Кинопродюсер Марк РУДИНШТЕЙН: «Абдулов все время врал — женщинам, окружающим, — абсолютно не думая, что после него останется, а осталось одно — выжженное поле»
(Продолжение. Начало в № 20)
«ВСЯ СТРАНА, ВЕСЬ МИР ЗНАЛИ, ЧТО ФЕСТИВАЛЬ В СОЧИ - ЭТО ТОТ, ГДЕ ДЕПАРДЬЕ С УНИТАЗА СВАЛИЛСЯ»
- На «Кинотавре» - я возвращаюсь к нему - атмосфера свободной любви, говорят, господствовала...
- Да слава Богу, что она была, и мне не нравится, когда сегодня какая-нибудь, не хочется употреблять глупых слов, журналистка-профурсетка начинает писать, что «наконец-то на фестивале...». Хотел даже принести фотографии с последнего «Кинотавра» и сравнить их с теми, что сделаны на предыдущих. Я уж не говорю о лицах - есть, разумеется, новые, но чаще всего один к одному: те же картинки, тот же бассейн, те же радостные физиономии после какой-то, может, выпивки или чего-то другого, и когда пишут, что вот наконец-то «Кинотавр»...
- ...очистился...
- ...что теперь он не пьет и смотрит кино, разбирает досада. Он и тогда смотрел, и сейчас это делает, и тогда были свои Ефремовы и Башировы, чьи загулы создавали - да, создавали! - особую атмосферу «Кинотавра», и сейчас они есть. Многие могут сказать: «Это пьянство», - а я утверждал, что это колорит фестиваля: так же как история с Депардье, который напился, упал с унитаза...
- ...и умер?..
- И вся страна, весь мир знали, что фестиваль в Сочи - это тот, где Депардье с унитаза свалился: ну что тут плохого? Я, кстати, первый, когда взломали дверь, вошел в номер - он лежал головой вниз, а задницей вверх.
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Единственным, кого я увидел на пляже, был Жерар Депардье. Французский колосс сидел за столиком - у меня на глазах он выпил полный бокал вина и вошел в море прямо в костюме и сапогах. Я тут же вызвал охрану, мы его отловили и отвели в номер. Положили на постель в одежде - вес у Депардье солидный, раздеть не получилось. Хорошо бы, проспался до вечера...».
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Я подошел к номеру и постучал: никакого ответа. Пришлось просить портье открыть дверь.
...Депардье лежал на полу ванной комнаты лицом вниз и не подавал признаков жизни. «Ну, вот и все», - пронеслось в голове.
![]() |
| Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
Заставить себя приблизиться к распростертому телу я не мог, поэтому сказал охраннику:
- Посмотри, что с ним.
Тот наклонился и потянул носом:
- Пьян в стельку!
Благодарю тебя, Господи!..
- Срочно вызывайте «скорую» - его надо привести в чувство. Депардье должен быть на открытии!
...И он был. С бокалом собственного вина в руке Жерар позировал фотографам. Молодец, оклемался - не зря его называют «французским дубом».
- Насколько я помню, именитый француз все время ходил...
- ...со стаканом. Он уже хорошо подшофе приехал, еще и свое вино привез, а прилетел в Сочи с Жаком Аттали - в свое время это был второй во Франции человек после Миттерана, президент Европейского банка реконструкции и развития: мы у него в Париже потом гостили...
- Слава Богу, что не у Стросc-Кана...
- (Смеется).
Из публикации в журнале «Караван историй».
![]() |
| На «Кинотавре» Жерар Депардье не расставался с бокалом. «Он уже хорошо подшофе приехал, еще и свое вино привез...» |
«После обеда я спустился вниз встречать Депардье - прилетел он вместе с директором Европейского банка на частном самолете. Сначала в фойе втащили несколько здоровенных ящиков. «Это куры и вино, - сообщила помощница Неля, - с его фермы».
Владелец ящиков вошел следом с бокалом в руке - огромный, энергичный и уже хорошо навеселе: так же, не выпуская бокала, он прогулялся по берегу. Мы бежали за ним с бутылкой: Депардье требовал подливать ему вина, а потом наконец отбыл в номер - отдыхать».
- Жак Аттали привез на «Кинотавр» 500 французов - целый чартер, а Депардье на личном самолете доставил, и когда он понял, что этого актера, если тот еще час на фестивале пробудет, мы можем действительно потерять, быстро погрузил его на борт и увез.
Мне ставят в вину даже то, что об этом рассказываю... «Господа, - отвечаю, - прочтите, что вы пишете о себе»: рядом с моими невинными откровениями публикуются вещи, описывать которые я даже мысли не допускаю.
Понимаешь, они почему-то вбили себе в голову, что я свой, но я 150 раз во всех интервью говорил: «Ребята, вы же в самом начале признавались, что не знали, откуда я пришел. Вы ждали, что «новые русские» перебесятся, а я уверял вас - не перебесятся...
- ...и не «новые русские»...
- ...а старые евреи. Версия, будто я написал книгу, потому что они не приняли меня в свое общество и я разозлился, выеденного яйца не стоит. Куда они меня не приняли? - я через пять лет не знал, как оттуда уйти, еще через 10 с ними, наконец, попрощался, и не моя вина, что люди, которые хотели взять фестиваль, оказались крымскими бандитами.
- Да?
![]() |
| Леонид Ярмольник, Станислав Говорухин и Марк Рудинштейн. «Фестиваль — это корабль, на котором время можно проводить в свое удовольствие» |
- Эта история имела продолжение на XX фестивале, где мне вручили специальный приз «Отцу-основателю «Кинотавра» за выдающийся вклад в развитие российской киноиндустрии». Там в конкурсе была картина, посвященная этому бандиту, - ты представляешь, - а свою жизнь он мне рассказывал, когда хотел фестиваль взять. Получилось так что, задумав «Кинотавр», я сначала приехал выбирать место в Ялту - тогда еще Советский Союз был.
- Ялта получше, мне кажется, Сочи...
- Согласен, и вот через восемь лет я их не узнал - может, потому что в нервной обстановке знакомился. Меня же тогда привезли в Ялту, и какой-то человек по фамилии Коваленко сказал: «Мы с самым главным сегодня тебя познакомим». Им оказался известный в Украине Воронок (Сергей Михайлович Воронков, вице-президент Союза предпринимателей Крыма, депутат Симферопольского горсовета, член Партии экономического возрождения Крыма и последний лидер ОПГ «Сейлем». - Д. Г.). Сначала меня отвели на банкет, где я видел, как Воронок хлопает по плечу мэра Ялты и говорит официантке: «Мэр должен хорошо кушать, а решают вопросы серьезные люди». Все (обводит вокруг рукой): га-га-га! - а потом меня посадили в машину и увезли куда-то в горы...
- ...«парня в горы тяни, рискни»...
- ...а это 90-е - ты помнишь, какое было время. Приехали уже ночью: высоченный забор, охранники с автоматами. Ворота раздвигаются, машины въезжают, внутри бассейн, вокруг него обнаженные девушки... Увидев все это, я тихо сказал: «Немедленно отвезите меня обратно».
![]() |
| Продюсер Михаил Ширвиндт с телеведущей Юлией Бордовских на «Кинотавре». «Они были так влюблены, что просто светились от счастья, и я, сентиментальный дурак, проболтался об этом одной ушлой журналистке, напрочь забыв, что Миша давно и прочно женат» |
«АДАБАШЬЯН ЗАХЛЕБЫВАЛСЯ В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ, ТАК СКАЗАТЬ, ВЫПИВКЕ - ЭТОГО КИНОДЕЯТЕЛЯ Я ТРИЖДЫ С ТОГО СВЕТА ВЫТАСКИВАЛ»
- Не понимаю - вам не понравились обнаженные девушки у бассейна?
- Да, не понравились - я понял, куда попал (до этого только в американских фильмах такую мафиозную ситуацию видел).
Меня повели к Воронку в баню. Тот осоловелый лежал, а человек сзади говорит: «Он хочет уехать». Дальше (вот ни слова не вру!), пять минут я стоял в раскаленной сауне (правда, с открытой дверью), а он смотрел на меня и думал, наверное... Или, вообще, не думал... Не знаю, потому что прочесть что-то в его взгляде в полутемной сауне я не мог.
- «Вот сука!» - мысль у него, наверное, проскочила...
- Пять минут Воронок решал, что со мной делать, и когда процедил: «Отвезите его», я записал эту дату в своей памяти, как второй день рождения после тюрьмы. Бежал я из Крыма сломя голову, а через восемь лет в Москве появился «Ялос банк», и меня опять кто-то зовет. Я тогда снова метался, искал на развитие фестиваля деньги... Пришел и узнал человека, который знакомил меня с Воронком (того уже посадили), и он абсолютно искренне стал предлагать мне помощь, рассказал, что у него инвестиционная группа хорошая. Я всю команду собрал, и он всех нас учил жить, объяснял, как надо снимать кино... Вот пробы негде ставить - имею в виду по части образованности и всего остального: накачанный такой, здоровый, но менеджер.
Короче, они уже финансировали 10-й «Кинотавр», который я объявил для себя прощальным, пообещав передать им бразды правления прямо во время фестиваля, уже Матвиенко общалась с ним на переговорах... Он закрыл ресторан у бассейна и сидел там один, а журналисты бесились, потому что у меня в этом месте всегда пресс-конференции проходили.
- Хороший сюжет для кино...
![]() |
| С экс-губернатором Санкт-Петербурга, ныне председателем Совета Федерации России Валентиной Матвиенко |
- Вот все это в картине, которую они привезли, и было. Как этот фильм взяли на фестиваль, для меня остается загадкой, хотя нет, отгадку я знаю, но дело не в том. Жизнь такая смешная, да? - эти же люди появились на 20-летии фестиваля.
...Атмосфера свободной любви? Лично я всегда был и за свободу, и за эту самую атмосферу...
- ...и за любовь...
- А знаешь, когда структуру «Кинотавра» придумал? Во время путешествия на теплоходе «Тарас Шевченко» из Владивостока до Филиппин без захода в какой-либо порт. Мы выходили из 20-градусных морозов и попадали в 40-градусную жару - это были 24 сумасшедших дня, которые я провел вместе с кооператорами и командой «Взгляд». Там были тогда Любимов, Листьев, Захаров, Политковский, Мукусев - они разводили кооператоров, которые чуть ли не сформировали в море независимое правительство страны. Я уж не говорю о том, что все эти денежные люди с собой в путешествие взяли не жен, а, так сказать...
- ...сестер...
- Да - это было зрелище! Я вдруг понял: когда человек уходит в круиз один, у него возникает ощущение, что прежняя жизнь осталась там, а здесь все только начинается - за эти 12 или сколько там дней можно влюбиться, развестись, что угодно сделать. Таким же и «Кинотавр» получился, и когда я его придумал, он вдруг напомнил мне тот корабль, а поскольку фестиваль шел две недели, я понимал, что люди, которые на него приезжают, волей-неволей оказываются отрезанными от остального мира... Тем более что мир тот в 91-м году был ужасный...
![]() |
| Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский познакомились на «Кинотавре» в гостиничном лифте. «Андрей мне потом сказал: «За нее я тебе памятник должен поставить», а затем подставил меня» |
- ...мрачный...
- ...со множеством неразрешимых проблем. Актеры практически не снимались, для них было счастьем 14 дней не платить за ресторан, за то, за се, а просто встречаться, общаться любить. Они теперь говорят, что я стремился в их общество... «Я сделал все, - отвечаю, - чтобы ваше общество помирилось!», а когда цель была достигнута, хотел уйти. «Ребята, - воскликнул со сцены, - скажите спасибо и отпустите. Я не прошу от вас никаких компенсаций, я же не скряга и старые счета предъявлять не собираюсь... Я никогда не лез к вам домой, никогда вашей дружбы не добивался».
Повторяю: сообщество, которое развернулось ко мне изнанкой, было для меня абсолютно не интересно с той точки зрения, чтобы вместе прийти в ресторан, побеседовать за чашкой чая. Оказалось, что есть много других людей, общаться с которыми гораздо увлекательнее, потому что это, как говорил покойный Янковский, - змеиный клубок единомышленников.
- Уж он-то все понимал...
- Да, и когда Адабашьян пишет, что Рудинштейн стремился в их круг и он, этот мерзавец, за то, что мы его не приняли, отомстил, мне гадко читать...
- Он же, я знаю, пил сильно...
- Да захлебывался в своей собственной, так сказать, выпивке - не хочу другое слово употреблять. Я его, этого кинодеятеля, трижды с того света вытаскивал - три раза! - и вот, получил... Хотел и ему сказать: «В этот мир я стремился? Да я не знал, как оттуда вырваться», хотя, повторяю, самое большое счастье в моей жизни - это 16-20 лет работы со многими людьми, которые сделали, я считаю, для меня столько, как никто. Плохого слова ни о ком из них я не скажу и, когда книга выходить будет, специально перечислю живых и мертвых, ради кого эти годы жил, и если попались на моем пути три-четыре человека с гнилым нутром, то ведь не только мне с ними пришлось иметь дело. Все, что я написал, в конце концов, было обнародовано до меня, и это их бесит.
- Они же думали, вы свой...
- Знаешь, в Израиле и вообще на Западе существует строгая иерархия: люди приглашают к себе домой только равных по материальным возможностям. Вот есть у тебя квартира - ты позвал человека к себе, а завтра он тебя, но если ты не имеешь виллы, тот, у кого-то она есть, никогда тебя не пригласит, даже среди близких людей это не принято. Придерживаюсь такого правила и я, а у меня никогда не было ни дач, ни особняков... Самое большое мое достижение по сей день - двухкомнатная квартира.
![]() |
| С Олегом Янковским. «Я понял, что имею дело с обычным, пострадавшим в советское время актером, для которого слова «Родина» и «духовные ценности» никакого значения не имеют» |
- По сей день?
- Да, ни на что другоое не заработал... Я был счастлив от передвижения по миру, от того, что меня знали, что занимаюсь любимым делом, и даже когда стало уже невмоготу, когда после каждого фестиваля надо было ложиться в больницу, потому что эти... как пиявки, выпивали из меня кровь, все равно я был счастлив, все равно понимал, что сделал что-то серьезное. Не помню, говорил ли тебе, но успокоился, когда в энциклопедии увидел три строчки: «Марк Рудинштейн, продюсер, год рождения такой-то, создатель «Кинотавра» и так далее... Все, я себе сказал: «Ты ушел в вечность».
...Они думают, что меня страшно обидели, а я считаю себя счастливым, потому что могу позволить себе общаться с тем, с кем захочу, а это такое удовольствие, такая радость.
- Свобода!
- Естественно, а раньше из-за того, что должен был создавать комфортные условия кому-то другому, приходилось ходить к людям, которых, если бы мог, задушил бы собственными руками, и общаться с ними, и уговаривать их, и смотреть им в глаза - вот самое большое несчастье в моей жизни!
Ты себе даже не представляешь, какое это ощущение, когда становишься для них персоной нон грата, потому что (прямо скажу - пусть обижаются!) удовольствие от общения с теми, о ком неприглядную написал правду, было сомнительное. Они - небольшого ума люди, при том, что один - талантливый от Бога актер, второй - не менее талантливый авантюрист, а третий, который сегодня жив, вообще непонятно кто, - массовик-затейник, как я его называю.
«ЕСЛИ БЫ Я РАЗОТКРОВЕННИЧАЛСЯ ДО КОНЦА, МНОГИЕ ОТЦЫ СЕМЕЙСТВ УЗНАЛИ БЫ, ЧТО ВОСПИТЫВАЮТ НЕ СВОИХ ДЕТЕЙ»
- В своих воспоминаниях вы написали о пяти номерах для быстрого секса, которые в сочинском отеле на «Кинотавре» существовали, а почему их было именно пять и как часто они использовались по назначению?
![]() |
| Олег Янковский с супругой Людмилой Зориной на сочинском пляже. «Ситуация с Олегом мучает меня по сей день» |
- Во-первых, давай уточним: почему быстрого? Они как раз и предназначены были для того, чтобы секс был небыстрый.
- Ну, просто многие актеры с женами приезжали и те в это время загорали на пляже...
- Мы уже, Дима, с тобой договорились, что фестиваль - это корабль, на котором время можно проводить в свое удовольствие и никуда не надо спешить, и хотя я не отрицаю существования каких-то там номеров, это больше художественный образ. Когда окончил уже книгу и показал консультантам литературным, те сказали, что надо добавить остроты, колорита, узнаваемых каких-то деталей, - там же было написано про трагедию отечественного кинематографа.
Почему книга называется «Убить звезду»? Это рассказ о том, как убивали отечественное кино, в нем была любовь и трагедия, а вот этих дразнящих вещей не было, но литконсультанты убедили меня, что художественное произведение должно какие-то отправные точки иметь, чтобы это было похоже на жизнь, а не на хронику борьбы за кинематограф, и вот тогда появились россыпи, которые сейчас надергали. Их цель - создавать атмосферу книги, поэтому история про пять номеров больше вымышленная, хотя я удивился бы, если бы таких не было.
Опять же хочу отправить всех к книге Аксенова «Таинственная страсть», где использован тот же прием. Конечно же, то, что я употребил как художественный образ, происходило и в жизни: бывали случаи, когда на фестивале друг в друга влюблялись.
- Почему нет?
- Да, а чаще всего влюбляются у нас кто? Талантливые люди, при этом они уже давно обременены семейством, хозяйством и никогда не бросят своих жен - более того, рассказывают во всех интервью, что других женщин для них не существует... Взять историю с Жариковым, о которой сейчас уже можно говорить открыто, - она тоже произошла у меня на фестивале, а потом вдруг оказалось, что после этого красивого романа еще и двое детей на свет у него появились.
![]() |
| Модель и актриса Оксана Фандера с супругом режиссером Филиппом Янковским. «Красавица, сильная девочка — нелегко ей живется с истеричным мужем» |
Должен сказать, что не только эти ребятишки обязаны своим рождением «Кинотавру», - если бы разоткровенничался до конца, многие отцы семейств узнали бы, что воспитывают не своих детей, но я никогда так не поступлю, потому что это уже действительно интимная жизнь.
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Сквозь толпу пробирался «американец» Влад Масков. Последние несколько лет он появлялся в России нечасто и мои многочисленные приглашения вежливо отклонял, а сейчас вот приехал - загорелый, накачанный, сверкающий голливудской улыбкой.
Мы обнялись, и он шепнул на ухо:
- Как наши пять номеров? Целы?
- Конечно, куда ж без них!
Я всегда держу пустыми пять оплаченных номеров для особых встреч, ключи от которых выдаются только тем участникам фестиваля, которых в особый внес список, потому что номера эти непростые. Лежит, например, чья-нибудь жена на пляже, приобретает загар и даже не подозревает, чем ее благоверный сейчас в одном из этих номеров занимается, а если и заподозрит что-то, то застукать муженька на месте преступления у нее нет никаких шансов: номера комнат каждый год разные и известны лишь мне и еще двум надежным людям - больше никому.
- Ты с женой? - уточнил я.
- Марк, я опять свободен, как птица. Не везет мне с семейной жизнью.
- И даже без подруги? - не поверил я.
- В Тулу со своим самоваром? - засмеялся Влад. - Да у тебя тут целый десант симпатичных девчонок высадился.
- Ты про «группу поддержки»?
Влад непонимающе на меня посмотрел.
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Я очень влюбчивый и хотя, в общем-то, не так много раз был женат — всего трижды, историй на грани женитьбы пережил и вправду немало. Кстати, Киев — родина моей последней любви» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Ты что, забыл, мы так называем сотрудниц моего офиса, журналисток, актрисулек молоденьких? Приезжают отдохнуть, в море поплавать, курортный романчик завести, но ты все же поосторожнее, наши позубастей голливудских будут. Гляди в оба, чтобы не пришлось потом, как Абдулову, читать про свое мужское достоинство в прессе.
Влад вытаращил глаза.
- Я о журналистке Сослановой. Часами просиживала у меня в кабинете, предлагая себя. Я не сдался - Абдулову повезло меньше.
Сквозь стеклянные двери гостиницы я увидел, как у входа остановилось несколько машин: из них вышли Александр Абдулов со свитой.
- Легок на помине, - пробормотал я.
- А кто это с ним? - спросил Масков, кивая на женщину, вцепившуюся в Сашин локоть.
- Пиявка. Алиса Шейман.
Я в очередной раз поразился тому, как странно человек устроен. Женщины сходят по Абдулову с ума: красивый, талантливый, богатый. Он мог бы выбрать любую, а рядом девица, которую все знают тут как облупленную: ни ума, ни совести. Сашу очень любила балерина из Волгограда Галя, с которой он прожил несколько лет, - скромная достойная женщина, но он променял ее на оторву.
Произошло это как раз на «Кинотавре». Шейман работала секретаршей у директора Театра Дружбы народов, офис которого располагался рядом с моим на Арбате, но тот ее после одной некрасивой истории выгнал, и Шейман бросилась ко мне - умоляла взять на любую должность, хотя бы на период фестиваля. Работать она не собиралась, да особо и не умела, и мы от нее вскоре избавились. Но есть такие люди: ты гонишь их в дверь, а они лезут в окно. Алиса проникала на «Кинотавр» всеми правдами и неправдами - на фестивале искала нового спонсора, потому что была бедна как церковная мышь. Тут-то она и заприметила Абдулова: однажды вечером смотрю, а Шейман уже сидит за его столом...».
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Масков ждал меня у стойки регистрации, вовсю флиртуя с хорошенькой сотрудницей отеля, а когда мы вышли на улицу, сказал:
- Слушай, а если я эту девушку с собой на открытие возьму?
- Зачем? - изумился я. - Тут полно красоток-актрис, выбирай любую.
- Марк, с актрисами я стараюсь не связываться. Они разговорами о своих творческих проблемах меня достают, а мне надо чувствовать, что в душе девушки есть место для меня, понимаешь?
- Да ты романтик! Или в Голливуде этому обучился? У нас знакомства такого рода обычно скрывают.
- То есть в номера девушку пригласить можно, а в ресторан с ней - ни-ни? Нет, я, Марк, человек благодарный, и если мне с девушкой хорошо, я с ней и за ручку погуляю, и за столом посижу».
Из публикации в журнале «Караван историй».
«По пути встретил Мишу Ширвиндта:
- Здравствуй, дорогой!
- Здравствуй, Марк, - он неохотно пожал мою протянутую руку.
Миша на меня злится. Ничего удивительного, несколько лет назад я невольно едва не разрушил его брак. На моих глазах на фестивале «Лики любви» завел Ширвиндт-младший бурный роман с Юлей Бордовских. Они были так влюблены, что просто светились от счастья, и я, сентиментальный дурак, проболтался об этом одной ушлой журналистке, напрочь забыв, что Миша давно и прочно женат. Скандал разразился страшный - даже Ширвиндт-папа, обычно спокойный как удав, крыл меня на чем свет стоит. Со временем все улеглось, семью Миша сохранил, но холодок в наших отношениях остался.
- Миша, ну что мне сделать, чтобы ты меня наконец простил? - воскликнул я.
- Да что с тебя взять? - криво улыбнулся он. - Всю жизнь будешь мучиться».
Из публикации в журнале «Караван историй».
«...На эту Инессу обратил внимание Коля Еременко, причем то ли он не понял, что имеет дело с проституткой, то ли решил, что это неважно, - стал, в общем, ухаживать, а Инесса ни в какую. Околачивается все время с каким-то плюгавым лысым хмырем, торчит с ним в пляжном ресторане, а на Колю - ноль внимания. Вызываю, спрашиваю, в чем проблема.
- Ты не подумай, что я настаиваю, мне просто интересно: неужели тебе Еременко не нравится? Красивый же мужик.
- Да нравится, конечно.
- Ну а чего ты тогда с этим лысым?
- Марк, это очень влиятельный вор в законе. Я с авторитетом, понимаешь? - поэтому скажи Еременко, чтобы он прекратил за мной ухлестывать, а то будут проблемы...
И опять я не придал этому особого значения. Подумал: да ладно, что этот Череп сделает?.. Ведет себя вроде тихо, на рожон не лезет, даже когда Коля прилюдно оказывает Инессе знаки внимания. Не учел, что Череп попытается разобраться с Еременко без посторонних глаз.
Сначала Колю просто предупредили: «Эта телка не для тебя. Ты клоун - вот и развлекай нас, помни свое место», но Коля, цену себе знавший, не особенно испугался, и тогда его просто побили. Не сильно, потому что все-таки народный артист и личность известная, но достаточно, чтобы понял: от Инессы лучше отстать.
Как только мне стало об этом инциденте известно, я снова позвал Инессу:
- Глаза бы мои тебя не видели! Столько проблем из-за тебя!
- Марк Григорьевич, простите, но что я могу сделать?
- Девочка, ты не обижайся, но лучше тебе уехать. Немедленно.
Она опустила голову.
- Да, мой лысый меня забирает, и мы переезжаем в другую гостиницу. Извините, что так получилось».
«ЮЛЯ ВЫСОЦКАЯ ВЫШЛА С КОНЧАЛОВСКИМ ИЗ ЛИФТА И ПОШЛА В ЕГО НОМЕР, А ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ ОНИ УЕХАЛИ ОТДЫХАТЬ В ТУРЦИЮ»
- Вы - хозяин фестиваля, колоритный такой новый русский, а вокруг много красивых актрис, ищущих приключений. У вас во время «Кинотавра» романы были?
- Да, безусловно... Я очень влюбчивый, и хотя, в общем-то, не так много раз был женат - всего трижды, но историй на грани женитьбы пережил и вправду немало.
- Среди ваших увлечений были хорошие актрисы, популярные?
- Да, правда, популярными они стали потом (смеется). Я же все-таки брал - нет, слово «брал» нехорошее! - влюблялся не в 40-летних, а как в тех стихах... Точно не помню, но там говорится: желание любви пропорционально возрасту, и в этом-то и загадка слабого мужского организма, поэтому, чем старше я становился, а фестиваль начал делать уже после 50-ти...
- ...тем моложе становились те, в кого вы влюблялись...
- Да, безусловно.
Ой, когда делал Питерский фестиваль, влюбился в 21-летнюю девушку и чуть не погиб, едва не разбился на машине, но это уже последнее увлечение. Пережив его, я себе сказал, что нужно четко понимать свои возможности и все-таки иметь чувство юмора.
- Почему же чуть не разбились?
- Потому что в решающий момент, перед самым Новым годом, она от меня ушла. Оказалось, что любит другого, а я был как бы отдушиной, когда тот другой, швейцарец, не отвечал взаимностью.
- Вас это так потрясло?
- Ну да, когда она мне сказала, а накануне мы почти что свадебное путешествие «Одесса - Киев» проделали. Кстати, Киев - родина моей последней любви, - это произошло в «Президент-отеле».
- Она актриса?
- Нет, переводчица - была у меня помощником по работе с иностранцами, но, конечно, были и актрисы, одна белорусская...
- Актрис хоть назвать можем?
- Опускаться до этого не хотелось бы, хотя слово «опускаться» мне уже употреблять неловко, потому что до какой-то степени (смеется) я уже опустился. Просто это живые люди и, возможно, сегодня у них есть мужья. Могу так сказать: белорусская актриса, которая приезжала к нам на фестиваль и в которую я даже был влюблен. Видишь, я же рассказывал тебе, что пригласил на фестиваль будущую жену Кончаловского.
- Вы тоже были в нее влюблены?
- Был, но как бы со стороны. Ну как влюблен? Я прилетел в Минск, откуда была отобрана на фестиваль картина, мы приглашали на «Кинотавр» только трех актрис, а Юлия Высоцкая четвертой «лишней» была. Режиссер мне ее показал и в порядке исключения попросил пригласить, а поскольку я увидел очень красивую девушку, согласился. Все произошло прозаично: мы поднимались вместе в лифте, перед тем прогулявшись...
- Вы, она и Михалков-Кончаловский?
- Нет, он вошел на следующей, как говорят, остановке (на следующем этаже) и встал лицом к ней. Народу набилось полно - ты представляешь эти наши лифты в Сочи, - и когда двери на шестом этаже открылись, она попросила его посторониться, потому что хотела выйти. Он предложил: «А может, доедем до девятого?». Юля не успела ответить, как лифт закрылся. Они вышли вместе на девятом этаже и пошли к Кончаловскому в номер, а я поехал дальше - к себе на 14-й.
- Девушка ехала с вами и вышла с ним?
- Мы просто прогулялись, я, что ли, знакомился, но это не значит, что она ехала со мной и я был обязан вмешаться.
- У вас тем не менее что-то уже к тому времени было?
- Нет, никогда. Юля вышла с Кончаловским, и через два дня они уехали отдыхать в Турцию.
- Что же он ей такого сказал в номере, какую произнес фразу, которую вы впоследствии описали?
- Воспроизвести это вслух не рискну - посмотри фильм «Глянец». Там эти слова ей же у себя в номере говорит Домогаров: он повторил сцену в точности («Трусы сними. А ну-ка юбку задери!» - Д. Г.).
Из публикации в журнале «Караван историй».
«В кабину лифта вместе со мной вошел Антон Михайловский. Меньше всего мне хотелось сейчас вести светские беседы, по молчать было бы уж совсем невежливо, поэтому я брякнул первое, что пришло в голову:
- А ведь именно в этом лифте ты познакомился со своей Лелей.
Антон кивнул.
- А в книжке все не так описал, - зачем-то добавил я.
- Зато в фильме, который сюда привез, все так, как было в реальности. Помнишь сцену, где герой приказывает: «Задери платье, сними трусы, встань на колени»?
Я кивнул.
- Именно так я Лельку на преданность проверял».
Андрей мне потом сказал: «За нее я тебе памятник должен поставить», а затем подставил меня. Он же был президентом будущего фестиваля в Питере и довольно много получил денег, а в решающий момент просто предал. Устроил видимость скандала, когда надо было воевать...
Кончаловский был в Польше, ставил себе спектакль, а я в Питере бился один, когда на меня такие люди наехали, которых я по сей день, так скажем, люблю... Я вот не говорю о Пиотровском - это категория Михалкова, а вот Басилашвили, композитор Петров, Лавров - они просто не понимали, что их именами воспользовались.
Мне удалось переубедить перед смертью Андрея Петрова, удалось переубедить Лаврова, который, придя на решающее заседание по фестивалю, подошел ко мне и сказал: «Марик, я не буду голосовать «против», но не заставляй меня голосовать «за» - я старый человек и представить киногородок на Дворцовой площади не могу». Басилашвили с моими доводами так до конца и не согласился, но этих людей я любил и пытался им все объяснить - я, например, три часа разговаривал с Сокуровым, предлагая ему стать президентом этого фестиваля.
Идея же была чистая... Эрмитаж должен был сам решать каждый год (как это делает ЮНЕСКО), чему посвящать фестиваль: художнику, композитору, каким-то другим людям великим - и сам бы тематику разрабатывал. Городок, из-за чего я и поругался с Кончаловским, воспроизводил стены стоящего там Главного штаба, только на расстоянии 100 метров от него: люди входили бы как будто в историческое здание, а попадали бы в кинотеатр. Вся площадь была уставлена кафе, как площадь Святого Марка в Венеции...
- ...здорово!..
- ...и все понимали, что это здорово, - тот же Пиотровский понимал...
- Почему же тогда он выступил против?
- За 10 лет до того мы приезжали к нему и тогда, в первый раз, он согласился. У меня по сей день есть подпись его, которая удостоверяет, что директор «Эрмитажа» согласен, но тогда Пиотровский только заступал на эту должность и еще, будем так говорить, не наелся, а сейчас мы пришли к нему с предложением, что проплатим два миллиона долларов «Эрмитажу» за то, что он будет вести научную работу вокруг фестиваля - что в этом было плохого?
В результате мне все удалось пробить и подписать документы... (Вздыхает). Даже сегодня без слез об этом вспоминать не могу. Они меня заставляли менять конфигурацию здания то на два сантиметра, то на четыре, а что значит поменять такую конфигурацию?
«ТО, ЧТО СО МНОЙ ПРОИЗОШЛО, - ЭТО СКАЗКА О ЗОЛУШКЕ»: «КИНОТАВР» СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕК, ЖИВШИЙ В ПОСЕЛКЕ ДУБРОВИЦЫ НА ОКРАИНЕ ПОДОЛЬСКА В ПОДВАЛЕ, В ОКНА КОТОРОГО ПРЫГАЛИ СОБАКИ»
- Кто же это все сорвал, перечеркнул? Никита Сергеевич?
- Да. Лично!
- Он, выходит, настолько могущественный?
- А этого и не скрывал. Михалков звонил прямо в кабинет Валентины Матвиенко (в то время губернатора Санкт-Петербурга. - Д. Г.), и она ему говорила: «Никита Сергеевич, мы делаем фестиваль класса «А». Еще и спросила: «У вас уже все в порядке с Московским? Дайте и нам попробовать». По сей день, когда удается иногда пересечься или увидеться, она сокрушенно машет мне пальцем: «Да он... Вот ты понимаешь...».
- Такой Никита Сергеевич всесильный?
- (Разводит руками). Знаешь, мой партнер, который два миллиона долларов дал и подписал договор, сорвал все в последний момент - это тот, кто отобрал у мамы Абдулова квартиру! Он подошел ко мне и честно, не скрывая, все объяснил: «Ко мне, - сказал, - явился Никита, с которым у меня бизнес завязан, и в упор спросил: «Ты хочешь потерять 35 миллионов? Так ты их потеряешь!». Причем эта история произошла, когда фестиваль уже был готов и оставалось только конструкции проплатить.
Даже Клебанов (на тот момент полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. - Д. Г.) мне сказал: «Ты недооценил риск». Я в ответ: «Старый стал просто». Если бы мне 40 лет было, наверное, дооценил бы, а когда тебе 60, просчитать все, что происходит вокруг...
- ...трудно...
- ...очень, потому что человек, который подписал договор, ездил по Питеру, как Путин, - с мощной охраной. Когда я спросил Клебанова: «А почему его так охраняют?», услышал в ответ: «Марк, ты не понял - его не охраняют, а стерегут» (смеется). Что после этого можно думать?
- Все знают Олега Янковского как прекрасного, высочайшего класса артиста, а каким человеком он был?
- Ну, видишь, опять надо разрушать легенду - он, как и все киноактеры того поколения, во многом был продуктом советской эпохи.
Вот почему, когда все надломилось, из них весь этот негатив вылез? Вдруг просто открылся, повернулся лицом к ним денежный мир, и они поняли, что много недополучали. Вернее, они и так это знали, но тут особенно остро почувствовали, что потеряли годы, десятилетия, и люди, которые начинали что-то делать, предпринимать, их раздражали... Они и меня восприняли - ну, как тебе объяснить? - как дельца, который уже где-то что-то наворовал и теперь может такой фестиваль проводить, хотя «Кинотавр» создал человек, живший в поселке Дубровицы на окраине Подольска в подвале, в окна которого прыгали собаки, и все это прекрасно знали, потому что я водил туда телевидение.
- Зачем, Марк Григорьевич, вы разрушаете образ?
- Я просто пытаюсь восстановить истину, а никто не верит - все считают, что это красивая продюсерская легенда, хотя тогда еще и слова «продюсер»-то не было. Кстати, когда я последний раз получал приз за выслугу лет, одна журналистка задала мне вопрос: «Если бы можно было начать все сызнова, вы бы стали создавать фестиваль?», и я ответил, что хотел бы стать просто администратором «Кинотавра». Ну, может, главным администратором - все! Ведь то, что со мной произошло, - это сказка о Золушке - ты меня понимаешь?
- Конечно...
- Никто не верит, что человек из подвала...
- ...куда прыгали собаки...
- ...сделал самый богатый фестиваль в стране, при этом между фестивалями, до поступления каких-то денег, мы с женой Лилей иногда сидели и думали: «Где бы стрельнуть десятку-двадцатку?». У нас не было ни копейки, мы жили в однокомнатной квартире на улице Лесной около 10-15 лет, пока ее родственники не уехали в Канаду. Кстати, очень известные родственники - академик Иоффе (только не физик, а тот, что писал всю жизнь для милиции книги). Он жил в двухкомнатной квартире, и когда, наконец, его дочь решила уехать в Канаду, она забрала его с собой, а мы получили хоромы площадью 64 квадратных метра.
Никто не верил, что такой человек, как я, не врет, ведь как обо мне статьи начинались? «Говорят, что один его брат занимается наркотиками в Америке, а другой держит в Израиле дом терпимости». Это написал ни больше ни меньше Гладильщиков, известный журналист, причем они делали это по дружбе, но как журналисты. Слово «говорят» народ забывал на второй секунде, а «наркотики, проститутки» и тому подобные вещи оставались, и, конечно, это подогревало разговоры, что «он все придумывает». (Горько). Придумывает!.. «Дачники», которые делают на Первом канале программы о больших домах и квартирах, меня умоляли: «Марк Григорьевич, ну давайте приедем». Я им: «Ребята, у меня снимать нечего, потом сдался: «Ну, ладно, приезжайте». Когда они прибыли ко мне на Щепкина, 27, в двухкомнатную квартиру, где сейчас я живу, оказалось, что камеры негде поставить.
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Кинотавр» набирал известность, становился престижным, и однажды ко мне пожаловали земляки - представители подольской группировки. - Марк, мы тебя не трогали, давали возможность встать на ноги, но теперь фестиваль богатый, и пора делиться с ребятами. Я засмеялся:
- Богатый? Да я живу в подвале, у меня даже квартиры своей нет, а деньги на «Кинотавр» беру под 200 процентов. «Подольские» явно мне не поверили, но гордость, что самый знаменитый российский кинофестиваль фактически родился в их городе, оказалась сильнее жадности. А может, они просто не захотели идти против Хусейна и потому оставили меня в покое?».
«КАК ЧЕЛОВЕК, ПРИЕХАВШИЙ ИЗ ПРОВИНЦИИ И ПРОШЕДШИЙ СВЕТСКУЮ ШКОЛУ, ЯНКОВСКИЙ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ СЕБЯ В СЕБЕ - ОН ВООБЩЕ БЫЛ НАРЦИССОМ, ДО СМЕШНОГО БЕРЕЖНО ОТНОСИВШИМСЯ К СВОЕМУ РЕНОМЕ»
- Итак, возвращаюсь к Янковскому...
- Что касается Олега, повторяю: мне все больнее и труднее на эту тему говорить - спасает лишь то, что могу сослаться на все свои интервью: в них я всегда уверял, что другом Янковского не был - никогда! Кстати, будучи талантливейшим актером от Бога, многими актерскими дарованиями он был обделен. Олег ни петь не умел, ни танцевать, у него было полное отсутствие слуха, он плохо читал стихи...
- ...но взгляд какой был...
- Понимаешь, у него было все, чтобы актером не стать, и именно это сделало его гениальным, потому что я сам играл с ним в одном фильме («Приходи на меня посмотреть») и чувствовал на себе...
- ...магнетизм...
- ...происходящего. На этом, правда, все и заканчивалось, ведь общественным деятелем он стал, только когда пришел к нам на фестиваль. Первые несколько лет каждый его выход на сцену, каждая попытка что-то сказать повергали меня в состояние человека, у которого друг поет в опере, а он сидит в зале и знает, что тот сейчас даст петуха. Это такое напряжение было, то есть изначально он не умел говорить, никакой общественной деятельностью не занимался, а заметной фигурой стал, когда получил доступ ко многим мероприятиям в качестве президента знакового фестиваля.
Первые три года ведь Янковского не было - я сам справлялся, просто в какой-то момент чувствуешь, что конкуренты дышат в затылок, что появился со своим фестивалем в Анапе Гусман и обострилась борьба. У того между тем был Мережко, и я понял, что мне тоже...
- ...необходим флаг...
- Да, и естественно, Олег Иванович Янковский был флагом неплохим, вернее, хорошим. Надо сказать, что все условия заранее оговаривались, а учитывая, что в тот момент съемок практически не было и очень плохо обстояли дела с зарплатами, - это просто бедствие было! - его труд (я имею в виду то, что Янковский стал лицом фестиваля) хорошо оплачивался, и сэкономить на этом я никогда не пытался - даже в мыслях такого у меня не было. Понимал, что плачу за талант, за то, что человек мне помогает...
- ...ну и это, в общем-то, благородно...
- Да, он помогает мне, а я ему - тем, что он имеет возможность что-то еще заработать, поэтому до определенного времени все шло хорошо, хотя в моменты, назовем их так, выпивания, он терял самоконтроль.
Олег Иванович не пьяница - наоборот, гурман, он любил виски, и меня поразило, как однажды в Доме кино, когда нам налили из приличной бутылки, Янковский сказал: «Это не Red Label... Буфетчик возмутился: «Да как вы можете!». Я вызвал водителя и попросил: «А ну, быстро в магазин и Red Label купи запечатанный». Когда мы дали эту бутылку бармену: «Ну как, будешь настаивать?», тот понял, что беда, и признался, но Янковский даже еще не выпил, просто понюхал: он был в этом смысле нюхач.
Как человек, приехавший из провинции и прошедший светскую школу, Олег Иванович очень любил себя в себе - он вообще, честно говоря, был нарциссом, до смешного бережно относившимся к своему реноме, ведь основным поводом нашего окончательного развода оказалось то, что он не хотел быть лицом «Кинотавра» в газетах, в журналах, а все писали о нем как о президенте фестиваля, просили о соответствующих интервью...
- Иными словами, деньги он получать хотел, а быть лицом - нет?
- Да, он объяснял, что размениваться на такую ерунду не может, до тех пор пока не появился Куснирович Миша - талантливейший человек, я его обожаю (бизнесмен, основатель сети по продаже модной одежды класса «люкс». - Д. Г.): все, что он делает, настолько вкусно и даровито, что у меня язык не поворачивается сказать о нем что-то плохое. Однажды Янковский привез его на наш фестиваль, Миша на все это посмотрел, и увиденное трансформировалось у него в истории, куда лучше кинотаврских, потому что, во-первых, у него было гораздо больше возможностей...
- ...а во-вторых, денег...
- Да, и когда я увидел Янковского дворником со шваброй или с веником в рекламе фестиваля «Черешневый лес», сказал ему: «Олег, вот у меня ты никогда бы в таком виде не снялся», на что он произнес фразу, на которой мы можем закончить о нем весь разговор. «А ты что, - ответил Янковский, - можешь купить мне «Ауди»? Купи - я и у тебя буду стоять с веником».
С этого момента пелена у меня с глаз спала - раньше-то защитная пленка была. Вообще, когда я с ними столкнулся (боюсь быть неправильно понятым: когда произношу «с ними» - это значит не со всеми, а с некоторыми деятелями из кинотусовки), сказал себе: «Ты должен быть фотографом. Сфотографировал, поставил в рамочку и на обратную сторону не заглядывай». Я продержался пять лет, а потом...
- ...отравились...
- Они сами к этому подвели, но если по поводу остальных: Абдулова, Ярмольника - у меня давно уже абсолютно никаких иллюзий не было, то ситуация с Олегом мучает по сей день. Впрочем, когда он это произнес... Именно после этой фразы я понял, что имею дело с обычным пострадавшим в советское время актером, для которого слова «Родина», «духовные ценности» и все остальное никакого значения не имеют.
«ЕВРЕЯМ ВСЕ ДОСТАЕТСЯ ТРУДНО, НО ВСЕ...»
- «Ауди» вы ему купили?
- Нет, конечно, и с этого момента мы начали расходиться в разные стороны... Олег же очень не хотел, чтобы я отдавал фестиваль, аж фыркнул на сцене, когда мы уже разыгрывали прощание, а это было действительно прощание, хотя все почему-то думали, что я кокетничаю. Сколько ни говорил, что действительно устал, что ухожу, они не воспринимали это всерьез: «Видишь, он уже пообещал, что уйдет после 10 лет, а еще пять продержался».
- Евреи прощаются, но не уходят, да?
- Есть еще другая шутка, что евреям все достается трудно, но все... (смеется), а если серьезно: я оставался, чтобы отдать «Кинотавр» в хорошие руки, чтобы тем самым его сохранить.
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Я вышел в холл и сразу увидел Народного.
- У нас проблемы, - протянул ему телеграмму от Швыдкого, но он словно не услышал.
- Погоди. Тут вот какое дело: один мой знакомый, очень полезный человечек, позвонил сегодня утром и попросился на «Кинотавр». Я, конечно, пригласил - за счет фестиваля.
Я молча смотрел на него, мысленно подсчитывая, сколько денег мы уже на таких вот «полезных человечков» угрохали.
- Владелец водочного бренда. Очень влиятельный.
- Алик, он мог бы и сам свое пребывание оплатить - ты же знаешь, каждая копейка у нас на счету.
- Марк, давай не будем, а? Этого человека надо уважить.
Жадноват Народный, ох жадноват. Ни рубля в Сочи не тратит - единственный в гостинице люкс за 900 долларов в сутки ему оплачивает «Кинотавр», приемы, устраиваемые в этом самом люксе для полезных Народному людей, - тоже. Нет, время от времени он делится со мной деньгами, которые щедро дают ему «поклонники таланта», но эти суммы не покрывают даже ресторанных счетов Народного.
- Марк, это должен быть хороший номер.
- Ну так, может, уступишь ему свой люкс? - вырвалось у меня.
- Не смешно. 12 этаж с видом на море - ну не жмись!
- Ладно, сделаем.
Услышав что хотел, Народный собрался уже уходить.
- Алик, подожди. Номер будет, но у нас проблема посерьезнее - Швыдкой не приедет.
Народный поднял брови: мол, ну и что?
- Ты понимаешь, что Мишин отказ - это практически официальное заявление, что больше мы от Министерства культуры не получим ни копейки? По твоей, между прочим, милости.
- А я тут при чем? - изумился Алик.
- Потому что Швыдкой обиделся на твою речь на московской пресс-конференции по поводу предстоящего «Кинотавра»! - взорвался я. - За каким чертом было трогать Аллу Сурикову?
- Я всего лишь удивился, что министерство дает фестивалю «Улыбнись, Россия!» столько же денег, сколько и «Кинотавру», - высокомерно ответил Народный, - а идет он четыре дня: открытие, празднование дня рождения мадам Суриковой и закрытие - все!
- Сурикова - теща зама Швыдкого, и ты об этом прекрасно знаешь. Зачем было дразнить гусей? Что мы теперь будем делать?
Народный широко улыбнулся и хлопнул меня по плечу.
- Ну, перестань. Чтобы ты да не нашел выход? Марк, ну я же тебя не первый год знаю - все будет хорошо.
- Он должен был открывать фестиваль!
Алик демонстративно посмотрел на часы.
- Да ты только свистни, к тебе очередь выстроится - вон сколько народу, проведет кто-нибудь. Извини, я побегу - с одним важным человеком встретиться обещал.
- Нет, постой, не буду я никого искать. Ты меня лишил ведущего - вот сам открытие и проведи, уж будь так добр.
- Я? - Алик посмотрел на меня так, словно я произнес нечто непристойное. - Марк, я лицо фестиваля, а не шоумен, уволь меня от этого...
Ответить я не успел - к нам подошла его невестка Олеся. Она явно была чем-то взволнована: «Вы срочно нужны. Кирилл опять...».
Народный осек ее взглядом, повернулся ко мне и сказал:
- Сын чем-то отравился вчера. Прости, Марк, семья - святое.
И почти бегом бросился к лифтам. Олеся, вся поникшая, пошла следом.
В душе шевельнулось сочувствие. Какое там «отравился», кого Народный обмануть хочет?.. Здесь совсем другая проблема: к сожалению, сегодня эта ужасная зависимость - беда отпрысков многих известных людей. Конечно, Алик пытается скрывать, но шила в мешке не утаишь - они с женой живут в постоянном страхе за сына».
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Первым, кого мы встретили в пустом холле «Жемчужины», был Народный - практически трезвый и растерянный. Увидев нас, проговорил трясущимися губами:
- Марк, беда. Олеся ушла.
Он безуспешно пытался сдержать слезы.
- Они поругались с Кириллом, и она ушла. С чемоданом.
- Куда? Вернулась домой, в Москву?
- Нет, к Литовскому, в его номер. Марк, я тебя умоляю, поговори с ним, пусть отдаст Олесю.
- С чего ты взял, что Павел станет меня слушать?
- Тебя он послушает - ты умеешь с такими людьми разговаривать. Кирилл без нее не выкарабкается.
Народный выглядел совершенно потерянным.
- Хорошо, Алик, я пойду к Литовскому, но ты завтра проведешь церемонию открытия.
- Да, Марк, конечно, - все, что хочешь, только пусть Олеся вернется к Кириллу.
Литовский открыл не сразу, а когда увидел меня, страшно удивился. В глаза бросился нераспакованный чемодан, и я решил брать быка за рога.
- Павел, отпусти, пожалуйста, Олесю - она замужняя женщина.
- Да разве я ее держу? - изумился Литовский.
Бандера, полностью одетая, сидела в кресле и нервно курила.
- Олеся, пойдем, тебя Кирилл ждет.
Она подняла темные глазищи, и у меня на миг сжалось сердце. Красавица, сильная девочка - нелегко ей живется с истеричным мужем.
Вопреки моим ожиданиям, уговаривать Олесю не пришлось. Она затушила окурок в переполненной пепельнице, встала и, легко подхватив чемодан, пошла к лифту. Я с удивлением отметил на лице Литовского явное облегчение».
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Наскоро позавтракав, я схватил сценарий открытия и пошел к Народному. Тот встретил меня со своим всегдашним снисходительным радушием - от вчерашних слез не осталось и следа.
- Слушай, я сейчас не могу этим заниматься, у меня планы, - сказал он, поглядывая на дверь спальни.
- Алик, до открытия несколько часов. Вот сценарий - постарайся хотя бы его просмотреть.
В комнате появилась Полина.
- О, Марк, доброе утро, а мы на пляж, да, дорогой?
- Вы идите, а я пойду с бумагами поработаю... Присоединюсь к вам попозже, - сказал Народный и посмотрел на меня со значением.
Фраза «Пойду с бумагами поработаю» всегда значила у Алика следующее: «Дай мне ключ от одного из твоих пяти номеров», но надо отдать ему должное: Алик делает все, чтобы жена не узнала об изменах. В его роду женятся раз и навсегда - лишь однажды он чуть не ушел от Полины: когда сильно влюбился в Проклову. Алик даже объявил об этом жене, но что-то у них с Леной не заладилось...
Ближе к полудню я увидел, как Народный, весь в белом, с корзиночкой свежей клубники направляется к бассейну, где в шезлонге загорала его жена. Сценария он, конечно, не прочитал - видно, не до того было».
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Церемония превратилась в кошмар: Народный путал текст, заикался, перевирал имена, а я не знал, куда деваться от стыда - за него, за себя, за то, что так бездарно проходит открытие моего кинофестиваля - возможно, последнего.
На банкете, однако, старался держаться как ни в чем не бывало: шутил, улыбался, и тут слышу, Станислав Говорухин говорит Народному: «Алик, что за бред ты нес?».
В этом весь Говорухин. Коллегам часто от него достается, он считает, что имеет право говорить все, что думает, и фраза «Что за бред ты несешь?» - его коронная.
У Народного тут же испортилось настроение - проходя мимо, он с раздражением бросил:
- Спасибо тебе большое, опозорил на всю страну.
- Алик, ну ты что, Говорухина не знаешь? Такой уж он человек, не обращай внимания.
- Это ты можешь внимания не обращать, тебе терять нечего! Ведь знал же, что нельзя в это позорище ввязываться.
- А пионерский галстук нацепить и метлу в руки взять - это не позорище? - сорвался я. - Или для Куснировича и его «Черешневого леса» можно?
На мгновение Народный растерялся, но потом с достоинством ответил:
- Ну а что делать, если ты не в состоянии обеспечить мне соответствующий уровень?
- Я понял, Алик: уровень для тебя - это деньги. У Куснировича их, конечно, больше, к тому же он одевает в своих бутиках все ваше семейство - где уж мне тягаться? Спасибо, что был лицом «Кинотавра». Высокооплачиваемым, заметь, лицом».
«ВСЮ ЖИЗНЬ АБДУЛОВА Я МОГУ ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ОДНИМ ЭПИЗОДОМ: «ЧТО, ВАМ ТАНКИ НУЖНЫ? ПОГОДИТЕ, Я ПОЗВОНЮ ГРАЧЕВУ (ИЛИ ЛУЖКОВУ, ИЛИ КОМУ-ТО ЕЩЕ) - СЕЙЧАС ОНИ БУДУТ»
- Абдулов, на ваш взгляд, был хуже актер, чем Янковский?
- Безусловно, и хотя на меня обидится сейчас полстраны, я от своих слов не отказываюсь. Знаешь, Абдулову ведь, что бы он ни играл, почти до конца его жизни критика серьезных призов в кино не присуждала. Вот кладу руку на сердце: тот единственный приз «Кинотавра», который ему дали за лучшую мужскую роль в фильме Соловьева «О любви», был пролоббирован мною - просто ко мне подошли и сказали: «Марк, ну все-таки такой известный актер...».
- Ему глубины не хватало немножко?
- Ну, он вообще был поверхностным человеком, и всю жизнь Абдулова я могу охарактеризовать одним эпизодом: «Что, вам танки нужны? Погодите, я позвоню Грачеву (или Лужкову, или кому-то еще) - сейчас они будут».
- Он связи большие имел?
- Это не связи... Знаешь, такая хорошая байка есть. Абдулову нужна была квартира, а в это время сборная артистов «Ленкома» проводила футбольный матч со сборной правительства Москвы. Со счетом 3:2 победило правительство - три гола забил Лужков с подачи Абдулова (смеется). Эта шутка, замечу, имеет реальное под собой основание, к тому же все время он подвирал. Врал женщинам, окружающим, абсолютно не думая, что после него останется, а осталось одно - выжженное поле.
Я понимаю: когда человек умирает, все остальное на какое-то время отходит на задний план. Ушел из жизни талантливый актер: да, надо сделать паузу, переждать, но это не значит, что все его дела должны уйти вместе с ним. Есть же какой-то суд человеческий...
- ...гамбургский счет, наконец...
- Вот именно: каждый должен отвечать за свои поступки и при жизни, и после смерти, будем так говорить, причем никто же к какому-то физическому ответу не призывает, но люди, которые были рядом, вправе знать, в каком обществе они жили, чтобы идти дальше, чтобы впредь жить лучше. Они же ведь понимают, что многие вещи - легенда. Зрители готовы обманываться кино, кинематограф, в общем, и есть великий обманщик - ну так или оставайтесь, как Гейбл («король Голливуда», который в 1942 году, после гибели в авиакатастрофе невесты, вопреки сильному противодействию правительства и армии стал стрелком на самолете и участвовал в налетах на Германию. - Д. Г.), или будьте Абдуловыми. Если вы раскрываетесь так, что только ленивый не наслышан о вашей жизни, почему зрители не должны знать о том, что такой-то актер имел эти слабости, эти и эти? Почему простого человека нужно в неведении оставлять? Почему моя исповедь называется вмешательством в личную жизнь? - а что моя жизнь...
- ...менее ценна?
- Я даже не так ставлю вопрос, просто, рассказывая о сделанном, волей-неволей должен прикоснуться к неприглядным вещам. Они говорят, что я влез в их интимную жизнь, но я же не описываю, как они жили дома, - рассказываю только о том, что видел своими глазами, что наблюдали и другие, а это уже не интим. Их вот и бесит, что нельзя подать в суд и сказать: «Как? Этого же не было», потому что все зафиксировано.
Повествуя художественным языком о 20 годах существования отечественного кинематографа, я в результате обвиняю некоторых людей: актеров и администраторов, талантливых и бездарных - в том, что они своим поведением практически и привели соотечественников к хаосу. Именно к хаосу, потому что чистоты взаимоотношений внутри творческого сообщества ой как не было.
(Окончание в следующем номере)











Светлана ТОМА: «На экране я броская, яркая, а в жизни незаметная, стеснительная, закомплексованная — в общем, серая мышка»
Ивар КАЛНЫНЬШ: «Я только популярный, а знаменитый — это когда бюстик в центре города где-то стоит бронзовый, а на голове птичка уже гнездышко свила или что-то другое наделала»
Кинопродюсер Марк РУДИНШТЕЙН: «Абдулов все время врал — женщинам, окружающим, — абсолютно не думая, что после него останется, а осталось одно — выжженное поле»
Дизайнер и клипмейкер Ольга Навроцкая презентовала свой дебютный фильм «Инспектор»
Танцовщицы знаменитого Crazy Horse, среди которых есть и украинки, объявили забастовку
Не стало известного украинского журналиста Игоря Лубченко
Беременная Жанна Фриске выходит замуж за белорусского телеведущего?
Холопский дух
Невестка писателя Михаила СТЕЛЬМАХА Людмила: «Сталинская премия спасла Михайлу Панасовичу жизнь — уже готовился его арест, как вдруг пришло сообщение о присвоении премии. У него был очень нелегкий писательский путь — он все время чувствовал себя под дамокловым мечом»
ГАЙТАНА: «Хочу достойно выступить и рассказать о нас что-то хорошее. Унизительно слышать, что Украина — это страна, куда боятся ехать»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги