Александр ЗБРУЕВ: «Читая в архивах НКВД протоколы допросов отца — заместителя наркома связи СССР, я не выдержал и расплакался. К расстрелу его приговорили за 15 минут...»
«СРОК МАМЕ ЗАМЕНИЛИ ССЫЛКОЙ»
— Как по мне, Александр Викторович, зрители любят вас не только за многочисленные актерские достоинства, но прежде всего — за сильное мужское начало. Как вы считаете, это качество приобретенное или гены все-таки сказываются?
В юности у Збруева было прозвище Интеллигент плюс клеймо сына «врага народа». С таким джентльменским набором в Союзе выжить было непросто... |
— Не знаю, за что любят, — не думал об этом, но если за роли, сыгранные в кино или театре, — большое спасибо.
— Ваш отец занимал пост заместителя наркома связи СССР: в 37-м, когда кошмарная сталинская метла мела чуть ли не всех подряд, после возвращения из служебной командировки в Соединенные Штаты он был арестован и вскоре как враг народа расстрелян. Скажите, вы задумывались над тем, почему именно вам выпала такая судьба?
— Дело в том, что она не только мне выпала, — я ее с миллионами людей разделил. По малолетству это просто не понимал, да и знал, честно говоря, немного — тогда все скрывалось. Позже какая-то картина по рассказам сложилась — я ведь отца никогда не видел. Родился уже после того, как его расстреляли, и для меня слово «папа» было чужим, не вызывало никаких эмоций и ассоциаций. Мать заменила всех — она была самым-самым родным, любимым, близким мне человеком.
Совсем недавно меня допустили к архивам НКВД, и когда я взял в руки папку с протоколами допросов отца, мне стало не по себе: за их корявыми строчками явственно проступало его лицо. Кстати, об этом был снят документальный фильм, но не знаю, выйдет он на экраны — не выйдет... Наверное, впервые в жизни я, читая во время съемок эти жуткие документы, не выдержал и расплакался. Пришлось даже остановить работу, потому что от прочитанного меня колотило.
— Там были доносы?
— Разумеется, ну куда же без них, но самое страшное другое... Судили, как было тогда заведено, три человека, так вот, я обратил внимание, в котором часу они начали и когда был оглашен приговор, — на все про все ушло 15 минут. Потом, на суде, от показаний, данных на допросе, отец отказался, потому что...
— ...били?
— Естественно, чтобы заставить человека оговорить себя, энкавэдисты применяли всякие методы воздействия.
— Я где-то читал, что ваши родители познакомились в театре — оба состояли к тому времени в браке, но расстаться было выше их сил...
— К сожалению, вместе они прожили совсем недолго. Когда отца забирали, он успел маме шепнуть: «Знаешь, Тата, если родится девочка, назови ее Маша, а если мальчик — Саша»... Я появился на свет в знаменитом роддоме Грауэрмана, находившемся неподалеку от нашего дома на Арбатской площади. Маму как жену «врага народа» должны были отправить в исправительно-трудовые лагеря, но сжалились и заменили срок ссылкой. Позволили даже меня взять с собой, и я, как теперь понимаю, по сути, спас ей жизнь. Ради ребенка она все это вынесла — в Москву вернулись мы лишь через пять лет.
— Куда вас сослали?
— Под Рыбинск.
— Вы были маленьким, тем не менее какие-то обрывочные воспоминания о том времени сохранились?
— Почти ничего. Помню только двухэтажный барак, в котором мы жили, печь типа буржуйки — вряд ли сейчас знают, что это. Ну (улыбается), пусть почитают в литературе...
— ...если умеют читать...
— Никогда не забуду мамины подзатыльники — она кормила меня овсяной кашей из нечищеной крупы с острыми остюками, застревавшими буквально везде. Я ими давился, но больше есть было нечего, и она заставляла меня глотать ложку за ложкой. (Представляете, несмотря на те детские мучения, я до сих пор овсянку люблю)... Смутно помню воздушную тревогу. Бомбоубежище — обычная землянка во дворе — было затоплено, поэтому все спустились в барачный подъезд. Я сидел на руках у мамы, не понимая, что происходит, а хлипкое строение буквально ходуном ходило. Нас сильно трясло, а где-то высоко-высоко над головами раздавался гул самолета. По небу шарили прожекторы, лупили зенитки: бах-бабах-бах!, и потом по нарастающей раздался надрывный рев мотора — это подбили немецкий «мессер».
Еще помню лирическую вещь. Возле барака рос куст малины, и, ползая как-то под ним, я нашел красную ягодку... Тогда первый раз в жизни малину попробовал.
«НА ШКОЛЬНОЙ ЛИНЕЙКЕ, ПЕРЕД СТРОЕМ, С МЕНЯ СНЯЛИ ПИОНЕРСКИЙ ГАЛСТУК»
— Как же вы вернулись в Москву — ведь у вас там ни кола ни двора не осталось?
С Олегом Янковским |
— До ареста наша семья жила в огромной пятикомнатной квартире. У отца было все: и своя машина, и служебная, но часть имущества конфисковали, остальное разворовали, а квартира стала коммуналкой — в ней поселились другие люди. Слава Богу, одну комнатку выделили моему старшему брату. (Мама у нас одна, а отцы разные, поэтому его не тронули). Женя, которому было тогда 14 лет, остался один в этих стенах среди костюмов моего отца и книг — того, что уцелело от прежней жизни. После возвращения мама, красивая женщина, окончившая актерский факультет, вынуждена была работать контролером на электроламповом заводе...
— Клеймо сына «врага народа» мешало вам жить?
— Долгое время я этого не осознавал, потому что по натуре человек вольный. Мне было хорошо на улице, среди друзей — шпаны, голубятников, — я обожал гитару и дворовые танцы под патефон. Не осознавал еще, что не такой, как все...
...Сколько мне было: 10 или 11 лет, когда в пионеры приняли? Тогда это делали просто: выстраивали третьеклассников, повязывали им красные галстуки, и все дети хором повторяли за кем-то из вожатых дурацкую клятву. Через дней пять, может, раньше, школу опять созвали на линейку. Никто не понимал, что происходит, и я в том числе. Перед строем громко скомандовали: «Збруев, шаг вперед!»... Вместе со мной вызвали еще какого-то парня — к нам подошли и сняли с нас галстуки...
— С детей!
— Я был в недоумении и воспринял это как наказание за плохие оценки, прогулы. Может, думал, они к моим двойкам придрались, но потом мне все объяснили. У нас была замечательная завуч, которая, похоже, тоже каким-то образом пострадала. Она моей маме сказала: «Ну а что вы хотите — такое время».
— Как ни странно, память у людей короткая, поэтому и сегодня не перевелись краснобаи, которые рассказывают, как было хорошо при Союзе, и призывают вернуться к коммунистической идеологии. При этом они забывают, что человека могли за 15 минут приговорить к расстрелу и ни за что ни про что казнить... Хочу процитировать ваше высказывание в одном из интервью: «Люблю ли я свою родину? Увы, безответно. Мы ее любим, а она нас нет — напротив, делает все, чтобы затруднить жизнь, поставить новые проблемы. Я даже не знаю, за что к ней так привязан. Может, за место, где родился и вырос? За Арбат, по которому ходила моя мать, по которому отца повели на расстрел? За друзей, голубей и первую блатную песню? Не представляю, за что еще любить родину, которая только отбирает»...
— (Задумчиво). И это не эмоции.
— Выстраданное признание!
— Пережитое во мне сидит и, по всей вероятности, очень крепко. У каждого ведь своя правда, впитанная с молоком матери, привитая отцом или обществом... Моя вот такая, с горьким привкусом. Это не значит, что нужно распустить нюни, все время горевать и плакать: «Ой-ой-ой, а ведь могло быть совершенно иначе!». Есть все же моменты, от которых я получаю удовольствие, и вещи, на которые стараюсь не обращать внимания. Таким уродился, так уж воспитан...
Конечно, если задуматься глубоко, судьба могла сложиться не так, тем не менее я актер, народный артист России, лауреат Государственной премии и премии имени Станиславского, у меня масса титулов, и получил я свои награды именно за то дело, которое люблю... У меня есть театр, кино, друзья, связанные с искусством, но профессия — только часть жизни, поэтому фанатизм в ней не уместен. Наше бытие многогранно, с нами происходит хорошее и плохое, мы сталкиваемся с любовью и с ненавистью, с предательством и с преданностью, но видеть стараемся то лишь, что согревает, — вот в чем дело...
— Послевоенное ваше детство было, я так понимаю, полубеспризорное — мать не имела возможности за вами присматривать, и формировала вас улица...
— Ну, в общем-то, да.
— Трудно поверить, что вы росли хулиганистым парнем, от учебников сбегали на тренировки по боксу и гимнастике и дважды оставались в школе на второй год...
— Вы очень хорошо все обо мне знаете, и я благодарен за это, хотя... Мне почему-то кажется, что, если зрители артиста и впрямь любят, воспринимают его не столько по эпизодам биографии, сколько по экранным и театральным образам. «Ах, какой счастливый человек!» — говорят они о кумире. Наверное, когда речь идет о профессии, о ролях, это правильно, но есть рядом с нами еще то, что до сих пор царапает, и довольно сильно... Главное — не замкнуться, не озлобиться, не стать злопамятным. Cуществуют все-таки солнце, голубое небо, замечательная литература — да много чего интересного!
«ПЕРВЫЙ СТАКАН ВОДКИ Я ВЫПИЛ В... ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ»
— В годы вашей молодости криминогенная, как сейчас говорят, обстановка в Москве была напряженной — и поножовщины хватало, и бандитизм процветал. После бериевской амнистии возвращались из лагерей уголовники — эти люди наверняка прививали свои порядки, рассказывали о романтике зоны... Вы, рисковый, бедовый парень, боксер, имели в то время контакты с представителями уголовного мира?
Ганжа и Тимохин (Савелий Крамаров). «Большая перемена», 1972 год |
— Конечно, у меня даже прозвище было Интеллигент. Нас считали молодняком, но среди моих друзей и товарищей были сформировавшиеся люди лет под 40, и у многих из них были клички, полученные в местах не столь отдаленных. Эти матерые мужики нас опекали, а мы, случалось, прикрывались их авторитетом.
— Вас не пытались куда-то втянуть?
— Ну, поскольку обитать приходилось рядом с этой криминальной братвой, по лезвию ножа, бывало, ходил, однако Бог меня уберег. Многие ведь очень плохо закончили: кого-то убили, кто-то сел, спился...
— Вы к рюмке не пристрастились?
— Первый стакан водки выпил в... четвертом классе. Может, только потому и не увлекаюсь этим делом сейчас, что в детстве пару раз отравился.
У меня был товарищ по кличке Пиджак — его так прозвали, потому что носил длинные, отцовские, наверное, пиджаки. Мать у него была воровкой, отец — вор, сестра и брат воровали...
— Династия, однако...
— Но это они, а сам он хорошим был парнем, — хулиганистый такой, как все ребята в то время. Вместе мы голубей гоняли, играли в футбол, дрались... Однажды я к нему заскочил (они тоже жили в коммунальной квартире), а на кухне дым коромыслом. Оказывается, к брату, который только вернулся из лагеря, пришли друзья, взрослые ребята. Они сидели все в синих фетровых шляпах, в костюмах и с белыми шарфиками — мода была такая! Еще тогда прохаря носили — это сапоги типа офицерских.
— Яловые?
— Или хромовые, причем чем обувка дороже, тем выше статус... Это были серьезные воры в законе, испытавшие уже не одну отсидку. Они расположились на кухне: там, занимая всю газовую плиту, стояла огромная сковородка, где были перемешаны яйца, помидоры, лук, колбаса, тушенка... Все это бурчало, шкварчало, и запах вкусноты шел одуряющий. Вдруг Пиджак мне говорит: «Пойдем посидим с ними. Парни зовут, хотят на нас, малолеток, взглянуть».
Пришли, мнемся, а они предлагают: «Ну что, ребятки, давайте выпьем!». Опрокинули мы по стопочке, и тут же ложкой с этой сковородки, значит, закусываем. (Вспоминаю, и у меня даже сейчас слюнки текут — вкусно было необыкновенно!). Потом слово за слово, вторая рюмка, третья — в общем, я отрубился...
Проснулся у них в комнате укрытый толстым лоскутным одеялом. Гляжу — уже темно, а начали днем, еще засветло. Они жили на первом этаже, а мы на четвертом — мама обычно из кухни звала меня в форточку: «Саша, домой!». Первое, что я услышал, — ее тревожный голос со двора: «Саша, ты где?». Голова раскалывалась пополам — это что-то ужасное было, но от маминого тревожного голоса стало еще хуже.
«СМОТРЮ — ВОТ ТАКЕННАЯ ПАЧКА ДЕНЕГ! Я И ПРИБРАЛ ИХ...»
— Сами домой дошли?
«Большая перемена»: Ганжа и Нестор Петрович (Михаил Кононов) |
— Нет, конечно, это было немыслимо — помогли... Кстати, насчет помогли... В нашей коммунальной квартире в одной из комнат жил человек, которого уволили из НКВД за... плохое поведение.
— Представляю, что для этого надо было вытворять!
— Он страшно пил и, когда напивался, все время орал, визжал, замахивался на маму. Потом, когда я уже вовсю шпанил, мы с приятелями несколько раз хорошенько его проучили, но я расскажу вам сейчас то, чего никогда и никому раньше... (Могу себе это уже позволить, потому что стал другим человеком).
К соседу часто приезжали родственники откуда-то из колхозов, и вот однажды пришел я к его двум дочкам — хорошие были девчонки, мы очень дружили. Смотрю, у них деньги лежат — вот такенная пачка! Оглянулся (а я тогда уже во дворе хулиганил) — никто не обращает внимания. Раз! — прибрал их к себе и в дверь. Отнес в нашу комнату, положил в стол и как ни в чем не бывало вернулся... Через какое-то время крик слышу: «Где, что, чего? Кто у нас был?». — «Сашка, больше никто. У него!» — и ко мне стучатся. Я: «Да вы что, с ума все сошли? Как бы я мог? Смеетесь?»... Сыграл невинность...
Вскоре пришел старший брат — он уже окончил Щукинское театральное, был актером в Театре Вахтангова. Ему, видимо, о неприятности тут же сказали, поэтому, как только Женя переступил порог, моментально позвал: «Иди сюда!». Я подошел, а он мне как влепит: «Где деньги?». — «Не видел я никаких денег! — кричу. — Жень, ты чего?».
В общем, давай он меня метелить: «Отдай чужое — только ты мог это сделать!». (Знал о моих, так сказать, подвигах на Арбате). Я продолжал отпираться, а потом юрк под кровать. Не долго думая, брат встал на нее ногами — она пружинистая была! — и давай прыгать, чтобы меня достать. Раз — я ору: «А-а-а!», второй — «О-о-о!», третий... Тут уж, короче, не выдержал — вылетел пулей. Он снова: «Где?». — «Там». В результате все до копеечки было возвращено хозяину, но я это к чему веду?
Узнав о моей проделке, мама взяла меня за руку и потащила из дома. «Идем к милиционеру: не хочу, чтобы мой младший сын, которого я очень люблю и которого так ждал отец, стал вором»... Я упирался: «Мама, не надо!»...
...Арбат — небольшая улица, но тогда она считалась правительственной — по ней ездил Сталин. Каждый день проносились кортежи по 12 машин, во всех подъездах стояли охранники (мы называли их воротниками), а она громко говорила: «Вот там человек стоит — сейчас я тебя ему сдам»... Честно скажу: я испугался. Она до такой степени была моим поступком возмущена, что это передалось мне.
— Стыдно было?
С Александром Абдуловым. Когда-то Абдулов инициировал письмо Путину с просьбой защитить артистов от произвола СМИ. Збруев был из тех, кто это письмо подписал: «Если обижают моих товарищей, я, конечно же, заодно с ними» |
— Как вам сказать? Вот когда я отравился водкой — с выпивкой как отрезало. Нет, я пил, но вдрызг не надирался — возникло какое-то самоограничение. С украденными деньгами та же ситуация получилась: многие вокруг воровали, но без меня. И хотя в каких-то предосудительных делах я и участвовал, мог вовремя остановиться. Улица многому меня научила, но я о соседе-энкавэдисте хотел рассказать...
Помню, гоняли мы сизарей, одной ногой я встал на забор и облокотился на крышу, на которой сидели голуби. Хотел поднять птиц в воздух, стал их шугать: «Кши!», а они никак. Тут я неловко повернулся, нога сорвалась, и в нее от коленки почти до паха вошел кол. Кровищи!.. Снизу все сразу отнялось, идти не мог. Ребята помогли доскакать до подъезда, лифтеры — была раньше такая должность — подхватили под руки... Доставили кое-как...
Звоню в дверь и с порога: «Мам, как я упал, как мне больно!». Вызвали врача, и вдруг наш ненавистный сосед — звали его Василий Гаврилович — поднял меня на руки и с четвертого этажа понес в карету «скорой». Не медицинская бригада, а он! Понимаете, что в человеке сидит? Вот он на маму замахивался, крыл меня матом, но когда увидел...
— ...что пацану плохо...
— ...совершенно неожиданно себя повел. В каждом человеке все есть: и хорошее, и плохое — во всех нас 33 молодца сидят. Окружающим кажется, что ты такой или сякой, но порой мы и сами не знаем, как в экстремальной ситуации себя проявим.
— Думаю, стать актером вам было легче, чем тем, кому выпали спокойные, безветренные детство и юность: вы многое испытали, разные повидали характеры и уже понимали, какие бывают люди...
— А знаете, мне это иногда мешает. Ощущение, что я очень тонко чувствую человека и вижу его плюсы и минусы, может, ошибочное, и когда на репетициях мы прибегаем к каким-то ассоциациям, это не значит, что я все время прав, совсем нет! Берясь за новую роль, актер всегда отыскивает в себе краски для создаваемого характера, образа, так вот, мои ассоциации бывают порой совершенно не схожи с теми, что существуют у моих партнеров.
Да, безусловно, у каждого есть свои комплексы, неурядицы, но мое неблагополучие может не совпасть со сложностями и проблемами партнера по сцене, а его благополучие, не исключено, покажется мне таким же куцым, как мизинец по сравнению с указательным пальцем. Поэтому мне бывает порой сложно, тем не менее в итоге мы все утрясаем и притираемся друг к другу, поскольку цель одна — достичь хорошего результата.
— Не каждому, согласитесь, актеру удается сыграть такого всеобщего любимца, каким стал ваш Ганжа из поистине народного фильма «Большая перемена»...
— Народное кино, Ганжа... Я, например, больше горжусь — или не горжусь, не знаю, но мне больше нравятся такие фильмы, как «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Бедная Саша» или «Ближний круг» Андрона Кончаловского, где я сыграл Сталина. Удачей считаю также картину «Одинокая женщина желает познакомиться». Ее и «Автопортрет неизвестного» мы снимали здесь, в Украине, с замечательным режиссером Вячеком Криштофовичем, а потом «Храни меня, мой талисман» и «Филер» — с Романом Балаяном. Это два прекрасных человека и режиссера, и я уверен: каждый артист от общения с ними получил бы огромное удовольствие. Да, мы сейчас разделились: у нас и у вас разные студии и привязанности, тем не менее актер — профессия интернациональная, поэтому, я надеюсь, мы еще не раз встретимся.
«Я КАК УСЛЫШАЛ, ЧТО АМЕРИКАНЕЦ ЗА РОЛЬ БЕРИИ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ ПОЛУЧИЛ, ЧУТЬ НЕ РУХНУЛ»
— Вы очень много снимались в советском кино, а затем наступило безвременье, когда всенародно любимые мастера бедствовали и пополняли ряды безработных. Вас, слава Богу, чаша сия миновала. Интересно, а Сталина вы играли с ненавистью к нему за все, что произошло, в частности, с вашей семьей, или попытались от этих чувств абстрагироваться?
Александр Збруев — Дмитрию Гордону: «Мы сейчас разделились: у нас и у вас разные студии, привязанности, тем не менее актер — профессия интернациональная, поэтому, надеюсь, мы еще встретимся» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— Нет, здесь как раз вступает в силу профессия. Передо мной образ, охватить который почти невозможно. Есть, разумеется, внутреннее отношение к «кремлевскому горцу», но это не значит, что все воспримут его как объективное. У каждого человека восприятие истории свое, и поэтому... Я вам такой пример приведу. Когда-то в нашем театре актеру, который воевал и был удостоен боевых наград, предложили в каком-то спектакле роль фашистского офицера. Он отказался: мол, играть его не могу. Лично я думаю, этот человек не прав, потому что есть профессия...
— ...и все остальное значения не имеет...
— Да, если следовать его логике, то не надо браться за роль Отелло, который задушил Дездемону, нечего «Братьев Карамазовых» ставить, «Преступление и наказание», где Раскольников убил топором бабушку, и много чего еще. Сцена — это все-таки нечто другое.
— Критики утверждают, что Сталина вы сыграли по-новому: глубже, проникновеннее — в общем, едва ли не лучше всех... Согласны?
— Не думаю, что лучше, но, вообще-то, сейчас роль «отца всех народов» стала расхожей. Вдруг такое количество Сталиных проклюнулось — просто удивительно! В Советском Союзе на роли вождей утверждал не просто художественный совет киностудии или театра — кандидатуры претендентов рассматривали на очень высоком уровне, поэтому Лениных, кстати говоря, было не так много: Смирнов, Штраух, Щукин... Ну, может, еще кого-нибудь вспомним.
Сталина играл Михаил Геловани и еще пару человек — все, а сегодня похож-не похож, так ты думаешь или нет — давай!
— Заманчиво такую историческую фигуру в кино воплотить?
— Еще бы! Моя роль, например, сама по себе небольшая, но в мире значимость этой личности велика, поэтому в титрах (а картина была американская, по-английски называлась «Dinner cercle») отдельной строкой написали: «В роли Сталина — Александр Збруев».
— Кончаловский снимал этот фильм в США, где артистам платят совершенно иначе. Это на ваших заработках отразилось?
— Конечно. То, что получают русские актеры здесь и в Голливуде, — небо и земля, я даже не могу подсчитать, какую часть американских гонораров составляют наши. Помню, к актеру Бобу Хопкинсу, игравшему Берию, подошел Кончаловский. «Слушай, — сказал, — мы сейчас снимем Сашу, маленький кусочек буквально, а потом тебя. Посиди, потерпи немножечко». Он в ответ: «Почему бы не потерпеть, если я у тебя миллион долларов получаю?». Услышав эту фразу, я чуть не рухнул (смеется), потому что мне заплатили... Ну не буду уточнять, сколько, — это был мизер, другое дело, что доллар тогда уже стал входить в наш обиход и коллеги мне позавидовали: надо же, куш отхватил!
— Полное нарушение субординации: Берии — миллион, а вам, Сталину, — ерунда. Безобразие...
— Дело даже не в субординации, а в самой роли, ее значимости и чисто физической занятости исполнителя... Переводчики с нашей стороны, еще кто-то из помогавших эту картину делать подсказывали мне: «Саша, любую сумму озвучь», но у меня не повернулся язык, мы по-другому воспитаны. В результате, когда продюсер сказал: «Мы тебе будем платить столько-то», я почесал затылок и согласился: «Ну ладно, давайте так».
«ТОЛЬКО В НАШЕМ РЕСТОРАНЕ МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ БЛЮДА «МОНТИРОВЩИК ВАСЯ» ИЛИ «ЗАХАРОВ-ФИШ»
— Из-за финансовой нестабильности многие прекрасные актеры вынуждены размениваться на сериалы, низкопробные боевики и рекламу — чтобы отказываться от ходульных ролей и сниматься только там, где хочется, надо твердо стоять на ногах. Признайтесь: именно потому вы открыли свой ресторан «ТРАМ»? Кстати, раньше эта аббревиатура расшифровывалась как Театр рабочей молодежи, а какой смысл вы вкладываете в нее сегодня?
Одной из самых красивых актрис советского кино Валентине Малявиной выпала страшная судьба |
— ТРАМ — это Театральный ресторан актеров Москвы: в старые буквы мы влили новый смысл. (Наш театр, между прочим, так когда-то и назывался — «Ленкомом» он стал позднее). В этом созвучии что-то есть — вот мы на нем и остановились, но я только номинально числюсь там основателем: на самом деле все сделал товарищ, в ресторанном деле профессионал. Забавно, но он тоже учился не этому: окончил университет, знает четыре языка (один из них очень редкий, восточный). Сменить поприще его заставило время — оно изменилось, и человек понял, что в бизнесе добьется куда больших благ.
Меню в «ТРАМе» придумал ленкомовский драматург и известный писатель Дима Липскеров: только в нашем ресторане можно попробовать блюда «Трофей Мюнхгаузена», «Третий акт», «На дне», «Монтировщик Вася», «Захаров-фиш»...
— Благодаря этому бизнесу вам удалось добиться хоть относительной независимости?
— Понимаете, профессия есть профессия, и на первое место я ставлю, конечно же, кино и театр, хотя иногда довольно-таки горько наблюдать за тем, что там происходит. Меня часто приглашают в какие-то многосерийные фильмы, звонят и говорят: «Знаете, мы будем снимать 150 серий. Я: «Ско-о-олько?». — «Да вы не волнуйтесь, процесс налажен». — «Нет, — отвечаю, — я и на 12-то серий еще подумаю, соглашаться ли: не потому, что такой хороший, а потому, что у меня свое отношение к «мылу». Вот когда «Семнадцать мгновений весны» снимали, там были люди, характеры, что-то новое. У меня тоже были, по сути, малые сериалы — «Большая перемена», «Батальоны просят огня», но это же фильмы, а как нынешнюю дешевку назвать? Я вот смотрю сейчас: даже очень хорошие серьезные актеры, участвуя в ней, теряются — их будто изнутри что-то растаскивает, размывает, и потом... Каждую неделю на экраны выходит, ну скажем, по пять новых сериалов, а в телевизионной программе их около 20-ти: на первом канале, втором, третьем...
— Безумие!
— Поэтому, даже если в основу, скажем, 10-серийной картины положена хорошая история, я, если честно, не верю, что человек может посмотреть ее от начала до конца — за редким исключением. А ведь актер ждет какой-то ключевой сцены, где можно выговориться, что-то из себя выбросить. Ему хочется, чтобы зрители поняли, за что он или против чего, но я не уверен, что эту сцену увидят.
— Вы смотрите такие модные фильмы, как «Ночной дозор», «9-я рота»?
Збруев женился на Малявиной, когда ей не исполнилось еще и 18-ти, поэтому за разрешением обращаться пришлось в исполком |
— Исключительно для того, чтобы как-то сориентироваться и понять, что происходит сегодня во времени нашем.
— И что же в нем происходит?
— Очень много печального в кинематографе, очень и очень! С другой стороны, русская земля постоянно рождает великих артистов, и актерская школа, которая, я считаю, еще не погибла, но может пропасть, все-таки проявляется. Редко, от силы раз в пять лет, но все-таки, и совершенно не оттуда, откуда ты ждешь, возникают «Возвращение» Звягинцева или «Остров» Лунгина, о котором мы столько сейчас говорим. Увы, такие картины можно пересчитать по пальцам, тогда как дерьма на экраны выходит огромное множество.
Почему, например, я говорю о школе? Потому что лет шесть назад мне предложили курс ГИТИСа, который я взялся вести — хоть это и громко сказано — как мастер курса (конечно, вместе с другими педагогами). Во мне сидит боль за людей, которые готовятся стать артистами, — они оканчивают актерскую школу, но параллельно другие ребята выходят из стен Щукинского училища, Щепкинского, института культуры... Ежегодно диплом артиста получают человек 300, а что потом? Идут в эти расхожие сериалы, где все герои на одно лицо и повторяется одна и та же история...
— Бесконечные «Зита и Гита»...
— Да, и вот тут становится страшновато. В общем, когда выпустили курс, мне предложили снова заняться преподаванием, но я отказался. Нет, участвовать в этом не буду!
— Вы — один из актеров, подписавших знаменитое письмо Путину с просьбой защитить их от произвола средств массовой информации. В чем суть ваших претензий к журналистам?
— Ну, я вообще-то из солидарности это сделал, хотя и понимаю: изменить ничего нельзя. Профессия журналистов строится на том, что они выискивают, выковыривают из личной жизни какие-то случаи, на которые так падка публика. Во всем мире существуют определенного рода газеты, журналы, и если обижают моих товарищей, я, конечно же, заодно с ними, однако... Думаю, актерские протесты не помешают некоторым вашим коллегам продолжать заглядывать в замочные скважины и публиковать неправдивые сведения. На таких вещах держится немалая часть журналистики, и какие бы законы ни принимали, ограничить СМИ в этом практически невозможно.
«ИЗМЕНА ЖЕНЫ НЕ БЫЛА ДЛЯ МЕНЯ ДРАМОЙ — Я И САМ ЕЩЕ НЕ НАГУЛЯЛСЯ»
— Ни в коем случае не посягаю на ваше право на частную жизнь, но не могу не задать несколько щекотливых вопросов... Первой вашей женой была Валентина Малявина — одна из самых красивых актрис советского кинематографа. Вы, если не ошибаюсь, учились в одной школе?
С актрисой «Ленкома» Еленой Шаниной Александра Збруева связывают многолетние отношения |
— Совершенно верно, я старше ее где-то на год-полтора. Мы жили в одном квартале...
— Дети Арбата!
— Да, и когда Валя, красивая девочка с какими-то бездонными глазами, шла по улице, прохожие оборачивались ей вслед. Так же, как сейчас, бывает, парни шеи сворачивают, чтобы посмотреть на стройные ножки...
— По свидетельствам современников, девчонки на вас тоже засматривались...
— Конечно, засматривались.
— А чем вы Малявину покорили?
— Покорил, пленил, завоевал — об этом я не задумывался. Мы поженились, когда Вале еще 18-ти не было, так что пришлось обращаться за разрешением в исполком. Моя мама, на которую она была очень похожа, к ней прикипела душой и взвалила на себя все хлопоты по хозяйству... Конечно, очень жаль, что Валентине такая страшная судьба выпала. Начинала она превосходно, актрисой была талантливой, но вот видите... Что-то над всеми над нами есть, принуждающее рулить в ту или иную сторону.
— Говорят, Малявина была роковой женщиной...
Внебрачной дочери Збруева и Шаниной Татьяне уже 15 лет |
— Да, это так. Конечно, от человека тоже зависит многое. Наверное, рядом с ней не оказалось мудрого друга, который вовремя мог бы одернуть, увести от того, что в дальнейшем произошло.
— Артисты вашего поколения утверждают, что ваш брак распался из-за ее измены, и для вас это была огромная драма...
— Не было никакой драмы, потому что я и сам тогда еще не нагулялся. Ну сами судите: уже на четвертом курсе начал сниматься, вокруг вились девчонки... К счастью, крыша у меня не поехала...
Мне кажется, каждый человек в своей жизни проходит определенные периоды, и от них никуда не деться — абсолютно. По малолетству одни проблемы: скажем, в 13-14 лет ребята начинают курить, позже возникает другое. Молодые люди испытывают, что такое женщина, узнают, что значит нравиться-не нравиться, начинаются какие-то поиски — я говорю о бытовых коллизиях, причем падки мы на вещи неположительные, забрать норовим то, что плохо лежит...
— Отрицательное притягивает больше...
Людмила Савельева — Наташа Ростова. «Война и мир», 1968 год |
— Да, но, по всей вероятности, у человека должны быть мозги, а они в это время не сформировавшиеся... Что к чему, начинаешь понимать позже.
— За убийство актера Станислава Жданько, с которым Малявина жила, она была осуждена на девять лет. Ее амнистировали спустя пять лет, когда повторная экспертиза установила, что Валентина не наносила смертельный удар ножом, — Станислав это сделал сам, чтобы ее попугать... После пережитого актриса стала жутко пить, практически ослепла, а вдобавок мошенники отобрали у нее двухкомнатную квартиру. Ситуация просто кошмарная... Малявина — я об этом читал — очень хорошо о вас отзывалась, тепло вспоминала ваш брак, годы страстной любви. Скажите, когда вы последний раз ее видели? Вас, человека верующего, не тянет встретиться с ней, поговорить, чем-то помочь?
— Когда она освободилась, я очень скоро ее увидел. Валя пришла к нам в театр, я устраивал ее на какие-то спектакли... Потом, правда, она исчезла, у нее началась какая-то своя жизнь, но с тех пор столько воды утекло...
После меня у нее был один муж, затем второй, третий, четвертый и пятый, она металась между Театром Вахтангова и «Ленкомом» — там много чего было. Я за ней не следил, пока она не попала в такое горе, выкарабкаться из которого трудно. У нас есть общие друзья: по возможности через них я старался облегчить ей существование, но мои усилия ничтожны по сравнению со страданиями, которые она испытывает.
— 40 лет вы живете с очаровательной Людмилой Савельевой, сыгравшей роль Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», который получил «Оскар». Потрясающая актриса, удивительно красивая женщина... Легко ли двум звездам вместе? Нет ли взаимной ревности к успеху, к поклонникам?
Вот уже 40 лет Александр Викторович состоит в браке с Людмилой Савельевой |
— Вот с Валей Малявиной что-то такое, наверное, было. Я стартовал с главной роли, потом Тарковский снял ее в «Ивановом детстве»... Это был небольшой кусок, но замечательный — в нее, по-моему, все влюбились. Затем Валей увлекся Паша Арсенов — режиссер, снимавший короткометражный фильм «Подсолнух». Она приняла его ухаживания: ну какая тут может быть семья? Исключено! Со мной тоже что-то бурное происходило...
— Да, страсти, как я понимаю, кипели еще те...
— Это один из этапов, который нужно было пройти, но оттого, что и я, и она из одной картины переходили в другую, а кроме того, играли в театре, все это шло сплошным потоком и какие-то бытовые вещи уходили на задний план. Я пропускал их мимо себя, в какой-то момент не это для меня было главным. Только потом, через какое-то время, начинал понимать, что тут вот ошибка, и здесь, и там, но жизнь мчалась дальше.
— Я вам задам вопрос, на который, если не хотите, не отвечайте... Одно время газеты писали о том, что у вас есть внебрачный ребенок от Еле...
— (Перебивает). Я понял, о чем вы, и сразу же вас остановлю. Согласитесь: есть глубоко личные вещи, которые...
— Видите, я постарался быть деликатным...
— И спасибо вам за это большое! Мой принцип — на такие публикации не реагировать, поэтому отвечать, извините, не буду... Каждый, в конце концов, трактует эти вещи по-своему, и я не хочу, чтобы кто-то тыкал потом в меня пальцем: «А! О!»... Не хочу, понимаете? Ради Бога (разводит руками), простите меня, пожалуйста.
«МЫ ВСЕ, ВООБЩЕ-ТО, НЕ АНГЕЛЫ»
— Александр Викторович, в вашем прекрасном театре очень много актеров-звезд, но наиболее ярко мужское начало проявилось, на мой взгляд, у двух: у вас и Николая Караченцова...
С Александрой Захаровой в ленкомовском спектакле «Ва-банк» |
— Ну вообще-то, мы все не ангелы...
— Имею в виду ту энергетику, которая пробивает через экран, и когда с первого взгляда видно: это настоящий мужик...
— По-моему, вы обидели Олега Янковского, Сашу Абдулова...
— Говорю прежде всего о своем ощущении... Увы, с Николаем Караченцовым нынче большая беда...
— (Вздыхает).
— Сегодня хоть слабая надежда на то, что он сможет снова выйти на сцену, есть?
— Об этом ничего сказать не могу — знаю только, что беда продолжается и будет еще длиться долго. Дай Бог этому удивительному талантливому человеку, который так много сделал, здоровья! Мы его ждем, надеемся...
— Слышал, что иногда ночью вы садитесь в машину, катаетесь по Москве, подвозите случайных людей. Зачем?
— Отпираться не буду, хотя однажды из-за своей откровенности пострадал. Рассказал журналистам об одном ночном приключении, а потом в интернете появился заголовок: «По ночам Збруев развозит проституток».
— А что, действительно пришлось этим промышлять?
— Понимаете, какая штука... Человек только заикнулся о чем-то, и его сразу — бах! — под дых бьют. Я вообще люблю ездить ночью, когда мало машин, дорога свободная. Включишь радио, поставишь какую-то музыку... Обычно я никого не подвожу, потому что прекрасно чувствую себя в одиночестве — мне нравится спокойно смотреть на притихшую Москву, заезжать в переулки, но как-то, увидев вдоль трассы девочек-проституток, остановился...
— Исследовательский интерес?
— Просто любопытно было. Я долго ездил, часа полтора-два, а они все стоят. Попросил «мамку»: «Девчонку посадите со мной», — буквально так. «А вам какую?». — «Да мне неважно — какую дадите». Ну, одну кликнули, и она плюхнулась на сиденье рядом.
— Узнала?
— Первый вопрос был: «Ты Збруев?». Туда-сюда, перебросились несколькими фразами, и я начал потихоньку расспрашивать ее о жизни: почему, откуда? Час мы по Москве колесили, а она все недоумевала: куда это я? Повезу ее куда-нибудь или нет? Потом я вернул пассажирку на то место, откуда взял. «Сколько?» — спросил «мамку». Она сумму назвала, я отдал деньги и дальше поехал.
Ну и еще случай был. Как-то вижу — стоят девочки. Одну подозвал: «Садись, рассказывай». Сначала она стеснялась, а потом такие подробности выдавать начала: о парне, с которым встречается, о том, почему стала собой торговать... Об этом можно запросто написать книгу, причем история не будет банальной...
P. S. Автор благодарит мецената Виктора Пинчука, пригласившего театр «Ленком» в Киев, благодаря чему, собственно, и состоялась наша с Александром Збруевым встреча.