантливый пианист и композитор Петр Подгородецкий, безусловно, запомнился, причем не только своим мастерством, обаянием и тем, что к знаменитому «Повороту» музыку написал, но и тем, что книга его о легендарном коллективе и жизни в нем много шуму наделала.
«Машину» с евреями» по-разному восприняли: кто-то — как сенсацию и откровение, кто-то — как повод разочароваться, потому что кумиры-то, оказалось, такие же люди, как все, — со своими слабостями, среди которых и жадность, и чванливость, и нечестность как с ближними, так и с дальними, а кто-то открыто ругал и обвинял Петра в том, что все у него в черном, — один он в белом. И музыкант профессиональный он один, а остальные — так, школьная самодеятельность с гитарами, и талантом все, кроме него, обделены, и гуляли все, как черт по пыльной дороге, в то время как его одного, обманутого мужа, жена на телеведущего Угольникова променяла...
Подгородецкий уверяет, что ни слова неправды в книге нет, — в том числе об Андрее Макаревиче, который, так уж вышло, не очень порядочным и симпатичным изображен, но ведь и о самом Петре участниками «Машины» немало сказано было, причем, как правило, нелестных слов и выражений... Кто прав, кто виноват — не нам судить: наверное, им там, внутри, в самой «Машине», кто кому и сколько должен, виднее. Одно ясно: пишет Петр Иваныч так же талантливо, как на клавишных играет, — не оторваться, и если уж других не жалеет, то и себя не щадит, в ошибках, которые совершал, признаваясь открыто. Например, о периоде, когда наркотики употреблял и практически на самое дно скатился, места в группе лишился, репутацию человека заработал, смысла иметь дело с которым нет... Такое даже тихонько, про себя, проговорить под силу не каждому — не то что во всеуслышание, а Подгородецкий вот смог — и откровенно.
Как и о многом другом, кстати, — хотя бы о недавно ушедшем из жизни Иосифе Кобзоне. Обычно, когда этот мир личности такого масштаба покидают — люди-глыбы, сложные, порой противоречивые, много знавшие и много всего сделавшие, те, кто поменьше да помельче, ущипнуть, уколоть, укусить стараются — хотя бы сейчас, когда и кусать-то уже некого. Как по мановению волшебной палочки многочисленные шлюзы открываются, и оттуда абсолютно все — от справедливых упреков до мелочных обид, от обвинений по делу до откровенной грязи — льется. В этом смысле Петр Иваныч очень достойно выглядит — на фоне многих, кто все самое худшее, что в себе откопали, вывалили...
С Подгородецким мы не только о шоу-бизнесе и о звездах беседовали: были моменты, когда мне по-настоящему больно спрашивать, а собеседнику моему — еще больнее отвечать было. Ребенка потерять, дочку, которая неделю до своего 16-летия не дожила, от рака угасла, и врагу не пожелаешь — эта потеря из тех, ожить после которых очень трудно, практически невозможно. Петру, к счастью, удалось: по собственному его признанию благодаря новой жене Ирине, в лице которой не просто любимую и любящую женщину он обрел, а верного друга, который и в радости, и в горе рядом.
Ирина не скрывает: супруг тот еще «подарок» — и с характером непростым, и за словом в карман не лезет, однако выбрала его сама и о выборе своем еще ни разу не пожалела, а на вопрос: «Кем работаете?» — гордо отвечает: «Женой своего мужа».
Не так давно в новостях, как российских, так и украинских, сообщения появились: дескать, «Машина времени», которой в 2019-м 50 (!) лет исполнится, к грандиозному всемирному туру готовится. Будут ли по миру бывшие участники колесить, и если да, то кто именно из них приглашен, пока загадка. Я не любитель сослагательных наклонений, но этот вопрос: «А что, если бы позвали?» — Петру Иванычу, разумеется, не задать не мог: хотя бы потому, что ответ множество поклонников «Машины» времен Подгородецкого услышать мечтают.

