В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Фарс-мажор

Бывший артист группы "Маски-шоу" Владимир КОМАРОВ: "На съемках я и по навозу на лыжах ездил, и падал в него, и в болоте тонул. Как мордой в дерьмо, так Комаров!"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 26 Июня, 2006 00:00
Владимир Комаров стал знаменитым благодаря участию в комик-группе "Маски", где на протяжении почти двух десятилетий играл роль Хохла.
Людмила ГРАБЕНКО
Владимир Комаров стал знаменитым благодаря участию в комик-группе "Маски", где на протяжении почти двух десятилетий играл роль Хохла. Казалось бы, живи и радуйся: есть стабильная работа, приносящая не менее стабильную популярность и удовлетворение - моральное и материальное. Тем не менее, разменяв пятый десяток, Комаров решил круто изменить свою жизнь и ушел из "Масок". Для нашего времени довольно рискованный шаг. Но, совершив его, наш герой производит впечатление абсолютно счастливого человека. Он поет блюз, снимается в рекламных роликах и клипах.

"С ВОЗРАСТОМ ДУША ПОТРЕБОВАЛА: ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ"

- Володя, почему вы все-таки ушли из "Масок"?

- Честно говоря, сам удивился, что ушел. Мы ведь столько времени вместе: с Борей Барским с 77-го года, собственно в группе - с 85-го. "Маски" организовались в 84-м, выходит, только год они работали без меня. Они меня из армии ждали. Я демобилизовался и уже через четыре дня начал работать в коллективе.

- Как же вы после столь длительных отношений решились на разрыв?

- Приблизительно года три назад вдруг задумался: а чем я вообще занимаюсь? И понял, что все эти годы плыл по течению - занимался тем, что получается. И был этим обстоятельством чрезвычайно доволен. Но, видимо, с возрастом, душа потребовала: делай что хочешь! Вдруг выяснилось (и я опять-таки очень этому удивился), что я хочу... петь блюз. Вот так изменилась моя жизнь.

- А как же клоунада?

- Ни от пантомимы, ни от клоунады, ни от комедии я не отказываюсь. Просто сейчас мне более интересна музыка. Захочется плавать под водой, буду дайвингом заниматься. Скоро выйдет моя новая программа с моими же песнями, с участием блюзовых и рок-н-ролльных музыкантов, где я буду делать все сразу - и петь, и танцевать, и пантомиму показывать, и клоунаду. Мне кажется, такое многообразие жанров сейчас наиболее востребовано.

Смотрю иногда по телевизору юмористические программы - "Аншлаг", "Кривое зеркало", а там сплошь текстовые номера и миниатюры. Причем устаревшие, какие показывали еще в 80-х годах. Мне это, честно говоря, неинтересно, к тому же на Западе я видел гораздо более интересные вещи, основанные на музыке и клоунаде. Говорят, это мировая тенденция в юмористическом жанре, которую я вовремя уловил.

- Как к вашему решению уйти отнеслись сами "Маски"?

- Поначалу многие думали, что я вернусь. Наверное, и обиды были, хотя нам удалось сохранить прекрасные отношения, мы по-прежнему общаемся. Самое сложное в этой ситуации то, что надо переделывать репертуар, вводить кого-то на мои роли. А выходить на сцену вместо человека, к которому зрители привыкли, - сложная и неприятная работа. Тебя же поневоле будут сравнивать. Но мне кажется, артист должен уметь все. И если кто-то один ушел из коллектива, коллектив не должен из-за этого пропасть! Надо двигаться дальше. А я хочу развиваться самостоятельно и, как мне кажется, имею на это полное право - это же не тюрьма! Но, наверное, многие все-таки подумали, что у меня звездная болезнь.

- А у вас ее нет?

- Звездной болезни подвержены все мало-мальски популярные люди. У меня она тоже была, но, слава Богу, прошла. Дело в том, что у всех она протекает по-разному: одному удается ее вовремя распознать и проконтролировать, а у другого она цветет буйным цветом. Я иногда смотрю на молодежь, которая приезжает сниматься, и просто диву даюсь: еще ничего в этой жизни не сделали, а гонору! Особенно у девочек - и японскую массажистку им, и то, и это. В армию, всех в армию! На перевоспитание.

- Вас армия перевоспитала?

- Если вы имеете в виду жизненный опыт, то его я нахватал еще в школе. Я же учился на славной Молдаванке, на улице Прохоровской, в далеко не центральном, но очень интересном районе. Что касается армии, то она меня просто собрала и привела в чувство! Я ведь до этого на все сквозь розовые очки смотрел, думал, что мир вокруг такой веселый, задорный. А оказалось, что в нем есть и неприятные вещи - работа, обязанности.

Через три года вернулся в жизнь трезвым, здравомыслящим человеком. А каких людей я там повстречал! Вот уж где кладезь комедийных образов! У нас, например, был совершенно удивительный человек по имени Гена, родом из Ленинграда. Человек, который очень хотел петь и играть на гитаре, чего абсолютно не умел, к тому же не имел ни слуха, ни голоса. И он просто брал гитару и бренчал на ней что попало. Это было безумно смешно: душераздирающее пение под совершенно непонятные звуки! При этом он был, как нынче принято говорить, без комплексов. Понимал, что это неправильно и нехорошо, но совершенно не стеснялся. Более того, радовался как ребенок.
"Я СЕБЕ НЕ ОТДАВАЛ ОТЧЕТА НИ В ТОМ, ЧТО ТАКОЕ АРМИЯ, НИ ЧТО ТАКОЕ ПИЩЕВОЙ ИНСТИТУТ"

- Вы всегда знали, что хотите стать клоуном?

- Ой, у меня очень смешно получилось! Учась в школе, занимался во Флотилии юных моряков и параллельно учился в музыкальной школе, где проводил очень много времени: играл на баяне, ходил на сольфеджио, посещал ансамбль баянистов. А внизу, на первом этаже школы, была студия пантомимы. Я как-то зашел, увидел и обалдел! Мальчики и девочки делали "стеночку", тянули канатики. И так мне понравилось, что я пошел туда заниматься! Но как-то интуитивно почувствовал, что родители это занятие, мягко говоря, не одобрят.


Владимир Комаров: "Работа на публику отнимает много сил и времени. Все смотрят и думают: "Интересно, какой номер он сейчас выкинет?!"



Они у меня простые люди. Мама окончила медицинский институт в Ленинграде, была заведующей исследовательской лабораторией, отец, бывший моряк, всю жизнь работал крановщиком. Я был уверен, что они сочтут пантомиму легкомысленным занятием. Вот баян - другое дело, сыграл на свадьбе - и все девки твои! В общем, решил я этот, как потом оказалось, судьбоносный поступок от них скрыть.

Насобирал втихаря денег, купил себе чешки и все время перепрятывал их, чтобы мама ненароком не нашла. И так занимался месяца четыре, пока она, не заметив, выбросила мои чешки вместе с мусором. Я ужасно расстроился! И все рассказал родителям. К моему великому изумлению, они повели себя совсем не так, как я ожидал. Сказали: "Если тебе интересно, занимайся!". Впоследствии именно это определило мою артистическую судьбу: из двух студий пантомимы - моей и еще одной - и организовались "Маски".

- И тем не менее вы пытались поступить в технический вуз?

- В Институт пищевой промышленности. Вполне мог стать инженером-технологом пищевого производства.

- Уже смешно!

- Дело в том, что мне в то время довольно ярко засветила армия, а идти туда ну никак не хотелось. Но, как выяснилось, полностью я себе не отдавал отчета ни в том, что такое армия, ни что такое пищевой институт. Поступил и ладно. Но очень быстро, благодаря все той же интуиции, понял: это абсолютно не мое! Мне было настолько неинтересно, что я туда просто не ходил. Сразу же, на первом курсе, меня в институте потеряли. Я благополучно загремел таки на три года на флот. Так что высшего образования у меня нет.

- Похоже, вы по этому поводу не очень-то переживаете?

- Скажем так: отношусь к данному факту совершенно спокойно. На мой взгляд, образование дает человеку многое, но не все. Например, для того, чтобы пошить костюм, нужны нитки, иголки, ткань, ножницы, лекала. Все это, образно говоря, высшее образование дает, но костюм ты все равно не пошьешь. Нужно самому думать, делать, пытаться. Но хочу сразу оговориться: моя жизненная история в данном случае не пример для подражания. Если есть возможность в юности получить высшее образование, это надо сделать. Мне же, в мои 40 лет, это и поздно, и неинтересно. Да и вузов, которые готовили бы актеров нашего жанра, практически нет.

- Помните свой первый успех?

- "Маски" стали знаменитыми после номера "Мана-мана", который показали в популярной тогда программе "Вокруг смеха". Его делал Саша Постоленко. Он рассказывал, что безумно удивился, когда его вдруг начали узнавать в общественном транспорте. На меня же стали обращать внимание уже после выхода передачи "Маски-шоу", где-то в 93-94-м годах. Особенно после серии "Маски на свадьбе", которая была, как на мой взгляд, еще очень слабенькой, но в ней впервые появилась сюжетная линия.

- По сути дела, вы ведь разрабатывали новый жанр - телевизионную клоунаду?

- Мы так увлеченно тогда работали, что ни о чем таком просто не думали! У нас, что называется, перло! Такой энтузиазм был сумасшедший, такая вера, такое желание всем этим заниматься! Буквально на подсознательном уровне чувствовали, что и как надо делать. И получалось! Процентов на 40 все наши серии состоят из импровизации.

Порой в процессе съемок такое вылезало! И знаете, никогда нельзя было угадать, что в результате получится. Бывало, сценарий смешной, а серия так себе получается, средняя. А иногда сценарий слабенький, а серия ну просто убойная. Как, например, "Маски в поезде". Кстати, меня там почти нет, так что я могу оценивать объективно. А сколько смешного происходило за камерой! Кстати, все, что случается за кулисами, как правило, гораздо смешнее происходящего на сцене или в кадре. Правда, далеко не все можно показывать по телевизору и рассказывать в интервью, случаются вещи откровенные до неприличия.

- Может, выберете пример поприличнее?

- Был у нас номер "Чашки", где мы надевали чашки на лямочках и шли танцевать. Как-то наш постановщик Саша Жбанов подготовил их к выступлению, но развесил довольно высоко. А Миша у нас маленький. Выходим на сцену, а Миши нет. А он, оказывается, прыгает за кулисами, не может свою чашку снять. И мы как зачарованные стояли и наблюдали за ним минуты три, пока наша фонограмма не пошла.

- А подойти и помочь?

- Не-е-е... А зачем?

- Хорошие нравы царят в клоунской среде! Над вами тоже так издевались?

- Со мной другая история. Как, извините, мордой в дерьмо, так Комаров.

- Говорят, это к деньгам.

- Будем надеяться! Я их честно заслужил. На съемках и по навозу на лыжах ездил, и падал в него... Правда, не один, а вместе с нашим любимым каскадером Сашей Воробьевым. И в болоте тонул. Ощущение, скажу я вам, не из приятных, второй раз мне не хочется. Ладно бы еще болото было настоящее, где-нибудь в белорусских лесах. А то ведь просто городская лужа! Конечно, мы были вдвоем с водолазом, как и полагается, на грудь приняли, еще и таблетки какие-то выпили - на всякий случай. Но ведь мне пришлось "утонуть"! А что делать? Надо. Работа такая.

"МЕНЯ ДАЖЕ ЖЕНА С ВОЛОСАМИ НЕ ЗНАЕТ - ТОЛЬКО БРИТЫМ ВИДЕЛА"

- Как родился ваш образ колоритного украинца?

- Случайно! Сначала Хохла играл Альберт Гаспарянц. А потом, во время гастролей в Японии, надо было его заменить.

До сих пор не понимаю, почему на эту роль выбрали именно меня. Очевидно, Делиев посчитал, что я подхожу лучше других. Вот мне и пришлось побриться. Надо было видеть реакцию японцев! Вчера вечером они встречали в аэропорту волосатого актера, а наутро вышел лысый. Они никак не могли понять, бедные, что у этих русских происходит?! Сами-то японцы - люди запрограммированные, знают, что у них через пять лет будет. А тут каждый день что-то новенькое. Полный беспредел!

- И с тех пор вы...

- Да, так и хожу без волос! Как побрился в 93-м, так отрастить пока и не получается. Меня даже родная жена не знает с длинными волосами. Живем уже девять лет, а она меня только бритым видела.

- Поклонники и особенно поклонницы вас сильно достают?

- Раньше популярность была совершенно сумасшедшая, сейчас понемногу спадает. Но узнают, конечно! В Одессе, слава Богу, поспокойнее стало. Люди привыкли, мы все здесь свои: "О, вон Комаров пошел! А это машина Комарова!". Да и публика стала более приличной и культурной. Вспомните постперестроечное время, когда после восьми вечера на улицу боязно было выйти. И к актерам отношение соответственное было. А сейчас...

Ну подходят иногда: "Дай автограф!". На! Жалко, что ли? А бывает, пьяный хочет что-то сказать, а не может, бедный! Ну сложно ему не только выразить какую-то мысль, но и отыскать ее в глубинах сознания! Вот и приходится вместо него выкручиваться из ситуации. Но это в Одессе. А когда куда-то выезжаешь, реакция бывает более бурной. Сериалы же наши крутятся, народ их любит и смотрит. Недавно вот по электронной почте получил письмо откуда-то с Урала, так просто расчувствовался: по-видимому, немолодая уже женщина благодарит за работу, за то, что у меня так смешно и весело все получается.

Хотя разные истории случаются. Помню, выступали мы в каком-то шахтерском городе на Дальнем Востоке. Приехали на концерт, а у людей в этот день был праздник - юбилей шахты. Они пришли такие нарядные, торжественные, много ветеранов было, и хотели послушать песни, какие еще при Брежневе пели. А мы им клоунаду развернули! Да еще назвали свое выступление "Назад, в будущее!". В общем, очень мы им не понравились. К тому же у нас оказались разные представления об отдыхе.

- А в какой из зарубежных стран "Маски" пользовались самой большой популярностью?

- Мы много стран объездили. В Колумбии нас очень хорошо принимали. Но тому была объективная причина: дело в том, что перед нашим приездом там долго крутили "Маски-шоу", и мы приехали на подготовленную почву и разогретую публику. Но лучше всего, наверное, все-таки в Германии было. Там люди просто смотрят на афишу: раз клоуны, значит, надо смеяться. И делают это наивно и откровенно. А вот хуже всего было в Японии, когда весь концерт зал... молчал.

Мы привыкли, что смех постоянно, а тут никто даже не улыбнулся! Так и просидели все выступление с постными лицами. Мы, конечно, были в шоке, думали: все, провал! И вдруг в конце концерта - шквал аплодисментов! Но Япония - не показатель, это совершенно особая страна. Мне кажется, это какая-то иная реальность, и люди там живут в каком-то другом измерении. Нашему человеку не понять!

- Смешить людей - задача не из легких. Этому можно научиться?

- Когда-то я всерьез задумывался над этим вопросом и понял: умение увидеть смешное и донести его до других дано человеку от природы. Или не дано. Бывает, актер еще ничего не сделал, только на сцену вышел, а зрители уже смеются. В чем тут дело? Да просто он чувствует, как быть смешным. И никакой институт, никакой Голливуд этому не научат. Кто-то хорошо сказал: "Клоун - не профессия, а мировоззрение".

- У вас оно есть?

- Если я что-то в этом жанре делаю и у меня получается, то думаю и надеюсь, что да. Многие вещи чувствую интуитивно. Интуиция вообще играет в моей жизни большую роль. И надо сказать, она еще ни разу меня не подводила: я всегда чувствовал, что и как надо делать.

- Но интуиция - женское качество!

- Если мужчины-актеры могут играть женщин, наверное, женское начало в них все-таки есть. У меня женские образы в актерской работе случались, и чувствовал я себя при этом очень хорошо! Вообще, сыграть женщину совсем несложно (у меня всегда получалось!), зато приятно и интересно.

"ЧТОБЫ БЫТЬ СМЕШНОЙ, ЖЕНЩИНЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО БЫТЬ УРОДЛИВОЙ"

- Какая необходимость была в том, чтобы вам играть женские роли? В "Масках" очень красивые актрисы.

- Эвелина Бледанс никогда не была полностью нашей, она всегда работала по договору. Уважаю ее, она никогда не изменяла себе: вот я такая, какая есть, и все тут! Поэтому и работала всегда хорошо, спокойно и уверенно. А Наташе Бузько я просто поражаюсь! Хорошая, глубокая актриса, красивая женщина, которая тем не менее не боится быть смешной.

- А как вы считаете, женщина может позволить себе быть смешной?

- Это может позволить себе редкая женщина. В комедии еще куда ни шло, а в клоунаде женщине очень сложно. Но смех ведь возникает по разным причинам. Иногда оттого, что красивая женщина попадает в смешное положение. И тут для того, чтобы быть смешной, вовсе необязательно быть уродливой. Вообще, зрители должны смеяться над тем, что ты делаешь. Позволять смеяться над собой нельзя никому и никогда.

- Самое время спросить у вас о личной жизни.

- Регулярно! А если серьезно, то скажу: я женат в третий раз.

- Что так, идеал ищете?

- Уже нашел! Первая жена живет в Италии, дочь учится в Римской балетной академии. Приезжала две недели назад, уже совсем взрослая девочка, 16 лет, паспорт недавно получила. Вторая жена живет где-то в Англии, честно говоря, я потерял ее из виду.

- С глаз долой, из сердца вон?

- Причем заметьте: стараюсь сплавлять подальше! А сейчас у меня все хорошо, мы с Людой живем замечательно, сыну девять лет. Она работает художником-гримером в "Каламбуре". Кстати, нашел я ее на работе. Она пришла ассистентом художника-гримера на серию "Маски в больнице". И осталась. Я как посмотрел на нее, сразу интуитивно понял: мое!

А как еще объяснить любовь: что она такое, отчего бывает? Мне кажется, это определяется где-то там, наверху. В общем, начались брачные танцы! Как по мне, это самый интересный, самый вкусный период в отношениях мужчины и женщины - добрачный, когда ты только стремишься к цели, но еще не получил ее. Чувства играют по полной программе! Кокетство, распущенные хвосты! Ты ухаживаешь за женщиной, она тоже флиртует и вроде бы тебе симпатизирует, но явно этого не показывает. Море удовольствия! Я это люблю.

- Вы так говорите, что становится понятно: у вас большой опыт!

- Три жены все-таки! Я вообще считаю, что человеческий опыт складывается из количества пережитых стрессовых ситуаций, а любовь - это большой стресс. Чем больше стрессов - неважно, положительных или отрицательных, - тем богаче жизненный опыт. Чем больше пережил, тем интереснее была твоя жизнь. А если всю жизнь просидел в офисе, то для тебя и насморк - трагедия.

- И как вы свой любовный стресс переживали?

- Добивался взаимности! Открою вам секрет: за женщиной надо гоняться. Я так считаю. Если она сразу на все соглашается, это неправильно. Надо ухаживать, совершать какие-то поступки, которые будут ей приятны. Я, например, в этом смысле совершенно непредсказуемый человек. Даже когда мы уже были женаты, мог встать в пять утра, сесть в машину и поехать за цветами, а когда она проснется, подарить ей их.

- Это сейчас цветы продаются круглосуточно на каждом углу. А 10 лет назад где вы их в такое время находили?

- Клумб, что ли, в Одессе мало?! Кстати, свою любовь надо доказывать женщине все время - и до, и после свадьбы. И если ты любишь, будешь совершать безумные поступки. Даже в 60 лет.
"ТРЕТИЙ ГОД СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ВСЕГДА ДЛЯ МЕНЯ СТАНОВИЛСЯ РЕШАЮЩИМ"

- Принято считать, что брак убивает чувства.

- В том смысле, что любовь превращается в привычку? Знаете, мне кажется, что эта самая привычка и есть любовь. Мне приходилось видеть такие семьи, где люди прожили вместе много лет. Они кричат, ругаются, иногда даже проклинают друг друга. А попробуй тронь, скажем, мужа, как жена тут же ринется на его защиту: "Это мой Вася! Его обижать нельзя!".

- Кто у вас дома главный?

- Я сторонник того, что все решения должны приниматься совместно. И ничего без жены делать не буду, тем более что она у меня очень мудрая женщина и всегда знает, как правильно поступить в том или ином случае. Знаете, чем умный человек отличается от мудрого? Умный найдет выход из сложной ситуации, а мудрый в нее просто не попадет. Последнее - о моей жене.

В это время у моего собеседника звонит мобильный телефон, он снимает трубку и, улыбаясь, говорит: "А я как раз рассказываю, какая ты у меня мудрая женщина!". Поневоле поверишь в телепатию! Или это просто любовь?

- Вы в жизни веселый человек?

- Если честно, то я пессимист, но мало кто об этом знает. Когда я выхожу на улицу, приходится надевать на лицо очередную маску и делать вид, что все хорошо. Когда все время находишься на виду, то и вести себя надо соответственно. Это, кстати, основная отрицательная черта популярности. Работа на публику отнимает много сил и времени. Все смотрят на тебя и думают: "Интересно, какой номер он сейчас выкинет?". Да ничего я не выкину, оставьте меня в покое! Если бы можно было, я бы вообще никуда не ходил, лежал бы себе на диване и смотрел любимые художественные фильмы. Круглосуточно!

- Мне кажется, вы бы очень быстро соскучились.

- Дома? Никогда! Дело в том, что у меня очень уютный дом! Это наша совместная с женой заслуга, долго мы такого результата добивались. Наша квартира - бывшая коммуналка, где на 80 квадратных метрах проживало когда-то пять семей. До сих пор не могу понять, как они все там помещались! Поскольку это старый фонд, убрать пришлось абсолютно все, - очень сложный был ремонт.

- Наверное, влетел вам в копеечку?

- Так мы его потому шесть лет и делали! Но вот уже года три живем нормально, жена квартиру постепенно обуючивает. Поскольку она очень тонко чувствует, как это сделать, я ей полностью доверяю. Но, конечно, советуется со мной, и я даже делаю вид, что разбираюсь в том, о чем она меня спрашивает. В результате все получается так, как нравится нам обоим.

- Чем еще любите заниматься?

- У меня два увлечения - автомобиль и компьютер. Правда, машины я не сам себе выбираю. Мой близкий родственник - раллист, это его забота, он же в них очень хорошо разбирается. Обычно звоню и говорю: "Сережа, я хочу эту машину продать, мне нужна новая". - "Хорошо, - отвечает, - покупай эту!". Последнее, что он мне посоветовал, - "субару-импреза". Она мне жутко нравится! Сильная, полноприводная, хорошая! И я себя в ней хорошо чувствую. Правда, с характером.

- Вы о ней говорите, как о живом существе.

- Те, кто знает, что это за машина, поймут меня. Иногда она пытается овладеть тем, кто сидит за рулем. Родственник, который мне ее посоветовал, сразу предупредил: "Месяца два езди на ней очень осторожно, ты еще не знаешь, что это за зверь!". Я послушался совета и через два месяца научился ее контролировать. За это время несколько раз она пыталась взять надо мной верх, но не вышло. Теперь подчиняется. Вообще-то, я дисциплинированный водитель. У меня инстинкт самосохранения сильно развит. Я даже за сына сильно переживаю, чтобы нигде не упал, не ударился.

Жена меня все время останавливает: "Так нельзя! У тебя же мальчишка растет!". Так что максимальная скорость, которую я позволяю себе на трассе и при том чувствую себя в безопасности, - 170-180 км/ч. Чтобы опробовать машину, разогнался до 235-ти, но почувствовал, что уже не я управляю ею, а она мной. В принципе, для меня оптимальный режим езды - 130-150 км/ч. На моей машине иначе невозможно. Меня даже гаишники отпускают, говорят: "Да, на ней трудно ехать медленно!".

- Правда, что у машины есть пол?

- Конечно! У меня - девочка. До нее у меня тоже была довольно сильная машина, японская - "ниссан". Качественная, быстрая. Правда, с правым рулем. Кстати, тоже девочка. Я вообще по девочкам. Нет, к мальчикам я тоже хорошо отношусь, но не настолько, чтобы вступать с ними в интимные отношения. Я за традиционный секс.

- А сколько всего машин вы сменили?

- Немного, нынешняя - третья. Кстати, тройка для меня вообще особенное число: три жены, три машины. Более того, третий год семейной жизни всегда становился для меня решающим: если трехлетний рубеж с женой переживу, значит, вместе будем жить долго. С первыми двумя мне это не удалось, после трех лет совместной жизни мы расставались. Так и с машинами. Ой, первая у меня была такая смешная - тоже японская, "дайхатцу-шарада". У нее был один литр и... кондиционер. Старенькая, естественно, привезенная. И когда я включал кондиционер, она глохла.
"ЖИГУЛИ" - ЭТО ТО, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ В ЖИЗНИ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ"

- На "жигулях" вы когда-нибудь ездили?

- Бог миловал. Я не то что ездить - видеть эту машину не могу. Мне кажется, "жигули" - это то, чего нельзя допускать в жизни ни при каких обстоятельствах. Нет, может, четверть века назад такой автомобиль и был нужен, но не сегодня. Она же неуправляемая! Вот уж что я никогда не смог бы покорить, так это "жигули"!

- А чем вас привлекает компьютер?

- Ну, во-первых, своими возможностями. А во-вторых, куда сегодня без него? Вот и сижу, ковыряюсь потихоньку. Я же не программист, а пользователь. Уже не говорю, что компьютер просто помогает мне в работе, я все делаю сам - фонограммы, фотографии, видео. Сайт свой сам сделал. И мне это интересно. Меня очень заинтересовало мышление программиста, которое в корне отличается от мышления обычного человека.

Программист любую ситуацию способен разрешить самыми нетрадиционными способами. Да вообще интернет - вход в совершенно иной мир, поэтому ему, как и машине, нельзя дать овладеть собой. Да, там масса информации, но нужно контролировать ситуацию, используя его, но не давая ему пользоваться собой. Мне кажется, алкоголь, наркотики, компьютер - вещи одного порядка. Компьютерные игры вообще отдельная история, они опускают человека до уровня инстинктов.

Можно испытать себя, чтобы доказать: да, я могу играть даже в самые сложные игры. Но потом надо остановиться. Это как с алкоголем. Знаете, я ведь одно время очень крепко выпивал, боялся даже, что сопьюсь. И один восточный человек сказал мне: "Не надо бояться! Надо оседлать этого коня!".

- А почему пили, что-то в жизни не ладилось?

- Наоборот, потому что все как-то уж очень хорошо складывалось: работа постоянная, популярность. Чем в свободное время заняться? Отдыхать! Вот я и отдыхал. И довольно активно. А потом остановился, посмотрел трезвым взглядом: как я живу?!

- Но ведь алкоголизм - болезнь. Как вам удалось "оседлать этого коня"?

- Алкоголизм, как любое заболевание, надо довести до экстремальной, критической точки. И посмотреть: либо будешь продолжать дальше, либо вернешься к нормальной жизни. Вижу людей, которые пьют, и понимаю: с ними ничего нельзя сделать, как бы сильно ни хотели их родственники. Надо допиться до точки, а уж потом принимать решение.

- Но для этого нужна недюжинная сила воли, не у каждого она есть.

- Я, например, принял это решение... от испуга. Сработал инстинкт самосохранения. Подумал: "Если и дальше будет так продолжаться, у меня не останется ничего - ни жены, ни сына, ни дома, ни работы. Вообще ничего!". И как только эта мысль созрела, все закончилось само собой. А сейчас эта проблема вообще не стоит - пройденный этап.

Наркотики тоже не употребляю. Хотя и пробовал. Но я же понимаю, что если водку хоть и плохо, но можно, то наркотики совсем нельзя. И потом они отнимают очень много времени, сил и денег. А я, как вы уже поняли, не люблю, чтобы что-то овладевало мной слишком сильно. Все-таки стараюсь сам регулировать свою жизнь.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось