Сергей НИКИТИН: «Как хорошо мы плохо жили!»
Пожалуй, главное разочарование всеукраинского тура - отсутствие Татьяны Никитиной. Положение не спасали ни виртуоз-гитарист Михаил Барановский, ни контрабасист Игорь Иванушкин, отыгравшие вместе с Сергеем Яковлевичем двухчасовую программу. Отчаянно не хватало голоса Татьяны Хашимовны, особенно в культовых «Брич-Мулле», «Под музыку Вивальди», «Ежике резиновом».
Неприятно поразило и количество пришедших зрителей: в киевском Доме офицеров была едва заполнена четверть зала. Судя по возрасту публики жанр авторской песни бесповоротно уходит... То ли душевная, проникновенная интонация бардов категорически не соответствует духу времени, то ли в нынешнем плотном потоке информации и событий нет места ностальгии.
«Ваше благородие, госпожа Удача!», «Александра», «Если у вас нету тети» - публика хором пела обожаемые песни. Сергею Яковлевичу оставалось лишь аккомпанировать. Народ действительно пришел вспомнить несуетливое вчера, в котором навсегда остались «костер, гитара, целина», поэтические встречи и магнитофонные бобины. Пожалуй, точнее всего об этом написал один из любимых поэтов Никитина - екатеринбуржец Борис Рыжий:
В те баснословные года
нам пиво воздух заменяло,
оно, как воздух, исчезало,
но появлялось иногда.
За магазином ввечеру
стояли, тихо говорили.
Как хорошо мы плохо жили,
прикуривали на ветру.
И, не лишенная прикрас,
хотя и сотканная грубо,
жизнь отгораживалась тупо
рядами ящиков от нас.
И только небо, может быть,
глядело пристально и нежно
на относившихся небрежно
к прекрасному глаголу жить.
Именно с магнитофонной бобины с голосом Окуджавы и началась творческая биография Сергея Яковлевича. «Я никогда не скрывал, - поделился с киевлянами Никитин, - что взял гитару, чтобы петь Булата Шалвовича. У меня тоже семиструнная. Первым трем аккордам научили, остальные 784 я придумал сам». Тогда Сергей Яковлевич и представить не мог, что к его 50-летию Окуджава напишет:
Как впору ему этот свитер!
Как точен аккомпанемент!
Он прежде всего - композитор,
но главное - интеллигент.
Интеллигент до мозга костей, пожалуй, исчерпывающая характеристика Сергея Никитина. Особенно явственно эта черта проявилась в недавнем скандале с участием всемирно известного российского альтиста Юрия Башмета. На официальном сайте барда было опубликовано обращение: «Дорогие друзья! Я отказался от участия в юбилейном вечере Юрия Башмета. Не считаю для себя возможным быть на этом вечере в силу серьезных разногласий с юбиляром по поводу принятого закона «Димы Яковлева» и его отношения к президенту В. В. Путину».
«Закон Димы Яковлева», или «антисиротский закон», в соответствии с которым гражданам США запретили усыновлять российских сирот, вызвал бурную полемику в обществе. Не остался в стороне и Башмет. На пресс-конференции, посвященной своему предстоящему 60-летию, альтист заявил: «Если бы больные дети сами находили в интернете телефоны бездетных американских семей, звонили бы им и говорили: «У меня нет родителей, я болен, возьмите меня к себе, вылечите», - это было бы одно дело. Но когда есть посредники, которые зарабатывают большие деньги на том, чтобы этих детей отдавать за границу, - это совсем другое... Я сам не считаю Америку своим главным начальником, и вот за это я и обожаю Путина, что он умеет сказать: «Мы не Америка, мы Россия, и нам не нужны американские начальники».
Никитин случайно наткнулся на слова Башмета в интернете, перезвонил музыканту и уточнил, действительно ли он это сказал. После утвердительного ответа Сергей Яковлевич пожал плечами: «Я очень уважаю Юрия Абрамовича как музыканта. Более того, не склонен смешивать политику и культуру, но это принципиальные расхождения. Вопрос, касающийся детей-сирот, слишком важный, чтобы закрыть на него глаза».
После такого демарша на Никитина выплеснули невообразимое количество помоев. Барда обвиняли в пиаре на имени выдающегося альтиста и пособничестве американским спецслужбам, мечтающим истребить российскую нацию.
Спокойствие, с которым Сергей Яковлевич переносит шквал глупости и хамства в свой адрес, восхищает. Очевидно, сказывается закалка советского интеллигента, который не теряет лица ни при каких обстоятельствах и всегда остается верен себе. И как тут не вспомнить еще одного любимого никитинского поэта - Юрия Левитанского:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.