Безвременье временных
Дорогие друзья!
Этот материал никогда не появился бы в прессе (тем более на страницах «Бульвара Гордона»), если бы не шквал ваших писем и телефонных звонков с вопросом: «Почему на Первом национальном телеканале больше не показывают программу «В гостях у Дмитрия Гордона»?».
Моя программа, которую наша творческая группа делает сердцем, душой, кровью и за собственный счет (телеканал не платил за нее ни копейки), выходит уже девять лет. В разные годы ее героями были выдающиеся современники: писатели и поэты, художники и артисты, политики и спортсмены — люди, олицетворяющие эпоху и сами ставшие эпохой. Николай Амосов и Михаил Горбачев, Виктор Ющенко и Михаил Жванецкий, Евгений Евтушенко и Вячеслав Тихонов, Людмила Гурченко и Леонид Кравчук, Станислав Говорухин и Сергей Бубка, Муслим Магомаев и Ирина Роднина, Эдуард Шеварднадзе и Олег Блохин, Юрий Любимов и Владислав Третьяк, Виктор Черномырдин и Пако Рабанн, Ирина Хакамада и Иосиф Кобзон...
Новое руководство Первого национального в лице временно исполняющего обязанности президента телекомпании Василия Илащука письменно сообщило мне, что с 1 апреля моя авторская программа выходить не будет. Я, разумеется, знал, что к этому все идет, потому что на первой же планерке в ранге и.о. бывший диктор и ведущий эстрадных концертов Илащук сказал коллегам, что невзирая на высочайший рейтинг передачу Гордона нужно закрыть, и добавил еще пару фраз, которым наверняка позавидовали бы ведущие черносотенные газеты начала ХХ века и которые заставили присутствующих переглянуться: уж не ослышались ли они?
Предшественники Илащука Игорь Сторожук, Александр Савенко, Тарас Стецькив и Александр Докаленко (люди совершенно разные, симпатизирующие разным политическим партиям и течениям, но профессиональные и высокоинтеллектуальные) понимали: программа «В гостях у Дмитрия Гордона» — прежде всего образовательная, воспитательная. В бездуховном, лишенном национальной идеи обществе, где звездами стали политики, большинство из которых иначе как уродами не назовешь, чрезвычайно важны телевизионные беседы с людьми, добившимися впечатляющих успехов и являющимися моральными, нравственными ориентирами. Очень важно еще и то, что история (даже новейшая, не говоря уже о более давней) жутко переврана, и не учебники, составляющиеся исходя из сиюминутной политической конъюнктуры, а беспристрастные откровения очевидцев дают возможность воссоздать реальную картину событий.
При встрече господин Илащук сказал мне, что моя передача не может выходить на Первом национальном по причине того, что большинство ее героев русскоязычны. «От якщо б ви зробили нацiонально спрямованi, патрiотичнi програми з людьми, якi вiльно володiють українською...». — «С умными, — ответил я, — уже сделал, а с дураками — зачем?». Моими собеседниками, говорящими на красивом украинском языке, были Виктор Ющенко и Леонид Кравчук, Роман Виктюк и Виталий Коротич, Иван Марчук и Иван Драч, но если родившиеся в Киеве Элина Быстрицкая, Михаил Светин и 107-летний художник-карикатурист Борис Ефимов говорят только по-русски — это разве повод не допускать их на украинский телеэкран?
Разве можно лишить многомиллионную зрительскую аудиторию удовольствия от общения с родившимися в Украине и искренне ее любящими Михаилом Жванецким, Людмилой Гурченко, Павлом Поповичем, Василием Лановым, Владимиром Маслаченко, Эдуардом Лимоновым, Анатолием Кашпировским, Романом Карцевым и Леонидом Жаботинским лишь потому, что они не могут свободно изъясняться по-украински? Какая поразительная узость мышления, какая дремучая глупость! И что теперь делать, если только по-русски отвечали на мои вопросы Олег Табаков и Вахтанг Кикабидзе, Борис Березовский и маршал Язов, Геннадий Хазанов и Алексей Михайличенко, Александр Розенбаум и Владимир Этуш, Эдита Пьеха и Валентин Гафт? Не показывать их совсем?
Еще недавно я стоял рядом с нынешними руководителями страны на Майдане, и все мы искренне верили в демократическое развитие Украины, в то, что народ никогда не отступится от своего достоинства и независимости. Когда-то царская Россия выставила себя всемирным посмешищем и пугалом, запретив украинскую речь и культуру Валуевским Циркуляром и Энским указом. Тарас Шевченко, Михаил Грушевский, Владимир Винниченко и другие духовные лидеры нации доказывали, что и на родном языке, и по-русски могут бороться за украинское дело с одинаковым вдохновением, в конце концов, любить Украину можно не только по-украински, но и по-русски, и по-английски... Увы, испуг перед неконтролируемыми теленачальством высказываниями самостоятельно мыслящих людей, часть из которых не владеет нашим государственным языком, оказался недопустимо велик. Мне кажется, с некоторыми горе-чиновниками, бросившими своим хуторянством тень на Президента Ющенко (человека широкого, искреннего и демократичного), приключился очередной приступ провинциализма, уже не раз терзавший украинскую политику и культуру.
Раньше — помните? — коммунистические идеологи часто твердили: «Наш народ этого не поймет», «Народу это не нужно»... Эти зачастую малообразованные люди решали и говорили от имени народа, который в массе своей был умнее и грамотнее многих своих кормчих, и возрождение этих печальных тенденций, на мой взгляд, очень опасно.
Авиаконструктор Антонов создавал уникальные самолеты не для полетов исключительно над Киевской областью, а академик Глушков изобретал компьютеры не для пользования ими в пределах Феофании и Теремков. Важно помнить: культурная самокастрация всегда, особенно в условиях глобализации, приводит к ограниченности всех видов мышления, в том числе политического.
Люди, которые, не умея подняться над собственной провинциальностью, сами себе суживают горизонты, объявляют собственный уровень национальным, всеобщим, но мне (да и не только, наверное, мне) не хотелось бы, чтобы, дорвавшись до начальственных киевских кабинетов, они смогли бы навязать свою ограниченность остальным, унизить нас до своего местечкового уровня. По-моему, стратегическая задача Украины — вхождение в Европу на равных, без скидок на убогость разума.
Сегодня телевидение (не только украинское, но и во многих цивилизованных, развитых странах) находится в руках лавочников — циничных и алчных. Это они пичкают нас дешевыми и бездарными сериалами, они ставят в эфир так называемые «юмористические передачи», вызывающие у нормальных людей не смех, а слезы. Любая власть спит и видит, чтобы оболваненные граждане ни над чем не задумывались, а лучше — чтобы не думали вовсе. Единственное, что лично меня радует, — все эти деятели в отличие от моих собеседников люди временные. Временно исполняющие обязанности...
...Только вот насколько их время затянется?
P. S. Отныне телепрограмму «В гостях у Дмитрия Гордона» вы сможете смотреть ежедневно на телеканале «Киев». Следите за расписанием телепередач!