В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Грабители проникли к Надежде РУМЯНЦЕВОЙ, прикинувшись ее поклонниками: консьержке они показали букет цветов, в котором, как потом выяснилось, был пистолет, а войдя в квартиру, сильно ударили актрису по затылку. Этот удар привел к роковым последствиям...

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 4 Апреля, 2013 00:00
Ровно пять лет назад, 8 апреля 2008 года, звезда советского экрана ушла из жизни
Людмила ГРАБЕНКО
Надежду Румянцеву называли русской Джульеттой Мазиной и Чарли Чаплином в юбке. Ее прославили легендарные картины «Девчата», «Неподдающиеся» и «Королева бензоколонки», работая над которой актриса успела прикипеть душой к Украине и даже подучить украинский язык — уроки ей давал партнер по фильму Андрей Сова. На центральной площади Белой Церкви, где снималась одна из сцен «Королевы бензоколонки», установлена мемориальная доска в честь Румянцевой.В 60-х годах, на пике карьеры, она неожиданно бросила кино и уехала за границу с мужем - дипломатом Вилли Хштояном. Когда спустя несколько лет супруги вернулись на родину, в кино На­дежду уже не звали. Она пошла работать на телевидение, где много лет вела знаменитый «Будильник» и озвучивала советские и зарубежные фильмы. Румянцева была непревзойденным мастером дубляжа и озвучания, ее голосом говорят героини Натальи Варлей («Кавказская пленница» и «12 стульев»), Эвы Шикульской («Человек с ордером на квартиру»), Одри Хепберн («Как украсть миллион»), Хемы Малини («Зита и Гита»), а также Луселии Сантос («Рабыня Иза­ура»), Зилы Кларк («Джен Эйр») и даже обаятельная Мартышка («38 попугаев»).

О своем страшном диагнозе - опухоль мозга -

 

актриса узнала за полтора года до смерти. По словам мужа, она выслушала его спокойно, продолжая заниматься цветами, которые очень любила. Последние годы жизни Надежда Васильевна провела в больницах, куда ее укладывали сильные головные боли, от которых она даже теряла сознание. Ее сердце остановилось 8 апреля 2008 года.

О Надежде Румянцевой рассказывает ее подруга актриса Людмила Гнилова.

«СВОЕЙ УЛЫБКОЙ И СМЕХОМ ОНА МОГЛА ОБЕЗОРУЖИТЬ ЛЮБОГО БРЮЗГУ»

- Людмила Владимировна, как вы подружились с Надеждой Румянцевой?

- Заочно я была знакома с ней задолго до нашей встречи, поскольку работала в Центральном детском театре, в котором когда-то играла и она. Мне часто приходилось выходить на сцену то в ее обуви, то в парике, и, принося их, костюмерши всегда говорили: «В этом выходила на сцену Надюша Румянцева».

По-настоящему познакомились мы с ней на съемках фильма Вениамина Дормана «Легкая жизнь», а подружились, встретившись на студии дубляжа, - озвучивали вместе фильмы и мультики. Надюша делала это блестяще. Не хочется говорить громких слов, у нас с ней совпало все - и взгляды на жизнь, и мировоззрение.

Людмила Гнилова: «Там, где появлялась Надюша, сразу же прекращались интриги!»

Мы с ней даже внешне были похожи: одного роста, комплекции и размера обуви. Отношения у нас сложились доверительные, она мне часто помогала и во всем поддерживала. Я училась ее жизненной мудрости, умению противостоять жизненным неурядицам.

- Женская дружба - явление редкое, а уж если речь идет о двух актрисах - и подавно. В ваших отношениях не было соперничества?

- Наоборот. Так как Надежда Васильевна была постарше меня, она всегда старалась дать мне дружеский совет, подсказать, а то и показать, как сделать ту или иную роль, поскольку сама какие-то профессиональные вещи давно освоила.

- Она помогала вам только словом или и делом тоже?

- Участие Нади в моей жизни всегда было действенным. Как-то перед Новым годом мои дети простудились и сидели дома. Я бегала по городу в поисках каких-то фруктов и подарков - сами понимаете, больные дети нуждаются во всем этом гораздо больше своих здоровых ровесников, которым доступны другие зимние удовольствия: новогодние утренники, «елки», катание на лыжах и коньках. Вдруг звонит Надюша: «Приходи, ты мне нужна!». Когда я прибежала, она вручила мне не­большой сверток: «На праздник развернешь, дашь детям и скажешь, что это от меня».

Я развернула ее подарок под бой курантов - там оказалась настоящая клубника.

Юную Тосю Кислицыну Румянцева сыграла в 31 год и многое в создание образа добавила самостоятельно — например, этот эпизод с бутербродом

В те годы среди зимы ее даже представить себе было не­воз­можно. Оказывается, муж Надюши, Вилли Вартанович, ездил по работе в какие-то жаркие страны и привез ей ягоды. Она же от себя ото­рвала и передала моим детям. С тех пор они стали называть ее «Дедушка Мороз»: кто, кроме Деда Мороза, может сделать такой фантастический подарок? А «братцем Надю» я окрестила ее с того времени, как мы вместе озвучивали мультфильм «Утиные истории» (я для нее была «братцем Лю»). Встречаясь или разговаривая друг с другом по телефону, мы начинали пищать тоненькими голосами: «Здравствуй, братец Лю!». - «Здравствуй, братец Надю!».

- Надежду Васильевну часто называют «человеком-праздником»...

- Вы даже не представляете себе, насколько это справедливо! Там, где появлялась Надюша, сразу же прекращались интриги. Своей лучезарной улыбкой и мелодичным смехом она могла обе­зо­ружить любого брюзгу. Бывало, в гримерной обстановка накаляется, еще кто-то слово скажет - и все, скандала не миновать. Но приходит Надюша, своим знаменитым мелодичным голосом спрашивает: «Ну как вы тут?», и уже через пять минут все начинают улыбаться.

С Николаем Рыбниковым в «Девчатах», 1961 год

Она очень любила шутить, коверкая буквы в словах, - у нее это так смешно получалось! Принесет что-нибудь вкусненькое, приготовленное своими руками, поставит на стол тарелку и говорит: «Керемендую!», то есть рекомендую. Были у нее и выражения, которые мы, ее подруги, встречаясь, вспоминаем и смеемся. Когда Надюша хотела дать человеку понять, что он не прав, всегда говорила: «Ну, это резко меняет поворот». Она умела сделать замечание и при этом не обидеть.

«ВТАЙНЕ ОТ СУПРУГИ, ПРЕТЕНДОВАВШЕЙ НА РОЛЬ, РЕЖИССЕР ЧУЛЮКИН НАЧАЛ РЕПЕТИРОВАТЬ С НАДЮШЕЙ»

- Актеры всегда говорят, что все свои роли, как и всех своих детей, любят одинаково, но, может быть, у Ру­мян­цевой все-таки был фильм, который она выделяла особо?

- Мне кажется, что ее главная роль осталась не сыгранной. У Надюши был мощнейший актерский потенциал, который режиссеры не использовали и на четверть.

Надежда Румянцева (Раиса) и Инна Макарова (Анфиса Пижонова) в «Женитьбе Бальзаминова», 1964 год

Из того же, что она успела сделать, главным все-таки, наверное, стал фильм «Девчата» - слишком уж много своих придумок вложила Надюша в свою Тосю Кислицыну. На эту роль претендовала жена режиссера картины Юрия Чулюкина Наталья Кустинская. Но эта красавица мало походила на маленькую смешную Тосю, поэтому режиссер втайне от супруги начал репетировать роль с Надюшей.

Все самые смешные моменты, когда она ест половину батона с вареньем, манит героя Рыбникова пальчиком, танцует с высокой девушкой, при­думаны именно ею. Да и одежду, в которой Румянцева появляется в кадре, она подбирала сама. Например, смешное пальтишко и нелепую шапку-ушанку взяла у своего племянника. Я ей всегда говорила: «Ты у меня, как Раневская, только ниже рос­том». Когда будете смотреть фильм в очередной раз, обратите внимание: ни одного слова ею не сказано впустую, ни один жест не сделан напрасно - все направлено на создание образа.

- Она была звездой в нынешнем понимании этого слова?

- В ее времена и понятия-то такого не было - люди просто работали на совесть. Надюша все делала хорошо потому, что по-другому не умела.

С супругом дипломатом Вилли Хштояном и министром иностранных дел СССР Андреем Громыко на приеме в советском посольстве в Египте, Каир, 1972 год. «У них с Вилли была настоящая любовь, и Надя воспринимала это как великое счастье»

За что бы ни взялась, все покрывалось сусальным золотом. Она, например, прекрасно готовила, и даже самые простые рецепты у нее превращались в изу­мительно вкусные блюда. Так, ради мужа-армянина ей пришлось освоить армянскую национальную кухню. Главное блюдо там - хаш, и Надя специально ходила к поварам армянского ресторана, чтобы научиться готовить его по всем правилам.

- Говорят, она выращивала на даче растения, которые украсили бы любой ботанический сад.

- Надя очень любила цветы, и они ей отвечали взаимностью. Как-то приехала к ней на дачу, смотрю: около крыльца растет какой-то странный куст - пирамидальной формы, издалека похожий на елку, но с листьями и роскошными ярко-красными цветами. Спрашиваю: «Надь, что это такое?». Оказалось, бальзамин. После фильма «Женитьба Бальзаминова» кто-то из зрителей подарил ей маленький цветочек в горшке, а она вырастила из него такое чудо.

В следующий раз около витой лестницы, которая вела на второй этаж их загородного дома, я увидела муляж тыквы ростом с хозяйку дома. «Не иначе вам где-то Золушку предложили сыграть - в роль вжи­ваетесь?» - поинтересовалась я. Выяснилось, что никакой это не муляж, а настоящая тыква. Надя с Вилли Вартановичем нашли где-то старые семена и поспорили: он доказывал, что это кабачок, а она - что тыква. В результате они высадили семена на компостной куче и вырос такой гигант - в нем вполне можно было жить, я даже спросила, не сдадут ли они мне эту «жилплощадь». Мякоть Надя заморозила, и собака, которую они кормили по всем правилам, целый год ела эту тыкву с кашей.

Рая Орешкина, «Крепкий орешек», 1966 год

А как-то она показала мне подпол, в котором хранились ее заготовки, после чего я тут же попросила политического убежища в ее доме. Казалось, что находишься в картинной галерее: все баночки выстроены по ранжиру - от маленьких к большим или наоборот, и все таких роскошных цветов, что передать невозможно. Мне кажется, даже Рерих получил бы там эстетический шок, настолько это было красиво.

- Надежда Васильевна никогда не жалела, что, будучи безумно популярной, пожертвовала своей карьерой ради мужа?

- У них была настоящая любовь, и Надя воспринимала это как великое счастье. Кстати, Надя, бросив все, уехала к месту службы Вилли Вартановича в Египет, когда там шли военные действия. Из-за обострения ситуации семьи дипломатов отослали на родину, но Надя отвезла Карину, дочь мужа от первого брака, которую воспитывала, как родную, в Советский Союз, а сама решила вернуться. Ее не пускали, но Румянцева закатила в Генеральном штабе такой скандал, что оттуда позвонили и сказали: «Заберите эту ненормальную, иначе она нам тут революцию устроит!».

С Юрием Беловым и Алексеем Кожевниковым в комедии «Неподдающиеся», 1959 год

Вилли Вартанович вспоминал, что его чуть кондрашка не хватил, когда он увидел подходящий к берегу линкор, на носу которого, как Кейт Уинслет на «Титанике», стояла его жена. «Как же так, - возмущалась она, - Вилик на войне, а я буду дома отсиживаться?!».

Хотя случались у супругов и разногласия, они спорили и ссорились. Как-то была у них дома, зашел разговор о политике, и вдруг Надя говорит мужу: «Об этом я говорить не буду, мы с тобой находимся на разных политических платформах!». Это было так смешно, что все расхохотались, и конфликт закончился, не начавшись.

- Часто актрисы и в жизни остаются актрисами - не выходят из образа. К Ру­мянцевой это имеет отношение?

- Что вы! Помню, мы с подругой как-то прилетели к ней на съемки, но не учли смену часовых поясов, поэтому оказались на месте встречи раньше, чем условились. Мы решили ее поискать и подошли к женщинам, которые торговали на площади ква­шеной капустой и маринованными огурцами: «Вы тут Надю Румянцеву не видели?». Они только качали головами, и вдруг одна из них воскликнула:

Надежда Румянцева, Роман Филиппов и Михаил Пуговкин в фильме «Женатый холостяк», 1982 год

«А, так вам, наверное, Тосю Кислицыну! Идемте, я вас провожу». Пока мы шли, наша провожатая успела рассказать, как познакомилась с Надюшей, как они обменялись рецептами засолки капусты и огурцов, но при этом упорно продолжала называть Румянцеву именем ее героини из фильма «Девчата». Такие простые женщины считали актрису своей, как будто она жила в соседней с ними квартире.

За все время я только раз столкнулась с недоброжелательным отношением к ней. Когда мы с Надей шли на ее юбилей, кто-то из тех, кто любит сделать «приятное» ближнему, сказал: «Надо же, четыре пластические операции сделала, а выглядит хорошо». Она расстроилась ужасно! Успокаивая ее, я тогда сказала: «Тебе надо было ответить: «Деточка, не четыре, а восемь!». Чтобы злопыхатели дар речи потеряли!

«НАДЮША ГОТОВИЛА СВОИ ПОХОРОНЫ САМА»

- Если не ошибаюсь, последний раз актриса появилась на публике в передаче «Линия жизни»?

- На съемки мы забирали ее из больницы. Наде было плохо, но обмануть ожидания людей, которые придут на встречу с ней, она не могла. Мы тогда долго решали, как ей подняться на сцену, - там не было ни перил, ни барьера, за которые можно держаться. Но пока мы спорили, Надя уже взлетела на сцену, раскинула руки и сказала: «Здравствуйте, мои дорогие!».

С Михаилом Козаковым в «Чудной долине», 2004 год

Не дожидаясь вопросов, она сыпала шутками, веселыми историями, анекдотами. Вместо намеченного часа выступала два с половиной, и все время ей хлопали, не отпускали со сцены. Не верилось, что это ее мы несколько часов назад забрали из больницы! А когда все кончилось, мы бук­вально на руках унесли Надюшу в машину, настолько она была выпотрошена. Но никто из зрителей этого не заметил...

- Это правда, что ее болезнь спровоцировал удар по голове, который нанесли грабители?

- К сожалению, это так. Вилли и Надюша тогда собирались строить дачу, и бандиты решили, что у них дома лежат мешки с деньгами. Консьержку обманули - прикинулись поклонниками: «Мы к Надежде Васильевне» - и показали букет цветов, в котором, как потом выяснилось, был спрятан пистолет. Сначала грабители набросились на Вилли Вартановича, но он как бывший боксер их раскидал, а Надя даже уселась на одного верхом. Нападение удалось отбить, но при этом один из грабителей успел ударить ее по затылку. Впоследствии врачи говорили, что тот удар привел к роковым последствиям.

- Последние месяцы жизни ваша подруга провела в больнице?

- Даже там она не теряла присутствия духа, а, наоборот, поддерживала всех. Надюша сама готовила свои похороны - каждому из нас давала какие-то поручения, говорила, как все должно пройти, особо настаивала на том, чтобы не было никаких слез. Все это она объясняла так деловито и неэмоционально, как будто собиралась уехать куда-то ненадолго. Но нам было невыносимо осознавать, что скоро ее не станет.

Похоронена Надя на Армянском Ваганьковском кладбище (мемориальный комплекс напротив Ваганьковского. - Прим. ред.). На ее могиле стоит очень красивый памятник, который заказывал Вилли Вартанович. Художники предложили три варианта, и всех нас, друзей Надюши, пригласили на обсуждение. Почти единогласно выбрали тот вариант па­мятника, который был ус­та­новлен: крест из черного мрамора, разделенный пополам большой трещиной, - одна часть принадлежит Надежде, а вторую приготовил для себя Вилли Вартанович. Перед крестом - пюпитр, а на нем - ее фо­тография.

- Вы общаетесь с родными Надежды Васильевны?

- Мы собираемся на все ее даты (день рождения, день памяти, день ангела - праздник Веры, Надежды и Любови) и все даты ее мужа. На Надины дни Вилли обязательно приглашает священника, который служит молебен по христианским канонам.

Часто бываю у Нади на могиле. Причем это не зависит от каких-то дат или поводов, просто у меня возникает потребность прийти к ней - поговорить, посоветоваться. Знаете, я всем говорю: «Моя подруга - святая, она помогает мне даже оттуда, с того света». У нее на памятнике такая лучезарная фотография, что стоит ей с нее мне улыбнуться, как все в моей жизни налаживается. Как будто она говорит: «Лю, ну ты нашла из-за чего расстраиваться - я тебя умоляю!». Всегда приношу ей живые цветы, хоть они и стоят всего несколько дней, - с искусственными Надежда Румянцева у меня не ассоциируется.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось