Первое, второе и компот
«ДЕТЕКТОР ЛЖИ — ОЧЕНЬ НУЖНАЯ В ХОЗЯЙСТВЕ ВЕЩЬ»
Презентация литературного бизнес-ланча от «Фолио» проходила в Киевском музее медицины (ну, это логично, все-таки в названии книги слово «палата» присутствует). На входе гостей встречали очаровательные барышни в белых халатах — «медсестры» из приемного покоя (две из них поют в группе REAL O).
Не менее очаровательная Лада — в красном платье, туфельках, венке и массивных коралловых бусах — стояла там же, мило улыбалась и охотно фотографировалась со всеми желающими. А вот Сергей Жадан ярким нарядом или белым халатом решил не эпатировать — пришел в джинсах, кедах и майке с изображением Леди Гаги. Правда, вскоре пообещал, что закажет себе другую — ту, где вместо «GAGA» будет написано «ЛАДА». И даже будет в ней ходить.
На столике в углу стояли пробирки — с беленьким и красненьким, но притрагиваться к ним гости побаивались: а вдруг не вино? Внимание от загадочного столика отвлек лишь подозрительный предмет, похожий то ли на блестящий шлем, то ли на одну из шляпок Кати Осадчей, который Лузина внесла в зал. Как выяснилось, это детектор лжи. Обоим писателям предстояло, держась за него рукой, читать отрывки из своих произведений — чтобы читатели, наконец, могли понять, где там вымысел, а где правда — те моменты, которые автор пережил лично и потом раздарил своим персонажам.
«Меня часто спрашивают: «То, что описано у вас в такой-то книге, действительно с вами происходило?», и в интервью Жадана я читала, что ему задают такие же вопросы, — поделилась Лада Лузина. — Наверное, когда берешь в руки книгу, где повествование ведется от первого лица, трудно понять, кто это говорит — выдуманный персонаж или сам писатель. Отсюда и идея с детектором».
«А взяли-то вы его где?» — интересуюсь у затейников. «По-моему, Лада с ним выросла, это их домашний», — смеется Жадан. «А что, очень нужная в хозяйстве вещь, — вторит ему Лузина. — Например, приходит муж домой поздно, а ты ему детектор на руку и спрашиваешь: «Пил?». — «Будто без детектора не понятно...».
«НАТАША МОГИЛЕВСКАЯ В ПОВЕСТЬ СЕРГЕЯ ВЛЮБИЛАСЬ. ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СКАЗАЛА: «НУ ЭТО ЖЕ КАК МУЗЫКА...»
Два года назад, до того, как их объединила «Палата №7», Сергей и Лада даже не были знакомы, а сейчас общаются, как давние друзья.
«Совместный проект нас сдружил, и уже ради этого стоило за него браться», — уверен Жадан. «А кто его придумал?» — спрашиваю. «Первый, кому пришла мысль напечатать двух совершенно разных авторов под одной обложкой, — наш издатель, — отвечает Лузина. — Я узнала об этом и отправилась в УНИАН на встречу с Сергеем, понесла ему эту весть». — «Благую», — с улыбкой добавляет Жадан. «Наверное, — соглашается Лада. — Так мы и познакомились». — «Изначально было предложение взять две наши старые повести и издать одной книгой, — продолжает Сергей, — но мы же не ищем сложных путей! Решили, что каждый напишет новое произведение — в своем жанре, стиле, на своем языке и в своем городе, а потом мы их объединим. Работали два года, и если бы не предложение поработать с Ладой, я, наверное, не написал бы свою часть «Палаты» — «І мама ховала це у волоссі». Эта идея подтолкнула меня создать что-то новое — уже плюс».
«А вы читали друг друга перед началом совместной работы?» — продолжаю интересоваться. «Лада дала мне свою книгу «Мой труп», и я ее прочел. А больше ничего не скажу, потому что это будет выглядеть как панегирик Лузиной». — «А я, — говорит Лада, — с удовольствием прочла Сережин «Ворошиловград», который, знаю, собираются экранизировать». — «Ну это пока так, наметки», — скромничает писатель. — «Но книга этого достойна! Впервые за много лет я ощутила влюбленность в текст, которой не чувствовала, наверное, лет с 18-ти, а может, с детства. В детстве у меня еще была способность влюбляться в книги, как в людей, как в друзей, а потом, в силу специфики журналистской работы, она пропала. Проще говоря, наступило такое состояние, когда проанализировать роман или пьесу ты можешь, а получить удовольствие от чтения или просмотра уже нет. Препарировать — пожалуйста, а полюбить сложно.
«Ворошиловград» Жадана — именно то произведение, которое вернуло мне эту детскую влюбленность, и книга стала моим другом так же, как впоследствии ее автор. Кстати, моя подруга Наташа Могилевская влюбилась в новую повесть Сергея. После прочтения «І мама ховала це у волоссі» сказала мне: «Ну это же как музыка...». — «Спасибо», — смутился Сергей. «Пожалуйста, — улыбнулась Лада. — А вот мою повесть «Одуванчики» она еще не успела прочесть. Но особо лестных отзывов я не жду, потому что Наташа не самый добрый мой критик».
«Одуванчики» мало похожи на повесть Жадана. У Сергея — история двух друзей Саши и Паши, в жизни которых была одна женщина (это если изобразить сюжет совсем уж штрих-пунктирно), у Лады — рассказ о нескольких женщинах и бабнике, который мог бы стать чьей-то судьбой, но вместо этого погиб от удара огнетушителем по голове и в следующей жизни оказался рыжим дворовым котом, любимцем всего подъезда.
«Как по мне, не худшая участь, — пожимает плечами писательница. — Будучи человеком, он не чувствовал себя понятым и своим, а вот будучи котом, вести такой образ жизни, как вел мой герой, вполне возможно. Это даже гармонично».
На презентации книги выяснилось, что бабников Лада уважает: «Есть в них что-то от демократии: они одинаково любят всех женщин». А Сергей признался, что, по его мнению, из всех героев именно бабник Ходин, чью страсть так некстати погасил огнетушитель, лучше всего у Лузиной получился.
«Наверное, потому что я писала его с моего дедушки Лузина, у которого было Бог весть сколько жен, — предположила Лада, — и та деревня под Барнаулом, куда, как в Мекку, стремится мой герой, на самом деле деревня Лузиных на Алтае, куда я очень хочу съездить и познакомиться со всеми однофамильцами».
«ЭТОТ ПРОЕКТ БЫЛ ИНТЕРЕСЕН НАМ КАК ЭКСПЕРИМЕНТ, И ТЕПЕРЬ ЛЮБОПЫТНО УЗНАТЬ, УДАЛСЯ ОН ИЛИ НЕТ»
Второй прототип — героини «Одуванчиков» Наташи, умницы-отличницы, которая трудится на ниве шоу-бизнеса, — обнаружился тут же, на презентации. Это солистка REAL O Регина. Узнав, что один из главных персонажей своей повести Лада срисовала с нее, девушка, расчувствовалась и принялась благодарить писательницу — за то, что увековечила.
«Если бы по книге снимали фильм, я пригласила бы Регину на роль, — мечтала Лузина. — Хотя, если честно, я еще не думала о кино — только о том, как сделать из «Одуванчиков» пьесу». — «А из моей повести пьеса не получится, — рассуждал Жадан. — Там мало действия и много внутренних монологов. Но фильм я хотел бы. По правде говоря, когда пишу, всегда представляю, как это будет выглядеть на экране, рисую в голове картинку».
Кстати, о картинках. Единственным камнем преткновения для Сергея и Лады стала обложка книги.
«Я предложила очень хороший вариант! — уверяет Лузина. — А Сергей сразу же его отмел и даже запретил рассказывать, что именно было изображено на первой обложке, поэтому лишь намекну: представьте все самое пикантное, что только может быть...». — «И вы поймете, почему я запротестовал, — объясняет Жадан. — Просто подумал о тех детях, в чьи школьные библиотеки попадет книга. Зато графические иллюстрации внутри мне понравились». — «Ты хвалишь, потому что я презентацию сделала так, как ты хотел, — уточняет Лада. — Жадан признался мне как другу, что его эротическая фантазия — это медсестра. «Ладно, — говорю, — будет тебе не одна, а четыре — на выбор!». Тем более что появление барышень в белых халатах вполне оправданно: больничная палата №7 — место, где пересекаются и мои, и Сережины герои. Презентация состоялась в музее медицины, в историческом здании, где находился дореволюционный анатомический театр, и оно, кстати, описано моим любимым Булгаковым в «Белой гвардии» — здесь Николка искал тело Най-Турса. И что самое удивительное, подвал с ячейками для трупов, тот самый, старинный, до сих пор сохранился! Если бы его не затопило, презентация проходила бы именно там: в ячейки усадили бы гостей...».
«Как вы поняли, тема трупов в нашей книге вполне раскрыта, — смеется Жадан. — Но из-за того, что с подвалом не все в порядке, это не очень заметно». — «Зато мистики нет совсем! — удивляется самой себе Лада. — В моей повести — ни одной ведьмы, ни одной метлы, все реалистично, как в жизни. И хоть один знакомый литератор успел написать, что «скрестить» Лузину и Жадана в одной книге — все равно, что издать под одной обложкой Талмуд и Протоколы Сионских мудрецов, настолько мы непохожи, все же что-то общее в наших повестях есть. Как по мне, они обе о том, что люди зачастую не слышат, не видят и совершенно не понимают друг друга, но при этом умудряются как-то существовать в обществе и друг на друга влиять».
«Я не совсем понял, что с чем сравнили, проводя аналогию с Талмудом и Протоколами Сионских мудрецов, — добавил Сергей, — но она меня не пугает. Читатель волен сам выбирать себе чтиво, и я не согласен с теми людьми, которые, не видев книги, фыркают, отрицают, выносят вердикты... «Палату №7» пока всего человек 10 прочли. Посмотрим, что будет дальше...».
На мой вопрос: «Будет ли продолжение сотрудничества?» писатели не дали однозначного ответа.
«Уговора такого не было, как не существует и контракта, — поделился Жадан. — Этот проект нам был интересен как эксперимент, и теперь любопытно узнать, удался он или нет. А на это нужно время. Хотя, возможно, когда-нибудь я напишу мемуары — о том, как работал в паре с Ладой Лузиной». — «Ты думаешь, я умру раньше? — встревожилась Лада. — Тогда знаешь что? Напиши уже и некролог — лирический, романтический... Нужен же и мне талантливый хороший отзыв!». — «Так я могу и сейчас написать. Был такой литератор Олекса Влызько, который однажды опубликовал в газете некролог о себе, живом и здравствующем: мол, так и так, погиб прекрасный поэт... Знаешь, сколько о нем после этого положительных статей вышло? Все сразу засокрушались, какой талант потеряли...
Умирать, кстати, не столько страшно, сколько обидно: вот ты ушел, и началась движуха, все говорят о тебе возвышенно, пафосно и неискренне, а ты даже оценить это не можешь, ни в разговор вмешаться, ни поспорить... И что, если вдруг не там, где хочешь, похоронят?». — «А где бы ты хотел?». — «У крыльца Харьковского литературного музея. Это мой второй дом последние 23 года, я столько всего там провел, организовал, что уже со счета сбился, даже квартиру купил рядом, через улицу. А в самом музее есть моя комната, где я работаю живым экспонатом: прихожу, сажусь, беседую с посетителями... Там стоит диван, на котором когда-то спал Тычина, а потом я. Может, урночку мою когда-нибудь поставят, кто знает?». — «А я о том, где лежать, еще не думала, — признается Лада, — но памятник себе уже выбрала — вполне рукотворный, на аукционе E-bay. Только он не захотел ехать ко мне аж из Австралии: мол, слышишь, Лузина, рано тебе, живи пока...».

Узнав о трагической гибели сына, Павел КАДОЧНИКОВ сделал то, чего не позволял себе никогда: попросил принести ему прямо на съемочную площадку бутылку коньяка
Олег КАЛУГИН — агент ЦРУ?
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: «Путина повесят на рее (может, ногами вверх — не знаю), но меня повесят, видимо, перед ним, потому что скажут: «Привел его ты»
Владимир ШАХРИН: «Рок-н-ролл — мой бизнес. И этот бизнес неплох...»
Помогите ближнему, помогите дальнему!
Первое, второе и компот
Тоска по Востоку
Бучинской — цветы, Николо — вышиванку!
Ирина МУРАВЬЕВА: «Узнав о награждении «Оскаром» фильма из СССР, партия и правительство отправили в США телеграмму: «Москва в слезах. Не верит»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги