Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Товстоногов сказал: «Выстучите мне «Интернационал». Я выстучал, и он вынес вердикт: «Чувство ритма есть — берем!»
«СЕГОДНЯ ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ УПАЛ НИЖЕ ПЛИНТУСА»
- Мне в жизни повезло несколько раз - я вполне могу считать себя счастливым человеком, - признается Михаил Юрьевич. - Думаю, при всех тех сложностях послевоенной жизни, которые были, при явном антисемитизме среды во Львове, где я рос, и при безденежье родителей Господь все-таки хранил меня и вел. Не знаю, почему. Наверное, потому что желания мои были достаточно бескорыстны. Я встретил выдающегося режиссера Георгия Александровича Товстоногова - случай! Он заметил меня и взял к себе на курс, это предопределило мою будущую жизнь.
- Как складывались ваши отношения с учителем?
- Я был очень молод: у нас на курсе все были постарше, а мне, когда поступил, исполнилось 20. Тем не менее Георгий Александрович дал мне замечательную характеристику, чтобы я смог осуществить постановку преддипломного спектакля в Москве, в «Ленкоме». Директор этого театра (они как раз гастролировали у нас во Львове) сказал: «Вы у Товстоногова учились? Ну поезжайте к нему». И Товстоногов меня рекомендовал.
Впоследствии, через 20 лет, он увидел «Кафедру» Валерии Врублевской, которую я поставил в Киеве, и предложил сделать этот спектакль у него в БДТ. И дальше с легкостью необыкновенной написал характеристику на присвоение мне звания профессора для той, еще советской, ВАК (Высшая аттестационная комиссия. - Прим. ред.). И ВАК - это большая редкость! - благодаря характеристике не отправила меня проходить апробацию в другом театральном вузе. Я сразу стал профессором.
- Доводилось слышать, что, когда вы поступали в Ленинградский институт театра, музыки и кино, выдержали конкурс 100 человек на место.
- В те времена действительно был такой конкурс. Но Товстоногов набрал неполный курс - восемь человек! Потом, правда, объявил дополнительный набор, и прошли еще 10. Профессионально Георгий Александрович, конечно, задавал очень жесткие вопросы. А я на них ответил: просто очень любил театр, много читал, готовился. Он спросил, например, что мне известно о Первой студии Московского художественного театра, и я все рассказал, затем спросил, что такое «Театр Клары Газуль», и если бы я не читал Проспера Мериме, не понял бы, о чем идет речь...
![]() |
Товстоногов отбирал фанатиков, понимаете? И кстати, знаете, что интересно? О театре я прочел много, но у меня было не все в порядке с музыкальной памятью. Обнаружив это, Георгий Александрович сказал: «Ладно. Выстучите мне «Интернационал». Я выстучал, и он вынес вердикт: «Чувство ритма есть - берем!». Так я выдержал тот сумасшедший конкурс. А сегодня, когда в Киевском театральном на режиссуру два с половиной человека на место, это значит, что престиж профессии упал ниже плинтуса.
- Все считают: «Если у меня есть видеокамера, я сам себе режиссер».
- Во-первых. А во-вторых, думают: лучше уж буду юристом, бизнесменом, менеджером...
- ...или хотя бы стоматологом - вон их сколько на каждом шагу.
- Это правда.
- Из 18-ти, попавших на ваш курс, доучились только семь...
- ...да...
- ...как считаете, что позволило вам до конца продержаться?
- На первом же занятии Георгий Александрович сказал: «У меня в искусстве принцип: падающего подтолкни. Плохих режиссеров и без вас достаточно». Что помогло мне не упасть? Не знаю. Очевидно, фанатизм в освоении профессии, страсть к работе и ясное понимание того, что я не знаю. У молодых людей часто бывает так: в первый год занятий человек вспыхивает, загорается, а потом быстро успокаивается и остывает. Мне «горения» хватило на всю учебу, и, видимо, я заслужил доверие учителя, раз после премьеры «Кафедры» он подписал мне свою фотографию (показывает портрет в рамке на стене. - Авт.): «Дорогому Мише Резниковичу, оправдавшему надежды ученику, с самыми добрыми пожеланиями». Эти слова дорогого стоят, он немногим такие вещи писал.
- Интересно, а снимки без сигареты у него были? На этом, который у вас, Товстоногов тоже курит...
- Ой, это его большая драма! Георгий Александрович не мог бросить курить, даже несмотря на то, что из-за этой привычки у него начали отниматься ноги. Однажды, в начале репетиции, он выбросил пачку сигарет, чтобы больше к ним не прикасаться. Пауза затянулась на 40 минут: без сигареты режиссер не мог начать работу! В полной тишине просто встал и ушел...
«ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ СПРОСИЛ: «МИША, А ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ ФАМИЛИЮ СВОЮ НЕ ПОСТАВИЛИ? ВАМ НА АФИШЕ СТЫДНО БЫТЬ РЯДОМ СО МНОЙ?»
- В Театр имени Леси Украинки вы пришли 50 лет назад...
- Да! 5 апреля 1963 года приехал сюда, и в кабинете директора были вот такие стулья (берет в руки крошечный сувенирный стульчик. - Авт.).На одном из них я сидел, и тогдашний директор говорил мне: «Значит, так, молодой человек, два месяца на спектакль. Если сумеете поставить, мы вас возьмем. Если не уложитесь - уезжаем на гастроли». 13 апреля я начал репетиции, и 15 июня состоялась премьера постановки «Поворот ключа».
![]() |
| «Давид Львович оказал огромное влияние на мой творческий рост». С выдающимся театральным художником и сценографом Давидом Боровским |
- Вы застали эпоху корифеев: Юрия Лаврова, Виктора Халатова, Евгении Опаловой...
- ...и счастлив, поскольку общаться с великими людьми очень важно для становления молодого режиссера. Конечно, все эти артисты шли на компромисс с режимом. А кто не шел? Но нравственно, морально, в душе, они хранили театр Константина Павловича Хохлова и помогали всем, кто пытался бескорыстно овладеть профессией. До того я практически два года стажировался в БДТ у Товстоногова (на третьем и четвертом курсе), ставил преддиплом с Алексеем Баталовым в «Ленкоме», но такой человеческо-творческой и творческо-человеческой атмосферы, которая была, когда я пришел в наш театр, нигде не чувствовал. Это редкость!
Здесь я встретился с Боровским - тоже счастливый случай. Давид Львович оказал огромное влияние на мой творческий рост, я считаю его вторым своим учителем, без которого не стал бы профессионалом. Опять же случайно, в 1966-м, в Москве, благодаря разговору с другим интересным человеком, Виктором Яковлевичем Дубровским, заведующим литчастью Театра имени Станиславского, нам попалась пьеса Леонида Малюгина «Насмешливое мое счастье» - о личной драме Антона Павловича Чехова. И мы с Давидом поставили этот спектакль, который до сих пор (правда, с перерывом) идет в нашем театре. Я впервые прикоснулся к внутреннему миру Чехова - его письмам, размышлениям о смысле жизни, о правде и неправде, о стоящих у власти... Мне было 28 лет, и это, можно сказать, во многом определило мое отношение к действительности.
Тогда же в Киеве я встретил еще одного замечательного человека. Он был старше меня - это писатель Павел Архипович Загребельный. Вместе мы написали пьесу «Кто за? Кто против?» по его роману «День для прийдешнього», и вы знаете, личность Загребельного, его душевное бескорыстие, человеческая и писательская принципиальность фронтовика, прошедшего и войну, и концлагерь, тоже оказали на меня гигантское влияние.
- Каким он был человеком?
- Один пример приведу, и вы сами поймете. Я предложил сделать инсценировку романа «День для прийдешнього». Он сказал: «Давайте, Миша!» Я подготовил пьесу, отпечатал и принес ему. Павел Архипович прочел: «В общем, неплохо». И вдруг спросил: «Миша, а почему же вы фамилию свою не поставили?». Мне было 26 лет, я удивился: «Как?». - «А что, вам на афише стыдно быть рядом со мной?». И пьеса шла под двумя фамилиями.
Мне кажется, Загребельный относился ко мне с большим доверием. Берег плакат спектакля «Кто за? Кто против?», который в театре не сохранился, и передал мне за два года до ухода из жизни. Теперь он находится у нас в «Пространстве Давида Боровского», потому что именно Давид Львович - автор плаката.
![]() |
| «Я встретил выдающегося режиссера Георгия Александровича Товстоногова — случай! Он заметил меня и взял к себе на курс, это предопределило мою будущую жизнь» |
Павел Архипович был честен, парадоксален, мы с ним одно время вместе были в Комитете по Шевченковской премии, и он твердо и принципиально поддерживал талантливые кандидатуры, резко выступал против конъюнктуры... И мне было приятно, что когда-то он назвал меня одним из немногих профессиональных журналистов (в то время я каждую субботу печатал статью в «ФАКТАХ» о наших актерах и проблемах театра). Очень нежные отношения у меня сложились с Эллой Михайловной, его женой. Они были прекрасной парой.
А в конце жизни Загребельный жил отшельником, испытав мощное предательство коллег по цеху. Не хочу называть фамилии, но на гражданской панихиде один из нечестных, с моей точки зрения, писателей не дал мне слова: боялся, что начну об этом говорить.
- Павла Архиповича с нами уже нет, однако остались его замечательные произведения: «Диво», «Первоміст», «Смерть у Києві», «Я, Богдан», «Добрий диявол» и многие другие, достойные быть поставленными на сцене...
- А у нас по Загребельному три спектакля шло. Первый - уже упомянутый «Кто за? Кто против?», хотя изначально эта пьеса по роману «День для прийдешнього» называлась не так. Ее первое название - «Зло», это Загребельный предложил. Он считал, что та конъюнктура, которая существовала тогда, и есть зло советской системы. К сожалению, цензура не пропустила, спектакль пришлось переименовать.
- Он и сейчас был бы актуален, мне кажется.
- А тогда вызвал бурю! На премьере был серьезный человек - завотделом науки и культуры ЦК Компартии Украины Юрий Кондуфор, и он воспринял постановку очень жестко: два месяца не появлялись статьи! А потом - я не знаю, что случилось, я был еще очень молод, потому не понимал многого, - пошли хорошие отзывы. В газете «Советская культура» напечатали большую положительную реценцию, и все улеглось.
Затем по роману Загребельного «С точки зрения вечности» мы поставили спектакль «...И земля скакала мне навстречу», а после была постановка (и прошла у нас 100 раз!) «Предел спокойствия» по его роману «Разгон» - об академике Карнале. К
1500-летию Киева, в 1982 году, Министерство культуры «спустило» нам пьесу Ивана Рачады, слышали о нем?
- К сожалению, нет.
- Ну почему сразу «к сожалению?». (Улыбается). Это генерал тыла и графоман чистой породы, который забросал всю Украину своими «произведениями». А поскольку имел немалое влияние, их ставили. Вот и нам прислали пьесу: в первом действии - нашествие хана Батыя, в котором участвовало очень много действующих лиц, а во втором - битва за Киев 1941 года. Я прочел - и пришел в ужас: там только генералов 25 человек! А Павел Архипович в это время отдыхал в Доме творчества. Позвонил ему, чтобы посоветоваться, и он сказал: «Миша, приезжайте».
Я приехал, мы вместе начали писать пьесу, и в результате к 1500-летию Киева возник спектакль «Предел спокойствия», где главную роль исполнил Юрий Николаевич Мажуга, замечательно сыграли Валерия Гаврииловна Заклунная, Лариса Валентиновна Кадочникова. Именно там были первые роли в нашем театре Татьяны Назаровой и Станислава Москвина. Вот такие три спектакля. А сейчас... Я не знаю, посмотрим. Может, и поставим что-то по Загребельному, он современен, вы правы.
Все вместе: Товстоногов, Театр Леси Украинки, Боровский, прикосновение к мыслям Чехова, Павел Архипович - и есть мои университеты. Не только в профессии, но и вообще в жизни, в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что нравственно, что безнравственно, что достойно человека, а что нет. Я говорю совершенно честно: это выковало во мне ту ватерлинию, ниже которой нельзя существовать, - по отношению к себе, окружающим, профессии и стране.
«МЫ ТЕРЯЕМ ПОКОЛЕНИЕ, РОДИВШЕЕСЯ 20 ЛЕТ НАЗАД. У ЭТИХ РЕБЯТ ИЗ-ПОД НОГ ВЫБИВАЮТ ПОЧВУ, ВЫСТОЯТЬ БЕЗ КОТОРОЙ ТРУДНО»
- Михаил Юрьевич, вы часто повторяете, что вам повезло. В 1994 году Президент Кучма подписал приказ о вашем назначении художественным руководителем Театра имени Леси Украинки - это тоже везение или, наоборот, тяжкое бремя?
- Думаю, крупное везение, потому что мистически, каким-то невероятным образом, стены этого театра помогают многим поколениям творческих сотрудников состояться, подталкивают, оберегают от всех невзгод жизни. Но при одном условии - что эти молодые люди бескорыстно хотят прикоснуться к делу ансамблевого и психологического театра. Поэтому руководить этим театром - везение.
У нас и сейчас так, и в этом уникальность Театра имени Леси Украинки. Настоящие мастера: Юрий Мажуга, Валерия Заклунная, Лариса Кадочникова, Александра Смолярова - играют вместе с молодыми и помогают им, потому что тоже являются представителями психологического ансамблевого театра, театра-дома, у них нет того жуткого понятия, которое во многих театрах укоренилось и благополучно существует: премьер - и дрессированный гарнир вокруг. Зато есть доброжелательность, внимание к молодежи, то, что мы ощутили, придя в театр полвека назад. Юрий Сергеевич Лавров мог, посмотрев Заклунную в дипломном спектакле Школы-студии Художественного театра, поехать в студенческое общежитие в Москве, зайти к ней в комнату и предложить работать у него в театре, в Киеве, - вот это отношение очень важно. Театр не должен быть террариумом единомышленников, это глупость! Он должен быть домом для всех - тем самым, выйдя из которого ты уже начинаешь скучать и думать, когда вернешься.
Я стараюсь искать пьесы, в которых были бы заняты и мастера, и молодежь, и как могу пытаюсь передать эти живые традиции молодым, впитывая все то, что существует сегодня, все реалии нашей театральной жизни. Мне кажется, у нас в театре витает и дух Товстоногова, и Боровского (мы даже открыли здесь, как я уже сказал, «Пространство» Давида Львовича - постоянно действующую экспозицию, посвященную его жизни и творчеству), и Чехова, и великих наших стариков. И я был бы абсолютно счастлив, если бы власть уделяла больше внимания гуманитарной культуре, если бы она отчетливо понимала формулу Федора Михайловича Достоевского о том, что из подростков созидается поколение.
Я ставил «Подростка» в Москве, очень хорошо знаю этот роман, и сейчас мне кажется, что мы теряем поколение, родившееся 20 лет назад. Теряем, поскольку внимание к гуманитарной культуре, воспитанию, школе, русской и украинской классике не такое, как должно быть. У этих ребят из-под ног выбивают почву, без которой трудно выстоять...
- Видимо, потому вы делаете упор на классику?
- Мы все больше ее ставим. Вообще, чтобы театр серьезно занялся классикой, ему нужно обрести определенный уровень профессионализма, он должен объединиться вокруг лидера, у него должны быть какие-то устойчивые технологические задачи. Мне кажется, в какой-то мере мы это выполнили, потому у нас идут и «Мнимый больной», и «Госпожа министерша», и «Любовное безумие», и «Доходное место», и «Дядюшкин сон», и «Ревизор»... Сейчас репетируем, по-моему, замечательную пьесу Тургенева «Нахлебник». Иван Сергеевич написал ее в 30 лет: фантастика! Но я не знаю другой пьесы из русской классики, которая так остро ставит вопрос о том, как беспощадно богатые унижают бедных. И когда сегодня вижу подобные проявления, вспоминаю именно этот пример.
Классика востребована зрителем: он ходит на эти спектакли, и они формируют его мировоззрение, отношение к жизни, добру и злу. Не знаю, почему некоторые считают: если театр ориентируется на классическую литературу, то он топчется на месте, не движется вперед. До классики, наоборот, нужно дорасти, особенно до великой, настоящей драмы. Потому что комедию и фарс мы вроде умеем ставить, публицистика тоже под силу, а драма - самое сложное, что может быть. В истинной драме мы иногда надрываемся. Есть такое выражение: «В комнату вошел мальчик, путаясь в соплях». Вот и мы, путаясь в чувствах, останавливаемся на искреннем и надрывном переживании вместо того, чтобы просто прожить роль и совершить поступок. Испытание драмой - самое сложное, и нужно много и тяжко работать, чтобы с честью его выдержать.
Есть один непреложный закон развития театра: ему необходимо успевать изменяться вслед за изменениями в обществе. А в реальности, как правило, он запаздывает в ощущении времени и существует, спотыкаясь во вчерашнем дне, зачастую сам того не замечая. Хотя должен определяться, остро чувствовать то новое, что появляется в обществе, в психологии человека, в ритме его существования, осознавать, что сегодня за единицу времени человек получает гораздо больше информации, чем раньше. Когда театр этого не ощущает и играет, как вчера, он перестает быть интересным и теряет зрителя. Я всякий раз напоминаю об этом нашим актерам: «Помните строку из стишка Сергея Михалкова: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят»? Нельзя выходить на сцену и показывать игру, которую вы «родили» вчера!».
- И все это понимают?
- Увы, нет. Недавно я расстался с одним очень талантливым артистом. Он у меня учился и сыграл в театре очень хорошие роли. Но, оказалось, остановился и законов психологического и коллективного театра не усвоил: или потому, что он слабый человек, или потому, что какой-то легкомысленный. Я отпустил его без сожаления. В театре должны оставаться те, кто его чувствуют, отдают ему все силы, - другим нужно уходить.
Хороших актеров у нас, слава Богу, достаточно. Жаль, что нынешние средства массовой информации о них молчат, - вот это проблема. На страницах и на экране мы видим поп-звезд, героев мыльных опер, однодневок из реалити-шоу... А ведь у нас есть прекрасные Наталья Доля, Ольга Кульчицкая, Кирилл Кашликов, Дмитрий Савченко, кто о них пишет? В советское время, при том что, например, Щербицкий любил футбол, актерское поколение Кадочниковой, Роговцевой, Заклунной поднималось, о нем говорили, о нем писали! Брежнев очень любил хоккей - ну, на здоровье. Но ведь все знали артистов, которые во времена его правления работали!
«В ИНТЕРВЬЮ ЭНТОНИ ХОПКИНСА Я ПРОЧЕЛ, ЧТО ОН 250 РАЗ ПЕРЕПИСЫВАЕТ ТЕКСТ РОЛИ ПЕРЕД СЪЕМКОЙ»
- Режиссерская профессия, может, и потеряла былой престиж, но в актерство по-прежнему рвутся многие молодые люди. Тяжело стать хорошим артистом, как считаете?
- Многие этого хотят, кто не хочет? Но далеко не все понимают, что в актерской профессии надо ежедневно упорно трудиться, смирять себя во многом, ограничиваться в своих житейских желаниях. Очень немногие, к сожалению, внутренне веруют, что количество может перейти в качество - количество труда и работы над собой.
Когда я учился у Товстоногова, в Ленинграде трудился выдающийся актер Юрий Владимирович Толубеев, народный артист СССР. Однажды он пришел на встречу в наш институт, и когда его спросили: «Как вы работаете над ролью?», ответил: «Переписываю ее». - «Подождите, а дальше?». - «Еще раз переписываю». - «А потом?». - «Опять переписываю». И вот этот процесс репетиций, переписывания роли, проживания смысла слов, чтобы они стали своими, очень важен. Кстати, недавно в интервью другого выдающегося актера - Энтони Хопкинса - я прочел, что он 250 раз переписывает текст роли перед съемкой! Мне кажется, я понял, зачем.
Артистам Театра имени Леси Украинки я всегда говорю: «Мало просто ходить, читать лозунг: «Чужую жизнь играю, как свою», вывешенный у нас в репетиционном зале, и соглашаться с ним. Нужно делать все, чтобы так было на сцене!». Олег Иванович Борисов, работавший у нас, получил звание народного артиста СССР, пришел к режиссеру Льву Додину и сказал: «Я студент. Давайте учить меня сначала».
И у нас есть артисты, которые понимают, что работать над собой и учиться чему-то новому нужно всю жизнь, например, Валерия Гаврииловна Заклунная. Она репетирует, как студентка, и это замечательно! Потому что в работе над ролью ты должен быть студентом, а мастером - уже во время спектакля. Очень часто бывает наоборот. Человек ведет себя, как признанный мастер, на репетиции: «Да что вы мне говорите?!», а на сцене выглядит жалко, как растерянный студент.
- Режиссером быть легче, чем актером?
- Ни в коем случае! Это вообще ужасная профессия. Режиссерская судьба - постоянно говорить неприятное, каждый день, и заблуждение думать, что это доставляет удовольствие. Хотя, знаете, один высокопоставленный чиновник как-то сказал мне (не то всерьез, не то в шутку): «Михаил Юрьевич, я вас умоляю, что это за профессия такая - режиссер? Чтобы ее освоить, надо выучить две фразы». - «Какие?». - «Не верю» и «Еще раз». (Смеется).
- О том, что выбрали этот путь, не приходилось жалеть?
- Нет. Я с детства об этом мечтал и во Львове постоянно ходил в Театр юного зрителя имени Горького, потом - в Театр Марии Заньковецкой. Но жизненные реалии были таковы, что сразу после школы пришлось поступить на физический факультет Львовского университета. Я три года там проучился, причем с хорошими и отличными оценками, но все же решил: если мечта жива, нужно обязательно за нею следовать.
- Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий, как в известном фильме?
- (Улыбается). Возможно. Знаете, в театре иногда вдруг, неожиданно, возникает чудо искусства - волнующее, завораживающее... И затих в едином порыве зрительный зал. Люди смеются или грустят, задумываются или негодуют, у кого-то в глазах блестят слезы.... Все эти годы я пытаюсь разгадать, как рождается это чудо, из какого сора. Разгадка не дается, она волнует и манит. В стремлении разгадать, очевидно, весь смысл профессии, и я занимаюсь постижением этой тайны постоянно. Но это нелегко. Кто-то устает разгадывать еще в молодости, кому-то не хватает жизни...




Евангелие от Кирилла, или Пособие, как и трусы не надеть, и крестик не снимать, а также почему Бога не интересуют «откаты»
Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Товстоногов сказал: «Выстучите мне «Интернационал». Я выстучал, и он вынес вердикт: «Чувство ритма есть — берем!»
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: «Такое впечатление, что волна меня почти догнала. Главное, чтобы не накрыла...»
Президент Высшей лиги мэтров мирового аккордеона Ян ТАБАЧНИК: «Талантливому аккордеонисту из Беларуси, взявшему у нас первое место, президент Лукашенко подарил квартиру»
Уха не может превратиться в аквариум
Алена МОЗГОВАЯ: «Когда писала диссертацию об отце, мысленно просила у него помощи. Если что-то не получалось, говорила: «Папочка, пожалуйста, помоги!» — и он откуда-то сверху подсказывал мне верное решение...»
Александр РЕВЗИН: «Ярких исполнителей мы не увидели, но общий уровень очень высокий»
Генерал-майор внутренней службы легендарный ликвидатор-чернобылец Виктор ТИМОФЕЕВ: «Нас предупредили, что после работы в Чернобыле нельзя заводить детей — будут рождаться инвалиды, поэтому всех беременных, эвакуированных из Чернобыля и Припяти, заставили сделать аборты»
«Привет! Сегодня дождь и скверно, а мы не виделись, наверно, 100 лет»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги