В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Дома новы, а предрассудки стары...

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 14 Июля, 2011 00:00
Булгаковский профессор Преображенский никак не мог понять, почему при новой власти есть полагается в кабинете, а не в столовой.
Виталий КОРОТИЧ
Ветераны советско-афганской войны рассказывали мне, как им было поручено раздавать безземельным крестьянам в Афганистане землю, конфискованную у прежних владельцев. Те не хотели брать ее ни в какую: «Это чужое!». И никакие разговоры о классовой солидарности не помогали - общественное настроение было сформировано в столетиях таким образом, что представления насчет «Твое-мое» держались непоколебимо.

Со временем советские представления о том, что любое богатство - результат незаконных сделок, никуда не девались. Как говорил герой грибоедовской пьесы «Горе от ума»: «Дома новы, а предрассудки стары».

Общественное сознание еще не изменилось настолько, чтобы это признать. Процесс таких изменений тягучий и долгий - при древнекиевском князе Владимире, свергнувшем идолов прежней веры в Днепр, киевляне тоскливо бежали за выныривающими из речной воды головами недавних богов, а затем очень медленно принимали новую веру... Все надо осмыслить, ко всему надо привыкнуть.

Булгаковский профессор Преображенский никак не мог понять, почему при новой власти есть полагается в кабинете, а не в столовой. Коммуналки, созданные из некогда просторных городских квартир, разрушались в течение короткого срока - люди, которым раздали чужое имущество, не умели, да и не собирались, его беречь: «Все теперь общее!».

До сих пор общественное настроение таково, что во многие городские подъезды страшно зайти... В квартирах же, куда люди проходят из этих подъездов, как правило, чище, потому что квартиры собственные, а подъезды ничьи.

Изменение общественных настроений, перестройка общественного мнения длится, как правило, куда дольше, чем переформирование правительственных структур. Сегодня мне только в Прибалтике довелось видеть относительно легкое возвращение к досоветской жизни - ее еще не забыли.

Нам еще ко многому предстоит привыкнуть. Когда обсуждается вопрос об отмене виз для наших граждан, едущих в страны Евросоюза, очень часто начинаются рассказы о бывших советских гражданах или воспитанных ими потомках, которых легко узнать по «треникам» с вытянутыми коленями и «майкам-алкоголичкам»...

Мы так привыкли жить, а в других странах - нет. Мне рассказывали, что на курортах французского Лазурного побережья вывесили плакатики на русском языке, напоминающие, что вечером в рестораны нельзя ходить в тренировочных костюмах.

Историки свидетельствуют, что российская императрица Екатерина II, при которой были закрепощены украинские крестьяне, на самом деле хотела по примеру многих европейских стран крепостную зависимость отменить. Якобы того же хотели следующие цари, Александр I и Николай I. Но общественное сознание было против.

Многие не приветствовали и Александра II, освободившего крестьян (впрочем, освободил он их безземельно и вскоре был убит террористами). Выдающийся русский поэт Сумароков сочинил целый трактат о том, что канарейка должна жить в клетке, а собака сидеть на цепи, не то птица погибнет, а пес искусает всех подряд. «Свобода крестьян обществу не только вредна, но даже пагубна», - писал он.

В общем, торопиться опасно, задерживаться в развитии еще опаснее. Сегодня, привыкая к очередному перевороту в общественном сознании, мы снова оглядываемся и снова не все понимаем сразу. Привыкнем?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось