В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ищите женщину!

Алиса ФРЕЙНДЛИХ: "Даме, которой удалось бы увести у меня мужчину, я могу лишь позавидовать"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 16 Августа, 2005 00:00
Для безоговорочного народного признания Алисе Фрейндлих хватило бы, наверное, одной роли - Людмилы Прокофьевны Калугиной из комедии Эльдара Рязанова "Служебный роман".
Людмила ГРАБЕНКО
По пальцам можно перечесть актеров и актрис, при жизни заслуживших звание, которое не в силах присвоить ни одно правительство или художественный совет, - великих и всенародно любимых. Для безоговорочного народного признания Алисе Фрейндлих хватило бы, наверное, одной роли - Людмилы Прокофьевны Калугиной из комедии Эльдара Рязанова "Служебный роман". И вне экрана у актрисы личная жизнь негладко складывалась. Кстати, на самом деле брака у нее было три. Сокурсник по театральному институту, чьего имени история уже не помнит. Режиссер Игорь Владимиров, недавно умерший. Молодой актер Театра Ленсовета Юрий Соловей, который был на 15 лет ее младше... Всякий раз отношения заканчивались крахом, поскольку мужья не могли простить Алисе Бруновне ее славу, ее талант. Сама Фрейндлих говорить с журналистами о мужьях и любовных историях наотрез отказывается. Но друг актрисы, меценат и продюсер, однажды процитировал ее слова: "Мужчина должен оставаться мужчиной в любой ситуации. Я не люблю, когда мне садятся на шею и свешивают лапки"... В 1990 году Фрейндлих и Соловей развелись. С тех пор Алиса Бруновна замуж не выходила. Похоже, к числу ее слабостей мужчины больше не относятся. Осталось только курение, избавиться от пристрастия к которому ей не помогли даже доктора. Впрочем, Алиса Фрейндлих - женщина без возраста. Так что еще все может быть...

"ДРЕВНИЕ СТАРУШКИ ГОВОРЯТ: "ГОСПОДИ, Я ЖЕ ВАС ЕЩЕ СО ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ ПОМНЮ!"

- Алиса Бруновна, вас в детстве дразнили?

- Еще и как! Рифмованные дразнилки сопровождали меня на протяжении всех школьных лет. Иногда я расстраивалась, иногда нет. Дело в том, что уровень произведений был разным и зависел от степени интеллигентности автора. В основном, конечно, цеплялись к моим нестандартным имени и фамилии. Но со временем оказалось: даже хорошо, что у меня такие редкие паспортные данные, актрисе они очень нужны. В старину люди специально брали себе экзотические сценические псевдонимы - они лучше запоминались, к тому же придавали своим обладателям значительность.

- Сегодня о вас нет-нет да и скажут: великая! Как вы к такому эпитету относитесь?

- Честно говоря, не очень хорошо. Должно пройти время, только оно отсеивает крупное зерно от всех остальных. А при жизни актера излишне развесистый комплимент всегда будет неправдой. Да и вообще, популярность - вещь неоднозначная. Иногда ко мне подходят древние старушки и говорят: "Господи, я же вас еще со школьных лет помню!". Вот тут я начинаю всерьез волноваться!

А еще была девочка, которая мне больше 10 лет буквально прохода не давала. Однажды мое терпение лопнуло, и я позвонила в милицию. Оттуда ее прямиком отправили в... клинику, оказалось, она психически больна. Правда, эта поклонница была тихо помешанная, а ведь встречаются и буйные: на улице подходят, по телефону звонят - общения требуют.

- Наверное, такие проявления зрительской любви утомляют?

- Иногда кажется, что да. Но если бы этот хор или ансамбль вдруг в одну минуту затих, я бы, наверное, очень испугалась. Мне бы показалось, что эта тишина - симптом какого-то моего просчета, который нужно срочно обнаружить и исправить. С другой стороны, зрительские комплименты зачастую вызывают чувство неловкости, потому что на них же нужно как-то отвечать.

- Что, помимо таланта, необходимо, чтобы достичь успеха в актерской профессии?

- Честолюбие! Только не надо путать его с тщеславием (оно означает, что ты совершенно незаслуженно что-то себе приписываешь). А без честолюбия - стремления к чести - трудно стать успешным актером. Кроме того, как ни странно это звучит, для любой творческой профессии невероятно важна конкуренция. Она подхлестывает, мобилизует.

- Говорят, у актеров, и особенно у актрис, не бывает друзей.

- Лично у меня не было такого опыта. Более того, лучшими моими театральными подругами были актрисы, которые сидели со мной в одной гримерной в Театре имени Ленсовета. И никаких проявлений злобы - ни стекла в гриме, ни гвоздей в сценической обуви, ни порванного платья. Правда, с платьем была другая история, очень смешная.

Для спектакля мне сшили два платья. Первое действие я играла в обычном, а второе - в рваном. Новая костюмерша, увидев живописные лохмотья, чуть не заплакала от жалости: надо же, такая известная актриса и в таком старье играть должна. В общем, взяла она мой сценический костюм домой, отстирала, выгладила, а все дырочки и прорехи тщательно зашила. Можете себе представить, что со мной было, когда я в антракте увидела это "произведение искусства"!

А возвращаясь к актерской дружбе, скажу: никакие кошки между мной и моими подругами никогда не пробегали. Если же я с кем-то из них расставалась, то лишь потому, что судьба разводила.

- И вы, подобно своей Калугиной из "Служебного романа", подруг никогда не уничтожали?

- Боже упаси! (Смеется). Но тут, конечно, надо сделать оговорку. Подруги никогда не уводили у меня мужей и возлюбленных.

- А если бы кому-то такое удалось?

- Трудно сказать... Убивать бы точно не стала. Если бы кому-то удалось увести у меня мужчину, я могла бы этой даме только позавидовать. И, отстрадав положенное, приветствовать. Значит, она смогла стать для этого человека интересней и привлекательней, чем я.
"МЕНЯ НЕ ГЛОЖЕТ СОВЕСТЬ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ДОЧЕРИ УДЕЛЯЛА В ДЕТСТВЕ МАЛО ВНИМАНИЯ"

- С течением времени обычно подруг становится меньше...

- К счастью, у меня есть подруги на всю жизнь. Но все-таки самая главная из них - моя дочь Варвара. Не знаю, как нам с ней удалось такие качества в себе запрограммировать и воспитать, но мы с ней не разлей вода!

- Расскажите о ней!

- У меня очень хорошая дочь! Она не стала актрисой, потому что самолюбива и критически относится к себе. С малолетства все третировали ребенка вопросом: будет ли она актрисой, как папа или мама? Неудивительно, что Варе надоело! Когда пришло время поступать в институт, она сказала мне: "Мама, я не собираюсь становиться такой, как ты. Но если я буду другой, можешь себе представить, какой поток обсуждения и осуждения будет нестись мне вслед!".

Дочь все-таки поступила в театральный институт - на курс отца, снялась в нескольких картинах. А потом все бросила и ушла работать на телевидение. А когда вышла замуж, неожиданно сказала мне: "Знаешь, я решила стать хорошей женой и хорошей матерью. По-моему, это ничем не хуже актерской карьеры!". У нее прекрасные детишки, я уже давно бабушка.

- Принято считать, что внуков любят больше, чем детей.

- Ко мне это не относится. Я обожаю своих внуков, но просто не могу отделить их от дочери. Для меня они - единое живое целое! Это клубочек, который поглощает все отпущенные мне на нынешнем жизненном этапе эмоции и время.

- Наверное, на семью вам его всегда категорически не хватало?

- Если вы спросите об этом мою дочь, уверена, она скажет, что в детстве мало меня видела, что ей не хватало нежности и внимания. И это действительно так. Даже если я дома, то репетирую или готовлюсь к съемкам, и меня лучше не трогать... Но и внукам меня досталось не больше, я их тоже редко вижу. Мы дефицитны друг для друга, поэтому, наверное, и ценим наши отношения. А вот дочь со своими детьми очень много времени проводит, они ее имеют, так сказать, в полном объеме. И в результате просто обожают, но ни черта не слушают!

Меня не гложет совесть из-за того, что я мало внимания уделяла дочери. По-моему, именно благодаря этому она выросла воспитанным и чистым человеком. Она видела, что ее родители трудились если и не 24, то 20 часов в стуки, и это было для нее самым главным жизненным примером.

- Надо так понимать, что дочерью вы довольны?

- Мне грех жаловаться. Правда, как матери хочется, чтобы она реализовалась в жизни в чем-то еще, кроме дома и материнства. Да и сама она уже тяготится тем, что ее жизнь такая односторонняя. Иногда спрашиваю: "Во что ты играешь?". И она отвечает: "В уютие!". Надо сказать, что это абсолютная игра для женщин всех времен и народов.

- Как вы считаете, в современном мире женщина может состояться без помощи мужчины?

- Думаю, есть женщины, сделавшие свою жизнь без мужской поддержки, но нет таких, которые не хотели бы ее иметь.

- А вы?

- Я склонна считать, что начала себя реализовывать без мужской помощи. Но когда эта помощь возникла, все стало гораздо проще. В четыре руки и две энергии мы сделали гораздо больше, чем каждый из нас сделал бы в отдельности. В принципе, женщина может достичь определенных жизненных высот и без чьей-либо помощи, но для этого в ее генетическом наборе должны быть и мужские качества. Например, гениальная Марина Цветаева состоялась не только без мужской помощи, но и вопреки ей. Мужчины ей только мешали. И это хорошо видно по ее стихам: есть ярко выраженное мужское начало, ощутимая мужская энергия.

- Вам не близок феминизм?

- Вообще-то, я считаю, что мужчина и женщина гармонично дополняют друг друга на этой земле. Но в вопросе самореализации можете считать меня феминисткой. Меня возмущает, когда мужчины в профессии считают женщин существами второго сорта. Я была замужем два раза, и оба брака разбились о мою занятость. Мужчины не любят творчески и финансово самостоятельных женщин. Так что в личной жизни я скорее была несчастлива, чем наоборот... Но, с другой стороны, не понимаю, когда мужчин отрицают как класс: дескать, подумаешь, и без вас обойдемся. По-моему, это очень сильное преувеличение.
"ВСЯ МОЯ СПИНА НАПОМИНАЛА МАТРАС - БЫЛА В СИНЮЮ ПОЛОСОЧКУ..."

- Вы легко устраиваете личную жизнь?

- Напротив, очень сложно знакомлюсь и схожусь с мужчинами. Первой никогда не заговариваю, разве что на сугубо деловые темы. И на глаза стараюсь лишний раз не попадаться, избегаю встреч и разговоров. Все, что со мной в таких случаях было, происходило на уровне энергетического обмена.

- Можете сказать о себе, что вам повезло любить и быть любимой?

- Это же совершенно разные вещи, они достаточно редко совпадают! У меня были любви без взаимности, но я никогда не рассматривала их как трагедию. Дело в том, что безответная любовь тоже полезна. Она преобразует энергию страданий в энергию плодотворную, творческую. Как говорили умные люди, "лишь тот, кто страдал, способен умудриться душой". Абсолютно счастливый человек вряд ли родит что-то в искусстве. К тому же совершенно безоблачное счастье свойственно только дуракам.

- А в партнеров, с которыми играли, влюбляться доводилось?

- Я всегда влюбляла себя в партнеров, порой даже искусственно. Нужна же какая-то точка отсчета, из которой потом на сцене произрастет нужное чувство. А просто так, извините за выражение, голышом играть очень трудно - на пустом берегу ничего не вырастет.

- Но что делать, если человек ничего, кроме раздражения, не вызывает?

- Во имя роли я старалась находить в таких людях что-то привлекательное и пыталась на этой делянке вырастить хоть какую-то симпатию. А иначе невозможно играть любовь. Нужен пусть чахлый, маленький, но росточек. И в любом человеке есть что-то, за что можно уцепиться.

- Даже если он - отъявленный негодяй?

- Конечно. Мне, например, довелось играть леди Макбет - роль, которая никогда бы не пришла мне в голову, потому что я страшно далека от подобных страстей. Мы с режиссером долго искали, за что бы зацепиться в моем собственном характере, чтобы моя игра не выглядела ложью. Решили, что это должна быть безумная любовь к мужу, которая, по мнению леди Макбет, оправдывает все ее злодеяния. Вот опять мы возвращаемся к любви... Она так многолика!

- У этой пьесы плохая репутация: считается, что с теми, кто ее играет, непременно происходит что-то ужасное.

- Да как-то обошлось... А вообще, я очень суеверный человек, что не мешает мне быть верующей. Как эти два исключающих друг друга момента во мне уживаются, понятия не имею! Наверное, для меня вера и мистика - не абсолютно параллельные линии, где-то они пересекаются. Вот только мы своим сознанием еще не доперли, где именно.

- И как вы с этим боретесь - чтобы не сглазить, стучите по дереву?

- И стучу, и сплевываю, и домой не возвращаюсь, потому что уже неоднократно убеждалась, что это приводит к неудачам. И в черных кошек верю. А уж если текст роли падает на пол, тут же, по старинной театральной традиции, сажусь на нее. Конечно, с точки зрения религии суеверие - грех. Но я не могу себе позволить просто так его отбросить, потому что оно - сумма знаний, опыт многих поколений людей. Хотя, может, оттого, что мы это знаем, что-то воздействует на нашу энергетику и мы психологически притягиваем к себе соответствующие ситуации? Трудно сказать... Что же до жертв, которые заставляет нас приносить актерская профессия, то можно пострадать и не играя леди Макбет. Однажды на сцене я так упала на лестнице, что ребра ступенек просто впечатались в тело. Вся спина потом напоминала матрас - она была в синюю полосочку...

- У вас очень напряженный график работы - спектакли, съемки. Отдохнуть не хочется?

- Думаю, если бы настал долгожданный период ничегонеделания, мне очень не хватало бы моей наполненной событиями жизни.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось