Татьяна ВАСИЛЬЕВА: «С Плучеком у меня роман был, и когда я Васильева на Мартиросяна поменяла, этого он совсем уже вынести не мог, и нам с новым мужем из театра уйти пришлось»
Когда-то она себе лезвием палец разрезала, перо в кровь обмакнула и в дневнике через всю страницу размашисто написала: «Я буду актрисой!». Ей тогда 13 лет было, и ничто не предвещало того, что неуклюжая, закомплексованная дылда — такой моя гостья себе в ту пору казалась! — эту клятву сдержать сможет. Тем не менее, аттестат зрелости получив и разрешения родителей не спросив, Таня Ицыкович (еще не Васильева) Москву покорять отправилась. За неимением другого платья в школьной форме с белым фартуком и огромным бантом поехала — несмотря на наряд, который довольно странно на барышне ростом 176 сантиметров смотрелся, и конкурс в 500 (!) человек на место, в Школу-студию МХАТ Татьяна с первого раза поступила.
Любящий, но очень далекий от искусства папа не верил, что из этого что-то получится, — он даже к ректору приезжал и «не портить девочке жизнь», отчислить ее, пока не поздно, просил. Хорошо, что дочь-первокурсница об этом визите гораздо позже узнала, а то, пожалуй, с отцом в Питер вернулась бы, слесарем к нему на завод работать пошла бы и выдающуюся актрису Татьяну Васильеву — яркую, ироничную, дерзкую, экстравагантную, которую ни с кем не спутаешь, — мы на сцене и на экране не увидели бы.
Ныне она — народная артистка России, орденом Почета и россыпью кинопремий за лучшие женские роли награжденная, при этом, сколько их в театре и кино сыграла, уже сама не знает: дескать, мама, пока была жива, считала. По моим прикидкам, число их уже за полторы сотни перевалило, поэтому, возможно, когда-нибудь Татьяна на место в Книге рекордов Гиннесса претендовать сможет — во всяком случае, она для этого все, что в ее силах, и даже больше делает.
Ее замешанный на гротеске и органичной внутренней жизни талант режиссеров и зрителей в восторг приводит, а вот менее одаренные актрисы-завистницы до сих пор статусом примы Васильеву попрекают и тем, что когда-то на гастролях в Питере она на девятом месяце беременности Софью в «Горе от ума» играла, хотя то не ее решение было, и после спектакля исполнительницу «скорая» с угрозой выкидыша увезла...
Это, впрочем, еще не самая большая жертва из тех, что искусство потребовало, — за состоявшуюся актерскую биографию она своим одиночеством расплатилась, при этом, замечу, гордая, своенравная, не желающая подчиняться актриса всегда сама уходила — не только от мужей, но и от режиссеров: из Театра cатиры — от Плучека, из Театра Маяковского — от Гончарова, и далее по нисходящей...
Телеведущий Виталий Вульф вспоминал, как ее сотрудничество с Леонидом Трушкиным оборвалось, который первую частную антрепризу в Москве основал. Трушкин пьесу Слэйда «Там же, тогда же» поставил и Константина Райкина пригласил, но Татьяна вместо репетиций на гастроли с другой антрепризой уехала. Разгневанный режиссер Любовью Полищук ее заменил, и этой актрисе перешло все — костюм, рисунок роли, всякие изюминки, придуманные предшественницей. Когда спектакль в Штатах показать решили, Полищук как человек в высшей степени порядочный Васильевой позвонила и спросила: «Если я твою роль сыграю, ты возражать не будешь?». — «Нет, конечно!» — ответила Васильева, но Трушкину этого не простила и от него ушла.
Сегодня ее 72 года никто ей не даст — при том что свой возраст демонстративно она не скрывает. Как в жизни она выглядит, ей безразлично: главное — какой на экране и на сцене предстает, поэтому в люди без макияжа выходит и без колебаний волосы под ноль состригает — так после изнурительных каждодневных тренировок со штангой и боксерской грушей голову мыть, а также парики, коих у нее великое множество, натягивать удобнее.
Татьяна публику не только «вечной молодостью» удивляет, но и свойственными шоу-бизнесу и беспримерными для драматической актрисы открытостью и эпатажем. Когда-то для журнала «Джентльмен» абсолютно обнаженной она снялась, и когда ее спросили: «Как вы, большая актриса, могли?» — в ответ услышали: «Мне деньги, чтобы семью содержать, нужны были, — я одна...», да и что стоит тело обнажить — (оно, кстати, в превосходной физической форме находится!) женщине, которая перед чужими взглядами душу бесстрашно открывает?
В последнее время Васильева завсегдатаем всевозможных исповедально-скандальных телешоу стала. Подробности разводов ее и сына, взаимоотношения с бывшими мужьями и невестками, судебные процессы из-за элитной недвижимости, суммы, которые за возможность видеться с внуками актрисе платить приходится, — все шокирующие подробности на публику вынесены, а на вопрос: «Зачем ты все это рассказываешь?» — она по-прежнему небрежно отвечает: «А за это платят». Как будто успех у многомиллионной, пусть и не самой взыскательной аудитории, той, которая каждый вечер зрительный зал заполнять должна, совершенно ей безразличен.
На спектаклях с ее участием, кстати, по-прежнему ажиотаж, хотя признать надо: сейчас Татьяна в не бог весть каких пьесах играет. Озвученная причина та же: «Деньги нужны», хотя лично у нее практически ничего нет. Машина BMW, на гонорары купленная, через неделю из-под окна украдена, квартиры, включая элитную, на Патриарших прудах, внукам подарены, наряды, на гастролях купленные, — подругам розданы. Практически все заработанное она 40-летнему сыну и 32-летней дочери отдает, которые в жизни и в профессии себя все еще ищут.
...На самом деле, от жизни ей мало надо — всего-навсего изо дня в день на сцену выходить, но пьесы с плохим финалом играть она отказывается. Тане (по-другому она себя называть запрещает) так хочется, чтобы измученные прозой бытия зрители после ее спектакля, воспрянув духом и с надеждой в душе уходили. Недаром свое амплуа Васильева коротко и иронично определила: «Я клоун!», и этим все сказано.
«Ленина я очень не люблю, он убийца, и почему он в центре нашей страны лежать должен, совершенно непонятно»
— Таня, вы в Питере, тогда еще в Ленинграде, родились, но город этот не любите — почему?
— Нет, я его люблю... Теперь уже люблю... У меня просто очень большая переоценка моих впечатлений, полудетских еще, произошла, и теперь при встрече с этим городом я некое содрогание испытываю. Я к нему два раза в месяц обязательно приезжаю — и понимаю, что... Ну, это детство было, нервы, очень много горя, с семьей и болезнями связанного, и я оттуда бежала, просто бежала, а теперь, когда в Питер возвращаюсь, когда прежние кошмары, надеюсь, позади, я, конечно, понимаю, что это самый великий город в мире.
— Это для вас родина однозначно или ощущения, что сердце при встрече с Питером сильнее бьется, нет?

— Есть, есть! Каждый раз, когда по Загородному проспекту Пять углов (неофициальное название перекрестка в Санкт-Петербурге, образованного пересечением Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова. — Д. Г.) я проезжаю (это там, где я родилась, где моя школа), у меня сердце щемит: страшно, ну просто до слез.
— В детстве у вас много комплексов было?
— Одни комплексы.
— Почему?

— Ну, потому что... Потому что все их в себе держала. Что это именно комплексы, что так на самом деле не есть, что мои страхи временны, я не очень осознавала, — думала, это навсегда, что жить мне не надо, что в 17 лет мне покончить с собой нужно, что после этого возраста уже старость сразу наступает. У меня все в дневниках в эпистолярном стиле отображено, а еще я по поводу внешности, роста своего очень переживала...
— Вам ваша внешность не нравилась?
— Конечно — из-за этого сильно страдала, а главное, пожаловаться некому было, поэтому все это во мне кипело, и я сама себя изводила. Ну и плюс еще Ленинград, и плюс еще...
— ...атмосфера мрачная, да?
— Мрачно и постоянно холодно было — я в своем пальтишке всегда мерзла, никогда не знала, что меня дома ждет: все ли там в порядке. Мы друг за друга страшно боялись — это такая типичная черта еврейского семейства, и когда папа в булочную уходил — это уже как анекдот звучит, потому что так многие люди из еврейских семей говорят! — мы все у окна стояли и ждали, вернется он или нет.
— Мало ли что...
— Да, да, и дождались, что один раз он, можно сказать, не вернулся. В Новый год, 1 января, папа нашу тетушку престарелую провожать пошел, и когда по Загородному проспекту возвращался, кто-то на него напал. Его очень сильно по голове ударили, пыжиковую шапку сняли, а это единственное достояние наше было — все, на что мы всей семьей накопили, и купленную с таким трудом шапку потерять ужасно было. Хорошее у нас начало разговора, да? (Смеется). Мы, в общем, дома сидим, и вдруг чей-то отчаянный крик на улице слышу. Мне и в голову не приходит, что это отец, но он так громко, так долго кричал, и постепенно до нас доходить стало, чей это голос. Папа не от боли кричал, а от досады, что второй такой шапки у нас никогда не будет.
— Накликали что называется...

