В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Что человек ест, то он и есть

Месяц назад я работал в одном из самых больших американских архивов вместе с Робертом Конквестом, ученым, написавшим знаменитую книгу «Жат­ва скорби» — о Голодоморе, организованном для народа Ук­раины в годы насильственной коллективизации и выкосившем миллионы жизней.

Месяц назад я работал в одном из самых больших американских архивов вместе с Робертом Конквестом, ученым, написавшим знаменитую книгу «Жат­ва скорби» — о Голодоморе, организованном для народа Ук­раины в годы насильственной коллективизации и выкосившем миллионы жизней. Но Конквест, знающий все доступные документы о том времени наизусть, рассказывал мне не только о горе. Он говорил и о том, как люди в беде спасали друг друга, поддерживали, делились последним. «Так ли у вас сегодня?» — спросил он. «Не совсем, — честно ответил я. — Мы перестали видеть соседа, время другое...».

Среди многих потерянных нами обычаев разрушился обычай совместной трапезы. Даже одна семья нечасто собирается вместе за воскресным обедом, да и сам обед для многих гостей не все могут себе позволить. Библейская легенда о том, как тысячи людей были накормлены несколькими хлебами, осталась красивым рассказом.

Помните: «Учитель велел им рассадить собравшихся рядами на зеленой весенней траве и, взяв хлебы, произнес над ними молитву благодарения. Торжественным жестом Он преломил их и раздал ученикам. Смущенные, они стали разносить по рядам скудную пищу, но скоро, к своему изумлению, поняли, что хватает на всех...»? В трудные годы люди всегда умеют делиться. Наш опыт прошлой войны, опыт проклятого голода 30-х годов напоминают об этом.

Впрочем, поговорка о том, что «сытый голодного не разумеет», тоже существует у многих народов. Она легла в основу учения Карла Маркса как утверждение категорическое, оп­рав­дывавшее и вдохновлявшее так называемую классовую борьбу. Но оказалось, что дело не только в этом. Сейчас уже выяснилось, что сытый не всегда разумеет сытого, а голодный — голодного, да и диеты у людей очень различны.

То, что у наших предков было законом: люди, совместно преломившие хлеб, враждовать не могут, давно уже не регулирует отношений. В милицейских сводках можно прочесть, как люди калечат друг друга прямо за праздничной трапезой. Ученые исследуют наши диеты и свидетельствуют, что мы питаемся хуже. На самом же деле мы питаемся иначе: иногда по необходимости, а порой и по свободному выбору.

Связь между питанием и поведением людей исследовалась многократно. Жителям Финляндии рекомендуют ежедневно съедать по нескольку ломтей чисто ржаного хлеба. Считается, что это способствует профилактике многих болезней, в том числе опухолей. Два английских ученых, Я. Стоукс и Д. Даунинг, в свое время объявили, что нынешняя агрессивность их молодежи, в том числе футбольных болельщиков, во многом определена неправильным питанием.

Самый распространенный рацион состоит из сэндвичей, шоколада и напитков с разнообразными химическими добавками. Если учесть, что все это поедается впопыхах, сдабривается алкоголем и куревом, то, по мнению ученых, причины агрессивности очевидны. Если поглядеть наше телевидение, то вообще может показаться, что мы питаемся в основном жевательной резинкой, забыв обо всех традициях (один только Гоголь столько раз вос­пел украинскую трапезу, что впору бы застесняться от такой забывчивости).

Как бы там ни было, у нас пока есть хлеб, почти у всех есть. У нас есть «хлебное вино», как звали когда-то водку, и есть родниковая вода, так что каждый может запивать съеденное по своему вкусу. Давайте вспомним о том, как важно сесть к общему столу и почувствовать, что ты не один.

Мне очень хочется, чтобы люди собирались вместе, делились тем, что у них есть, и радовались. Как бы там ни было, мы еще не настолько обеднели и одичали, чтобы потерять и этот обычай. За ваше здоровье, дорогие друзья!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось