Дмитрий БЫКОВ: «А просто я искал на этих маршах не выгоды в общественной борьбе, не уваженья младших или старших, а как бы уважения к себе»
Иерусалимская баллада
Почему у Понтия Пилата
Очень репутация плоха?
Все-таки не Ирод же, ребята!
Да, распял. Но кто же без греха?
Он же от природы не был гадок.
Был суров, зато не мягкотел.
Чтоб в Ерусалиме был порядок —
Этого он только и хотел.
Был он всадник, родом из Абруццо —
Скромный город, римский Когалым.
Знал, что в Иудее посмеются,
И сказал: «Ну что ж, поговорим».
Горек воздух гибнущих империй,
Фронт растянут, и развратен тыл.
Сам его напутствовал Тиберий:
Все что хошь! Но чтоб порядок был.
Был он малый крепкий, даже прыткий,
Хоть с моралью несколько двойной.
Арками запомнился и плиткой,
Но не иудейской же войной!
И хотя в империи упадок
И с развратом Рим пересолил, —
Но в Ерусалиме был порядок.
Хорошел при нем Ерусалим.
Так бы он и правил — без идеи,
Без войны, без горя, без нужды...
Но заволновались иудеи,
Или, в просторечии, жиды.
Да чего и ждать от иудеев?
Доброту пилатскую поправ,
Типа демократию затеяв,
Захотели выборов и прав.
Захотели нового Мессии,
Типа он обещан им давно —
Будто воля может быть в России,
То есть в Риме, то есть все равно!
Коль тебе не нравится, то выйди.
Нечего шатать имперский щит.
Вон чего-то требовал Овидий —
И теперь в изгнании торчит!
Может ли прийти из Назарета
Что-нибудь полезное Москве?
Этот вождь сбежал из лазарета
И в столицу въехал на осле.
А его поклонники босые?
Каждый неухожен и раздет!
Из него такая же Мессия,
Как, пардон, из Яшина гордеп!
Он адепт развала и насилья,
И за ним, скорей всего, Госдеп.
И накрылся вольности припадок
С помощью вооруженных сил,
Чтоб в Ерусалиме был порядок,
Как Пилата кесарь попросил.
Он хотел, чтоб все осталось гладко,
С ним же совпадало большинство,
Он хотел порядка, лишь порядка —
В римском понимании его!
Он же звал к душевному здоровью —
Если счесть седалище душой!
Обойтись хотел он малой кровью —
И не знал, что кончится большой.
...С точки зренья нравственных материй
Невиновен тот, кому велят.
Виноват, конечно, был Тиберий,
Но убийцей числится Пилат.
Умывал он руки, но не вымыл,
Даром что Варавву отпустил,
Выметал крамолу, но не вымел,
Плиткою мостил — не замостил.
Ибо победил назаретянин,
По его законам все живут,
А Пилат в истории забанен,
И его душителем зовут.
Потому-то в Иерусалиме
За последних пару тысяч лет
Все, кому не нравится, свалили,
Арок много,
А порядка нет.
Шекспировский сонет
И да, я не пошел на этот митинг —
Не потому, что, скажем, нездоров
Иль мой энтузиазм с годами вытек,
Как вытекает гелий из шаров,
А просто я искал на этих маршах
Не выгоды в общественной борьбе,
Не уваженья младших или старших,
А как бы уважения к себе.
Я не хочу гордиться — «Сколько выйдет!»,
На Трубном оглянувшись рубеже.
Мне хочется себя возненавидеть.
И кажется порой, что я уже.
Коль этого достигнет наше стадо,
То, думаю, и митингов не надо.
Пост «Апокалипсис»
Нептун ли навострил трезубец
Иль с телекамерой на лбу
Ожесточившийся безумец
Палит, транслируя пальбу, —
Случись теракт, ударь стихия,
Пойди империя на слом —
Все виноваты, все плохие,
Всем совершенно поделом.
Российский сектор интернета
В предощущенье судных дней
Кричит, что по заслугам это, —
А он бы вдарил и сильней.
В новозеландской ли мечети,
В венесуэльской ли толпе —
Все заслужили кары эти,
Войну, облаву и т.п.
Беду встречают чуть не лаем
И предвкушеньем новых драк:
Мол, мы, конечно, сострадаем,
Но вас бы надо и не так.
Не все, но многие. Премного
Таких сынов родной земли,
Что, будь они на месте Бога,
Ужо бы шорох навели.
Всех чужаков, давно не евших,
Привыкших драться и визжать, —
Перестрелять! А уцелевших —
Отечески пересажать.
И в этом вое столько злобы,
Что, правь планетой русский Бог, —
Он уничтожил всех давно бы
И лучше выдумать не мог.
И мусульмане заслужили,
И на латиносах вина,
Лишь мы при нынешнем режиме
Не заслужили ни хрена.
Смешно вопросом задаваться:
Откуда дружное «Долой»,
Откуда стадное злорадство
На месте жалости былой;
Смешна невольная досада,
Когда читаешь этот бред:
Пускай соседу так и надо,
Раз у себя триумфов нет.
Мы лучше выглядим в финале,
Поскольку мы-то, господа,
Догнали всех и перегнали
В своем стремленье в никуда.
Мы и брыкаться перестали,
Поскольку днесь, по воле звезд,
Мы все общаемся постами
И все живем в эпохе «Пост-».
И впрямь, когда глядишь на это,
Плюс «Боинг», Брекcит и АТО, —
Спроси, не при конце ли света
Мы все присутствуем? А то!
Но есть причина нашей спеси,
Сколь этот вывод ни тяжел:
Повсюду он еще в процессе,
А здесь уже произошел.