Ищите женщину!
Алиса ФРЕЙНДЛИХ: "Даме, которой удалось бы увести у меня мужчину, я могу лишь позавидовать"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 16 Августа, 2005 00:00
Для безоговорочного народного признания Алисе Фрейндлих хватило бы, наверное, одной роли - Людмилы Прокофьевны Калугиной из комедии Эльдара Рязанова "Служебный роман".
"ДРЕВНИЕ СТАРУШКИ ГОВОРЯТ: "ГОСПОДИ, Я ЖЕ ВАС ЕЩЕ СО ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ ПОМНЮ!"
- Алиса Бруновна, вас в детстве дразнили?
- Еще и как! Рифмованные дразнилки сопровождали меня на протяжении всех школьных лет. Иногда я расстраивалась, иногда нет. Дело в том, что уровень произведений был разным и зависел от степени интеллигентности автора. В основном, конечно, цеплялись к моим нестандартным имени и фамилии. Но со временем оказалось: даже хорошо, что у меня такие редкие паспортные данные, актрисе они очень нужны. В старину люди специально брали себе экзотические сценические псевдонимы - они лучше запоминались, к тому же придавали своим обладателям значительность.
- Сегодня о вас нет-нет да и скажут: великая! Как вы к такому эпитету относитесь?
- Честно говоря, не очень хорошо. Должно пройти время, только оно отсеивает крупное зерно от всех остальных. А при жизни актера излишне развесистый комплимент всегда будет неправдой. Да и вообще, популярность - вещь неоднозначная. Иногда ко мне подходят древние старушки и говорят: "Господи, я же вас еще со школьных лет помню!". Вот тут я начинаю всерьез волноваться!
А еще была девочка, которая мне больше 10 лет буквально прохода не давала. Однажды мое терпение лопнуло, и я позвонила в милицию. Оттуда ее прямиком отправили в... клинику, оказалось, она психически больна. Правда, эта поклонница была тихо помешанная, а ведь встречаются и буйные: на улице подходят, по телефону звонят - общения требуют.
- Наверное, такие проявления зрительской любви утомляют?
- Иногда кажется, что да. Но если бы этот хор или ансамбль вдруг в одну минуту затих, я бы, наверное, очень испугалась. Мне бы показалось, что эта тишина - симптом какого-то моего просчета, который нужно срочно обнаружить и исправить. С другой стороны, зрительские комплименты зачастую вызывают чувство неловкости, потому что на них же нужно как-то отвечать.
- Что, помимо таланта, необходимо, чтобы достичь успеха в актерской профессии?
- Честолюбие! Только не надо путать его с тщеславием (оно означает, что ты совершенно незаслуженно что-то себе приписываешь). А без честолюбия - стремления к чести - трудно стать успешным актером. Кроме того, как ни странно это звучит, для любой творческой профессии невероятно важна конкуренция. Она подхлестывает, мобилизует.
- Говорят, у актеров, и особенно у актрис, не бывает друзей.
- Лично у меня не было такого опыта. Более того, лучшими моими театральными подругами были актрисы, которые сидели со мной в одной гримерной в Театре имени Ленсовета. И никаких проявлений злобы - ни стекла в гриме, ни гвоздей в сценической обуви, ни порванного платья. Правда, с платьем была другая история, очень смешная.
Для спектакля мне сшили два платья. Первое действие я играла в обычном, а второе - в рваном. Новая костюмерша, увидев живописные лохмотья, чуть не заплакала от жалости: надо же, такая известная актриса и в таком старье играть должна. В общем, взяла она мой сценический костюм домой, отстирала, выгладила, а все дырочки и прорехи тщательно зашила. Можете себе представить, что со мной было, когда я в антракте увидела это "произведение искусства"!
А возвращаясь к актерской дружбе, скажу: никакие кошки между мной и моими подругами никогда не пробегали. Если же я с кем-то из них расставалась, то лишь потому, что судьба разводила.
- И вы, подобно своей Калугиной из "Служебного романа", подруг никогда не уничтожали?
- Боже упаси! (Смеется). Но тут, конечно, надо сделать оговорку. Подруги никогда не уводили у меня мужей и возлюбленных.
- А если бы кому-то такое удалось?
- Трудно сказать... Убивать бы точно не стала. Если бы кому-то удалось увести у меня мужчину, я могла бы этой даме только позавидовать. И, отстрадав положенное, приветствовать. Значит, она смогла стать для этого человека интересней и привлекательней, чем я.
"МЕНЯ НЕ ГЛОЖЕТ СОВЕСТЬ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ДОЧЕРИ УДЕЛЯЛА В ДЕТСТВЕ МАЛО ВНИМАНИЯ"
- С течением времени обычно подруг становится меньше...
- К счастью, у меня есть подруги на всю жизнь. Но все-таки самая главная из них - моя дочь Варвара. Не знаю, как нам с ней удалось такие качества в себе запрограммировать и воспитать, но мы с ней не разлей вода!
- Расскажите о ней!
- У меня очень хорошая дочь! Она не стала актрисой, потому что самолюбива и критически относится к себе. С малолетства все третировали ребенка вопросом: будет ли она актрисой, как папа или мама? Неудивительно, что Варе надоело! Когда пришло время поступать в институт, она сказала мне: "Мама, я не собираюсь становиться такой, как ты. Но если я буду другой, можешь себе представить, какой поток обсуждения и осуждения будет нестись мне вслед!".
Дочь все-таки поступила в театральный институт - на курс отца, снялась в нескольких картинах. А потом все бросила и ушла работать на телевидение. А когда вышла замуж, неожиданно сказала мне: "Знаешь, я решила стать хорошей женой и хорошей матерью. По-моему, это ничем не хуже актерской карьеры!". У нее прекрасные детишки, я уже давно бабушка.
- Принято считать, что внуков любят больше, чем детей.
- Ко мне это не относится. Я обожаю своих внуков, но просто не могу отделить их от дочери. Для меня они - единое живое целое! Это клубочек, который поглощает все отпущенные мне на нынешнем жизненном этапе эмоции и время.
- Наверное, на семью вам его всегда категорически не хватало?
- Если вы спросите об этом мою дочь, уверена, она скажет, что в детстве мало меня видела, что ей не хватало нежности и внимания. И это действительно так. Даже если я дома, то репетирую или готовлюсь к съемкам, и меня лучше не трогать... Но и внукам меня досталось не больше, я их тоже редко вижу. Мы дефицитны друг для друга, поэтому, наверное, и ценим наши отношения. А вот дочь со своими детьми очень много времени проводит, они ее имеют, так сказать, в полном объеме. И в результате просто обожают, но ни черта не слушают!
Меня не гложет совесть из-за того, что я мало внимания уделяла дочери. По-моему, именно благодаря этому она выросла воспитанным и чистым человеком. Она видела, что ее родители трудились если и не 24, то 20 часов в стуки, и это было для нее самым главным жизненным примером.
- Надо так понимать, что дочерью вы довольны?
- Мне грех жаловаться. Правда, как матери хочется, чтобы она реализовалась в жизни в чем-то еще, кроме дома и материнства. Да и сама она уже тяготится тем, что ее жизнь такая односторонняя. Иногда спрашиваю: "Во что ты играешь?". И она отвечает: "В уютие!". Надо сказать, что это абсолютная игра для женщин всех времен и народов.
- Как вы считаете, в современном мире женщина может состояться без помощи мужчины?
- Думаю, есть женщины, сделавшие свою жизнь без мужской поддержки, но нет таких, которые не хотели бы ее иметь.
- А вы?
- Я склонна считать, что начала себя реализовывать без мужской помощи. Но когда эта помощь возникла, все стало гораздо проще. В четыре руки и две энергии мы сделали гораздо больше, чем каждый из нас сделал бы в отдельности. В принципе, женщина может достичь определенных жизненных высот и без чьей-либо помощи, но для этого в ее генетическом наборе должны быть и мужские качества. Например, гениальная Марина Цветаева состоялась не только без мужской помощи, но и вопреки ей. Мужчины ей только мешали. И это хорошо видно по ее стихам: есть ярко выраженное мужское начало, ощутимая мужская энергия.
- Вам не близок феминизм?
