В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
В гостях у сказки

Огонь, вода и медные трубы

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 2 Февраля, 2012 00:00
В прокат вышел фильм об украинском индейце — «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь», который снимался пять лет
Анна ШЕСТАК
Обладатель гран-при III Киевского международного кинофестиваля «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь» стал не самой яркой премьерой нового, 2012 года, а, на мой взгляд, наибольшим на данный момент разочарованием - картина, которую снимали пять лет и регулярно пиарили в прессе и на ТВ, надежд не оправдала. А трейлер, который время от времени показывали на отечественных фестивалях, сопровождая показ историей о советском летчике, ставшем вождем индейского племени, оказался намного интереснее, динамичнее и содержательнее того, что за ним последовало. «Надпись на заборе интриговала, - постебался кто-то на киношном форуме. - А за забором, увы, опять лежали дрова». «После выхода на экраны «ТогоХтоПройшовКрiзьВогонь» украинские кинематографисты начали работу над документальным сериалом «ТаЩоСидитьЗаВсiх», - подхватили другие...
«РОЗПРЯГАЙТЕ, ХЛОПЦI, КОНЕЙ ТА Й ЛЯГАЙТЕ СПОЧИВАТЬ...»

Узнав о фильме на кинофоруме в Трускавце в июне 2011-го, я тоже думала, что еще немного - и в прокат выйдет первый украинский блокбастер, где будет все: и драматичная любовная линия, и красавец-герой, прошедший огонь, воду и медные трубы, и захватывающие воздушные бои с бомбежками и взрывами, и напряженные сцены погони, и опасные перестрелки, и качественная графика со спецэффектами (насколько это возможно при бюджете в два миллиона долларов - по голливудским меркам, более чем скромном). У действительно сильных актеров - Дмитрия Линартовича, Виталия Линецкого, Виктора Андриенко - были все шансы талантливо сыграть, у опытного режиссера Михаила Ильенко - на достойном уровне снять, а у истории, положенной в основу картины, - заинтересовать зрителей.

Повесть о вещем Иване Даценко, летчике из-под Полтавы, который в Великую Отечественную руководил эскадрильей, участвовал в Сталинградской битве, стал героем Советского Союза, угодил к немцам в плен и чудом оказался в Канаде, где его приняло племя индейцев-ирокезов, - сущая находка для кинематографистов.

Вот прямо бери и ставь, если хочешь прославиться и сделать картину о невероятной человеческой судьбе покруче «Сибирского цирюльника» или американо-российского «Бегущего по льду». Выдумывать ничего не надо - история абсолютно реальная, вождя-украинца в 1967 году видели знаменитые танцовщик Махмуд Эсамбаев и актриса Наталья Наум.

Сохранилась даже запись интервью, в котором Эсамбаев вспоминал, как индейцы угощали советскую делегацию горилкой собственного приготовления и почти полтавскими галушками, а главный человек в племени говорил по-украински и пел «Розпрягайте, хлопцi, коней та й лягайте спочивать». Сценаристам оставалось лишь дописать детали, грамотно заполнить пустоты, предложив зрителю свою версию того, как Даценко попал к индейцам и уживался с ними.

Однако именно этого создатели картины не сделали. Точнее, попытались, но попытка провалилась. По их версии, летчика, чудом выжившего после падения самолета под Львовом, захватили немцы. А потом, по наводке завистливого односельчанина, - сотрудники НКВД, от которых он впоследствии удрал за океан. Вот только каким образом чекисты заполучили Ивана у фашистов, чтобы осудить и этапировать в ГУЛАГ, непонятно. Выкрали? Отвоевали? Сам бежал, да не туда прибежал? Такое впечатление, что при монтаже из фильма выпал важный фрагмент - и сразу же безвозвратно исчез...

«ТОВАРИЩ ИНДЕЕЦ, ВЫ МЕСТНЫЙ?»

По версии историков, ни к каким чекистам Даценко не попадал - из лагеря его освободили американцы, которые и помогли перебраться сначала в Штаты, затем в Канаду. Логики здесь, конечно, больше, зато героики меньше, и, наверное, поэтому ТiXтoПисалиСценарiй сделали выбор в пользу последней. А жаль: в киношном Иване (Линартович) было бы хоть что-то человеческое, а так - ни дать ни взять эпический герой. Без слабостей, недостатков и намека на достоверность. Даже фамилия у него какая-то эпическая - Додока. Кто ее придумал, точно не известно, но, по словам Михаила Ильенко, оставлять героя с фамилией Даценко было нельзя, потому что картина все-таки художественная...

Еще до премьеры, читая синопсис к фильму, я грешным делом думала, что Додока - слово индейское. И очень удивилась, узнав, что украинское. А вот индейское имя героя - ТойХтоПройшовКрiзьВогонь. Как «пройшов», ирокезы не знали, но сам факт прохождения констатировали и, как умели, зафиксировали.

К слову, жизнь индейцев авторы сценария и режиссер явно изучали по Фенимору Куперу и советской картине «Зверобой», позабыв о том, что ирокезы XVIII века и середины XX - как говорят в Одессе, две большие разницы и размалеванных дикарей в 50-60-е годы в Канаде уже не водилось. А после реплики одного из советских гостей: «Товарищ индеец, вы местный?» каждому понятно, что СССР пальму первенства по дикости удерживал крепко, цепко и никаким ирокезам уступать не собирался. Ну, разве что за горилку и галушки.

Режиссерская дочь Иванна Ильенко - еще одно напоминание о «Зверобое»: вылитая Уа-та-Уа при Чингачгуке. Такая же глазастая и немногословная. Правда, английским владеет, хотя лучше бы не владела: чудовищный украинский акцент существенно портит картинку. Неискушенный зритель может подумать, что ирокезы массово обучались где-нибудь в Советском Союзе, вместе с кубинцами и нигерийцами.

«ХЛОПЦI, А ПРО ШО КIНО?»

В сценарии - ляп на ляпе (герой Андриенко, начальник летной школы, то полковник, то майор, Иван Даценко - то вождь, то казак-характерник, почти Мамай), сама картина хаотичная, фрагментарная, похожая на лоскутное одеяло, сшитое из того, что было под рукой, из всех индейских прерий бэтээром прут Киевщина и Каменец-Подольский, и днем с огнем не обнаружить, где же они, те распиаренные сцены, снятые на границе Чили и Аргентины и причем, собственно, Чили с Аргентиной к Канаде...

Когда смотришь, сперва считаешь, что за пять лет можно было сделать и получше, потом постепенно приходишь к мысли, что пять лет - это слишком мало, надо бы еще столько, а в конце концов осознаешь: мало будет и 10, и 15, и 20. Дело ведь не во времени и даже не в деньгах, которые Минкульт скреб по сусекам на пару со спонсорами. Дело в том, что порой кинематографисты не знают, как эти время и деньги потратить.

На вопрос: «Хлопцi, а про шо кино?», который любил задавать друзьям выдающийся украинский режиссер Леонид Осыка, ТiЩоГрамотноРозподiлилиДваМiльйони вряд ли смогли бы ответить. Как, собственно, и зритель, которому предъявили продукт неизвестного жанра - не то мелодраму про супругов Любу, Ивана и подлого, но влюбленного в Любу Степана, не то военный фильм о летчике и его судьбе, не то этнографический очерк о схожести и различиях украинской и ирокезской культур, не то напоминание о том, как страшно жить в советское время, когда «бог у хатi ще був, а з церкви вже винесли».

В общем, кашу, набросав в котел всего, чего только можно, сварили, а ложки, чтобы ее расхлебать, не дали. Зато объяснили, что это очень вкусно, и даже предупредили: ежели не съедим самостоятельно, придется американцев угощать - везти на «Оскар»...

Мне почему-то кажется, что «Оскара» нам не дадут, но заокеанскую общественность мы очень порадуем. Американцы многое узнают об индейцах, еще больше - об украинцах и, может, наконец поверят, что мы не совсем потерянная нация, раз уж способны хвалить, награждать и даже полюбить кино лишь за то, что оно наше.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось