«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей...»
Как-то на стоячей американской вечеринке, где все расхаживают по комнате и беседуют, отхлебывая из стаканов, я налил себе виски. Сосед у стола предложил мне воду и лед, но я ответил, что никогда не разбавляю хорошие сорта. За спиной услышал, как кто-то вполголоса сказал собеседнику: «Они там у себя так привыкли — пьют стаканами без закуски...». Ничего не поделаешь, это не я им внушил, это называется национальной репутацией, и от этого никуда не деться. Все на свете знают, что японцы могут воспроизвести самый точный механизм, но сами его не придумают, афроамериканцы и грузины звереют при виде блондинок, итальянцы постоянно поют, немцы немыслимо точны, все евреи — финансисты, американцы деловиты до занудства, славяне — по крайней мере, поляки, русские и украинцы — хлещут водку, не просыхая...
Национальные репутации не просто вызревают во времени — они создаются, под них подкладываются огромные суммы денег, тома фольклора и километры кинопленок. Гитлер, прежде чем начать истребление евреев и цыган, долго доказывал миру, до чего это вредные нации, затем предлагал забрать у него всех евреев, понимая, что любое зверство требует работы по его оправданию. У нацистов тогда ничего не вышло, но пропагандистское ведомство Геббельса трудилось неутомимо. За несколько месяцев до падения Берлина еще снимались массовки фильма о Фридрихе Великом, где байки о благородном императоре немцев должны были быть предложены «зрителям цивилизованных стран», отвергая наступающего из Азии дикаря, которому ни за что нельзя разрешить вторгнуться в Европу (этот образ разрабатывается до сих пор).
Свеж пример, когда на наших глазах состоялось пропагандисткое поражение советской власти. Демагогические лозунги на знаменах никого не убедили, и пролетарское государство запомнилось Голодоморами и ГУЛАГами, подавлением восстаний в Будапеште и Праге, Берлинской стеной.
Была такая популярная песня во времена бобинных магнитофонов: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей...». Тем не менее пропагандистскую войну мы проиграли, и зловредный имидж нашей бывшей страны возобладал на веки вечные, заслонив всех Патонов, Гагариных и Королевых.
Мы живем в эпоху репутаций и ведущихся вокруг них пропагандистских войн. Украинские события последнего времени стали не столкновением конкретных программ, а прежде всего конфликтом человеческих репутаций, создававшихся с разной мерой бездарности, но влиявших на разноцветные толпы неотразимо. Как выяснилось, внутри страны пропаганда действует. Зато никакого признака своей всемирной идентификации Украина не создала до сих пор.
Горилку не запатентовали — дело давнее и уже не воротишь. Про беглого российского олигарха Березовского в мире знают больше, чем про гениального украинского композитора XVIII века с той же фамилией. Никто не озаботился рассказать, что террорист Кибальчич был едва ли не первым конструктором космической техники. И о Махно, творце первой в Европе крестьянской республики, фактов кот наплакал. Можно было бы в период нынешних столкновений цивилизаций рассказать, как украинские земли стали барьером между мусульманским и христианским мирами, как запорожские казаки защищали христианскую Европу от азиатских нашествий и в то же время выстраивали формы цивилизованного общения представителей разных вер. Но киевская киностудия существует для каких-то других проектов...
Работа над репутацией и имиджем страны — задача государственная, сложная и крайне необходимая. Кого бы в Украине освободить от митинговой суеты, чтобы он занялся этим делом?