- Вообще-то, я считаю, что мужчина и женщина гармонично дополняют друг друга на этой земле. Но в вопросе самореализации можете считать меня феминисткой. Меня возмущает, когда мужчины в профессии считают женщин существами второго сорта. Я была замужем два раза, и оба брака разбились о мою занятость. Мужчины не любят творчески и финансово самостоятельных женщин. Так что в личной жизни я скорее была несчастлива, чем наоборот... Но, с другой стороны, не понимаю, когда мужчин отрицают как класс: дескать, подумаешь, и без вас обойдемся. По-моему, это очень сильное преувеличение.
"ВСЯ МОЯ СПИНА НАПОМИНАЛА МАТРАС - БЫЛА В СИНЮЮ ПОЛОСОЧКУ..."
- Вы легко устраиваете личную жизнь?
- Напротив, очень сложно знакомлюсь и схожусь с мужчинами. Первой никогда не заговариваю, разве что на сугубо деловые темы. И на глаза стараюсь лишний раз не попадаться, избегаю встреч и разговоров. Все, что со мной в таких случаях было, происходило на уровне энергетического обмена.
- Можете сказать о себе, что вам повезло любить и быть любимой?
- Это же совершенно разные вещи, они достаточно редко совпадают! У меня были любви без взаимности, но я никогда не рассматривала их как трагедию. Дело в том, что безответная любовь тоже полезна. Она преобразует энергию страданий в энергию плодотворную, творческую. Как говорили умные люди, "лишь тот, кто страдал, способен умудриться душой". Абсолютно счастливый человек вряд ли родит что-то в искусстве. К тому же совершенно безоблачное счастье свойственно только дуракам.
- А в партнеров, с которыми играли, влюбляться доводилось?
- Я всегда влюбляла себя в партнеров, порой даже искусственно. Нужна же какая-то точка отсчета, из которой потом на сцене произрастет нужное чувство. А просто так, извините за выражение, голышом играть очень трудно - на пустом берегу ничего не вырастет.
- Но что делать, если человек ничего, кроме раздражения, не вызывает?
- Во имя роли я старалась находить в таких людях что-то привлекательное и пыталась на этой делянке вырастить хоть какую-то симпатию. А иначе невозможно играть любовь. Нужен пусть чахлый, маленький, но росточек. И в любом человеке есть что-то, за что можно уцепиться.
- Даже если он - отъявленный негодяй?
- Конечно. Мне, например, довелось играть леди Макбет - роль, которая никогда бы не пришла мне в голову, потому что я страшно далека от подобных страстей. Мы с режиссером долго искали, за что бы зацепиться в моем собственном характере, чтобы моя игра не выглядела ложью. Решили, что это должна быть безумная любовь к мужу, которая, по мнению леди Макбет, оправдывает все ее злодеяния. Вот опять мы возвращаемся к любви... Она так многолика!
- У этой пьесы плохая репутация: считается, что с теми, кто ее играет, непременно происходит что-то ужасное.
- Да как-то обошлось... А вообще, я очень суеверный человек, что не мешает мне быть верующей. Как эти два исключающих друг друга момента во мне уживаются, понятия не имею! Наверное, для меня вера и мистика - не абсолютно параллельные линии, где-то они пересекаются. Вот только мы своим сознанием еще не доперли, где именно.
- И как вы с этим боретесь - чтобы не сглазить, стучите по дереву?
- И стучу, и сплевываю, и домой не возвращаюсь, потому что уже неоднократно убеждалась, что это приводит к неудачам. И в черных кошек верю. А уж если текст роли падает на пол, тут же, по старинной театральной традиции, сажусь на нее. Конечно, с точки зрения религии суеверие - грех. Но я не могу себе позволить просто так его отбросить, потому что оно - сумма знаний, опыт многих поколений людей. Хотя, может, оттого, что мы это знаем, что-то воздействует на нашу энергетику и мы психологически притягиваем к себе соответствующие ситуации? Трудно сказать... Что же до жертв, которые заставляет нас приносить актерская профессия, то можно пострадать и не играя леди Макбет. Однажды на сцене я так упала на лестнице, что ребра ступенек просто впечатались в тело. Вся спина потом напоминала матрас - она была в синюю полосочку...
- У вас очень напряженный график работы - спектакли, съемки. Отдохнуть не хочется?
- Думаю, если бы настал долгожданный период ничегонеделания, мне очень не хватало бы моей наполненной событиями жизни.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter