Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ: «Ни Макаревич, ни Гребенщиков, ни Бутусов, ни Цой не выдающиеся. Какая страна, такие и символы, в мировых масштабах они никто, ничто и звать никак, никто их не знает и не узнает никогда — на Западе ни блеянье, ни мяуканье, ни мычание никому не нужно»
Фанатам «Машины времени» талантливый пианист и композитор Петр Подгородецкий, безусловно, запомнился, причем не только своим мастерством, обаянием и тем, что к знаменитому «Повороту» музыку написал, но и тем, что книга его о легендарном коллективе и жизни в нем много шуму наделала.
«Машину» с евреями» по-разному восприняли: кто-то — как сенсацию и откровение, кто-то — как повод разочароваться, потому что кумиры-то, оказалось, такие же люди, как все, — со своими слабостями, среди которых и жадность, и чванливость, и нечестность как с ближними, так и с дальними, а кто-то открыто ругал и обвинял Петра в том, что все у него в черном, — один он в белом. И музыкант профессиональный он один, а остальные — так, школьная самодеятельность с гитарами, и талантом все, кроме него, обделены, и гуляли все, как черт по пыльной дороге, в то время как его одного, обманутого мужа, жена на телеведущего Угольникова променяла...
Подгородецкий уверяет, что ни слова неправды в книге нет, — в том числе об Андрее Макаревиче, который, так уж вышло, не очень порядочным и симпатичным изображен, но ведь и о самом Петре участниками «Машины» немало сказано было, причем, как правило, нелестных слов и выражений... Кто прав, кто виноват — не нам судить: наверное, им там, внутри, в самой «Машине», кто кому и сколько должен, виднее. Одно ясно: пишет Петр Иваныч так же талантливо, как на клавишных играет, — не оторваться, и если уж других не жалеет, то и себя не щадит, в ошибках, которые совершал, признаваясь открыто. Например, о периоде, когда наркотики употреблял и практически на самое дно скатился, места в группе лишился, репутацию человека заработал, смысла иметь дело с которым нет... Такое даже тихонько, про себя, проговорить под силу не каждому — не то что во всеуслышание, а Подгородецкий вот смог — и откровенно.
Как и о многом другом, кстати, — хотя бы о недавно ушедшем из жизни Иосифе Кобзоне. Обычно, когда этот мир личности такого масштаба покидают — люди-глыбы, сложные, порой противоречивые, много знавшие и много всего сделавшие, те, кто поменьше да помельче, ущипнуть, уколоть, укусить стараются — хотя бы сейчас, когда и кусать-то уже некого. Как по мановению волшебной палочки многочисленные шлюзы открываются, и оттуда абсолютно все — от справедливых упреков до мелочных обид, от обвинений по делу до откровенной грязи — льется. В этом смысле Петр Иваныч очень достойно выглядит — на фоне многих, кто все самое худшее, что в себе откопали, вывалили...
С Подгородецким мы не только о шоу-бизнесе и о звездах беседовали: были моменты, когда мне по-настоящему больно спрашивать, а собеседнику моему — еще больнее отвечать было. Ребенка потерять, дочку, которая неделю до своего 16-летия не дожила, от рака угасла, и врагу не пожелаешь — эта потеря из тех, ожить после которых очень трудно, практически невозможно. Петру, к счастью, удалось: по собственному его признанию благодаря новой жене Ирине, в лице которой не просто любимую и любящую женщину он обрел, а верного друга, который и в радости, и в горе рядом.
Ирина не скрывает: супруг тот еще «подарок» — и с характером непростым, и за словом в карман не лезет, однако выбрала его сама и о выборе своем еще ни разу не пожалела, а на вопрос: «Кем работаете?» — гордо отвечает: «Женой своего мужа».
Не так давно в новостях, как российских, так и украинских, сообщения появились: дескать, «Машина времени», которой в 2019-м 50 (!) лет исполнится, к грандиозному всемирному туру готовится. Будут ли по миру бывшие участники колесить, и если да, то кто именно из них приглашен, пока загадка. Я не любитель сослагательных наклонений, но этот вопрос: «А что, если бы позвали?» — Петру Иванычу, разумеется, не задать не мог: хотя бы потому, что ответ множество поклонников «Машины» времен Подгородецкого услышать мечтают.
«Думаю, это разовое сотрудничество могло бы быть, эдакий юбилейно-выставочный вариант», — ответил Петр, и мне показалось, что первый шаг навстречу Макаревичу, который в свое время возможности попрощаться с Подгородецким лично даже не нашел, он, конечно же, делать не будет, но если на этот шаг Андрей Вадимович решится — возможно все. В конце концов, годы совместных концертов, поездок, съемок из памяти стереть непросто — особенно если речь о лучших, без преувеличения, самых звездных и творчески плодовитых годах.
Не знаю, как вы, а я с удовольствием бы 50-летнюю «Машину» послушать сходил, ведь, даже если с Петром Иванычем согласиться, что, по гамбургскому счету, «машинисты» — не рок-музыканты мирового масштаба (а чего там не соглашаться, если так оно и есть?), мир, пускай советский, но эти парни под себя прогнуться заставили, да и Макаревичу с его антипутинской позицией, с его вредностью, несговорчивостью и несгибаемостью, должное отдать надо и руку пожать. Каким бы он в группе и дома, в быту, ни был, в ситуации, в последние годы между Украиной и Россией сложившейся, он настоящий наш друг и настоящий мужик — последовательный и справедливый, даже если эта справедливость себе в ущерб.
Ну и, конечно, хотелось бы на одной сцене весь золотой состав увидеть — с Кавагое, Маргулисом, Подгородецким, чтобы эти замечательные музыканты, друг другу руки пожав и обалдевшую от любимейших песен публику в клочья разорвав, всем и прежде всего самим себе доказали: к черту все мелкое, когда есть искусство — любимое дело, которому каждый из них уже полстолетия предан. Шутка ли: для начала столько проживите попробуйте!
Ждать недолго осталось — 2019-й на пороге: сбудется ли мое (и, думаю, не только мое, но и миллионов фанатов «Машины») желание, мы скоро узнаем...
«Хоть по паспорту я русский, все равно все за еврея держат»
— Петр, добрый вечер!
— Добрый вечер, Дима!
— Доброй ночи, вернее... В течение 14 лет с перерывами (если я не прав, поправьте) клавишником легендарной «Машины времени» вы были...
— Наверное, 13, потому что с 79-го по 82-й и практически все 90-е. Так давно это уже было... (Смеется).
— Свою книгу воспоминаний «Машина» с евреями» вы назвали, и сразу спросить хочу: почему с евреями?
— Ну, там история замечательная... Мы в Росконцерте работали, и музыканты, артисты — они же, как правило, с хорошим чувством юмора люди, поэтому просто на коллектив посмотрели... У нас нееврей один барабанщик был — он мордвин (смеется)...
— ...такая у него карма...
— Да-да, не очень в жизни повезло (хохочет), а остальным повезло. Кутиков по паспорту даже еврей, и стоило только на маму его посмотреть — вопросов ни у кого не возникало. Андрей, правда, долгое время белорусом писался, но, думаю, давно смирился, и я тоже смирился — хоть по паспорту русский, все равно все за еврея держат...
— ...и не по паспорту бьют...
— Да, вот именно, поэтому отрекаться какой смысл?
— Появление «Машины времени» — случайность или закономерность?
— Вы знаете, и то, и другое, на самом деле, ведь, кроме «Машины», много таких же групп, подпольных команд было. Тех же «Скоморохов» Саши Градского стоит вспомнить, до которых «Машине времени» просто как от земли до неба было...
— Музыканты какие!..
— ...о чем я и говорю...
— ...и Градского голос!..
— Разумеется, поэтому то, что «Машина» таких высот достигла, во многом и случайность. Пути Господни неисповедимы — это не мной первым сказано и не мной придумано, хотя анализировать вообще сложно. Музыкальным критиком я никогда не был и становиться им не хочу...
— ...как Жванецкий писал: «Я никогда не буду женщиной или узбеком»...
— ...и я с Михал Михалычем абсолютно солидарен, поэтому, повторюсь, что это было, судить мне тяжело. Это, скорее, критиков и историков дело — случайность или закономерность, разбираться: мне кажется, и то, и другое. Наверняка желание народа иную музыку слушать роль сыграло — не ту, что сверху навязывалась...
— ...не музыку советских композиторов...
— Во-во. Мы, кстати, в свое время непосредственно с этим столкнулись, просто мордой об тэйбл, что называется. Вот это желание и людей, и музыкантов что-то другое играть совпали, и потом, понятное дело, «Битлз» на уши весь мир поставили, по большому счету, у нашего поколения все именно с «Битлз» началось. Про всех не говорю, потому что у поколения, скажем, Леши Козлова (да простит меня великий, что я так фамильярно) с Билли Холидей, с Элвиса Пресли, с рок-н-ролла и блюза того еще, с джаза начиналось, а у нас, конечно, с «Битлз», «Роллинг Стоунз» — потом уже «Дип Перпл», «Квин», «Пинк Флойд» пошли... Такие потрясения были!
— Без Макаревича «Машины времени» не было бы?
— Однозначно!
— Главная заслуга в том, что этот коллектив появился, его?
— Несомненно, хотя это вот бремя лидерства он на себя никогда не брал...
— ???
— Нет — честно скажу как человек, непосредственно в этой каше 13 лет варившийся. С его стороны жесткого диктата, жесткого руководства не было...
— Кто же вас организовывал?
— На самом деле, мы в этом плане уникальный коллектив, потому что редко кому вот так самоорганизоваться удается. Хотя уходы были — я не первый клавишник «Машины времени» и далеко не последний, коллектив по разным причинам менялся и тасовался, но с 79-го года костяк группы неизменным остается, то есть это Валерий Ефремов, барабанщик, Саша Кутиков, басист, и, естественно, сам Андрей. О том, что с 69-го по 79-й было, очень сложно говорить, потому что это годы поисков себя, становления, превращения, по сути, в какую-то группу были, ведь изначально это школьный ансамбль был, ребята из английской спецшколы, которые пели, естественно, по-английски — как умели...
— Культурные мальчики...
— Да, из хороших семей — интеллигенции московской, как правило. Кстати, меня всегда разница между московским и питерским роком забавляла...
— В Питере кочегары и хулиганы были, да?
— Дело даже не в этом — там музыкантов как таковых нет, люди не от музыки шли — от текстов...
— ...протестных...
— Ну да, а в Москве, наоборот, очень многое от музыки шло, и когда Андрей появился, он, скорее всего, первым был, кто на родном языке писать начал, хотя, конечно, к рок-музыке это никакого отношения не имеет...
— Это не рок, правда?
— Бардовская песня, несомненно, которую играть роком пытались, потому что рока хотелось-то — молодые же! Барды-то у нас...
— ...с костром ассоциируются...
— ...с прошедшими огонь и воду альпинистами, геологами...
— ...Грушинским фестивалем...
— Да-да, такие бородатые взрослые дядьки с гитарами, а молодые «Лед Зеппелин» всякие и прочее играть стремились, но тексты достаточно бардовские все, поэтому сочетание совершенно уникальное.
«У нас в коллективе вообще выдающихся музыкантов никогда не было»
— Андрей Макаревич, на ваш взгляд, выдающийся музыкант?
— Нет, врать не буду.
— И не надо...
— Конечно, не выдающийся — мне кажется, чтобы на звание выдающегося музыканта претендовать, в нашей стране другой музыкой заниматься надо. Либо этой, но там — и вот там каких-то вершин достигать.
— Кто же он тогда? Выдающийся организатор?
— Нет, очень талантливый человек, очень талантливый поэт, хотя я, например, считаю, что Леша Романов, лидер «Воскресения», как поэт повыше.
— Почему же тогда Макаревич такой популярности достиг? Даже отдельно от «Машины времени» — за счет чего?
— За счет таланта, несомненно, но он не выдающийся — у нас в коллективе вообще выдающихся музыкантов никогда не было.
— Ну хорошо. Гребенщиков, на ваш взгляд, выдающийся?
— Нет.
— Цой?
— Нет.
— Символом поколения ставший?!
— К сожалению, в нашей стране...
— ...какое поколение, такой и символ?..
— Нет, какая страна, такие и символы, понимаете?
— И Бутусов — не выдающийся?
— Для России все они, наверное, выдающиеся, но давайте тогда определимся, какими мерками мерить — СССР, России или всего мира?
— Понял: по гамбургскому счету — нет...
— Вот я по гамбургскому и меряю, потому что в мировых масштабах они никто, ничто и звать никак, никто их не знает и не узнает никогда. Попытки на Запад их вывезти были...
— ...Гребенщикова того же...
— Да, но полнейшим провалом все это кончились, потому что ни блеянье, ни мяуканье там не нужно.
— А «Перемен требуют наши сердца!»? Перемен там не надо?
— И это мычание тоже никому не нужно — это только вот здесь спросом пользовалось.
— Хорошо, Кутиков — талант?
— М-м-м... Саня, прости! Нет. Он очень хороший человек, прежде всего порядочный, что крайне редкое в музыкальной среде явление, по головам никогда ни у кого не ходил и, думаю, вряд ли когда-нибудь пройдет. На Сашу всегда положиться в финансовых вопросах можно, и я знаю, что он никогда меня не обманет, а финансовые отношения у нас до сих пор длятся, потому что он ведь «Синтез рекордс» возглавляет, откуда мне до сих пор авторские регулярно приходят. Чтобы хоть на копеечку где-то что-то, ни разу не было, а в плане таланта... Мне кажется, будь он талантливым, гораздо большего добился бы.
«Новобрачная моя по распределению в Тулу уехала, а я в армию отправился — все настолько замечательно было, что закончилось тем, чем должно было, — разводом»
— Школу я в 83-м году окончил, тогда же в институт поступил и хорошо помню, словно это вчера было, как весь 9-й, 10-й класс, первый, второй и третий курсы института из каждого окна, каждого подъезда, двора песни «Машины времени» звучали, повсюду их под гитару пели...
— ...да...
— ...и прежде всего, конечно же, «Поворот»...
— Ну, она неожиданно расхитовалась — даже для нас...
— «Расхитовалась» — хорошее слово...
— Еще бы!
— Одним из авторов «Поворота» вы являетесь...
— Ну да.
— А что значит «один из авторов» —ваше там что?
— Да практически все, кроме слов (смеется). Я объясню... Начнем с того, как эта песня создавалась — написана она была, когда в армии я служил, причем в таком медленном-медленном итальянском ритме петься должна была...
— ...с большой тоски, наверное?
— Не-е-ет, абсолютно — с большой любви, конечно же...
— К армии?
— Это нет, я вообще думаю, что армию любить невозможно, во всяком случае, нашу, советскую. Про израильскую не знаю — ту, может, и есть за что: по крайней мере, они в казармах там не живут, домой после службы, как после работы, едут — совершенно другая система, а нашу армию любить противоестественно, хотя в мои годы это еще как-то переносилось. Я с 76-го по 78-й служил, и тогда выжить более-менее можно было, хотя глаза это мне стоило...
— В смысле?
— Я во внутренних войсках, в Центральном полку МВД, в Москве служил, и история там такая: сначала директрисе нашего музыкального училища при консерватории, Ларисе Леонидовне Артыновой (царствие ей небесное!) заявил, что в консерваторию не пойду, что я устал... (Улыбается). Она, конечно, долго ругалась: «Из 20 человек мы тебе, единственному, рекомендацию в консу даем, а ты, сволочь такая, отказываешься!», а потом рукой махнула: «Ну ладно, чтобы совсем уж ты...
— ...не одичал...
— ...да, в ансамбль МВД тебя устроим» (тот, который сейчас елисеевский, во всех съемках участвует, замечательный). Я там полгода служил, к тому времени первый раз женился: ну, знаете, первый раз — по глупости, это ж святое...
— ...и женатым в армию пошли?
— Ну да.
— Кошмар! — врагу не пожелаешь...
— Ну, в общем, так и получилось. Новобрачная моя по распределению в Тулу уехала, а я в армию отправился (смеется) — все настолько замечательно было, что закончилось, естественно, тем, чем должно было, — разводом.
— И тульскими пряниками. С самоваром...
— И им тоже — «самовар» она себе тут же нашла, причем об этом совершенно случайно мне рассказали — наши же музыканты, у которых тульские друзья были. В Туле, мол, шикарная девочка появилась — с руководителем местного ансамбля как раз крутит... Ну, это ладно, это нормально...
— Нормально сейчас, а тогда...
— Тогда, конечно, переживания были, но без скандалов, без каких-то сильных эмоций обошлось. Видимо, армия все-таки помогла, потому что она отвлекала...
— ...некогда было...
— ...тем более что после первых полгода службы в Москве за мои постоянные самоволки... Ой, объясню, наверное. Приезжаю я: «Здравствуйте, я службу в ансамбле проходить прибыл». Меня Петя Лаврищев, скрипач из моего училища, который на полгода раньше выпустился, с которым мы портвейн еще в училище пили и большими друзьями были, встречает: «О! Петюня, привет! Ты к нам?». Я: «Да». — «Ну и отлично». Из кармана пачку увольнительных достает, а на них уже печать стоит, подпись: «На, держи. Как заполнять, я тебе расскажу — в любой момент пользуйся».
— Замечательно!
— И все! Ну, меня один раз за это взяли, второй, пятый, десятый, а потом под Новый год, когда дембелям я выпить привез, а они, извините, заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов, им уже по 28 лет, случайно в армию загремели... Виолончелисты, скрипачи и так далее — под Новый год порадовать их решил, и, естественно, меня наказали...
«Наши азиаты армейским хлебом перекидывались и мне в глаз засандалили. В итоге одним глазом с 76-го года не вижу»
— А с глазом что?
— А с глазом в последние мои полгода беда случилась — я к тому времени опять в Москве, практически в той же части, служил, но уже не в ансамбле МВД, а в ансамбле части, то есть на понижение пошел. Из ансамбля МВД меня на год к чертям собачьим уволили — за постоянные нарушения режима: сначала в Белгородскую область в город Алексеевку, на зону служить отозвали, но там меня спасло то, что у нас два молодых лейтенанта-москвича были, у которых с бильярдом ничего не получалось, спарринг-партнера не было, и они...
— ...произволу свершиться не дали...
— Да-да, потому что в этих войсках, как правило, люди из Средней Азии служат...
— ...и с Северного Кавказа...
— Нет, с Северного Кавказа гораздо меньше, чем из Азии, было, и вот такие азиатские люди и в Москве были, когда там последние полгода служил. У нас столовая на полторы тыщи рыл была...
— ...столы — лавки, столы — лавки...
— Совершенно верно, а хлеб, естественно, свой выпекался, и он, как кирпич, был.
— Так он и был кирпичом...
— Собственно, да, и вот наши азиаты (что меня, кстати, удивляет, потому что в их краях к хлебу уважительно относятся, но эти, видимо, еще совсем дураки были, молодые) хлебом перекидывались — и мне в глаз засандалили. У меня морда в тарелке была, но кто-то меня окликнул: мол, летит — я голову-то поднял, и в тот момент «кирпич» прямо в глаз мне и прилетел.
— И?
— Субтотальная отслойка сетчатки и полная слепота одного глаза.
— Вы и сейчас им не видите?
— Я им уже с 76-го года не вижу (смеется).
— Вообще?
— Вообще, а благодаря нашей замечательной медицине, уже и вторым глазом очень мало вижу — практически 25 процентов.
Из книги Петра Подгородецкого «Машина» с евреями».
«Мы много гастролировали, в основном по зонам. Всю Мордовию, всю Еврейскую автономную область, прочие «зонные» места объездили, но и в Москве выступали, причем иногда перед весьма важными персонами. Как-то раз была у нас история, связанная с Юрием Чурбановым — зятем Брежнева, первым замминистра внутренних дел.
Посреди ночи будит нас наш взволнованный капитан, говорит, что к нам Чурбанов с болгарскими генералами приезжает, им «Алешу» спеть надо — была такая титульная советско-болгарская песня. Не вопрос: парадку надеваем — и в клуб, а там шикарный стол буковкой П накрыт, во главе замминистра с болгарскими генералами — тогда еще молодой, красивый, высокого роста, с прекрасной выправкой. «Алешу» знаете?». — «Так точно, товарищ генерал-лейтенант!». — «Ну давайте», а у нас «Алеша» на четыре голоса а капелла — до слезы пробирает. Они плакать все: «Еще давай!» — все в слезах... Мы еще раз пять спели — после этого нас выстроили, Чурбанов подходит: «Всем знак «За отличие в службе» І степени выдать!», а это чуть ли не орден был, такую «ментовскую награду» за задержание особо опасных преступников давали. Безотлучно находившийся рядом с Чурбановым адъютант докладывает: «Закончились, ни одного не осталось». — «Тогда «ІІ степень» неси!». Тот шесть коробочек приносит, а «зять номер один» их нам вешает и говорит: «Документы завтра у командира части получите», но проносил я свой «орден» недолго — перед дембелем какому-то узбеку за 35 рублей продал».
«КГБ «Машину» преследовал, но лениво — особенно не гнобил»
— К песне «Поворот» вернемся...
— Да! В 75-м у нас итальянская эстрада популярна была — она к нам волнами приходила: то в топе, то мы о ней забыли, то вновь в топе, и вот под влиянием этого такой медляк был написан — на итальянском. Даже один мой товарищ, когда в ансамбль прослушиваться пришел, эту песню на итальянском пел — я ему аккомпанировал, а он исполнял.
— И как она звучала, в каком темпе?
— (Напевает): «О! Аморе, аморе мио, та-да-да, Лючия...» — вот так примерно, то есть такой вот секси-итальяно, Челентано и прочие.
— Серенада...
— Да, серенада такая. Потом, когда я в «Машине времени» работать начал, тему эту показал... Есть такая в музыке штука: быструю песню играть легче, чем медленную, а чтобы медляки играть, уметь играть надо (улыбается). Я серьезно!
— А поскольку никто этим в «Машине» не страдал...
— ...в то время, да и в принципе... Нет, сейчас, конечно, немножко лучше...
— ...все-таки?..
— Ну, извините, сколько лет прошло! — стыдно было бы...
— Натренировались?
— Ну, я бы не сказал, что они тренировались, но чуть-чуть лучше стало. Словом, Кутиков предложил: «Давай темп поменяем». Пару нот изменил, темп поменял, Андрей текст написал — вот, собственно, участие мое в чем (улыбается).
— Какие еще известные песни вы сочинили?
— «Ах, что за луна!» — это моя первая, сольная опять же, в соавторстве с Андреем: текст его. Потом песня «Скачки» в соавторстве с Сашей Кутиковым была, но там проще было: я запев сделал, он — припев, а позже, уже в 90-е, — «Вечный блюз», «Это любовь, детка», причем это первая вещь, где текст не Макаревич, а Карен Кавалерян писал. Что интересно, эта песня в альбоме «Машины времени» вышла, на обложке, кто автор, написано было, и Карен, конечно, ходил и всем показывал.
— «Машина времени», повторюсь, необычайно популярной была — этот коллектив русскими «Битлз» называли...
— ...ну (кивает), практически да...
— ...и вы считаете, что в 80-м году «Машина» наравне с Высоцким стояла — по популярности...
— Знаете, да, бесспорно...
— Смело...
— Согласен, однако, в те годы это так было. Сейчас, разумеется, нет.
— Власти действительно «Машину времени» не любили или это придумывалось, чтобы на нее больше ходили?
— Ну, как «не любили»? Втихарька-то все и Высоцкого, и «Машину» слушали...
— КГБ между тем вас преследовал или нет?
— Преследовал, но особенно не гнобил.
— Лениво так...
— Лениво — не то чтобы в тюрьму сажали... Приехать могли, свет вырубить, аппаратуру арестовать, а на следующий день ее отдать — не так чтобы уж совсем вот-вот (горло себе сдавливает).
«После того как Стефанович Ротару выбрал, говорить, что это не месть Пугачевой, смешно»
— Бывший муж Пугачевой Александр Стефанович мне рассказывал, как впервые по радио «Машину времени» услышал, как, возбужденный, домой прибежал и сказал: «Пугачевочка, или у меня галлюцинации были, или советскую власть отменили — я гениальных ребят слушал, с ними немедленно познакомиться надо!», как чуть ли не в «Лужниках» в бассейне вас свел, и Алла Борисовна там в каком-то прозрачном халате плавала...
— Этого я, честно говоря, не помню: видимо, еще до меня было — я в 79-м пришел, но со Стефановича как раз фильм «Душа» начался, из-за которого, собственно, «Машину» и покинул.
— Ну, там целая история была: Стефанович с Пугачевой поругался...
— Да, история смешная — она его за руку схватила...
— Кстати «Машине» Алла Борисовна помогла — хоть чем-то?
— Не знаю... Может, после моего ухода — я не в курсе.
— Хорошо, к Стефановичу переходим. Он, по его словам, с Пугачевой поругался, она даже камнем в его машину запустила, а фильм уже запустился, Сизов, директор «Мосфильма», сказал: «Что хочешь делай, свои семейные проблемы решай или, как из этой ситуации выходить, думай!» — и Стефанович Ротару снимать решил...
— Да, это так.
— Причем он клялся-божился, что это ни в коем случае не месть Пугачевой была, — просто что-то делать надо было...
— Ну, действительно надо было, но, понимаете, в чем дело? После того как он Ротару выбрал, говорить, что это не месть Пугачевой, смешно (улыбается), потому что можно же было...
— ...Сенчину позвать...
— ...к примеру, и тем не менее это Ротару была. Он, конечно, отговориться может, дескать, по типажу Соня и Миша Боярский (он же нашего руководителя играл, а мы — просто музыкантов) друг другу наиболее подходили, а Миша уже на главную роль утвержден был, но мы-то понимаем... Больше всего в фильме «Душа» смешит меня то, что меня там дублировали, — я же «р» не выговариваю, звук у меня грассирующий...
— Нехорошо...
— Да, согласен (улыбается). Сейчас-то это никому, наверное, в голову не пришло бы, а тогда — не дай бог, что вы!
— Но Стефанович действительно в «Машину» влюблен был?
— Да не-е-ет, думаю, это такое же увлечение, как практически у всего Советского Союза в то время было, не больше.
— Съемки с Боярским, Ротару — официальными артистами — в результате «Машине времени» помогли?
— (Задумался). А я не знаю, чем это помочь могло. На самом деле, у нас до этого дичайшая популярность была...
— ...однако легализации выход картины способствовал?
— Так мы с декабря 79-го года уже в Росконцерте работали, а фильм только в 82-м вышел. Помогло разве тем, что на «Голубой огонек» Ротару пришла и «Костер», по-моему, спела...
— Да, а вы сзади стояли и аккомпанировали. Хотя нет, «За тех, кто в море» она исполнила...
— Да, точно. Могу сказать, что Стефанович, скорее, нас в свой фильм пригласил, чтобы денег заработать, потому что кино тогда бешеные деньги приносило — особенно режиссерам, авторам музыки (улыбается), продюсерам...
— «Я пью одна, а муж мой в море» — эту песню так передергивали...
— Да как ее только не передергивали — как и «Поворот». Пожарники ему свой текст придумывали, спасатели — свой, медики о себе пели... Практически у каждой профессии вариант текста на эту музыку был — у каждой! — и это очень смешно было.
Из книги Петра Подгородецкого «Машина» с евреями».
«О художественных достоинствах фильма «Душа», думаю, говорить не стоит по причине отсутствия таковых, тем не менее участие «Машины» сделало фильм лидером проката. Впрочем, свойственные режиссеру Стефановичу «небрежности» даже нас самих коробили — так, в редчайших случаях, когда участникам группы какую-то реплику в кадре сказать позволялось, ее другие актеры озвучивали. Помните, узнаваемый Макаревич рот открывает и... совершенно никому не знакомый голос слышится — и это лишь одна из десятков «мелочей», на которые режиссер внимания не обращал. Как-то раз жена Макара Алка спросила, сколько Стефановичу лет. Узнав, что всего 43, сказала: «Жаль, что такой молодой, — сколько еще говна снимет...».
«Мне дублером Ролана Быкова быть посчастливилось»
— Незадолго до смерти Ролана Быкова я счастье имел большое интервью с ним сделать. Разумеется, масштабом его личности потрясен был — искрометностью этой, мудростью, философией...
— Потрясающий человек! — мне его дублером быть посчастливилось (это, наверное, смешно звучит: дублером Ролана Быкова быть).
Некоторое время после армии я в «Останкино», в творческом объединении «Экран», тусовался, и там с музыкальной редакторшей познакомился, которая нищему парню, только после службы, работу подкидывала — на запись музыки к фильму, еще что-нибудь выписывала, ну то есть просто штатного пианиста вызвать «забывала», и вместо него я приезжал (улыбается), и когда до «Где пианист? Нина, твою мать, пианист где?» доходило — она так делала: «Ой... Забы-ы-ыла! Но вот у нас мальчик есть» — и тут я, как рояль в кустах, появлялся... «Что за мальчик? Он с листа-то хоть читает?». Она кивала: «Читает...».
— И с листа тоже...
— И это, кстати, хорошая школа была, потому что кучу музыки к разным фильмам я записал. Благодаря этой редакторше в фильм режиссера Владимира Алейникова я попал — это какая-то курсовая или дипломная работа была. Картина «Жил-был настройщик» называлась, и главная роль...
— ...Ролану Антоновичу Быкову досталась...
— Именно так. Там сцена была, в которой он пианино настраивал и на нем играл, — какие-то кадры анфас снимали, рук видно не было, какие-то со спины, а когда крупный план рук надо было снять, мои снимали: их под его тон загримировали, и я, значит, играл (улыбается).
— Это правда, что на съемках фильма «Душа» Быков, невысокого роста, но безумно обаятельный, конечно, человек на олимпийскую чемпионку по метанию диска Фаину Мельник запал — мощную, гренадерского вида женщину?
— Вполне, запросто допускаю. На моих глазах ничего этого не было — врать не стану, но быть могло. Вообще, не секрет, что люди невыдающегося роста на высоких очень западают и наоборот — высоким маленькие нравятся (улыбается). Нет, думаю, что он ее (подмигивает) уломал, потому что такую харизму, обаяние имел, всегда центром любой компании становился — точно так же, как Михал Михалыч Жванецкий.
— Это либо есть, либо нет...
— Согласен.
— В те годы Михаил Боярский весьма популярен был...
— Да он и сейчас, по-моему...
— Миллионы советских людей, помню, с пакетами ходили: на одной стороне — Пугачева, на другой — Боярский...
— ...и очень смешно было, когда пакет несколько раз постиранный был, и лицо на нем тоже постиранное (улыбается)...
— Их еще сушить на балконах вывешивали — помните?
— Да-а-а, конечно!
— Вы для себя феномен популярности Боярского разгадали? Не музыкант ведь, не суперартист, фактура бог весть какая...
— Вообще, я думаю, это Мишина беда, потому что в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» сыграл — и все: шляпа эта на всю жизнь, голос на всю жизнь...
— ...и шарфик зенитовский...
— И шарфик уже тоже на всю жизнь — и больше ничего. Вся жизнь — одной роли, и не самого выдающегося персонажа: это не Смоктуновский, извините, в «Гамлете»: ему после «Гамлета» можно было вообще не сниматься — и Смоктуновским быть!
— И не Яковлев в «Идиоте»...
— Да, а тут — развлекуха, правда, очень хорошо сделанная — с этого начнем...
(Продолжение в следующем номере)