«Думаю, это разовое сотрудничество могло бы быть, эдакий юбилейно-выставочный вариант», — ответил Петр, и мне показалось, что первый шаг навстречу Макаревичу, который в свое время возможности попрощаться с Подгородецким лично даже не нашел, он, конечно же, делать не будет, но если на этот шаг Андрей Вадимович решится — возможно все. В конце концов, годы совместных концертов, поездок, съемок из памяти стереть непросто — особенно если речь о лучших, без преувеличения, самых звездных и творчески плодовитых годах.
Не знаю, как вы, а я с удовольствием бы 50-летнюю «Машину» послушать сходил, ведь, даже если с Петром Иванычем согласиться, что, по гамбургскому счету, «машинисты» — не рок-музыканты мирового масштаба (а чего там не соглашаться, если так оно и есть?), мир, пускай советский, но эти парни под себя прогнуться заставили, да и Макаревичу с его антипутинской позицией, с его вредностью, несговорчивостью и несгибаемостью, должное отдать надо и руку пожать. Каким бы он в группе и дома, в быту, ни был, в ситуации, в последние годы между Украиной и Россией сложившейся, он настоящий наш друг и настоящий мужик — последовательный и справедливый, даже если эта справедливость себе в ущерб.
Ну и, конечно, хотелось бы на одной сцене весь золотой состав увидеть — с Кавагое, Маргулисом, Подгородецким, чтобы эти замечательные музыканты, друг другу руки пожав и обалдевшую от любимейших песен публику в клочья разорвав, всем и прежде всего самим себе доказали: к черту все мелкое, когда есть искусство — любимое дело, которому каждый из них уже полстолетия предан. Шутка ли: для начала столько проживите попробуйте!
Ждать недолго осталось — 2019-й на пороге: сбудется ли мое (и, думаю, не только мое, но и миллионов фанатов «Машины») желание, мы скоро узнаем...
«Хоть по паспорту я русский, все равно все за еврея держат»
— Петр, добрый вечер!
— Добрый вечер, Дима!
— Доброй ночи, вернее... В течение 14 лет с перерывами (если я не прав, поправьте) клавишником легендарной «Машины времени» вы были...
— Наверное, 13, потому что с 79-го по 82-й и практически все 90-е. Так давно это уже было... (Смеется).
— Свою книгу воспоминаний «Машина» с евреями» вы назвали, и сразу спросить хочу: почему с евреями?
— Ну, там история замечательная... Мы в Росконцерте работали, и музыканты, артисты — они же, как правило, с хорошим чувством юмора люди, поэтому просто на коллектив посмотрели... У нас нееврей один барабанщик был — он мордвин (смеется)...
— ...такая у него карма...
— Да-да, не очень в жизни повезло (хохочет), а остальным повезло. Кутиков по паспорту даже еврей, и стоило только на маму его посмотреть — вопросов ни у кого не возникало. Андрей, правда, долгое время белорусом писался, но, думаю, давно смирился, и я тоже смирился — хоть по паспорту русский, все равно все за еврея держат...
— ...и не по паспорту бьют...

— Да, вот именно, поэтому отрекаться какой смысл?
— Появление «Машины времени» — случайность или закономерность?
— Вы знаете, и то, и другое, на самом деле, ведь, кроме «Машины», много таких же групп, подпольных команд было. Тех же «Скоморохов» Саши Градского стоит вспомнить, до которых «Машине времени» просто как от земли до неба было...
— Музыканты какие!..
— ...о чем я и говорю...
— ...и Градского голос!..
— Разумеется, поэтому то, что «Машина» таких высот достигла, во многом и случайность. Пути Господни неисповедимы — это не мной первым сказано и не мной придумано, хотя анализировать вообще сложно. Музыкальным критиком я никогда не был и становиться им не хочу...
— ...как Жванецкий писал: «Я никогда не буду женщиной или узбеком»...
— ...и я с Михал Михалычем абсолютно солидарен, поэтому, повторюсь, что это было, судить мне тяжело. Это, скорее, критиков и историков дело — случайность или закономерность, разбираться: мне кажется, и то, и другое. Наверняка желание народа иную музыку слушать роль сыграло — не ту, что сверху навязывалась...
— ...не музыку советских композиторов...
— Во-во. Мы, кстати, в свое время непосредственно с этим столкнулись, просто мордой об тэйбл, что называется. Вот это желание и людей, и музыкантов что-то другое играть совпали, и потом, понятное дело, «Битлз» на уши весь мир поставили, по большому счету, у нашего поколения все именно с «Битлз» началось. Про всех не говорю, потому что у поколения, скажем, Леши Козлова (да простит меня великий, что я так фамильярно) с Билли Холидей, с Элвиса Пресли, с рок-н-ролла и блюза того еще, с джаза начиналось, а у нас, конечно, с «Битлз», «Роллинг Стоунз» — потом уже «Дип Перпл», «Квин», «Пинк Флойд» пошли... Такие потрясения были!
— Без Макаревича «Машины времени» не было бы?
— Однозначно!
— Главная заслуга в том, что этот коллектив появился, его?
— Несомненно, хотя это вот бремя лидерства он на себя никогда не брал...
— ???

— Нет — честно скажу как человек, непосредственно в этой каше 13 лет варившийся. С его стороны жесткого диктата, жесткого руководства не было...
— Кто же вас организовывал?
— На самом деле, мы в этом плане уникальный коллектив, потому что редко кому вот так самоорганизоваться удается. Хотя уходы были — я не первый клавишник «Машины времени» и далеко не последний, коллектив по разным причинам менялся и тасовался, но с 79-го года костяк группы неизменным остается, то есть это Валерий Ефремов, барабанщик, Саша Кутиков, басист, и, естественно, сам Андрей. О том, что с 69-го по 79-й было, очень сложно говорить, потому что это годы поисков себя, становления, превращения, по сути, в какую-то группу были, ведь изначально это школьный ансамбль был, ребята из английской спецшколы, которые пели, естественно, по-английски — как умели...
— Культурные мальчики...
— Да, из хороших семей — интеллигенции московской, как правило. Кстати, меня всегда разница между московским и питерским роком забавляла...
— В Питере кочегары и хулиганы были, да?
— Дело даже не в этом — там музыкантов как таковых нет, люди не от музыки шли — от текстов...
— ...протестных...
— Ну да, а в Москве, наоборот, очень многое от музыки шло, и когда Андрей появился, он, скорее всего, первым был, кто на родном языке писать начал, хотя, конечно, к рок-музыке это никакого отношения не имеет...
— Это не рок, правда?
— Бардовская песня, несомненно, которую играть роком пытались, потому что рока хотелось-то — молодые же! Барды-то у нас...
— ...с костром ассоциируются...
— ...с прошедшими огонь и воду альпинистами, геологами...
— ...Грушинским фестивалем...
— Да-да, такие бородатые взрослые дядьки с гитарами, а молодые «Лед Зеппелин» всякие и прочее играть стремились, но тексты достаточно бардовские все, поэтому сочетание совершенно уникальное.
«У нас в коллективе вообще выдающихся музыкантов никогда не было»
— Андрей Макаревич, на ваш взгляд, выдающийся музыкант?
— Нет, врать не буду.
— И не надо...
— Конечно, не выдающийся — мне кажется, чтобы на звание выдающегося музыканта претендовать, в нашей стране другой музыкой заниматься надо. Либо этой, но там — и вот там каких-то вершин достигать.
— Кто же он тогда? Выдающийся организатор?
— Нет, очень талантливый человек, очень талантливый поэт, хотя я, например, считаю, что Леша Романов, лидер «Воскресения», как поэт повыше.
— Почему же тогда Макаревич такой популярности достиг? Даже отдельно от «Машины времени» — за счет чего?
— За счет таланта, несомненно, но он не выдающийся — у нас в коллективе вообще выдающихся музыкантов никогда не было.
— Ну хорошо. Гребенщиков, на ваш взгляд, выдающийся?

— Нет.
— Цой?
— Нет.
— Символом поколения ставший?!
— К сожалению, в нашей стране...
— ...какое поколение, такой и символ?..
— Нет, какая страна, такие и символы, понимаете?
— И Бутусов — не выдающийся?
— Для России все они, наверное, выдающиеся, но давайте тогда определимся, какими мерками мерить — СССР, России или всего мира?
— Понял: по гамбургскому счету — нет...
— Вот я по гамбургскому и меряю, потому что в мировых масштабах они никто, ничто и звать никак, никто их не знает и не узнает никогда. Попытки на Запад их вывезти были...
— ...Гребенщикова того же...
— Да, но полнейшим провалом все это кончились, потому что ни блеянье, ни мяуканье там не нужно.
— А «Перемен требуют наши сердца!»? Перемен там не надо?
— И это мычание тоже никому не нужно — это только вот здесь спросом пользовалось.
— Хорошо, Кутиков — талант?
— М-м-м... Саня, прости! Нет. Он очень хороший человек, прежде всего порядочный, что крайне редкое в музыкальной среде явление, по головам никогда ни у кого не ходил и, думаю, вряд ли когда-нибудь пройдет. На Сашу всегда положиться в финансовых вопросах можно, и я знаю, что он никогда меня не обманет, а финансовые отношения у нас до сих пор длятся, потому что он ведь «Синтез рекордс» возглавляет, откуда мне до сих пор авторские регулярно приходят. Чтобы хоть на копеечку где-то что-то, ни разу не было, а в плане таланта... Мне кажется, будь он талантливым, гораздо большего добился бы.
«Новобрачная моя по распределению в Тулу уехала, а я в армию отправился — все настолько замечательно было, что закончилось тем, чем должно было, — разводом»
— Школу я в 83-м году окончил, тогда же в институт поступил и хорошо помню, словно это вчера было, как весь 9-й, 10-й класс, первый, второй и третий курсы института из каждого окна, каждого подъезда, двора песни «Машины времени» звучали, повсюду их под гитару пели...
— ...да...
— ...и прежде всего, конечно же, «Поворот»...
— Ну, она неожиданно расхитовалась — даже для нас...
— «Расхитовалась» — хорошее слово...
— Еще бы!
— Одним из авторов «Поворота» вы являетесь...
— Ну да.
— А что значит «один из авторов» —ваше там что?

— Да практически все, кроме слов (смеется). Я объясню... Начнем с того, как эта песня создавалась — написана она была, когда в армии я служил, причем в таком медленном-медленном итальянском ритме петься должна была...
— ...с большой тоски, наверное?
— Не-е-ет, абсолютно — с большой любви, конечно же...
— К армии?
— Это нет, я вообще думаю, что армию любить невозможно, во всяком случае, нашу, советскую. Про израильскую не знаю — ту, может, и есть за что: по крайней мере, они в казармах там не живут, домой после службы, как после работы, едут — совершенно другая система, а нашу армию любить противоестественно, хотя в мои годы это еще как-то переносилось. Я с 76-го по 78-й служил, и тогда выжить более-менее можно было, хотя глаза это мне стоило...
— В смысле?
— Я во внутренних войсках, в Центральном полку МВД, в Москве служил, и история там такая: сначала директрисе нашего музыкального училища при консерватории, Ларисе Леонидовне Артыновой (царствие ей небесное!) заявил, что в консерваторию не пойду, что я устал... (Улыбается). Она, конечно, долго ругалась: «Из 20 человек мы тебе, единственному, рекомендацию в консу даем, а ты, сволочь такая, отказываешься!», а потом рукой махнула: «Ну ладно, чтобы совсем уж ты...
— ...не одичал...
— ...да, в ансамбль МВД тебя устроим» (тот, который сейчас елисеевский, во всех съемках участвует, замечательный). Я там полгода служил, к тому времени первый раз женился: ну, знаете, первый раз — по глупости, это ж святое...
— ...и женатым в армию пошли?
— Ну да.
— Кошмар! — врагу не пожелаешь...
— Ну, в общем, так и получилось. Новобрачная моя по распределению в Тулу уехала, а я в армию отправился (смеется) — все настолько замечательно было, что закончилось, естественно, тем, чем должно было, — разводом.
— И тульскими пряниками. С самоваром...
— И им тоже — «самовар» она себе тут же нашла, причем об этом совершенно случайно мне рассказали — наши же музыканты, у которых тульские друзья были. В Туле, мол, шикарная девочка появилась — с руководителем местного ансамбля как раз крутит... Ну, это ладно, это нормально...
— Нормально сейчас, а тогда...

— Тогда, конечно, переживания были, но без скандалов, без каких-то сильных эмоций обошлось. Видимо, армия все-таки помогла, потому что она отвлекала...
— ...некогда было...
— ...тем более что после первых полгода службы в Москве за мои постоянные самоволки... Ой, объясню, наверное. Приезжаю я: «Здравствуйте, я службу в ансамбле проходить прибыл». Меня Петя Лаврищев, скрипач из моего училища, который на полгода раньше выпустился, с которым мы портвейн еще в училище пили и большими друзьями были, встречает: «О! Петюня, привет! Ты к нам?». Я: «Да». — «Ну и отлично». Из кармана пачку увольнительных достает, а на них уже печать стоит, подпись: «На, держи. Как заполнять, я тебе расскажу — в любой момент пользуйся».
— Замечательно!
— И все! Ну, меня один раз за это взяли, второй, пятый, десятый, а потом под Новый год, когда дембелям я выпить привез, а они, извините, заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов, им уже по 28 лет, случайно в армию загремели... Виолончелисты, скрипачи и так далее — под Новый год порадовать их решил, и, естественно, меня наказали...
«Наши азиаты армейским хлебом перекидывались и мне в глаз засандалили. В итоге одним глазом с 76-го года не вижу»
— А с глазом что?
— А с глазом в последние мои полгода беда случилась — я к тому времени опять в Москве, практически в той же части, служил, но уже не в ансамбле МВД, а в ансамбле части, то есть на понижение пошел. Из ансамбля МВД меня на год к чертям собачьим уволили — за постоянные нарушения режима: сначала в Белгородскую область в город Алексеевку, на зону служить отозвали, но там меня спасло то, что у нас два молодых лейтенанта-москвича были, у которых с бильярдом ничего не получалось, спарринг-партнера не было, и они...
— ...произволу свершиться не дали...
— Да-да, потому что в этих войсках, как правило, люди из Средней Азии служат...
— ...и с Северного Кавказа...
— Нет, с Северного Кавказа гораздо меньше, чем из Азии, было, и вот такие азиатские люди и в Москве были, когда там последние полгода служил. У нас столовая на полторы тыщи рыл была...
— ...столы — лавки, столы — лавки...
— Совершенно верно, а хлеб, естественно, свой выпекался, и он, как кирпич, был.
— Так он и был кирпичом...
— Собственно, да, и вот наши азиаты (что меня, кстати, удивляет, потому что в их краях к хлебу уважительно относятся, но эти, видимо, еще совсем дураки были, молодые) хлебом перекидывались — и мне в глаз засандалили. У меня морда в тарелке была, но кто-то меня окликнул: мол, летит — я голову-то поднял, и в тот момент «кирпич» прямо в глаз мне и прилетел.
— И?

— Субтотальная отслойка сетчатки и полная слепота одного глаза.
— Вы и сейчас им не видите?
— Я им уже с 76-го года не вижу (смеется).
— Вообще?
— Вообще, а благодаря нашей замечательной медицине, уже и вторым глазом очень мало вижу — практически 25 процентов.
Из книги Петра Подгородецкого «Машина» с евреями».
«Мы много гастролировали, в основном по зонам. Всю Мордовию, всю Еврейскую автономную область, прочие «зонные» места объездили, но и в Москве выступали, причем иногда перед весьма важными персонами. Как-то раз была у нас история, связанная с Юрием Чурбановым — зятем Брежнева, первым замминистра внутренних дел.
Посреди ночи будит нас наш взволнованный капитан, говорит, что к нам Чурбанов с болгарскими генералами приезжает, им «Алешу» спеть надо — была такая титульная советско-болгарская песня. Не вопрос: парадку надеваем — и в клуб, а там шикарный стол буковкой П накрыт, во главе замминистра с болгарскими генералами — тогда еще молодой, красивый, высокого роста, с прекрасной выправкой. «Алешу» знаете?». — «Так точно, товарищ генерал-лейтенант!». — «Ну давайте», а у нас «Алеша» на четыре голоса а капелла — до слезы пробирает. Они плакать все: «Еще давай!» — все в слезах... Мы еще раз пять спели — после этого нас выстроили, Чурбанов подходит: «Всем знак «За отличие в службе» І степени выдать!», а это чуть ли не орден был, такую «ментовскую награду» за задержание особо опасных преступников давали. Безотлучно находившийся рядом с Чурбановым адъютант докладывает: «Закончились, ни одного не осталось». — «Тогда «ІІ степень» неси!». Тот шесть коробочек приносит, а «зять номер один» их нам вешает и говорит: «Документы завтра у командира части получите», но проносил я свой «орден» недолго — перед дембелем какому-то узбеку за 35 рублей продал».
«КГБ «Машину» преследовал, но лениво — особенно не гнобил»
— К песне «Поворот» вернемся...
— Да! В 75-м у нас итальянская эстрада популярна была — она к нам волнами приходила: то в топе, то мы о ней забыли, то вновь в топе, и вот под влиянием этого такой медляк был написан — на итальянском. Даже один мой товарищ, когда в ансамбль прослушиваться пришел, эту песню на итальянском пел — я ему аккомпанировал, а он исполнял.
— И как она звучала, в каком темпе?
— (Напевает): «О! Аморе, аморе мио, та-да-да, Лючия...» — вот так примерно, то есть такой вот секси-итальяно, Челентано и прочие.
— Серенада...
— Да, серенада такая. Потом, когда я в «Машине времени» работать начал, тему эту показал... Есть такая в музыке штука: быструю песню играть легче, чем медленную, а чтобы медляки играть, уметь играть надо (улыбается). Я серьезно!
— А поскольку никто этим в «Машине» не страдал...
— ...в то время, да и в принципе... Нет, сейчас, конечно, немножко лучше...
— ...все-таки?..

— Ну, извините, сколько лет прошло! — стыдно было бы...
— Натренировались?
— Ну, я бы не сказал, что они тренировались, но чуть-чуть лучше стало. Словом, Кутиков предложил: «Давай темп поменяем». Пару нот изменил, темп поменял, Андрей текст написал — вот, собственно, участие мое в чем (улыбается).
— Какие еще известные песни вы сочинили?
— «Ах, что за луна!» — это моя первая, сольная опять же, в соавторстве с Андреем: текст его. Потом песня «Скачки» в соавторстве с Сашей Кутиковым была, но там проще было: я запев сделал, он — припев, а позже, уже в 90-е, — «Вечный блюз», «Это любовь, детка», причем это первая вещь, где текст не Макаревич, а Карен Кавалерян писал. Что интересно, эта песня в альбоме «Машины времени» вышла, на обложке, кто автор, написано было, и Карен, конечно, ходил и всем показывал.
— «Машина времени», повторюсь, необычайно популярной была — этот коллектив русскими «Битлз» называли...
— ...ну (кивает), практически да...
— ...и вы считаете, что в 80-м году «Машина» наравне с Высоцким стояла — по популярности...
— Знаете, да, бесспорно...
— Смело...

— Согласен, однако, в те годы это так было. Сейчас, разумеется, нет.
— Власти действительно «Машину времени» не любили или это придумывалось, чтобы на нее больше ходили?
— Ну, как «не любили»? Втихарька-то все и Высоцкого, и «Машину» слушали...
— КГБ между тем вас преследовал или нет?
— Преследовал, но особенно не гнобил.
— Лениво так...
— Лениво — не то чтобы в тюрьму сажали... Приехать могли, свет вырубить, аппаратуру арестовать, а на следующий день ее отдать — не так чтобы уж совсем вот-вот (горло себе сдавливает).
«После того как Стефанович Ротару выбрал, говорить, что это не месть Пугачевой, смешно»
— Бывший муж Пугачевой Александр Стефанович мне рассказывал, как впервые по радио «Машину времени» услышал, как, возбужденный, домой прибежал и сказал: «Пугачевочка, или у меня галлюцинации были, или советскую власть отменили — я гениальных ребят слушал, с ними немедленно познакомиться надо!», как чуть ли не в «Лужниках» в бассейне вас свел, и Алла Борисовна там в каком-то прозрачном халате плавала...
— Этого я, честно говоря, не помню: видимо, еще до меня было — я в 79-м пришел, но со Стефановича как раз фильм «Душа» начался, из-за которого, собственно, «Машину» и покинул.
— Ну, там целая история была: Стефанович с Пугачевой поругался...
— Да, история смешная — она его за руку схватила...
— Кстати «Машине» Алла Борисовна помогла — хоть чем-то?

— Не знаю... Может, после моего ухода — я не в курсе.
— Хорошо, к Стефановичу переходим. Он, по его словам, с Пугачевой поругался, она даже камнем в его машину запустила, а фильм уже запустился, Сизов, директор «Мосфильма», сказал: «Что хочешь делай, свои семейные проблемы решай или, как из этой ситуации выходить, думай!» — и Стефанович Ротару снимать решил...
— Да, это так.
— Причем он клялся-божился, что это ни в коем случае не месть Пугачевой была, — просто что-то делать надо было...
— Ну, действительно надо было, но, понимаете, в чем дело? После того как он Ротару выбрал, говорить, что это не месть Пугачевой, смешно (улыбается), потому что можно же было...
— ...Сенчину позвать...
— ...к примеру, и тем не менее это Ротару была. Он, конечно, отговориться может, дескать, по типажу Соня и Миша Боярский (он же нашего руководителя играл, а мы — просто музыкантов) друг другу наиболее подходили, а Миша уже на главную роль утвержден был, но мы-то понимаем... Больше всего в фильме «Душа» смешит меня то, что меня там дублировали, — я же «р» не выговариваю, звук у меня грассирующий...
— Нехорошо...
— Да, согласен (улыбается). Сейчас-то это никому, наверное, в голову не пришло бы, а тогда — не дай бог, что вы!
— Но Стефанович действительно в «Машину» влюблен был?
— Да не-е-ет, думаю, это такое же увлечение, как практически у всего Советского Союза в то время было, не больше.
— Съемки с Боярским, Ротару — официальными артистами — в результате «Машине времени» помогли?
— (Задумался). А я не знаю, чем это помочь могло. На самом деле, у нас до этого дичайшая популярность была...
— ...однако легализации выход картины способствовал?
— Так мы с декабря 79-го года уже в Росконцерте работали, а фильм только в 82-м вышел. Помогло разве тем, что на «Голубой огонек» Ротару пришла и «Костер», по-моему, спела...
— Да, а вы сзади стояли и аккомпанировали. Хотя нет, «За тех, кто в море» она исполнила...

— Да, точно. Могу сказать, что Стефанович, скорее, нас в свой фильм пригласил, чтобы денег заработать, потому что кино тогда бешеные деньги приносило — особенно режиссерам, авторам музыки (улыбается), продюсерам...
— «Я пью одна, а муж мой в море» — эту песню так передергивали...
— Да как ее только не передергивали — как и «Поворот». Пожарники ему свой текст придумывали, спасатели — свой, медики о себе пели... Практически у каждой профессии вариант текста на эту музыку был — у каждой! — и это очень смешно было.
Из книги Петра Подгородецкого «Машина» с евреями».
«О художественных достоинствах фильма «Душа», думаю, говорить не стоит по причине отсутствия таковых, тем не менее участие «Машины» сделало фильм лидером проката. Впрочем, свойственные режиссеру Стефановичу «небрежности» даже нас самих коробили — так, в редчайших случаях, когда участникам группы какую-то реплику в кадре сказать позволялось, ее другие актеры озвучивали. Помните, узнаваемый Макаревич рот открывает и... совершенно никому не знакомый голос слышится — и это лишь одна из десятков «мелочей», на которые режиссер внимания не обращал. Как-то раз жена Макара Алка спросила, сколько Стефановичу лет. Узнав, что всего 43, сказала: «Жаль, что такой молодой, — сколько еще говна снимет...».
«Мне дублером Ролана Быкова быть посчастливилось»
— Незадолго до смерти Ролана Быкова я счастье имел большое интервью с ним сделать. Разумеется, масштабом его личности потрясен был — искрометностью этой, мудростью, философией...
— Потрясающий человек! — мне его дублером быть посчастливилось (это, наверное, смешно звучит: дублером Ролана Быкова быть).
Некоторое время после армии я в «Останкино», в творческом объединении «Экран», тусовался, и там с музыкальной редакторшей познакомился, которая нищему парню, только после службы, работу подкидывала — на запись музыки к фильму, еще что-нибудь выписывала, ну то есть просто штатного пианиста вызвать «забывала», и вместо него я приезжал (улыбается), и когда до «Где пианист? Нина, твою мать, пианист где?» доходило — она так делала: «Ой... Забы-ы-ыла! Но вот у нас мальчик есть» — и тут я, как рояль в кустах, появлялся... «Что за мальчик? Он с листа-то хоть читает?». Она кивала: «Читает...».
— И с листа тоже...
— И это, кстати, хорошая школа была, потому что кучу музыки к разным фильмам я записал. Благодаря этой редакторше в фильм режиссера Владимира Алейникова я попал — это какая-то курсовая или дипломная работа была. Картина «Жил-был настройщик» называлась, и главная роль...
— ...Ролану Антоновичу Быкову досталась...

— Именно так. Там сцена была, в которой он пианино настраивал и на нем играл, — какие-то кадры анфас снимали, рук видно не было, какие-то со спины, а когда крупный план рук надо было снять, мои снимали: их под его тон загримировали, и я, значит, играл (улыбается).
— Это правда, что на съемках фильма «Душа» Быков, невысокого роста, но безумно обаятельный, конечно, человек на олимпийскую чемпионку по метанию диска Фаину Мельник запал — мощную, гренадерского вида женщину?
— Вполне, запросто допускаю. На моих глазах ничего этого не было — врать не стану, но быть могло. Вообще, не секрет, что люди невыдающегося роста на высоких очень западают и наоборот — высоким маленькие нравятся (улыбается). Нет, думаю, что он ее (подмигивает) уломал, потому что такую харизму, обаяние имел, всегда центром любой компании становился — точно так же, как Михал Михалыч Жванецкий.
— Это либо есть, либо нет...
— Согласен.
— В те годы Михаил Боярский весьма популярен был...
— Да он и сейчас, по-моему...
— Миллионы советских людей, помню, с пакетами ходили: на одной стороне — Пугачева, на другой — Боярский...
— ...и очень смешно было, когда пакет несколько раз постиранный был, и лицо на нем тоже постиранное (улыбается)...
— Их еще сушить на балконах вывешивали — помните?
— Да-а-а, конечно!
— Вы для себя феномен популярности Боярского разгадали? Не музыкант ведь, не суперартист, фактура бог весть какая...
— Вообще, я думаю, это Мишина беда, потому что в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» сыграл — и все: шляпа эта на всю жизнь, голос на всю жизнь...
— ...и шарфик зенитовский...
— И шарфик уже тоже на всю жизнь — и больше ничего. Вся жизнь — одной роли, и не самого выдающегося персонажа: это не Смоктуновский, извините, в «Гамлете»: ему после «Гамлета» можно было вообще не сниматься — и Смоктуновским быть!
— И не Яковлев в «Идиоте»...
— Да, а тут — развлекуха, правда, очень хорошо сделанная — с этого начнем...
(Продолжение в следующем номере)

Певица Оля Полякова: «Я хочу быть президентом. Там так много не совсем адекватных людей — чем я хуже?!»
Человекоподобный робот СОФИЯ: «Как мы можем создавать лучший мир, если будем ссориться друг с другом, словно бешеные белки?»
Испанская журналистка Пилар БОНЕТ: «Кто сказал, что Европа будет вас защищать? Мне кажется, ваши ожидания были слишком завышены и наивны»
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ: «Ни Макаревич, ни Гребенщиков, ни Бутусов, ни Цой не выдающиеся. Какая страна, такие и символы, в мировых масштабах они никто, ничто и звать никак, никто их не знает и не узнает никогда — на Западе ни блеянье, ни мяуканье, ни мычание никому не нужно»
Швейцарский журналист, писатель, биограф Папы Франциска Арно БЕДА: «Хочу господину Павелко сказать: если со мной что-то произойдет, кончать жизнь самоубийством я не собирался»
Полковнику никто не пишет...
Юлия ТИМОШЕНКО: «Новогодние поздравления всех наших президентов — это сплошной «плач Ярославны», хор Швондера: «Суровые годы уходят в борьбе за свободу страны. За ними другие приходят — они будут тоже трудны»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги