«Больше надуешь — громче хлопают»
Как пошутил один политик: «Это все - как детские шарики. Больше надуешь - громче хлопают». Поэтому не стану никого раздражать рассказом о том, как уроженка недоброй памяти ГДР, а ныне германский канцлер Ангела Меркель живет нынче в Берлине в съемной квартире, откуда съедет к себе в Лейпциг, чуть кончится срок, на который ее избрали.
Не стану же я демонстративно подсчитывать, во сколько обходятся квартиры, почему-то выданные господам украинским депутатам, министрам и другим важным персонам за бюджетный счет, а также в какую копеечку влетают бюджету автомобили, больницы и санатории с пенсиями. Ничего этого у канцлера Германии, которая, выбиваясь из сил, тянет сегодня хромающую на обе ноги европейскую экономику, конечно, нет и не может быть. Так же, как у нас не может быть экономики, способной спасти окрестные державы-неудачники. Себя бы вытянуть из болота, как барон Мюнхгаузен за косичку.
Впрочем, можно отменить (как в остальной цивилизованной Европе), хотя бы часть начальственных льгот и деньги эти перебросить, к примеру, в пенсионный фонд. Но кто же на такое решится? Или поспрашивать, откуда у детей и племянников государственных наших персон (вы читали, как делит с бывшим супругом заработанную неусыпным трудом недвижимость дочь многострадальной Юлии Тимошенко?) взялось то или иное владение. Но у нас так не принято.
Это в Лондоне 16-летний сын тамошнего премьера Блэра надрался по случаю окончания средней школы, был изловлен в пьяном виде и ославлен на всю страну, а его отец публично извинялся и пальцем не пошевелил, чтобы извлечь отпрыска из-под ареста. Своих рестораций у юного Блэра нет, премьер Великобритании живет в официальной резиденции, а на сына его не записано никаких секретных хором, так что пил юноша на свои, за что и ответил по полной, как положено.
Дело в том, что в Европе, Соединенных Штатах и других успешных частях света между правительством и народом идет беспрерывная дискуссия о том, на какие шиши живет-поживает начальство и как расходовать налоги, предварительно их то ли повысив, то ли понизив. Каждая копейка (считая по-нашему) на виду, торг из-за нее является внутренней политикой государства. Если там люди отождествляются с государством, заботясь при этом также о своих близких изо всех сил, то у нас заботу о себе и ближнем круге родственников и друзей считают единственным главным делом жизни. Если любой немец, японец или американец поговорит с вами о делах своей компании, точно понимая, что его будущее связано с ней, то наш человек уже выяснил, что ни государство, ни компания о нем не заботятся, и в открытую отвечает им тем же. Это одна из главных опасностей.
Человек, видя ужасные дороги, не сражается за их переделку, а копит на джип помощнее. Мало кто надеется на пенсионный фонд, и все копят на старость как могут - сами для себя. В сотый раз повторяю, что видимость благоустроенного верхнего слоя опасна и ненадежна. У нас не сформировалась генерация политиков - укрепились на их месте чиновники-временщики, что далеко не одно и то же. Но всегда можно многое поправить. Было бы желание и смелость.