Валерий ЗОЛОТУХИН: «Эльдар Рязанов настроил против меня 250-миллионный Советский Союз — мне обещали вытравить соляной кислотой глаза и убить детей, слали в конвертах использованные презервативы, был брошен клич: «Поставить Золотухина на ножи!». За что? За Высоцкого!»
(Продолжение. Начало в № 14)
«ВОЛОДЯ СКАЗАЛ: «ТЫ СЫГРАЕШЬ ГАМЛЕТА, И БУДЕТ УСПЕХ, НО В ДЕНЬ ТВОЕЙ ПРЕМЬЕРЫ Я С ТАГАНКИ УЙДУ»
- Многие современники Высоцкого, которые его хорошо знали, говорили мне: «Он был невысокий, даже маленького роста, щуплый, какой-то неприкаянный, временами несчастный». Виталий Коротич рассказывал, как они вместе во Францию ездили: Окуджава, Коротич, Евтушенко, Рождественский, Вознесенский - мэтры, одним словом, а Высоцкий держался тихонько, особняком, смотрел на них, как на полубогов. В чем же секрет его бешеной популярности - вы самому-то себе на этот вопрос ответили?
Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Я это объяснить могу, но долгими запутанными такими словами. (Пауза). Володя, конечно же, понимал, кто он такой. Да, его отношение к поэтам было искренне уважительным (он не подыгрывал самолюбию корифеев), но ведь и Шаляпин когда-то - было дело! - бегал за сосисками Мамонту Дальскому. Такие вещи и в нашей жизни бывают, а секрет Высоцкого однозначно заключается в потрясающей поэзии.
- Она первостепенна?
- Да, но отмечу вот еще что: он сын профессионального военного. В шестилетнем возрасте отец взял его с собой в Германию, и Володя там прожил четыре года после войны. Это наложило сильнейший отпечаток на его сознание, и в произведениях Высоцкого вы не найдете ни капли злобы или ехидства, ни малейшей подковырки по отношению к строю, которым он был не весьма доволен... Понимаете, Дима, в чем дело? Поэтому все слои населения любили его всей душой.
- Он патриотичен же был, даже более...
- Совершенно верно: и даже более... Разгадка, повторяю, в его поэзии, которая еще и абсолютно не пахнет политикой. Сейчас вот приходится слышать: о чем бы сегодня Высоцкий пел?
- Интересный вопрос: действительно, ну о чем?
Пролог к спектаклю «Девять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду актеры Театра на Таганке начинали играть в фойе среди зрителей. Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов и Валерий Золотухин |
- Не пел бы он, уверяю, что Путин плохой или хороший, мы не дождались бы от него каких-то критических песен, разоблачающих, допустим, наш сегодняшний строй...
- При таком строе он бы мог вообще, мне кажется, замолчать...
- Ну, это уже другое. Он был - не побоюсь пафосное слово произнести! - гениален, поэтому я и думаю, что его талант, его природа человеческая выше политических дрязг...
- Вы были ближайшими друзьями и вдруг...
- (Перебивает). Нет, Дима, я бы эту формулировку не употреблял.
- Близкими - так точнее?
С Любимовым Золотухина связывали непростые отношения всю жизнь — после последнего скандала Юрия Петровича с труппой Валерий Сергеевич занял его место худрука |
- Так - да...
- Итак, вы были с Высоцким близкими друзьями и вдруг дали согласие Любимову ввестись на Гамлета - его любимую роль, которой он страшно гордился. После этого последовала размолвка... Что же произошло? Почему вы взялись за эту роль?
- Сейчас я вам все объясню, но сперва забегу вперед - ответ подсказал мне один человек, внимательно читавший мои дневники. Он сказал: «Высоцкий одолжил у тебя две с половиной тысячи рублей ноябрьской ночью 79-го года, а история с «Гамлетом» произошла...
- ...раньше...
- ...в 76-м». Не было никакой размолвки - вспыхнула просто обида, что друг с ним так поступил... У Володи был потрясающий дар дружбы: у меня вот отсутствует, а он обладал им сполна - вот как Пушкин.
- У вас, простите, отсутствует?
- Да, я ни с кем не дружил - ну разве только по молодости! - и не дружу. Нет у меня ни собутыльников, ни, по большому счету, друзей, а у него их было много, и он искренне не понимал, как друг может согласиться репетировать его роль.
«Регулярная армия — это что-то особенного!». Ольга Аросева и Валерий Золотухин, «Интервенция», 1968 год |
- Почему же Любимов предложил это вам, почему вообще предложил? Высоцкий в очередном был запое?
- Да нет, просто... Володя часто уезжал...
- ...на концерты?
- ...к жене. Они то в Америку отправлялись, то в Африку, и своими отлучками Володя ставил театр в тяжелое положение...
- Любимов, выходит, решил элементарно его проучить, а заодно и подстраховаться?
- Понимаете, в то время мы должны были ехать в Югославию на БИТЕФ - Белградский театральный фестиваль, и как актер и в хорошем смысле этого слова интриган, Юрий Петрович абсолютно точно рассчитал, что назначение второго исполнителя усилит первого.
- Логика есть...
- Вот и все - дисциплинарная мера, не более, и потом, моя работа же не прошла даром. Я начал репетировать, и Любимов, когда приходил посмотреть, отзывался о результатах положительно. Это-то и смутило Володю.
Валерий Золотухин — Дмитрию Гордону: «Наплявать, наплявать, надоело воевать! Ничего не знаю, моя хата с краю» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Будем честны, да?
- Само собой - это ведь тоже не так просто. Володя мне говорил: «Ты сыграешь, и будет успех - я знаю» (он в этом не сомневался, поскольку мы относились друг к другу очень трепетно. - В. З.), но в день твоей премьеры я уйду с Таганки. Пусть в самый плохой театр, но уйду».
- Вы сыграли?
- Разумеется, нет, но Любимов свою задачу - приструнить Высоцкого - выполнил. Согласитесь: если бы он затеял это всерьез, ему бы пришлось все ставить заново - был бы уже другой спектакль. Мы ведь совершенно с Володей разные, а вся механика была рассчитана на его темперамент, индивидуальность, стилистику, потому что на сцену выходил поэт. Как говорил Любимов, «Гамлет - поэт, Шекспир - поэт, Высоцкий - поэт», и Володю воспринимали уже в первую очередь в этом качестве.
Когда мы снимались в «Хозяине тайги» в деревне Выезжий Лог, местные мальчишки и остальные подсматривали в окна (у нас не было занавесок) - наблюдали, как он работает, а обо мне думали, что я охранник его. Это 68-й год был... Володя все до Влади дозванивался - там на полустанке был такой телефон допотопный (накручивает воображаемую ручку). Он сутки сидел - ждал, пока Красноярск с Западной Европой соединится, и разыскал-таки ее в Риме в парикмахерской - можете себе представить?
- Любовь?
- Несомненно. Тогда это была любовь.
«МАРИНА ВЛАДИ БЫЛА В ВОСТОРГЕ: ДВА РУССКИХ МУЖИКА ГОРЛО ДЕРУТ, НО НИНКА, СООБРАЗИВ, ЧТО К ЧЕМУ, БЫСТРО МЕНЯ УВЕЛА»
- Уже не помню кто, но мне рассказали, что в день знакомства с Мариной Влади Высоцкий был не один. Рядом находились вы и якобы даже собирались ее увести...
- Чепуха! Ерунда! Вы вот вспоминали ГИТИС... Там был педагог Анхель Гутьерес, который ребенком во время гражданской войны в Испании был вывезен в СССР, а потом уехал на родину. Он дружил с жившим в Москве корреспондентом газеты французских коммунистов «Юманите» Максом Леоном, а Марина Влади была с ним знакома. И вот Анхель мне позвонил: мол, в ресторане ВТО Макс Леон будет, Марина... «Возьми Нину, - сказал, - и пригласи, если можешь, Володю».
- Так вы были с женой?
- Ну да, с Ниной Шацкой. Пришли в ресторан ВТО...
- Каково было вам увидеть настоящую французскую кинозвезду?
- Своих ощущений не помню, но, конечно, у меня она вызвала какое-то удивительное восхищение.
- Красивая была?
- Я бы этого не сказал: она показалась мне очаровательной.
- Ну, у вас-то жена уж точно покрасивее...
- Нинка? Конечно, но в гостье был такой шарм, такая, знаете ли, безмятежность... Я оценил это, когда Таня Иваненко, любимая женщина Высоцкого, кричала потом, что «Володю не отдаст», что «он будет мой»... Марина спокойно произнесла: «Девочка, успокойся». Она, Дима, была...
- ...царицей?
- В этом - да, безусловно, и такой для меня и осталась. Она являла чудо владения собой, достоинство высочайшего ранга - высочайшего! Я ведь не знаю ее как актрису... Ну, видел «Колдунью», но это, так сказать, детское впечатление, и вот как-то еду в машине, и вдруг Марина поет Володину «Песню о двух красивых автомобилях». Потрясающе! Мне показалось, она так здорово это делает... Ну, может, наложилось и то, что я знал ситуацию, а что, собственно, произошло? Из ВТО, где к нам Володя подсел, мы пошли к Максу Леону. Оказались у него на медвежьих шкурах...
- На полу?
- Да, они там лежали белые, бурые... Сейчас всех присутствовавших уже не вспомню. Марина там тоже сидела...
- Романтично...
- Весьма! Конечно же, выпивали, и Анхель, зная, что гостья русского происхождения, попросил меня спеть нашу народную песню. Я выдал «Ах ты, ноченька», после чего Володя в свою очередь взял гитару и тоже спел. Я затянул «Ой, мороз, мороз», Володя свою, и вольно или невольно, но получилось в некотором роде такое...
- ...соперничество, соревнование?
- Сейчас я называю это кобелированием. Марина была в восторге: два русских мужика горло дерут, но Нинка, сообразив, что к чему, быстро меня увела.
- Поняла, видать: дело пахнет керосином...
- Понять-то поняла, но наши девочки ее, в общем-то, в расчет не брали и соперницей не считали... Ладно, не буду грешить на своих, но то, что происходило, могло случиться даже не из-за Марины - это всегда бывает, когда мужики начинают выяснять, кто кого.
- Шальная мысль: а вдруг повезет? - в голове между тем промелькнула?
- Мысль, Дима, она постоянно мелькает - я завсегда об этом думаю.
- Как в анекдоте почти: я всегда о ней думаю...
- Да, но в данном случае я с женой был.
- Когда Высоцкий сумел добиться от Марины Влади взаимности, вы не подумали уязвленно: «Ты смотри! Как это он так?»?
- Нет, да и потом за ним как-то закрепилось негласное право, так сказать, первой ночи. Когда оно появилось, не помню, но я это наблюдал не раз.
- Позволю себе вас процитировать. «Высоцкому, - признались однажды вы, - я завидовал, но не чистой, а самой черной завистью, какая только бывает» - что вы имели в виду?
- Мне на одном из выступлений пришла записка: «Правда ли, что вы завидуете Владимиру Высоцкому белой завистью?», и я ответил, что не белой завидую, а самой черной...
- Это что же, шутка была?
- Вовсе нет, но дальше фраза звучала так: «Я, может, самому Александру Сергеевичу Пушкину не завидую так, как Высоцкому, потому что имел честь и несчастье быть его современником». Вторая часть предложения пересиливает и даже полностью отрицает первую, а сказал я так потому, что с некоторого времени нас стали сталкивать, стравливать... В дальнейшем, увы, критики за мои слова ухватились и записали меня в Сальери: он, мол, завидовал Высоцкому.
«ЗОЛОТУХИН, КОГДА ГОВОРИШЬ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ»
- Это после документального фильма Эльдара Рязанова «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» наверняка случилось?
- Да, где довольно предвзято была преподнесена история с «Гамлетом». Чепуха полная, конечно, но Рязанов так порезал и смонтировал мой монолог и такими его снабдил комментариями, что родился миф о моем «предательстве». Бог ему, как говорится, судья, теперь уже все прошло, но тогда он настроил против меня 250-миллионный Советский Союз.
- Да вы что?
- Дима, я такие письма с угрозами получал! Обещали и вытравить соляной кислотой глаза, и убить детей - всего и не перечислишь...
- Боже! За что?
- За Высоцкого! За то, что посягнул на роль Гамлета! В то время можно было о лицейских сочинениях Александра Сергеевича Пушкина сказать: «Слабые что-то стихи», а если бы ты заикнулся, что у Высоцкого есть неудачные песни или что где-то он плохо играет, однозначно бы растерзали. Кликушество невероятное началось: группа мести из Иваново, группа мести из Ленинграда, был брошен клич: «Поставить Золотухина на ножи!» - ну что вы! Мне использованные презервативы слали в конвертах - это было поистине страшно.
- Рязанов знает о реакции возбужденной перестройкой толпы на свою художественную интерпретацию событий?
- Думаю, как режиссер грамотный, умный, он в курсе, тем более что времени прошло предостаточно, но как всякий художник, у которого в руках ножницы, он делал свое дело. То, как отреагирует толпа, его не волновало: дескать, а я здесь при чем...
- ...и что мне до Золотухина?
- Виктор Астафьев, посмотрев работу Рязанова, сказал (мне потом передали!) дословно: «Единственный честный человек в этом четырехдневном фильме - Золотухин, и того обосрали». Правда, другой деятель написал в «Советской культуре»: «Золотухин, когда говоришь, что думаешь, думай, что говоришь».
- Так, Валерий Сергеевич, а что же зависть? Что вы, в конце концов, по этому поводу думали?
- Моя профессия, Дима, актер, а Высоцкий, как я уже сказал, поэт. Между прочим, если на то уж пошло, в 73-м году журнал «Юность» опубликовал мою повесть «На Исток-речушку к детству моему», в 72-м году на экраны «Бумбараш» вышел - с чего мне кому-то завидовать было? Чушь собачья! Вообще, природу зависти я изучил, потому что играл в театре Антонио Сальери. Кстати, могу ручаться: у него никаких причин для зависти Моцарту не было. Разница в возрасте у них пять или семь лет, но при жизни «отравитель» был куда популярнее. Представьте: музыка одного не исполняется, его «Дон Жуана» освистывают, а второму рукоплещут полные залы. Моцарт восхищенно говорит Бомарше, написавшему для собрата либретто: «Ты для него «Тарара» сочинил!» - эта опера Сальери тогда с потрясающим шла успехом.
Только когда Моцарт умирает, его музыка начинает исполняться, и вот уже она по всей планете звучит, а Сальери... Сальери стареет и понимает, с кем рядом жил, и тогда, возможно, уже в душевной болезни, в бреду, он мог произнести слова, истолкованные как проявление зависти (я так думаю, хотя не уверен). Тут, конечно, гений Пушкина сработал. По версии Александра Сергеевича, человек, который освистал «Дон Жуана», мог отравить его автора, но это ведь тоже история, когда ради красного словца кого угодно не пожалеешь...
- Да, очень спорно...
- ...но написано гениально, и тут уже ничего не поделаешь. Александр Сергеевич кого угодно убедить может.
(Окончание в следующем номере)