"Все во имя человека!". - "Я даже знаю этого человека и видел его на трибуне"
Существует бесспорная истина, гласящая, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Очень часто я размышлял о диапазоне страстей человеческих и о том, что именно становится нечуждым для разных из нас в разные времена. Многие ревнители морали, к примеру, любят рассуждать о том, сколь учтив и богобоязнен был обыватель до большевистских безобразий, как в деревне всю неделю вдохновенно работали, а воскресным утром, так же как в городе, ходили всей семьей к заутрене в ближайший храм. Я слышал уже все эти разговоры раз 200 и всегда порывался узнать, откуда же тогда взялись грабители, растащившие и раскорежившие страну со всеми ее церквями и хозяйством в годы, последовавшие за роковым 1917-м.
Как правило, ревнители традиций и вечной народной морали обижаются на этот вопрос. Мало кто из них берется объяснить и тот факт, что в годы большевистского террора и чисток писали миллионы доносов, а на митингах проклинали всех, кого было велено, со вполне искренним пролетарским задором. Впрочем, не только пролетарским. Хорошо помню кампании по искоренению идеологических скверн в родимом Союзе писателей и то, как рвались к трибуне добровольные разоблачители и доносчики. Это все ведь тоже "человеческое", но уже на интеллигентском уровне. Почему нам оказывалось не чуждо именно такое его проявление?
Ладно, все это подлые большевики научили (беру самое расхожее из нынешних определений). Но почему после падения большевистской власти из нас та-а-акое поперло?! Почему мы не рухнули друг к другу в объятия, празднуя всеобщую честность и долгожданное торжество справедливости? Почему коррупция вросла в новый государственный аппарат с новой силой? Почему преступность достигла небывалых высот?
Самое забавное, что недавние сокрушители советских неравенств, пожелав народу успехов на пути в светлое будущее, сохранили для самих себя и даже умножили ненавистную им на словах номенклатурную систему со спецжильем, спецраспределителями, спецгаражами и прочими атрибутами отдельного счастья для отдельных людей. Помните анекдот брежневских времен: "Все во имя человека! Все на благо человека!". - "Да, я даже знаю этого человека и видел его на трибуне..."? С той же интонацией, в которой "пикейные жилеты" рассуждали о высокой нравственности при царе-батюшке, сегодня их духовные наследники стонут, мечтательно припоминая советскую власть и досадуя, куда же все подевалось.
На горизонте замаячило новое будущее. Лучше всех прежних. Совсем недавно Украина показала на Майдане Незалежности высокий уровень массовой ответственности за свою жизнь. Это было народное восстание против советской власти, против ее критериев несвободы и ее несправедливостей. Ах, как говорилось и мечталось в те дни! Пока еще, правда, мне не удалось проследить, как бессребреничество и душевная чистота нового руководства противостоят прежним нехорошим стандартам.
Примеров сколько угодно. Монахи Киево-Печерской лавры, звавшие к чистоте и соблюдению высоких моральных принципов, когда-то зарывались в пещеры на склонах Днепра и призывали к жизни чистой и вечной, показывая всем, что они-то живут согласно своему призыву. Конечно, это крайности, но все же...
Еще недавно молодежь звали "разведчиками будущего", ее гнали на стройки и баррикады, пока те, кто сформулировал призывы, жили во вполне устроенном прошлом. Слава Богу, с этим покончено. Или нет?