В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Как на духу

Лидер группы "Чиж и К°" Сергей ЧИГРАКОВ: "Однажды с Дмитрием Дибровым мы решили освоить профессию уличных музыкантов. Заработали аж на две бутылки пива"

Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар» 21 Сентября, 2004 00:00
Эрика ТУМАНОВА. «Бульвар» 21 Сентября, 2004 00:00
Сергей Чиграков, более известный в миру как Чиж, родился в Дзержинске, а считается питерским музыкантом. На самом деле свою бурную музыкальную деятельность Сергей начал в Украине, здесь стал известен. В Харькове Чиж играл в группе "Разные люди", там же родились песни, которые сделали его звездой. В его репертуаре есть откровенно хулиганские мотивчики ("Russo matrosso", "Хочу чаю, аж кончаю", "В каморке, что за актовым залом"), философские ("Поезд", "Дверь в лето"), лирические ("На кухне мышка уронила банку", "Перекресток", "Она не вышла замуж").
Специально для
Сергей Чиграков, более известный в миру как Чиж, родился в Дзержинске, а считается питерским музыкантом. На самом деле свою бурную музыкальную деятельность Сергей начал в Украине, здесь стал известен. В Харькове Чиж играл в группе "Разные люди", там же родились песни, которые сделали его звездой. В его репертуаре есть откровенно хулиганские мотивчики ("Russo matrosso", "Хочу чаю, аж кончаю", "В каморке, что за актовым залом"), философские ("Поезд", "Дверь в лето"), лирические ("На кухне мышка уронила банку", "Перекресток", "Она не вышла замуж"). После переезда Чигракова в Санкт-Петербург в 1994 году началось формирование коллектива "Чиж и компания". Над первым альбомом Сергея работали приглашенные музыканты, в том числе Борис Гребенщиков. Помимо авторских альбомов, творения Чижа вышли в сборнике "Митьковские песни", а Сергей снялся в эпизодической роли самого себя в нашумевшем кинофильме "Брат". Увы, с тех пор как Сергей покинул Украину, он здесь почти не бывает, поэтому мы приехали в Санкт-Петербург, чтобы увидеть своими глазами, как там устроился бывший харьковчанин. Мобильный телефон Сергея не отвечал. Едва удалось дозвониться на домашний. Трубку взяла жена Сергея: "Его сейчас нет, позвоните завтра, я обещаю вам посодействовать". Но на следующий день женщина истерически прокричала в трубку, что понятия не имеет, где ее муж, и что этот номер телефона нам лучше навсегда забыть. Нашему удивлению не было предела, но наконец-то Чиж отозвался по мобильному: "Берите машину, приезжайте в ресторан". Там и прояснилась причина нервозности его супруги: рядом с весьма нетрезвым Сергеем сидела юная блондинка, которую он нежно обнимал за плечи. Как оказалось, накануне нашей встречи Чиж окончательно ушел из семьи...

"БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ Я ПОСВЯЩУ СЕКСУ И ТОЛЬКО СЕКСУ"

- Сергей, познакомьте нас со своей новой музой!

Сергей: - Сначала выпьем водки, и я все расскажу как на духу. Познакомьтесь, ее зовут Валя. Потрясающая женщина: красавица, умница, менеджер по туризму, знает английский язык. Свою музу я встретил в поезде. Совпадение, наверное, - всю жизнь пел о дорогах.

- Случилась любовь с первого взгляда?
Валя:
- Сначала он мне не понравился. Представьте себе: в купе вваливаются два бритых наголо мужика на бровях, я прошу одного из них уступить мне нижнюю полку (у меня верхняя), а они не соглашаются. Я обиделась, послала их и полезла на свою верхнюю полку.

Сергей: - Зато уже через пять минут Вале пришлось с нами пить водку. Так и познакомились. Кстати, я теперь всем рекомендую чаще ездить в поездах, маршрутках и прочих средствах передвижения. И это обязательно случится!

Теперь у меня есть в жизни все, чего я хочу. А мне всего-то 42! И ближайшие годы я посвящу сексу и только сексу!

- То есть седина в бороду, бес в ребро?

- Я по жизни был и остаюсь раздолбаем и пофигистом. Сейчас я влюблен, и мне плевать абсолютно на все. И для меня нет большего кайфа, чем встать утром на пять минут раньше Вали, сыграть ей на фортепиано Шопена. Я написал очень много стихов под ее влиянием. Думаю, из них получатся классные песни.

- Стихи - это, конечно, хорошо. А как же мечта всех женщин - кофе в постель?

- Смеетесь? Кофе в постель? Я?! Ни одной женщине на свете не носил и не буду! Хотя вы даже не представляете, на что я способен ради любимой. До сих пор не смог исполнить только одно ее желание: она захотела дирижабль ко дню рождения. Увы, у меня на него не хватило бы денег, он стоит подороже "мерседеса".

- Рассказывают, что вы иногда играете в переходах метро. Уж не на новый ли дирижабль зарабатываете?

- В переходах я играл, но не ради денег, а так, чисто по приколу! В первый раз я совершил этот подвиг на пару с фронтменом группы "Народное ополчение". За полчаса мы с ним напели на бутылку дешевой водки, и парень отправился в магазин... В общем, больше в этот день я его не видел.

Во второй раз это было с Димкой Дибровым и еще одним моим близким другом-дирижером. Мы собирались к кому-то в гости, шли себе по подземному переходу, увидели музыкантов. Я сказал Димке, что это очень страшная работа: ты можешь работать круглые сутки и получить всего пять долларов или вообще ничего. Он не поверил. Мы поспорили, и я решил доказать на практике.

Мы зашли в ближайший магазинчик музыкальных инструментов, купили там детский синтезатор с клавишами, гитару и барабан. Сели прямо на бетонный пол (эх, газеты купить не догадались) и начали играть.

Народ проходил мимо и бросал мимоходом: "Смотри, вон Чиж. Вот докатился!". - "Да ладно, будет тебе Чиж в переходах играть. Ты еще скажи, что рядом Дибров сидит". Вокруг собралась толпа. Нас спросили: "Вы правда Дибров и Чиж?". - "Да, это мы, а разве не похожи?". На нас пялились полтора часа, как на бесплатный цирк, но денег набросали всего-то рублей 20 мелочью, ровно на две бутылки пива.

- А милиция и рэкет не беспокоили? В переходах ведь за хлебные места нужно платить дань...

- Никто к нам не приставал! Диброва еще попробуй прогони! До сих пор это никому не удавалось.

- Ну как, до Диброва-то хоть дошло, что профессия уличного музыканта и опасна, и трудна?

- Еще как дошло! (Злорадно). Он доигрался до кровавых мозолей на пальцах. Ведь бить по струнам гитары приходилось очень сильно, чтобы звук получался погромче, а акустика в переходе сами понимаете какая.

- Чем же, кроме музыки, зарабатывает на жизнь Сергей Чиграков?

- А я больше ничего не умею! Зачем? На содержание двух предыдущих жен и двоих детей пока денег хватает. Кроме того, музыка доставляет мне какое-никакое, а удовольствие.

- Артисты в последнее время все чаще открывают рестораны, школы актерского мастерства. Бытует мнение, что сегодня одним только искусством сыт не будешь...

- Для того чтобы стать успешным бизнесменом, нужно иметь конкретные мозги. У меня же их отродясь не было, по жизни я безалаберная личность. Более того, угадайте, что написано у меня на лбу большими буквами?

- Наверное, "алкоголик" или "бабник"?

- А вот и нет! Каждый раз, когда я прихожу на рынок, у меня на лбу высвечивается: "Нае...те меня, и я скажу вам спасибо". Вот пару лет назад в Одессе у меня кошелек сперли. Вообще-то, чтобы уловить неповторимый одесский юмор, нужно отправляться на Привоз. Как-то пошел туда с барабанщиком за рыбкой к пиву, спросил, что почем, а в ответ услышал: "Только для вас 20 гривен". - "А если не для меня?". - "А если не для вас - проходите мимо!". Я отошел, возле продавца остановился следующий клиент: "Только для вас - 19 гривен!". Так вот, пока я стоял, разинув рот, кошелька и не стало.

- Михаил Жванецкий тоже как-то жаловался, что его там обвесили...

- Жванецкого? На Привозе? Это когда же он в последний раз там был? Небось, еще в раннем детстве, когда пацаном бегал семечки покупать. Сами посудите: Привоз находится далеко за городом. Чтобы Жванецкий поехал за город покупать капусту на два рубля дешевле? Ой, не смешите мои тапочки.
"В ДЗЕРЖИНСКЕ ОТКРЫЛИ МЕМОРИАЛЬНУЮ ДОСКУ С МОИМ ИМЕНЕМ"

- Сергей, имя вашего приятеля и коллеги Бориса Гребенщикова должны вот-вот внести в новое издание Большой российской энциклопедии. Завидуете?

- Скажу честно, я очень рад этому факту. БГ - гений, а гениальность не стареет. Кстати, не хочу хвастаться, но я тоже уже вошел в школьную программу как живой классик. А в Дзержинске, в школе, которую я окончил, даже повесили табличку из настоящего мрамора: мол, здесь учился такой замечательный человек, наш земляк.

- И вы, наверное, жутко загордились и перестали со всеми здороваться?

- Сейчас водочки выпью и признаюсь: нисколько не загордился! Когда я об этом узнал, то очень сильно испугался: от мраморных табличек веет могильным холодом. Складывается впечатление, что меня уже похоронили. А ведь мне скоро 43 года. Чертовой кучи времени впереди, как в 20 лет, уже нет.

- А правда, что вы даже учителем в школе работали? Чему детишек учили, если не секрет?

- Да, есть такой факт в моей славной биографии. Сразу после окончания питерского института культуры, отделения дирижирования, я работал в школе учителем пения, правда, совсем недолго. Мои уроки обычно сводились к коллективному прослушиванию пластинок с "Битлз" и "Роллинг стоунз". Своих учеников я особо не донимал и оценки ставил, исходя из того, есть у ребенка слух или нет. Но директору школы моя система обучения не понравилась. Такая вот музыка. Кстати, песня "Вечная молодость" написана под влиянием моего недолгого учительства.

- Получается, вас с треском уволили за профнепригодность, и вы подались в хиппари и музыканты?

- В хиппари я подался гораздо раньше, еще в школе, когда собрал свою самую первую группу: называлась она "ГПД" ("Группа продленного дня"). А до этого был типичным продуктом советского воспитания - "ботаником": школа, пионерлагерь, комсомол... Такой примерный мальчик, что подумать страшно.

Кстати, в пионеры меня приняли в третьем классе, одним из первых. И я этим страшно горжусь до сих пор! В комсомол тоже вступил добровольно. Правда, сам из него и вышел. Дело было так: взбрело мне в голову поинтересоваться у наших активистов, куда идут те самые комсомольские взносы. Никто не дал мне вразумительного ответа! И я сказал: "Все, господа, до свидания, я выхожу из этой шарашкиной конторы".

- Карательные санкции - разнос на комсомольском собрании, вызов родителей в школу и бурное общественное порицание последовали немедленно?

- Да нет, это был, кажется, 84-й год, вот-вот к власти должен был прийти Горбачев. Им всем было по барабану. А я надеялся, что мой протест получит хоть какой-то резонанс. Так что попытка инакомыслия провалилась. После школы попал в армию, отслужил в танковых войсках.

- И как убежденный хиппи и пацифист перенес такие тяготы армейской жизни, как дедовщину и драки?

- Нормально пережил, подрался только один раз. Представьте себе: второй год армии, уже в "дедах", а тут один солдат в строй не хочет становиться. Пришлось применить рукоприкладство для поддержания дисциплины в доблестных рядах.

А драться я на самом деле не люблю, но случалось, чего греха таить. В школьные годы даже стоял на учете в милиции. Городок, где я вырос, бандитский, вокруг зоны, полгорода - зеки на "химии". Приходилось соответствовать, ведь в те времена, чтобы девушка позволила залезть себе под юбку, нужно было, как минимум, уметь играть на гитаре и бить морды. Так что я всячески поддерживал имидж рокера без крыши. Весь в заклепках, цепях, браслетах. А в душе я все равно оставался пацифистом. Бил морды, а внутренне мучился: мне больше нравилось сидеть дома, пластинки старые слушать.
"ГРЕБЕНЩИКОВ ПРИЗНАЛСЯ: "Я, КОНЕЧНО, НЕ ВДОВА И НЕ РАЗВЕДЕНКА, НО КОГДА СЛЫШУ "СПИ, МОЙ МАЛЬЧИК МАЛЕНЬКИЙ, СПИ, МОЙ СЫН...", ПЛАЧУ ГОРЬКИМИ СЛЕЗАМИ"

- Сергей, вы подались в Россию? Ведь в Украине, кажется, у вас все хорошо складывалось...

- В Харькове прошли чуть ли не лучшие годы моей жизни. Я играл в группе "Разные люди", потом в "ГПД". Классно было! На улице Отакара Яроша я работал вахтером в общежитии университетского филфака, а мой друг Саня Гордеев, он сейчас продюсер "Короля и шута" и "Чижа и компании", работал в аналогичной должности в общаге напротив.

Там, в Харькове, написаны "Буги-вуги Харьков", "Дополнительный 38-й", "Она не вышла замуж". А на Салтовке, в 602-м микрорайоне, я снимал квартиру. Но с деньгами было очень туго, несмотря на огромное количество концертов. Приходилось даже играть в клубах и на свадьбах халтурить. Родилась дочка, и я понял, что пора что-то в жизни менять.

- Правда, что в Санкт-Петербург вас сманил Борис Гребенщиков?

- Не совсем так: в Питер я попал благодаря моему приятелю, который работал на фирме "Мелодия", он-то и предложил мне записать сольный альбом "Перекресток". А Боря здорово помог мне в его записи как вокалист.

Тогда в Питере у меня еще не было собственной группы - она появилась чуть позже. Кстати, своих музыкантов я отбирал очень строго, по конкурсу. В несколько газет и журналов разослал объявление следующего содержания: "Я - в меру молодой, красивый и умный, умею играть на гитаре и еще на 12 инструментах. Если ты тоже молодой и красивый и к тому же еще умеешь играть на гитаре, пиши". И адрес с телефоном. Как ни странно, нашлись люди, которые на этот призыв отозвались. Причем не гомики! Они и вошли в состав моей группы.

- А не было мысли сразу отправиться в Москву и делать себе имя там?

- Москва мне никогда не нравилась: грязный, шумный, суетливый город. Для меня все хорошее, что есть в Москве, - это мой дружбан Дибров. А Питер - это культура, рок-н-ролльные традиции, особый драйв, которого нет ни в одной другой точке на карте мира. Цвет питерского рок-клуба, к слову, - это в большинстве своем не питерцы: уфимец Шевчук, екатеринбуржец Бутусов, я из Дзержинска. Ну, Бориса Гребенщикова я в расчет не беру, он - коренной питерец, здесь и родился. И новые рок-группы, которые стали известными и знаменитыми, появились вовсе не в Москве: "Ночные снайперы", "Сплин", "Король и шут", Чичерина. Из коренных питерцев в Москве прижился один Слава Петкун, да и то потому, что земляки его особо не жаловали, и в Санкт-Петербурге ему ничего не светило. А там он как большой друг нашей Примадонны Аллы Борисовны Пугачевой пришелся к месту.
"БЫВАЕТ ТАК, ЧТО МНЕ АБСОЛЮТНО ПОФИГ, ЧТО ТВОРИТСЯ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ. ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ "КОНЧАТЬ НА СЦЕНЕ"

- Украинский певец Александр Пономарев как-то заметил, что шоу-бизнес - это зловонное болото, а те, кто в нем плавают, стараются потопить окружающих и взгромоздиться на голову ближнему. А как у вас складываются отношения с собратьями по музыкальному цеху?

- Ну, это ваш Пономарев загнул! Не знаю, как там у вас в Украине, а у нас тут все нормально складывается, уж, по крайней мере, в дерьме друг друга не топят. Правда, у каждого уважающего себя музыканта теперь своя собственная студия и даже друзей на них в большинстве случаев записывают только за бабки.

Я считаю, что это нормальное явление, но все-таки досадно. Когда-то, еще при совке, все рок-музыканты были братьями и сестрами, а теперь ситуация сильно изменилась. Мне с коллегами скучно общаться, да и ломает. Вот собираемся в кафе или после концерта, и начинается обсуждение звучания, текстов и так далее. Нет бы поговорить на нормальные чисто мужские темы: водка, женщины. Шучу. На самом деле мы пересекаемся крайне редко: постоянно кто-то на гастролях.


Чиж и компания



Пару лет назад во время тура мы шли буквально по пятам "Аквариума" и с Борисом Гребенщиковым оставляли друг другу записки в гримерках. Пожалуй, БГ - один из немногих, кого слава не испортила. Старые рокеры очень сильно отличаются от музыкантов новой волны. Те на тебя смотрят, а в глазах отчетливо читается: "Пацан, а ты, вообще, кто? Никто, и звать тебя никак! А меня бозя в самую макушку поцеловал!". Шевчук и Гребенщиков такого гонора начисто лишены.

- Кстати, а какую музыку вы слушаете дома?

- Мой любимый музыкант - Мэрилин Мэнсон. А из русских - Таня Буланова. Она же тоже наша, питерская. Ее любят все рокеры: и Бутусов, и Шевчук, и сам БГ. Он как-то даже признался: "Ребята, я, конечно, не вдова и не разведенка, но когда слышу "Спи, мой мальчик маленький, спи, мой сын", плачу горькими слезами". Еще, пожалуй, "Король и шут", но это откровенная халтура, я так играл еще 10 лет назад.

- Сергей, как давно вы в последний раз были абсолютно трезвым?

- Вчера, но, честно говоря, в трезвом состоянии я пребывал очень недолго. Я нацепил галстук и, как культурный человек, отправился с друзьями послушать "Кармен" в Театр оперы и балета! Потом мы пошли в тот самый подвальчик-кафе, где Владимир Маяковский впервые прочитал свое стихотворение "Нате!". Вот там-то я и напился.

Случился маленький скандальчик. Представьте себе картину: барышня далеко не первой свежести, лет эдак 60-ти, вся в мехах и бриллиантах, ходит себе, рассматривает фотогалерею знаменитостей, которые это кафе посещали. А среди них - Северянин, Сологуб, Мережковский, Лиля и Осип Брик. При этой даме был молодой человек смазливой наружности.

И этот хлыщ имел наглость заметить: "Посмотри, дорогая, вот это Федор Сологуб, только я его не читал". А я громко заявил: "Мелкого беса" не читал только дебил, твою мать!". Друзья нас с трудом растащили.

Словом, я пришел домой к Вале слегка подшофе, упал возле порога, уперся лбом в шкаф и со слезами на глазах попросил ее снять с меня ботинки, донести до кровати и раздеть.

- А на сцену выходите пьяным?

- Что вы! Очень редко, почти никогда! Все зависит от места, где приходится выступать, или от настроения. Когда играю в большом зале или на стадионе, напиться и в голову не приходит, а когда в маленьком прокуренном клубе, где сидят пьяные или обкуренные хари, напиться просто необходимо, иначе тебя не поймут.

- Насколько для вас важна реакция зала?

- Волнуюсь, конечно. Но если люди пришли на твой концерт, заплатили бабки за билеты, то, думаю, они мне простят, если я забуду какую-то строчку из песни, и даже подскажут слова, если я их не смогу вспомнить. А бывает и так, что мне абсолютно пофиг, что творится в зрительном зале. У меня драйв, я на своей волне, играю, кайф ловлю. У старых сивых рокеров такое состояние называется "кончать прямо на сцене".

- Привычка материться через слово - это тоже рокерское наследие?

- Почувствуйте разницу: я не матерюсь, как портовый грузчик или какой-то там водопроводчик дядя Вася, а интеллигентно и к месту употребляю матерные слова! Просто мне порой так легче выразить какую-то свою особенную мысль. А не нравится? Кстати, мат я позволяю себе только с людьми, которым доверяю, так что можете не строить из себя нежных барышень, а воспринимать это как комплимент.

"ЕДУ В ПОЕЗДЕ. ЗА ОКНОМ ИДУТ РАЗНОЦВЕТНЫЕ СЛОНЫ, МЕДВЕДИ, ЖИРАФЫ, КРОКОДИЛЫ"

- Ну спасибо! А признайтесь честно, есть ли у вас враги? При таком образе жизни и невоздержанности на язык наверняка существуют люди, которые мечтают как следует врезать вам по лицу.

- Хоть мое лицо и припухло от водки, на нем пока нет следов от побоев. Но есть на земле один человек, которого я считаю своим личным врагом и мечтаю прикончить с особой жестокостью.

- И кто же этот несчастный? Кто-нибудь из молодых, не отнесшихся к вам как к признанному гению рок-н-ролла?

- Да нет, это Марк Чемпан, тот самый, который подло застрелил великого битла Джона Леннона. Его, как я слышал, скоро выпустят из тюрьмы, и если он мне, не дай Бог, встретится на пути, буду его долго мучить, а потом укокошу!

- А как у вас обстоит дело с таким неизменным атрибутом настоящего рок-музыканта, как наркотики? Травку покуриваете?

- Курил в молодости, ну и что? Мало кто из музыкантов через это не прошел. Бросил давно, поскольку начисто потерял интерес. Тяжелыми наркотиками вообще никогда не баловался.

Вообще-то, марихуана - цветок познания мира. Когда-то, помню, мы с приятелями разбивали на троих косячок и отправлялись в Эрмитаж или в Русский музей смотреть картины. Сейчас же молодежь обкуривается и отправляется по девкам. Скучно! Но о наркотиках говорить не люблю: плохо или хорошо, это все равно их пропаганда.

А свой самый сильный глюк я поймал на абсолютно трезвую голову. Когда в последний раз возвращался из Украины, мы проезжали через город Жлобин в Белоруссии. Как я потом узнал, в этом городке зарплату рабочим игрушечной фабрики выдают продукцией, мягкими игрушками, и они активно пытаются их продавать пассажирам проходящих мимо поездов.

Я проснулся, посмотрел в окно, обалдел и отправил другу sms: "Еду в поезде. За окном идут слоны, крокодилы, жирафы и медведи разных цветов и размеров". Ответ пришел сразу же: "Нарколог вылечит, не бойся, приезжай".

- А что обозначают многочисленные татуировки на вашем теле?

- Татуировку на правой руке я сделал много лет назад в знак большой дружбы с Полковником - Алексеем Хрыновым, у него на руке точно такая же кружка пива и рыбина синего цвета. Надпись придумал он: "Тормоза придумали трусы". А на левой у меня изображен пацифик - символ хиппи. Правда, тату не совсем удачное: его делали по глубокой пьяни: мастер был сильно нетрезвым, я тоже, добавляли мы в процессе для общего наркоза, ну и получилось слегка кривовато. Собираюсь как-нибудь встретиться с этим человеком и повторить процедуру, но, боюсь, опять придется квасить, и результат снова будет непредсказуем. Так что лучше пусть пока останется как есть.

- Несколько лет назад Сергей Чиграков был обвешан феньками из бисера, всевозможными амулетами и золотыми браслетами. Куда подевалась вся эта роскошь? Неужели вы решили сменить имидж? Глядишь, скоро будете в фартуке, как Макаревич...

- Стричься не буду! Разве что когда лысеть начну. Просто мне так нравится. Что касается золотых побрякушек, у меня только один браслет: подарок какой-то поклонницы. А что? Красиво блестит и выглядит очень прилично. Амулеты я растерял и раздарил, а феньки донашивает моя дочка.

- Кстати, а как поживает дочка? Идет по папиным стопам и скоро вы споете дуэтом?

- Она уже взрослая, ей 12 лет. Прошло то время, когда я мог говорить вместо нее. Умница, играет на фортепиано лучше меня. Ей нелегко это давалось, и я как цербер стоял над душой и заставлял. И она играла со слезами, соплями. Из-за нее я и не уходил из семьи так долго.

Киев - Санкт-Петербург - Киев



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось