Михаил ЕФРЕМОВ: «В юности выбор у меня был невелик: либо тюрьма, либо армия — крупным валютчиком назвать себя не могу, но периодически, конечно, «утюжил»
Пока «великолепная шестерка» растет и раdдует, а новые сценарии для Михаила пишутся, он трудится над седьмым своим детищем - сатирическим проектом «Гражданин поэт». «Так, как читает стихи Ефремов, не читает никто», - уверен автор Дмитрий Быков, доверивший гражданину актеру свои изложенные на бумаге мысли, и он, конечно же, прав, поскольку Михаил не просто заучивает и декламирует стихотворение на камеру, а создает яркий образ, живую картинку, превращая двух- или трехминтутный видеоролик в мини-фильм, который миллионы зрителей непременно просмотрят и скачают из интернета.
Проект, по словам его идейных вдохновителей и создателей, закончится уже после первого тура президентских выборов в России - то ли сам по себе придет к логическому завершению, то ли как-нибудь по-другому, во что не хотелось бы верить, однако кратковременным явлением, вышедшим из моды, он уже вряд ли станет: в начале 2012-го на прилавках книжных магазинов появилась книга «Гражданин поэт» - и сразу же начала исчезать, потому что очереди покупателей не дали ей залежаться. Буквально всем: от неравнодушных и опасающихся за свое будущее студентов до продвинутых и политически подкованных пенсионеров - это издание захотелось иметь, а на обложке его, кстати, Ефремов - со взглядом Пети Копейкина...
«ХОДИТ СЛУШОК, ЧТО ПО ГОЛОВЕ МЕНЯ БРЕЖНЕВ ПОГЛАДИЛ, НО НАДЕЮСЬ, ЭТО ВСЕ-ТАКИ ВЫДУМКА: СТОЛЬ БЛИЗКИМ БЫТЬ К ВЛАСТИ МНЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ»
- С родословной, Миша, явно вам повезло: прадед - создатель чувашской письменности Иван Яковлев, дедушка - самый прославленный советский оперный режиссер Борис Покровский (на одном из юбилеев Муслима Магомаева я имел честь постоять с ним рядом), отец - понятно кто, не будем поминать всуе, ну и мать - прекрасная актриса Алла Покровская... Расти в такой непростой семье было непросто?
Миша с папой, 1964 год |
- Вы не поверите, но я постоянно, лет с 12-ти, думал, как на такие вопросы мне отвечать. Уже тогда стал сниматься, у меня брали какие-то интервью, спрашивали: «Легко ли быть сыном Олега Ефремова и Аллы Покровской, внуком Бориса Покровского и правнуком Ивана Яковлева?», и я умолкал, потому что иной семьи у меня не было и сравнивать было не с чем.
- Все знают вашего отца, но поскольку оперное искусство не так принадлежит народу, как драматический театр и особенно кино, не все знают деда...
- Оперное искусство принадлежит народу в абсолютной степени, потому что, как считал мой дед (и никто с ним в семье не спорил), это квинтэссенция всего искусства, самый что ни на есть топ. В оперу, кстати, меня в детстве водили, и не скажу, что насильно.
- Вы там не мучились?
- Нет, и более того, вспомнил сейчас... Когда лет восемь мне было или, возможно, девять, в Большом проходили «елки» для сотрудников...
- Тех самых?
- (Улыбается). Уточню: для детей сотрудников театра - не тех сотрудников, которых вы имеете в виду, хотя те, наверное, тоже присутствовали. «Елка» эта была на восьмом, по-моему, этаже, в репетиционном зале - веселая такая, домашняя... Потом нас, детей, из этого помещения уводили, и в это время («елка» с пяти вечера шла, а было уже часов семь) начался «Спартак». Я раньше балет не видел - зашел на какой-то ярус...
Олег Ефремов, Борис Покровский, дочь Олега Николаевича от первого брака Анастасия, Михаил и его мама Алла Покровская, 1977 год |
- ...сейчас некоторые читатели о матче с участием известной футбольной команды могут подумать...
- Нет-нет, это, конечно, великий балет Хачатуряна, и как стал я его смотреть, так там и остался. Даже мама, которая со мной была, меня поняла и решила: ребенок увлекся - пускай.
- Волшебная сила искусства!
- «Спартак» я видел потом еще два раза, а когда впервые случайно туда попал, танцевал наипервейший состав: Васильев, Максимова, Лиепа - я к величайшему прикоснулся.
- На том дне рождения Магомаева - я вспоминаю - мы стояли с Иосифом Кобзоном в сторонке, рядом фотокорреспондент оказался, и Иосиф Давыдович неожиданно его попросил: «Снимите меня, пожалуйста, с Покровским» - трепетно к нему относился, а сколько ваш дед прожил?
- В этом году будем столетие его отмечать, а ушел он в 97 лет.
- К опере вас приобщить не пытался?
- Он все, что вокруг, к опере приобщал - не только меня, хотя я не могу сказать, что мы с ним так часто и тесно общались... Сейчас вот меня часто спрашивают: «А каким Олег Николаевич, ваш отец, был в семье?». Да он работяга прежде всего...
«Какие-то проявления дружбы у нас с отцом были: вместе куда-то ездили, лет в пять, помню, он взял меня в таксопарк мыть и чинить свою «волгу». Это самое счастливое воспоминание детства» |
- ...и не семье принадлежал, а театру...
- Конечно, и так и Борис Александрович - это абсолютные были фанаты своего дела. У меня, между прочим, опыт постановки оперы есть - в «Новой Опере» Евгения Колобова: меня позвали, и с режиссером Герасимовым мы сделали спектакль «Демон». Кстати, он и сейчас иногда идет, и мы даже на «Золотую маску» были номинированы - наверное, потому, что в оперных театрах «Демон» уже лет 40 не шел.
Помню, приехал я к деду - совета спросить: «Че делать? Там хор - 80 человек...». Он сказал, что во всей этой затее гений один - Лермонтов, что оркестровка у Рубинштейна плохая, музыка - только мелодии какие-то, но я эту оперу поставил, и у нее относительный был успех. Правда, Ирина Ивановна Масленникова, жена Бориса Саныча, пришла, посмотрела и воскликнула: «Нет, деду это смотреть не надо!». Под конец жизни, последние лет 20, Борис Саныч говорил: «Новаторство в опере - самое ужасное», хотя сам всю жизнь, на мой взгляд, был новатором.
- В советское время, чтобы деятелю искусства присвоили высочайшее в стране звание Героя Социалистического Труда, ему надо было быть супервыдающимся. В вашей семье Героев Социалистического Труда целых два...
- ...а вот героев капиталистического труда все нет и нет!
- Один - вы!
- Ну, нет, я бы себя таковым не назвал. Почему? Для его представителей даже канал специальный есть - «РБК»: чтобы разбираться в диаграммах и графиках, которые там показывают, нужно, наверное, быть героем, но я от этого очень далек.
- Это правда, что вас по талантливой, умной головке гладил лично сам Леонид Ильич Брежнев?
- Ну, во всяком случае, ходит такой слушок, что меня то ли на вручение Государственных премий родители взяли, то ли на новогодний прием, и, в общем, да, но надеюсь, что это все-таки выдумка: столь близким быть к власти мне не хотелось бы.
«КОГДА НАРУШАЛ РЕЖИМ - НЕ ВОВРЕМЯ КУДА-НИБУДЬ ПРИХОДИЛ ИЛИ НЕ В ТОМ СОСТОЯНИИ, В КОТОРОМ НУЖНО, МОГ ОТ ОТЦА ПО БАШКЕ ПОЛУЧИТЬ»
- Прежде чем с вами встретиться, я думал о вашем отце и о мощи его таланта - когда видишь в кино его крупные планы, глаза, руки, понимаешь: это высший пилотаж актерского мастерства. Любопытно, а вы, будучи маленьким, сознавали, что у вас такой грандиозный отец?
- Мы с Настей, сестрой, и понимали это, и в то же время нет, а когда Олег Николаевич умер... Мы тогда ждали семь дней, пока театр приедет с гастролей на похороны, сидели в его квартире, и прямо в ощущениях наших он стал увеличиваться в огромных, космических масштабах, потому что... Вы знаете, Ефремов отрицательных ролей не играл, самые негативные его персонажи - какие-нибудь простаки, но не больше, и хотя я не знаю, каким он был Николаем I в спектакле «Декабристы», но думаю, тоже не слишком уж отрицательным. Еще он играл Молчалина в «Горе от ума» - в молодости, в Центральном детском театре, - но тоже, мне кажется, находил в своем герое что-то такое, из-за чего хотелось ему доверять всегда и во всем.
С Ольгой Машной в музыкальной комедии Владимира Грамматикова «Все наоборот», 1981 год |
- Олег Николаевич был самородком?
- Не думаю, хотя никаких театральных кривляк и певцов в семье его вроде и не было...
- Простая была семья?
- Не очень: все-таки дедушка - финансовый работник, бабушка - сестра двоих белогвардейских офицеров, которые ушли через Харбин в Австралию... У нас, кстати, в Австралии родственники, и мы поддерживаем пускай не сильную, но все же связь.
Дедушка, Николай Иваныч, в 34-м, по-моему, году, понимая, что и за бабушкой начнут присматривать, и вообще всех бывших будут резать под корень, завербовался на Север бухгалтером и уехал туда с семьей. Был бухгалтером в лагерях - вольнонаемным, но если бы решился на это позже, их всех бы отправили просто валить лес...
Где-то до середины войны они находились там, а потом вернулись в столицу, жили в переулках арбатских. Арбатские переулки - такое место в Москве, где воспитывает сама среда, о чем еще Окуджава писал, и могу подтвердить: это правда. Эти дома, коммуналки, бабушки в булочных, которых сейчас-то почти нет... Там мой отец вырос, там сблизился с семьей артиста Художественного театра Калужского и попал в хорошую интеллигентную среду - в театр.
В роли Пети Копейкина в фильме «Когда я стану великаном», 1978 год |
- Какие у вас были с Олегом Николаевичем отношения: отца и сына, старшего и младшего товарищей, партнерские?
- Бывало по-всякому, конечно, поскольку я, молодой да бойкий, все время пытался выйти из-под контроля: «Вот и свое слово скажу!». Он, слава Богу, воспринимал это с юмором, но, естественно, когда в какие-то недостойные времена я нарушал режим - имею в виду, не вовремя куда-нибудь приходил или не в том состоянии, в котором нужно, мог от него по башке получить (пару-тройку раз, может, это и было). Ну, как «по башке»? Отец подвергал меня остракизму - мог полгода не разговаривать, и это было очень серьезно - я как бы вообще для него не существовал. Я ведь уже не ребенок был - лет 16-17...
- ...но, несмотря ни на что, вы дружили?
- Какие-то проявления дружбы были: вместе куда-то ездили, лет в пять, помню, он взял меня в таксопарк мыть и чинить свою «волгу». Это самое счастливое воспоминание детства, потому что первый раз в жизни у меня не было обеда - мы перекусили компотом и длинным таким «языком» (показывает) с повидлом, но вообще, главным в жизни Олега Николаевича был, разумеется, только театр.
- Слава отца давила на вас или нет?
- Вот не могу я сказать - опять-таки не с чем сравнивать. Тут вроде слава отца давит, шаг влево - слава деда начинает давить...
- ...и мамина немного поддавливает...
- ...а приезжаешь к чувашам - там прадеду огромный памятник и названная в его честь библиотека. Не знаю, иначе я никогда не жил, и мне сложно себя анализировать. Наверное, с одной стороны, дико трудно, а с другой - хорошо, что такие родственники были и есть.
- Вы окончили Школу-студию МХАТ, играли во МХАТе, а вместе с отцом на сцену когда-нибудь выходили?
С отцом и второй женой актрисой Евгенией Добровольской. «Меня часто спрашивают: «А каким Олег Николаевич был в семье?». Да он работяга прежде всего...» |
- В Художественном театре у него был спектакль «Борис Годунов», где он играл Годунова, а я - Гришку Отрепьева, но мы не совпадали по сценам: я закончил - он вышел, он закончил - я вышел, а чтобы вместе... В кино да, снимались - «Когда я стану великаном»...
- ...«Дни хирурга Мишкина»...
- Ой, это вообще мой первый фильм, и все было, словно в тумане, а потом у нас была интересная поездка в Ереван - когда закончился карабахский конфликт, в начале 90-х, люди сидели в зале в каких-то шубах, и мы с Женей Добровольской играли «Сцену у фонтана» из «Бориса Годунова», а Олег Николаевич - рассказ Чехова «На чужбине». Многие это показывали - как сидит, значит, русский помещик и унижает француза по имени месье Шампунь (у Шампуня текста всегда было мало)... Олег Николаевич этот отрывок сыграл в первый раз, по-моему, на втором курсе, я видел, как его исполняли Евстигнеев и Гафт, Козаков и Сергачев, он даже на пленке есть - в телефильме «Чехов и К0», и вот в Ереване я был Шампунем - с трудом под впечатлением от игры отца не убежал за кулисы от смеха... Ну и еще один раз играл с отцом в спектакле «Утиная охота» Вампилова - я подносил вино, потому что Саша Стриженов заболел, у него была температура.
- Хороший спектакль...
- На нас с сестрой - мы много говорили об этом - он очень сильное произвел впечатление, потому что, во-первых, отец пытался его пробить 10 лет и, когда играл, ему было уже за 50, хотя герою немного за 40 (настолько он уж хотел, чтобы эта пьеса шла), а во-вторых, там была замечательная декорация Давида Боровского: висел целлофан, а в нем елки лежали, и шла вода - какая-то замысловатая конструкция, чумовая.
- В начале 90-х отец выгнал вас из театра за драку - кого вы били, зачем и почему Олег Николаевич так поступил?
С Александром Ширвиндтом в фильме «Шантажист», 1987 год |
- Ну, выгнал правильно: даже не выгнал - подписал заявление, которое мной было написано, но никого я не бил - это, так сказать, провокационное недоразумение. Реформы в российском театральном репертуарном театре и сейчас-то еще нет...
- ...а тогда вообще - полный застой был...
- Да нет, не застой.
- Хуже?
- Такой, наоборот, разностой, конвертная система, но что уж об этом? Очень неприятная страница в моей биографии...
- Администратор подворовывать начал?
- Если бы он один, но давайте об этом не будем, потому что большинство тех ребят на местах - продолжают свое дело.
«ПРАВИЛЬНО СТАНИСЛАВСКИЙ И НЕМИРОВИЧ ГОВОРИЛИ: «ЧТО ВО МХАТЕ, ТО И В СТРАНЕ». ТАК И ВЫШЛО: СПЕРВА МХАТ РАЗВАЛИЛСЯ, А ЗА НИМ И СТРАНА»
- Еще мальчишкой вы видели на сцене МХАТа его выдающихся корифеев: столько великих актеров, сколько во МХАТе, не играло больше - при всем уважении к другим театрам - нигде...
- Хочется сказать: да, как в «Спартаке» футбольном(смеется).
В роли короля Карла IX с Ольгой Кабо в сериале «Королева Марго», 1996 год |
- Смоктуновский, Евстигнеев, Борисов...
- Во МХАТе я начал играть в 74-м году в «Уходя, оглянись» по пьесе Эдуарда Володарского - спектакль поставил Евгений Радомысленский, и у меня была главная роль в первом акте. Сначала героя играл я, потом, когда он вырастал, - Саша Серский, но практически весь первый акт я был на сцене, у меня было восемь страниц текста, и основной моей партнершей была знаменитая бабушка-сказательница из многих советских картин-сказок - Анастасия Платоновна Зуева...
- ...народная артистка Советского Союза...
- ...известная тем, что когда открывались ставни, она русские народные сказки рассказывала.
- Прудкин, Степанова - они же тоже еще были живы...
- Конечно, но в том спектакле я выходил на сцену с Анастасией Платоновной, а также с Ириной Петровной Мирошниченко и Сан Санычем Калягиным, и когда репетировал, бродил за кулисами (я же застал еще тот театр, который был до ремонта) и тщательно все рассматривал.
- Здесь - место Станиславского, здесь Немировича-Данченко...
- Ну, места их и сейчас есть, дело не в этом - там были изогнутые полы, все в коврах, мебель - в белых чехлах, и на каждом столе непременно лежали карандаши, бумага и стоял графин с водой.
- Серьезный театр был!
- О да, напоминал секту - и это, на мой взгляд, замечательно.
С Ольгой Дроздовой в спектакле Гарика Сукачева «Анархия» |
- Чем, интересно, был вызван скандальный раздел МХАТа на ефремовский и доронинский?
- Ну, в скандальный его превратил Андрей Караулов: у него просто фамилия такая - вот и прокричал караул, а на самом деле это просто попытка была сделать артистов работающими, потому что труппа из 250 человек состояла...
- ...раздутый какой штат!..
- ...и театр поэтому хотели разделить на две сцены. Меня там тогда не было, всего знать не могу, однако правильно Станиславский и Немирович считали: «Что во МХАТе, то и в стране». Так и вышло: сперва МХАТ развалился, а за ним и страна.
- Отец после этого в доронинский МХАТ когда-нибудь приходил?
- В смысле, на спектакли? Не думаю. Наверное, нет - для него это тяжелая штука была, и видимо, для Татьяны Васильевны тоже. Надо было выбирать: то ли идти дальше и развиваться, прогрессировать как творческому организму, то ли защищать униженных и оскорбленных, нищих и обездоленных, но тогда не театром заниматься следует, а чем-то другим.
- С Олегом Павловичем Табаковым у вас отношения складывались?
- Ну, поступая в Школу-студию МХАТ, я писал сочинение на тему: «Мой любимый актер - Олег Табаков» (смеется).
- Отец вас к нему не ревновал?
- Нет, что вы. В годы моей юности в «Табакерке» был спектакль такой «Кресло», и мы с Шуркой Табаковой, два мажора таких, детей-мажоров играли. У нас маленькая была сцена, но народ очень живо на нее реагировал.
Съемочная группа фильма «12»: оператор Владислав Опельянц, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Виктор Вержбицкий, продюсер Леонид Верещагин, Никита Михалков, Cергей Маковецкий и Сергей Газаров со специальным призом 64-го Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» |
- В МХТ вы сейчас ходите?
- Хожу, мне интересно, что ставит Кирилл Серебренников. Сказать, что на двух последних его спектаклях был, не могу, но до этого все смотрел, а нынче по времени иногда не совпадаем - обидно...
- Это, на ваш взгляд, тот театр, ефремовский? Преемственность есть?
- Думаю, да.
- А когда с Табаковым встречаетесь, не приглашает вас у него поиграть?
- Нет (смеется), у Олега Палыча, помимо меня, забот много - у него же еще и «Табакерка», и Школа-студия. Табаков - безумно энергичный талантливый человек, я за него рад: знаете, сколько в МХТ премьер? По 12 в год! - это феноменально, и многие спектакли действительно достойные.
- Внешне вы на отца очень похожи, и я слышал, на вечеринках и капустниках мастерски его изображали...
- Впервые - на первой свадьбе Антона Табакова: папа очень смеялся, но потом спросил: «А кто это?» - кого, мол, показываешь (смеется).Сейчас есть уже люди, которые пародируют Олега Николаевича лучше, чем я, и вообще, я думаю, когда Олег Николаевич появился, каким-то образом он открыл людям новую правду. Всем остальным по-старому играть было уже неудобно, поэтому они стали меняться. Есть в русской школе психологического театра два мощных направления (я, конечно, шучу, но так мне кажется)
Михаил на похоронах Олега Ефремова, май 2000 года. «Мне очень его не хватает...» |
- это направление «Современника», где все артисты так или иначе, но хоть немножко напоминают Ефремова, и, конечно, направление Большого драматического театра...
- ...Товстоногова...
- ...где немножко все говорят внутрь.
- Ленинград!
- Нет, это не Ленинград, а кавказское произношение Георгия Саныча (смеется). Товстоногов, кстати, однокурсник Бориса Александровича Покровского: они даже приятельствовали...
- ...как все переплелось!..
- ...и учились у Станиславского.
«ГОРБАЧЕВ ПРЕДЛАГАЛ ОТЦУ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ СТАТЬ, НО НИЧЕГО БЫ У НИХ НЕ ВЫШЛО, КАК НЕ ВЫШЛО У МИХАЛ СЕРГЕИЧА, И Я ОБЪЯСНЮ, ПОЧЕМУ. ПРИ ВЛАСТИ У НАС, ДА И В ВАШЕЙ СТРАНЕ, ДА И В АМЕРИКЕ, ДА И ВЕЗДЕ, ЛЮДЕЙ-ТО НЕТ: ГОРБАЧЕВ - ЕДИНСТВЕННЫЙ, ПРОРВАВШИЙСЯ ЧУДОМ!»
- Ваш отец близко дружил с Горбачевым...
- ...это правда...
- ...и Михаил Сергеевич, к слову, рассказывал мне, как присутствовал на 65-летии Олега Николаевича в каком-то полуподвале. Они были на ты...
- ...да-да-да...
С Никитой Высоцким. «Поколение отцов сильнее. Оно лишенное многого, но богатое очень духовно...» |
- ...и Горбачев признался: «Нас связывало какое-то чисто человеческое отношение друг к другу, и даже когда я перестал быть президентом, Олег Николаевич демонстративно меня пригласил»...
- Это правда, только отмечали все не в полуподвале, а в ресторане «Сергей»...
- ...показавшемся ему полуподвалом...
- Ну, он действительно в полуподвальчике находится, но было такое домашнее празднество... Да, приходил Михал Сергеич, сидели они... Помню, Андрей Васильевич Мягков потом говорил: «Я видел, он выпил шесть рюмок водки!» (смеется).
- Горбачев мне еще сказал, что ваш отец предложил: «Создавай социалистическую партию и бери меня вторым секретарем!»...
- Это да, а Горбачев предлагал ему вице-президентом России стать, но дело в том, что ничего бы у них не вышло, как не вышло у Михал Сергеича, и я объясню, почему: при власти у нас, да и в вашей стране, да и в Америке, да и везде, людей-то нет. Горбачев - единственный...
- ...прорвавшийся чудом!..
- Чудом, действительно! - так, кстати, считал и отец. «В СССР, - он говорил, - от таких людей, как, например, Солженицын, вряд ли что-то изменится», и хотя был с ними согласен и солидарен, понимал...
Михаил Ефремов, Иван Охлобыстин и Никита Высоцкий |
- ...такую махину...
- ...не сдвинуть. Сдвинется она, лишь когда наверх придет человек образованный, воспитанный понятно, чем и на чем, а чем Михал Сергеич воспитан? Таганкой, «Современником», свободными театром, настроением и отношением к жизни, присущим 60-м, когда я был совсем маленьким. Горбачев по-человечески все это принес, со всеми хотел поделиться, и вот что с ним сделали - он даже 80-летие вынужден отмечать не дома, а тут все сидят и недоумевают: «Почему в Лондоне?». Ну, посмотрите свадьбу принца и принцессы - и поймете, почему (смеется).
- Это правда, что когда отец умер, у вас остановились подаренные им часы?
- Да, только не подаренные, а просто которые он привез. Помню их с детства - они висели у нас всегда, и как-то так получилось, что действительно остановились.
- После того как Олег Николаевич умер, он стал для вас еще выше? Наверняка ведь картины его вы смотрите...
- Конечно, и вижу совершенно другое, чем остальные, - мне очень его не хватает.
- Какое-то честное искусство, правда?
- Дело даже не в этом - дело в отношении, хотя это плохое слово и я его не люблю. Он же очень простыми, непафосными словами всегда говорил.
- О главном...
- О главном, и в то же время не дико серьезно, и хотя у него есть книга, которая называется «Все непросто», и все действительно непросто, юмор и ирония никогда Олега Николаевича не оставляли.
С мамой Аллой Покровской |
- Какой фильм отца нравится вам больше всего?
- «Мама вышла замуж».
- А когда «Три тополя на Плющихе» смотрите, какие ощущения возникают?
- Ой, я не знаю - столько раз уже этот фильм видел... Сразу о поездке с ним в таксопарк вспоминаю, потому что так как-то совпало, что у отца одна за другой две картины вышли - сначала «Три тополя на Плющихе», потом «Мама вышла замуж», и Олег Николаевич стал бешено популярным. Ну и вот была у него эта «волга», и мы чинили ее, а сама лента «Мама вышла замуж» ассоциируется у меня с Эстонией - помню, смотрели мы ее в кинотеатре в Таллине, и там были субтитры на эстонском языке.
- На школьном педсовете вас однажды назвали фашистом...
- ...ну, это давным-давно было...
- ...после чего сына «ах какого замечательного человека» из школы выгнали - за что?
- Нет, секундочку: не из школы - из пионеров, а из школы родители сами забрали, чтобы у меня психической травмы не было (улыбается).
Сколько ж мне лет-то было - семь, восемь? Нет, восемь-девять... Ну, там дурные какие-то шутки были - типа мальчиков в раздевалку к девочкам запихнули и держали дверь. За то и выперли, но из школы, где учится нынче моя старшая дочь (правда, там номер сейчас другой, однако школа очень хорошая, и моя первая учительница, Елизавета Дмитриевна, тоже хорошая была), перевели в другую, № 31 (сейчас у нее тоже другой номер), а находилась она на Тверском бульваре как раз за МХАТом. Там Олег Николаевич работал, и родители думали: «При нем ничего жуткого Миша не совершит», но та школа такая блатная была и мажорная - я таких в России вообще не знаю (может, еще 20-я, куда английская королева приезжала, чем-то похожа). Ну, сами судите: в «А» классе со мной внучка Промыслова училась...
- ...председателя исполкома Моссовета...
С Дмитрием Гордоном. «Тут вроде слава отца давит, шаг влево — слава деда начинает давить, а приезжаешь к чувашам — там прадеду огромный памятник и названная в его честь библиотека. Наверное, с одной стороны, дико трудно, а с другой — хорошо, что такие родственники были и есть» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- ...да, Лужкова тогдашнего, а когда меня перевели в «Б» класс, чтобы я не мешал «А» классу, там внучка Устинова, министра обороны СССР, оказалась. На класс старше Антон Табаков занимался, а с ним - внук Никиты Сергеевича Никита Хрущев и Сережа Аллилуев, внучатый племянник Сталина. Представляете, утром черные «волги» детей привозили, «чайки»... Может, если бы такой школы не было, все сложилось бы по-другому, потому что как только туда пришел, меня тут же спросили: «Salem будешь?». Я: «Спасибо, я есть не хочу». Оказалось, это сигареты ментоловые, но я-то не знал - в общем, открыл для себя много нового.
«С НИКИТОЙ ВЫСОЦКИМ НАС ПРЕДСТАВИЛИ ДРУГ ДРУГУ РОДИТЕЛИ»
- Говорят, когда вы слишком шалили, дедушка, надев звезду Героя Соцтруда...
- (Перебивает). Нет, я не слишком шалил, и не из-за этого он в школу пожаловал. Мама, по-моему, не могла, а папа, когда вызывали на ковер, не ходил принципиально. Пошел, в общем, Борис Саныч - ему к тому же недалеко было. Пальто у него как-то оттопырилось, и все учителя «Золотую Звезду» увидели. Физрук сразу: «Ой-ой-ой, садитесь, пожалуйста!»... А, вот еще что интересно: моим одноклассником был Саша Ведерников...
- ...сын знаменитого баса...
- ...Александра Ведерникова: Сашка еще и главным дирижером Большого театра лет восемь, наверное, состоял, но мы так и не виделись, хотя тогда дружили, вместе играли в хоккей и, что характерно, ходили в оперу - как раз в Большой.
- Как - вот ответьте теперь - такой блатной парень, как вы, в ряды Советской Армии загремел? Как это недоразумение могло случиться - почему не отмазали?
- Ну, сейчас мы в другой стране живем, все прошло, а тогда, в юности, выбор был невелик: либо тюрьма, либо армия.
- Да ну? Был, наверное, и вариант просто туда не пойти...
- Тогда сразу в тюрьму - статья 88, часть первая, «валютная».
- В тюрьму, естественно, не хотелось...
- Ну да, а про статью эту Олегу Николаевичу прямо сказали. Крупным валютчиком назвать себя не могу, но периодически, конечно, «утюжил»...
- ...так вот оно что!..
- ...и отцу намекнули, что в армию срочно мне надо... Когда я пошел в Школу-студию МХАТ, у меня чуть голова не слетела с катушек, потому что ура, свобода! - хотя в школе рабочей молодежи учился и не могу сказать, что в последний год так уж старался.
- И школа рабочей молодежи в вашей жизни была? Странно, вы на рабочую молодежь не похожи...
- Но я действительно работал - снимался.
- Вы до сих пор с Никитой Высоцким дружите?
- Конечно.
- Что вас объединяет - помимо того, что отцы были великие?
- Даже не знаю... Вообще, нас представили друг другу родители - как мама моя говорит и как я смутно помню (Никита вообще не помнит - только Аркаша, быть может). Владимир Семенович привел их двоих, Аркашу с Никитой, на спектакль «Синяя птица», куда и мы с мамой пришли...
- ...во МХАТ...
- ...да - этот спектакль я смотрел раз, наверное, 40.
- Ну, это визитка была мхатовская...
- Еще, что интересно, «Дороже жемчуга и злата» раз 20, и «Белоснежку и семь гномов» столько же в «Современнике» видел - это детские просто спектакли. Кстати, когда мы родственников моих перечисляли, забыли о маминой маме Анне Алексеевне Некрасовой упомянуть, которая всю жизнь режиссером в Центральном детском театре проработала и поставила спектакли «Сомбреро», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Отверженные». В общем, много чего, и когда я был маленьким, часто в детский театр ходил - там и папа в свое время начинал.
Короче, тогда нас с Никитой и познакомили. Потом, говорят, Аркаша увел меня из детсада (был такой от Литфонда) к какому-то его другу, взрослому человеку, машинки смотреть - в детском саду чуть с ума не сошли, а когда я вернулся из армии, Никита на первом курсе Школы-студии МХАТ учился. Я был к их курсу привязан - там и он занимался, и Наташа Негода...
- ...«маленькая Вера»...
- ...да, и после того как они закончили, Никита пошел служить, а мы летом в возглавляемом мной Театре-студии «Современник-2» стали делать спектакль по Олеше «Пощечина», и когда он вернулся - его просто перевели откуда-то с Украины в Театр Советской Армии...
- ...попал в команду...
- ...знаменитую, мы выпускали «Седьмой подвиг Геракла», и он ночами главную роль репетировал - влился, так сказать, в наш театр.
- Смотрите, как интересно: вы, Никита Высоцкий, Антон Табаков, дочери Никиты Михалкова, Филипп Янковский...
- ...Федор Сергеевич Бондарчук...
- Чье поколение, на ваш взгляд, сильнее: ваше или ваших отцов?
- Конечно, отцов - мы же их дети. Отцы - поколение, лишенное многого, скажем так, материально...
- ...но какое зато мощное!..
- ...и богатое очень духовно, потому что это дети войны. Тут у нас дети растут 10 лет и на Манежку выходят, а там росли 10 лет - и страну поднимали: это разные десятилетия. Конечно, ХХ съезд...
- ...они же еще и дети ХХ съезда...
- Безусловно - это то, что переживала страна, как она хотела очиститься, к здравому смыслу прийти, а они были в авангарде.
P.S. Репортаж о киевских гастролях «Гражданина поэта» читайте в материале «Бессонница. Премьер. Тугие телеса».
(Окончание в следующем номере)