— Да, именно.
— В годы войны, во время блокады, в основном от голода около миллиона ленинградцев погибло — эта печать смерти в городе ощущалась, в воздухе висела?
— А она всегда ощущаться будет и никуда не денется — никогда. Никогда! Это все революция проклятая и Ленин...
— ...проклятый...
— ...проклятый! Вот «ненавижу» говорить страшно, да — ну, «не люблю» я могу сказать? Я этого человека очень не люблю, и почему он в центре нашей страны лежать должен, совершенно непонятно, и мне даже кажется, что в этом какой-то рок есть: пока он там лежит, мы хорошо жить не будем. Его там быть не должно — он убийца (я уже про Сталина не говорю, но того хотя бы оттуда убрали).
— У вас не очень свойственная Ленинграду фамилия Ицыкович была, и вас, я читал, ее поменять вынудили — и кто и как это происходило?
— Руководство Театра cатиры, куда я пришла. Так-то я потихонечку жила себе, вздрагивала, когда к доске меня вызывали, всякий раз на каждой букве спотыкаясь. Цк-тк, цк-тк... — и я уже понимала: это меня. Багровыми пятнами покрывалась, вставала, огромная, к доске шла и, даже если материал знала, все в тот момент забывала — это тоже один из комплексов. Да, в театре мне сразу понять дали, что с такой фамилией будущего у меня нет. Там очень опытная женщина в отделе кадров была, даже помню, как ее звали, — Лилиана Михайловна. Она сказала: «Деточка, фамилию менять давайте — вам с этой никак нельзя» — и разные варианты придумывать стали. Я Ковач была (это остаток от Ицыкович), потом Базо (первая часть фамилии мамы, в девичестве Базловой)... Думали-думали, в конце концов замуж я вышла.
— ...и вопрос сам собой решился...
— Да, у меня замечательная фамилия, редчайшая — Васильева — появилась. Об этом сегодня я сожалею и очень уважаю тех, кто этого не сделал.
«Это театр, а в нем старики молодых не любят, а молодые стариков боятся»
— Театр cатиры в те годы — в 70-80-е — мощным был?
— Мощнейшим, передовым, лидером вообще всех театров. Валентин Николаевич Плучек невозможное делал, ему такие пьесы ставить удавалось, которые в то время на сцене представить нельзя было. Эрдман и Маяковский шли, их сатирические истории сумасшедшим успехом пользовались — в зал попасть нельзя было, и при этом Плучек совершенно никак ни под кого не подстраивался, какая-то защита, какое-то покровительство у него было.
— И вы знали, чье?
— Нет, не знала.
— Плучек великим режиссером был?
— Он очень хороший постановщик, образованнейший человек — в этом смысле, думаю, да, великий. С актерами он мало работал и почти... С дураками возиться ему неинтересно было.
— Впустую не растрачивался...
— Нет, это уже наше дело было, поэтому многое сами придумывали. Кстати, тоже школа хорошая, а как постановщик он, конечно, выдающийся, и как человек, который исчерпывающую лекцию на любую тему прочитать мог: литература какой угодно эпохи, архитектура. Он очень-очень меня опекал, и, когда в театр пришла, намного образованнее, чем была, стала. Мы на все выставки с ним ходили (тем более когда в Италию ездили), во всех галереях бывали, он мне альбомы по искусству дарил. Это только его заслуга, что у меня хоть что-то теперь здесь (на голову указывает) есть.
— Это правда, что лекции он вам чуть ли не надиктовывал?
— Да, да — я все писала.
— И у вас эти записи сохранились?
— Да, дома, а начиналось это так: «В. Н. (то есть Валентин Николаевич. — Т. В.), говорит, двоеточие (смеется): «Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Это рефрен был, и мне мои конспекты, кстати, очень пригодились, и я бы многим посоветовать это могла — записки мои почитать.
— Слушайте, в Театре cатиры замечательный актерский коллектив тогда подобрался: Миронов, Папанов, Менглет, Пельтцер, Аросева, Мишулин, Ширвиндт, Державин — целое созвездие. Выдающиеся артисты! — вы что-то от них впитывали, чему-то у них учились?
— Нет, они и мы сами по себе существовали.
— Взаимного обогащения, проникновения не было? Как думаете, почему?
— Не знаю. Думаю, потому, что это театр, а в нем старики молодых не любят, а молодые стариков боятся. Что бы ты ни сделал, нравиться это не будет, за все тебя ругать будут. В театре через это обязательно пройти надо, и если не смог, твоя карта бита.
— Они, великие актеры, в быту тоже великими были или совершенно посредственными, обычными?
— Смотря кто, например, Андрей Миронов очень интересным, необычайно современным был. Мне кажется, в любое время он абсолютно легко вписался бы, старомодным, какими-то темами современными не владеющим, не выглядел бы. Исключительно модно одевался, в нем все очень, очень успешно сочеталось, то есть он уже тогда в себе то нес, что только сейчас пришло.
— Элемент будущего?
— Да, да! «Если ты артист, тебе неважно должно быть, во что ты одет: никакого значения это не имеет» — так в Школе-студии МХАТ нас воспитывали. Потом я в театр пришла, и там мне тоже все время говорили: «Ты актриса, ни на что другое отвлекаться ты не должна, твоя жизнь только здесь, и больше нигде, и здесь жить и умирать ты будешь. Детей иметь не должна, замуж выходить не должна» — заповеди такие были.
— Вот так прямо и говорили?
— Да-да, и когда один раз замуж я вышла, с Плучеком серьезные осложнения у меня были. Видимо, это по мужской части, потому что он, думаю, влюблен в меня был. Ну, то есть как влюблен? У нас с ним роман был, а потом, когда мужа я поменяла, этого он совсем уже вынести не мог, и нам с новым мужем из театра уйти пришлось. Что касается Андрея, он, например, очень истово репетировал — просто до изнеможения, при этом светская жизнь у него всегда на том же самом уровне была.
— Кто у вас в Театре сатиры любимыми партнерами были, с кем ах как хорошо игралось?
— Ни с кем — со всеми очень тяжело и очень страшно было.
— Страшно? Но почему?
— Потому что я понимала, что всегда не соответствую, а как соответствовать, чтобы даже не полюбили, а хотя бы во мне что-то увидели?
— Зритель эти метания, сомнения из зала замечал?
— Нет, абсолютно!
— Сегодня, на ваш взгляд, Театр сатиры еще жив?
— Его уже нет — умер.
«Господи, да кто я такая, чтобы люди передо мной унижались?»
— Вы 13 лет, по-моему, там прослужили и девять — в Театре Маяковского — при Гончарове...
— Именно так.
— Оба театра прекрасные, и из обоих вы ушли. Ну, по какой причине из Сатиры, уже понятно, а из Маяковки почему?
— Потому что это театр, и не в нем я уже очень давно, потому что это детский сад. Все очень просто произошло. Мне нужно было в Питер ехать приз за лучшую женскую роль получать — в спектакле «Там же, тогда же», который с Костей Райкиным там мы играли. Я всех предупредила, но мне заявлено было: мол, спектакль с твоим участием мы все равно ставим. Ну я сказала, что ехать должна, и уехала. Мне в Петербург звонят и спрашивают: «Уволенной тебя с какого дня считать?». — «С сегодняшнего», — я ответила — такая дурацкая совершенно история, именно дурацкая. Дело в том, что на мою роль быстренько другую актрису ввели, но один артист (мой партнер) играть с ней наотрез отказался и ушел. Спектакль не состоялся, а в зале полторы тысячи зрителей — тогда на всех спектаклях Маяковки в Москве аншлаги были. К людям заведующая труппой вышла и объявила, что по вине Васильевой, которая на спектакль не прилетела, он отменяется, но это не моя вина была. Зато я Маяковку покинула и с тех пор...
— ...в репертуарный театр вас не тянет...

— Нет!
— Сердце от обиды, когда вас по 33-й статье КЗоТ, то есть за нарушение трудовой дисциплины, уволили, тогда сжалось или это освобождение было?
— Конечно, обидно было — может, это даже и не обида, а что-то другое, но я уже так себя приучила... Когда такие вещи происходят, что уходить надо, а вроде еще не время, я с собой договариваюсь: лучше сейчас, чем потом, во-первых, а во-вторых...
— ...значит, так надо...
— ...и все это к лучшему, безусловно. Ну жизни бояться нельзя, зигзаги ее принимать надо. Я принимаю и тут же то новое, что меня дальше ведет, нахожу.
— Вы сегодня 30 (!) спектаклей в месяц в среднем играете — это огромная нагрузка. Как же театр любить надо, чтобы на сцену каждый день выходить?
— Конечно, театр, сцену я обожаю, но тут еще такая история: когда в этот круг попадаешь, он затягивает... У меня просто названий много — 12, наверное...
— ...ух ты!

— ...и если каждый спектакль хотя бы по два-три раза сыграть — уже 36 дней получается, даже в месяц ты не укладываешься. Поскольку того, чего не хочу, я не играю (к выбору ролей я придирчива!), мне это терять не хочется, более того, если говорить, что играть не могу, начинаю, у меня отказаться не получается.
— Замкнутый круг...
— Допустить, чтобы меня просили, я не могу, не могу, не могу, и когда просят: «Ну пожалуйста, не бросайте нас, ну кто, кроме вас? Ну пожалуйста...», — думаю: «Господи, да кто я такая, чтобы люди так передо мной унижались?». В результате сдаюсь: ладно! — и так все эти спектакли за мной тянутся, тянутся. Ни от одного их них отказаться не в силах, поэтому такое количество набирается, и еще: круг этот антреприза называется — если из него ты выскакиваешь, вернуться туда очень трудно.
«Классные актеры? Почти 100 процентов дураки»
— Вы, наверное, весь бывший Советский Союз раз пять уже объездили...
— Ой, больше — и не Советский Союз, а планету.
— Для этого все-таки силы иметь надо...

— Силы бешеные нужны. И здоровье.
— Вы всегда о своей совместной работе с Валерием Гаркалиным на одной сцене на редкость тепло отзываетесь — он действительно такой партнер исключительный?
— Потрясающий! Во-первых, невероятно талантливый, необычайно яркий — он таким амплуа обладает, которое, как назвать, даже не знаю. Второго такого артиста нет — очень умный он в жизни, очень...
— А актеру, вообще-то, ум нужен?
— Не обязательно.
— Вы много классных актеров-дураков видели?
— Ну, почти 100 процентов дураки.
— За счет чего тогда проникновение в образ происходит?

— За счет таланта, и единичны случаи, когда умный и в тоже время талантливый — вот у Валеры Гаркалина это редкое сочетание есть, причем во всем, что делает, он талантлив. Преподает изумительно — объяснить умеет (не показать студентам, а именно объяснить), стихи пишет. Мы с ним часто и много вместе в поезде ездили, и он вдруг стихи строчить начинал, причем потрясающие. Они в стиле Ахматовой, Петрарки написаны могли быть, да кого угодно — вдруг на него это находит, и утром он мне читать начинает. Он так бесил меня и раздражал, что я его из купе просто выкидывала, потому что эти бесконечные исписанные листы (показывает: пачки) выносить невозможно было. Ну что это такое? Думаю, оттуда (вверх указывает) сообщения ему идут, потому что человек столько сочинить не может.
— SMS-ки приходят...
— Да-да-да! (Смеется) — и речь у него замечательная: удивительный человек. Ему же ничего не светило, он из простой семьи, в детстве полиомиелитом болел — одна нога у него короче другой. Мало того, что хромой, еще и дикция ужасная была...
— ...все мимо...
— То есть судьба отовсюду его обложила, все против того, чтоб артистом он стал, было... Я считаю, что Валера очень большой артист — очень! Вот Гамлета он играл — я видела: ему просто режиссер его уровня нужен — вот в чем проблема.
«Пугачева, чтобы я с нее что-то лепила, мне неинтересна»
— Роман с кино, я считаю, у вас состоялся: за плечами более 100 картин, причем востребованы вы всегда, даже во времена бескартинья, были, и конечно, фильмы «Самая обаятельная и привлекательная», «Биндюжник и Король», «Дамский портной» — это золотой фонд кинематографа. Интересно, а любимая роль в кино у вас есть?
— Только не думайте, что я кокетничаю, но нет. Пока нет...
— Пока — хорошее слово...

— Что-то есть, чего-то нет, и так, чтобы... Ну, наверное, чтобы и картиной, и собой там довольна была, быть и не может... Вот, например, в сериале «Дело чести» у меня трагическая роль, героиня, у которой мужа убили, во главе семейного клана становится и вендетту начинает... Вся эта история — убийства, насилие бесконечное, гибель детей, и я так там настрадалась, столько плакала: мы около года снимали, и все время в слезах. «Ну, — думаю, — наверняка, это какую-то реакцию вызовет, уж это впечатление на людей произведет», а когда агентша моя с режиссером говорила, он признался: «Зря я ее так страдать заставил — пожалуй, это неправильно». — «О-па! — думаю. — Неужели и это неправильно?», а я так хотела, чтобы роль получилась. Просто, видимо, все одной краской страдания бесконечного рисовать невозможно — человек же бесконечно страдать может: пока не умрет, предела у него нет.
— Предел есть — смерть...
— Вот только она, а я-то считала, что это моя победа, а теперь так тормознула, засомневалась. Наверное, и это не победа...
— Вы, на мой взгляд, в картине «Попса» очень хороши — вы этот образ с Пугачевой лепили?

— Пугачева, чтобы я с нее что-то лепила, мне не интересна: раньше была, а сейчас — нет! Это такой собирательный образ, и важнее для меня женщина, чем ее профессия, была, женщина, тоже в этот круг адский попавшая.
— Здорово сыграли!..
— Спасибо, но женскую режиссуру (режиссер — Елена Николаева. — Д. Г.) я не люблю. Помимо Лиозновой, с которой никогда не работала, их там две-три, мне кажется, — тех, которые что-то в кино могут. Мне работы Германики очень нравятся — я бы с удовольствием у нее снялась.
— Новое слово, правда?
— Конечно — это просто рывок такой на век вперед сразу.
«Как полагается богеме, раньше четырех часов дня Лиля Брик не вставала и тех, кто в поте лица трудятся, не любила»
— Станислав Садальский, с которым вы дружите и вместе в антрепризе играете, рассказывал мне, что «муза российского авангарда», femme fatale и любимая женщина Маяковского Лиля Брик вас обожала, а как вы с ней познакомились?
— Через Плучека. Он же ученик Мейерхольда, и Лиля Брик, Маяковский — это все его компания. Общество то время от времени собиралось, и я еще их застала — ну, уже без Маяковского, конечно...
— Это в той же квартире происходило, где Брик с последним своим мужем Василием Катаняном жила?

— Да, на Кутузовском. Как же я тряслась, когда впевые там очутилась, потому что очень боялась, что такая необразованная, темная и соответствовать не смогу. Того, о чем они говорили, я не знала, кто такие диссиденты, не понимала, а вокруг них в основном все крутилось.
— Лиле Брик лет 80 к тому времени было?
— Да, наверное, — абсолютно седая была.
— Маленькая, сухонькая...
— Мне кажется, она на ладони поместилась бы. Крошечная, очаровательная, и при этом поразительной силы человек!
— Внутри что-то там было?
— О! Вулкан!
— Из-за чего Маяковский с ума сходил, понятно вам стало?

— Думаю, да. Она очень сильная женщина, и сколько раз уже я убеждаюсь: такие маленькие женщины с большими мужчинами что хотят делают. Он абсолютно под ее властью, под ее каблуком был.
— Ну конечно. И не только он...
— Да! Да!
— Что в этой квартире вам особенным показалось? Она большая была?
— Нет, отнюдь, но это само искусство было. Там картины висели, очень много всяких расписанных древних подносов было... Никакой роскоши в нашем понимании, когда дорогая мебель, люстры, не было — я даже не помню, как они выглядели, а вот картины, книги и подносы запомнила. И фотографии...
— Это правда, что Лиля Юрьевна уроки этикета и хорошего стиля вам давала?
— Специально она этого, конечно, не делала, но у нее очень многому я научилась, очень многому. Самое главное — она не суетилась, всегда величественна была.
— Ну а чего суетиться?

— Ну, жизнь такую она прожила, что дрогнуть, наверное, можно было, но никакой паники, никакой суеты, взгляд умнейший — такой пронизывающий, что как-то не по себе становилось. Человека она насквозь видела... (Мобильный звонит). Вот мне телефон такой подарили, который тоже никаким правилам не подчиняется, и, так сказать, взаимоотношения с ним наладить мне не удается. Лиля всегда ухожена была, как полагается богеме, раньше четырех часов дня не вставала и тех, кто в поте лица трудятся, не любила.
— Ну а за что их любить?
— (Смеется) Да, да...
— Это правда, что ее геи в основном окружали?
— Да.
— А с чем это связано было?
— Ну вот меня тоже геи окружают — с чем это связано? Они мне совсем не неприятны — мало того, более приятны, чем не геи.
— Не геи так надоели?

— Они просто сразу понятны, а это, во-первых, люди утонченные, весьма понимающие...
— ...женщину...
— Да, к тому же в том, чем занимаются, они хорошо разбираются. Мне с ними необычайно легко, у меня больше друзей-геев, чем подруг. Ну как? Во-первых, мужчины-артисты, может, и не геи, но и не мужчины, и винить их за это нельзя.
— Актер — женская профессия, правда?
— Абсолютно женская!
— И ни одного актера-настоящего мужчины вы так и не видели?
— Их нет.
— И два ваши мужа-актера настоящими мужчинами тоже не были?

— Нет. 100 процентов нет!
— Вот вы настрадались!..
— Настрадалась, да, зато сейчас у меня такой кайф (смеется). Никого!
— Лиля Брик вам что-то дарила?
— Духи — тогда же в Москве французских духов вообще не было. Еще юбку такую — в пол: я ее подрезала, подрезала, подрезала, пока до мини не дошла, и эта юбка мне долго служила, потом сестра моя ее носила. Пальто подарила: первый раз я от Лили услышала (и это мое тоже глубокое убеждение), что мех сверху носить неприлично — он внутри должен быть.
— Кто тогда об этом знал?

— Никто (улыбается) — только мы с Лилей. Еще про Параджанова я очень много историй услышала — она в переписке с ним состояла, и вообще, со всеми, кто неугоден власти был, дружила.
— Она же его из тюрьмы вызволить пыталась...
— И вытащила, вытащила! — он все-таки живой вернулся, Лиля все для этого сделала. Она, эта маленькая женщина, бесстрашная была и буквально на все шла.
— Лиля Брик между тем, как правопреемница Маяковского, насколько я понимаю, состоятельная была — благодаря решению Сталина все астрономические гонорары за издания советского классика многомиллионными тиражами ей шли...
— Думаю, не все. У поэта же и родственники были (мама, сестры и последняя любовная привязанность Вероника Полонская. — Д. Г.). Что-то ей, конечно, перечисляли, но что она из-за Маяковского состоятельна, мне как-то в голову не приходило. Просто она всегда жила обеспеченно, у них такая семья была. Французская писательница Эльза Триоле — это же ее сестра...
— ...родная...
— Эльза в четыре утра просыпалась и писать начинала, и Лиля Брик мне сказала: «Ненавижу! Я это ненавижу». Она в четыре дня вставала и ничего не делала, но тоже очень известным человеком была, и после революции сестры в Москве, по-моему, один раз за всю жизнь встретились.
— Смотрите: при том, что мужем Эльзы Триоле французский поэт-коммунист Луи Арагон был...

— Да. К слову, признанных авторитетов Лиля на веру не принимала — лично для нее это авторитет должен быть.
— Коммунистов не любила...
— О-о-о! Даже слово это никогда там не употреблялось — нет!
«Рост у меня по нынешним меркам не такой уж большой — метр 76, а у дочери моей — метр 88...»
— Что мужчинам нравитесь, когда вы впервые поняли? Ощущение это помните?
— Помню, но это каким-то другим путем почему-то ко мне пришло. Мне показалось, что... я первый раз за долгое-долгое время себе понравилась. Как-то стояла, в ларьке шнурки для каких-то занятий покупала, и так вся выпрямилась и такого роста, какая есть, стала. Рост у меня по нынешним меркам не такой уж большой — у дочери моей метр 88, а она на таких каблуках ходит, и какой мужчина с ней рядом идет, ей пофигу, вообще. Ей так удобно, а у меня метр 76, и я думала, — действительно думала! — что повешусь, и вот первый раз около этого ларька со шнурками выпрямилась и поняла, что шея у меня очень длинная, руки и ноги длинные. Армянин из ларька, который стельками торговал, так на меня посмотрел... (Смеется).
— Сколько лет вам было?

— 19, наверное, — вот тогда приблизительно кое-что о себе поняла.
— Оба мужа у вас, мы уже говорили, актеры — Анатолий Васильев и Георгий Мартиросян. С мужьями-актерами, учитывая, что профессия у вас одинаковая, жить тяжело было?
— Ну, с Анатолием Васильевым до того момента, когда он с ума от счастья сошел, что вот я такой, что меня знают, я не дожила — признание же к нему после первых фильмов пришло, которые очень востребованы были.
— Хороший артист...

— Был хорошим, пока мы учились, а потом, как только, грубо говоря, на социальные роли он перешел, любимцев наших теток — обиженных мужчин — играть стал, все, и он, по крайней мере мне, неинтересен стал, потому что, пока Васильев учился, куда кривая его выведет, я не знала. Он бешеного темперамента артист, а сейчас это темперамент, которому никто на сцене не нужен, партнеры ему ни к чему — в осознании собственной величины он до того дошел, что сам с собой играет. Недавно мы с ним в одном спектакле заняты были, я ему: «Эй (пальцами щелкает), я здесь, посмотри! Я здесь зачем-то...». Поняла, что это бесполезно, и тоже сама с собой играть стала.
— Тихо сам с собою...
— Да, это часто бывает, когда глаза твоего партнера ничего тебе не дадут и ты сам за него эту работу доделываешь. Вот со Стасом Садальским, кстати, не так, и как я с ним работаю, никто не понимает. Тот же Валера Гаркалин спрашивает: «Как ты можешь?»...
— А с ним интересно...

— С ним не соскучишься, да.
— В тонусе постоянно...
— И в тонусе. Он псих, неврастеник — у нас с ним очень трудный путь за плечами, но теперь я не знаю, какая причина нас разлучить может, потому что мы через ужасные вещи прошли, но благодаря мне не разбежались.
«Прихожу — Садальский сидит: огромный, голый живот выпирает, в трусах и полотенцами пот вытирает»
— Что ужасными вещами вы называете?

— Садальский же ко мне сначала отнесся... Он понимал, что я хорошая артистка, понимал, кого в сети на этот раз поймал. Стас — умный и отчет себе отдавал, что мы как пара очень интересны быть можем, и вот спектакль репетируем (он так в нем и не сыграл), и какой-то день был ужасный, я иду, и кажется, что все на меня смотрят. Потом бывшая подруга моя позвонила: «Ты читала?». Я: «Нет. А что?». — «Ну ладно, тогда ничего», — и трубку положила. Мне уже как-то нехорошо стало... К зубному врачу прихожу, и она пятится и на что-то садится. «Что с тобой, Нина?» — спрашиваю. Она: «Ничего-ничего» (смеется). Я к ней: «Что там у тебя? Покажи».
— Написал что-то?
— Да. Автором не Стас был — я верю, что это не он писал, но в моей голове все так совместилось, что это он.
— Что же там было?

— Во-первых, я с бутылкой сфотографирована. Что ж, я действительно с бутылкой позировала... Мы с ним в ресторан ходили, он сказал: «Смотри, еврейская кошерная водка — давай снимок сделаем, где ты, еврейская женщина, еврейскую кошерную водку держишь». Я согласилась: «Давай!», и лицо у меня там такое было, как будто я эту бутылку уже полностью опорожнила. Фотография то ли смазанная какая-то, то ли неудачная получилась, но понятно, что это я, хотя я такой, даже когда совсем пьяная, не бываю, и в заметке сказано, что Васильева спивается, помочь ей нельзя, соседи жалуются, что каждый день сцены ужасные. У нее, мол, с утра до ночи шум-гам, все гремит, какие-то пьяницы постоянно, и я поняла, что это он сделал. Продюсеру позвонила: «Больше я на репетицию не хожу — такого со мной никто еще себе не позволял».
— Это «Экспресс-газета» была?
— Да, что-то вроде. Продюсер попросил: «Приди и просто ему все в лицо скажи», потому что он очень заинтересован был, нас потерять не хотел и прав был. Со Стасом, замечу, уже три года каждый день мы играем. Раньше три спектакля в месяц для него — это потолок был: «Все, больше я не могу, дальше отдых», а сейчас он как миленький столько же, сколько и я, играет, и продюсер тогда попросил: «Приди, просто поговори». Я пришла. Духота в Москве дикая была — в тот год жара стояла, торфяники горели... Садальский сидит, — сейчас он благодаря мне еще похудел! — огромный голый живот выпирает, в трусах — это на репетиции! — и полотенцами пот вытирает. Я вошла и молча тоже села. Мой обидчик вскипел: «Нет, если она так молчать будет, я сейчас уйду», то есть он еще на меня наезжать стал. Я: «Зачем ты это сделал?». — «Что?». — «Такое про меня написал! Ну, сфотографировалась я с бутылкой, ты меня попросил, но гнусности строчить зачем?». — «Я не писал, — он в ответ. — При чем здесь я? Как ты не понимаешь, что кто угодно на сайт зайти мог, эту фотографию взять и что угодно состряпать». У меня компьютера нет, я в этом действительно ничего не понимаю и понимать не хочу, у меня жизнь так забита, что...
— ...от этого оградила...

— Да. Я одно твержу: «Нет, это ты сделал!». — Он: «Так, все, репетировать с ней я не буду. Если она такая идиотка, мне другую партнершу давайте, а ей другого партнера — два состава будут».
— И все это в трусах?
— Да, в трусах — мокрый, полотенцем обмахиваясь, какой-то жуткий человек сидит и меня еще и обзывает. «Я согласна, — сказала, — мне тоже другого партнера давайте, я с ним репетировать буду и в два состава играть», а там игрушка на столе — собака с гармошкой — стояла: он ее включил, и эта идиотская собака запела:
Никто тебя не любит так,
как я,
Никто не приголубит так,
как я,
Никто не поцелует так,
как я,
Любимая, хорошая моя.
Тут я уже засмеялась, и вечером мы снова с ним в ресторан пошли. Я ему: «Стас, если бы утром, вот когда по своим маршрутам ходила и все при виде меня вот так делали (показывает: рот руками зажимали), жалели меня, если бы тогда кто-нибудь мне сказал, что вечером я опять с тобой в ресторан пойду и опять эту кошерную водку в руки возьму, даже не смеялась бы» — вот такие эпизоды у нас были.
(Окончание в следующем номере)

Юлия ТИМОШЕНКО: «И в СИЗО, и в Качановской колонии, и в харьковской больнице Янукович постоянное видеонаблюдение за мной организовал — камеры даже в туалете установлены были, и долгими зимними вечерами он со своими друзьями мои интимные съемки просматривал. Это психологический террор был, издевательство, которое любого с ума свести могло»
Татьяна ВАСИЛЬЕВА: «С Плучеком у меня роман был, и когда я Васильева на Мартиросяна поменяла, этого он совсем уже вынести не мог, и нам с новым мужем из театра уйти пришлось»
Кто сказал, что хуже не бывает?
Дмитрий БЫКОВ: «Чем меньше нас в твоем уме, тем больше ты в уме, Зеленский!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги