«Привет! Сегодня дождь и скверно, а мы не виделись, наверно, 100 лет»
Пару лет назад в российском глянцевом журнале «7 дней» я случайно наткнулась на интервью Леонидова, которое окончательно похоронило надежду вживую услышать «советских битлов». Максим Леонидович совершенно четко дал понять, что воссоединение «Секрета» невозможно. «Неужели поклонникам действительно хочется, чтобы мы - взрослые пузатые дядьки - до пенсии пели задорные песни?! - недоумевал музыкант. - Вот сейчас я представил, что «Секрет» не распался и мы до сих пор, как дураки, выходим на сцену в красных галстуках и смешных костюмах! Жуткое зрелище...».
Судя по киевскому концерту, опасения Леонидова оказались напрасны. Да, на сцене были чуть поседевшие, чуть пополневшие, и даже не дядьки - дедушки (у 50-летнего Фоменко уже двое внучек: восьмилетняя Аглая и семилетняя Маша) в узких красных галстуках. Да, великолепная ленинградская четверка постарела, зато не утратила ни драйва, ни жизненной энергии, ни здорового сценического хулиганства. А главное - песни бит-квартета не отдают нафталином, а по-прежнему чудесны и прекрасны.
Не тратя время на дежурное приветствие и воспоминания из серии «как молоды мы были», «секретовцы» обрушили на публику все свои хиты. Обрушили в прямом смысле слова. Народ не успевал вдоволь поаплодировать кумирам, как те заводили очередной шлягер. «Алиса», «Именины у Кристины», «Сара Барабу», «Моя любовь на пятом этаже», «Ленинградское время», «Блюз бродячих собак» - за два часа прозвучало все лучшее из репертуара группы. Концерт отыграли без антракта и в таком темпе, что уже в 21.15, несмотря на овации и крики «бис!», музыканты скрылись за кулисами, а в зале зажегся свет.
«Если вы хотите что-то сказать, кричите громче - мы уже в возрасте! - отреагировал на очередной заказ из зала Николай Фоменко. - «Твой папа был прав» уже не актуально. «Твой дедушка...» - звучит точнее». Фоменко отвечал не только за музыкальную, но и за развлекательную часть вечера. То и дело откидывая гитару за спину, Николай Владимирович потешал публику неуклюжими балетными па и забавной пантомимой. А уж когда Леонидов завел лирическую «Привет! Сегодня дождь и скверно, а мы не виделись, наверно, 100 лет», Фоменко на заднем плане так вилял бедрами в такт, что зал взорвался от хохота. Ничего не понявший Максим едва не сбился с ритма. Прирожденный шоумен, неутомимый балагур и клоун, Николай на фоне своих товарищей казался эдаким Карлсоном: созданием вредным, но бесконечно обаятельным.
К слову, именно конфликт между Фоменко и Леонидовым привел к распаду группы на пике ее популярности. «Секретовцы» быстро прославились: слишком живыми и неформальными казались в сравнении с официальной советской эстрадой, чересчур легкомысленно-позитивными в сравнении с тогдашними рок-клубами с их мрачно-философскими текстами.
К концу 80-х дискография бит-квартета насчитывала три альбома, разошедшихся многомиллионными тиражами. Музыканты играли в спектаклях, участвовали в многочисленных телепрограммах, одними из первых в СССР стали снимать видеоклипы, а также невероятно много гастролировали, давая по 400 (!) концертов в год. В 1989 году совершенно неожиданно Максим Леонидов объявил об уходе из группы, а спустя год и вместе с семьей репатриировался в Израиль. Фоменко, Заблудовский и Мурашов реорганизовались в трио, продолжали выступать, но былого успеха так и не достигли. В 1996 году группу покидает Николай, и, по сути, «Секрет» перестает существовать.
«Почему люди решили, что именно я разрушил группу, предал товарищей, сбежал, - вспоминал о том периоде Леонидов. - Это полная ерунда. Да, я ушел первым, просто у меня хватило на это смелости. В какой-то момент отношения в коллективе сильно накалились. Нас тянуло в разные стороны: Фоменко стремился делать шоу, а мне хотелось чего-то более серьезного. И никак не получалось договориться. Мы вообще с Колей поразительно разные люди. Наступил момент, когда уже невозможно было друг друга выносить: меня все в нем раздражало, точно так же, как его все бесило во мне. Какой тогда смысл заниматься творчеством вместе? Расставание вышло очень болезненным, с резкими словами. Мой уход стал для ребят шоком... И только через годы мы снова стали нормально общаться. Тогда, в 90-м, ребята очень обиделись на меня, посчитали предателем. Но жизнь показала, что в результате все выиграли, потому что каждый пошел своей дорогой».
Дорога действительно оказалась у каждого своей. Андрей и Алексей создали небольшие бэнды и время от времени выступают в небольших питерских клубах. Максим в Израиле записал два диска (один из которых на иврите), играл в театре и телесериалах, даже занимался строительным бизнесом. В 1996-м вернулся в Россию и вновь взошел на музыкальный олимп, теперь как сольный исполнитель, с песнями «Девушка-виденье», «От Питера до Москвы» и другими.
Пожалуй, самым извилистым и ярким оказался путь Фоменко - от радио и телеведущего до гонщика «Формулы-1». Николай стал одним из самых востребованных шоуменов страны, его остроты мгновенно подхватывались народом («Мужчины, женитесь! Женщины, мужайтесь!», «Бороться и искать, найти и перепрятать!», «Тиха украинская ночь... Но сало все же перепрячу»). Остыв к телевидению, Фоменко переключился на кино и театр, а после и вовсе ушел в профессиональный спорт, став одним из первых российских автогонщиков с международной сертификацией. Нынче Николай Владимирович - президент автомобильной компании Marussia Motors, производящей спорткары.
«Со временем обиды забылись, - уверяет Леонидов. - Сейчас мы с Колей общаемся нормально. Я могу плеваться, глядя на экран, как он ведет какое-нибудь очередное шоу про задницы, но все равно его люблю. И он любит меня. От этого никуда не деться, ведь на протяжении стольких лет мы были одной семьей...».
«Это точно как в семейной жизни, - вторит другу Фоменко. - Поженились, родили ребенка, разошлись. Тем не менее, если люди вменяемы, то продолжают общаться ради ребенка».
Впервые после разрыва «Секретовцы» собрались в 2003 году на 20-летие группы. Затем спели вместе на 25-летии, а уж на 30-летие и вовсе решили пуститься в гастроли по маршруту Киев - Рига - Минск - Москва - Санкт-Петербург. Правда, теперь строго соблюдают личную дистанцию: например, прилетев в Украину, отправились в гостиницу на разных машинах. Музыканты не скрывают, что юбилейный тур, скорее, коммерческий ход, нежели реальное воссоединение группы. Концерты закончатся, и каждый вернется к своим делам. Поклонникам же остается надеяться, что 35-ю годовщину бит-квартет тоже отметит совместным выступлением.