В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
В гостях у сказки

"Мы из лагеря вышли, а лагерь, оказалось, не вышел из нас..."

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 28 Августа, 2009 00:00
Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев презентовали в Киеве кинокомедию "Каникулы строгого режима"
Анна ШЕСТАК

О том, что детские лагеря отдыха в наших все еще советских краях напоминают исправительно-трудовые (причем как по форме, так и по содержанию), догадывались многие. По крайней мере, в детстве. Ну кто не помнит надписей на стенках и подоконниках: "Здесь не лагерь, а концлагерь, здесь не лагерь, а тюрьма"? Наиболее удачно озвучил эту мысль Михаил Задорнов. "У русского народа даже курорты пропитаны воровской терминологией: "пионерский ЛАГЕРЬ", "ЗОНА отдыха", - заметил он. И вправду: те же отряды, бдительные надзиратели, тот же режим с подъемом, приемом пищи по часам и отбоем и строжайший запрет покидать территорию. Поэтому не удивительно, что герои новой российской ленты "Каникулы строгого режима", сбежав из лагеря для преступников, так прижились в лагере для пионеров, что не хотели оттуда уходить! Прямо как у Танича получается: "Мы из лагеря вышли, а лагерь, оказалось, не вышел из нас...".

БЕЛОГО И КОСМОСАТАКИ ПОСАДИЛИ

Хлебать лагерную баланду режиссер Игорь Зайцев, известный зрителям по многосерийному фильму "Есенин", заставил отпетых рецидивистов российского кино - Сергея Безрукова и Дмитрия Дюжева. Белого и Космоса из "Бригады" таки посадили - шесть лет спустя после их работы в нашумевшем сериале. Только роли актерам достались, к счастью, совсем другие: и стрелять не пришлось, и наркотиков не досталось.

Весь сыр-бор начался с того, что в далекую таежную колонию, прямо под свеженарисованную вывеску "Мы вам рады!", подвезли пополнение. В том числе и героя Дюжева - бывшего милиционера из Питера Женю Кольцова. Евгения осудили на пять лет за убийство по неосторожности, и начальство тут же от него открестилось - послало на общую зону, где ему вынесли еще один приговор - смертный...

Чудом оставшись в живых в потасовке, Кольцов решает бежать - благо в охране работает его сослуживец Гагарин, который обещает помочь. Но чтобы сам Гагарин после этого не долетался, беглецу нужно отвести подозрения - прихватить кого-то из зеков. Этим кем-то становится подвернувшийся под руку пахан зоны - Витя Сумрак (Сергей Безруков), который "плавать не умеет, но бегать очень любит". Лихорадочно соображая, куда пристроить зеков, Гагарин везет их в... детский лагерь "Юнга".
"ПРОЙДЕТ И ПО НАШЕЙ УЛИЦЕ ИНКАССАТОР"

Так осужденные Кольцов и Сумароков превращаются в вожатых Евгения Дмитриевича и Виктора Сергеича. Сначала по форме, а затем и по содержанию: влюбляются в местных красавиц, поют, рисуют, ставят с детьми спектакль в японском стиле и рассказывают сказки. Точнее, каждый день одну и ту же - про Курочку Рябу.

"Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и... разбилось! - искренне удивляется Виктор Сергеич, у которого "стаж работы" - три по пять, то есть 15 лет. - Это ж какой надо иметь хвостище, чтобы яйцо из рыжья... В смысле, из золота разбить! Старый в истерике. Чего, спрашивается? Сам же бил - не разбил".

Естественно, в то, что грубоватый опер, воевавший в Чечне, и отморозок Сумрак умеют классно рисовать, придумывать сценарии детских праздников и делать шикарные декорации в полевых условиях, верится с трудом. А в то, что эти парни в одночасье, как по щучьему велению, становятся Сухомлинским и Макаренко, не верится вообще. Тем не менее картину смотреть хочется. Она динамичная, увлекательная, смешная и, что самое интересное, ни грамма не пошлая.

Фразы из "Каникул" явно станут крылатыми. Например: "Ничего, пройдет и по нашей улице инкассатор", "Это тебе не зона, здесь черт - сказочный персонаж, а петух - птица", "Где буй?! Надпись "За буй не заплывать!" есть, а буя нет!".

Буем, собственно, служил бидон из-под молока, в котором Сумрак хранил воровской общак и который потом ему пришлось вылавливать из озера. Ради этого бывший пахан даже научился плавать! Хотя, если верить сценаристу-оптимисту, в детском лагере зек усвоил многое - и наконец-то обрел жену (Алена Бабенко) и сына. Трудно представить, что в основе этой сказочной и ужасно романтичной истории лежит абсолютно тривиальный факт: один заключенный сбежал из колонии и первым делом подался к жене, работавшей вожатой, но продержался у нее всего два дня. Причем непонятно, то ли вычислили его, то ли сама супруга сдала - от греха подальше...

Это ж какую фантазию надо иметь, чтобы дорисовать эдакую маленькую Венецию - лагерь на воде, японский театр кабуки, начальника тюрьмы Вышкина (Владимир Меньшов), которому "мерещатся черти", плавающий общак в бидоне, нелепую матросскую форму вожатых, блатную феню, которой Сумрак поражал воображение детишек, лепку из хлеба (самый популярный вид искусства в лагере), мальчика Юру Ложкина, открывающего дверь попой, и освобожденных за примерное поведение уголовников, от которых беглецы вынуждены спасать детей! В общем, все то, чем фильм обязательно запомнится.
"ЕСЛИ Б НА ВОЛЕ ВАШЕ КИНО СМОТРЕЛ, ОБРЕВЕЛСЯ БЫ. А ЗДЕСЬ НЕ ПРИНЯТО..."

В Киеве "Каникулы" презентовали даже раньше, чем в Москве, - 20 августа. На премьеру приехала вся съемочная группа: режиссер Игорь Зайцев, продюсер Джаник Файзиев (кто не знает, его детища - "Ночной дозор", "Дневной дозор" и "Адмиралъ"), автор сценария Андрей Кивинов (сериал "Убойная сила") и, конечно же, Безруков с Дюжевым. Не взяли разве что 10-летних артистов, на долю которых выпала совсем не детская нагрузка.

"Ребятами я восхищаюсь, - признался Сергей Безруков. - Они таскали меня, "раненного" бандитами, на сосновых ветках по такому полю, где трудно даже пройти!". "Эту сцену снимали с вертолета, - объяснил Игорь Зайцев. - Дети волокут Сережу, заканчивается дубль, и вертолет улетает: не может забрать детей, потому что ветер очень сильный, снижаться опасно. И уже Сергею приходится тащить детей. Актеры возвращались с поля все в крови, с ободранными ногами - жалко смотреть...".

Зато теперь и дети, и взрослые смотрят то, что получилось, не с жалостью, а с явным удовольствием. Хохот в зале не смолкал ни на минуту! Пожалуй, единственным местом, где зрители уловили, что в комедии есть доля драмы, стала... исправительная колония.

"Заключенные очень хотели попасть на премьеру, - вспоминает Джаник Файзиев. - И когда им сказали, что фильм посмотрят только те, у кого нет нарушений, один за другим стали исправляться. Некоторые подходили и говорили: "Начальник, гадом буду - год после этого ничего не нарушу!". Очень хотелось узнать их мнение и показать, что мы не стесняемся и не боимся о них говорить. Не как о потерянных, а как о людях, у которых есть еще шанс выбрать правильную дорогу. И вот после показа человек, отсидевший 19 лет, подошел и сказал: "Мужики, если б на воле ваше кино смотрел, обревелся бы. А здесь у нас не принято...". Многие признавались, что вспоминали детство - лучшее, что было в их жизни".

По просьбе "Бульвара Гордона" в воспоминания ударились и Дюжев с Безруковым. Дима признался, что пай-мальчиком не был и милиционером стать не мечтал: "Мы с друзьями все время воевали за территорию - дачные сады. Бегали с отцовскими ремнями и гоняли оттуда конкурентов из соседних домов, таким образом оставляя для себя лучшие яблони и груши".

"А я как раз шалопаем не был, - улыбнулся Сергей. - Самое яркое из того, что отложилось в памяти, - розовая жвачка. У нас в детском саду была девчонка, папа которой служил в ГДР и оттуда жвачки привозил. И вот мы всей группой разделили одну жвачечку - это было такое счастье! Жуешь-жуешь, а она розовая, представляете? Мне эта радость досталась уже кем-то жеванная, я положил ее в кармашек, понес домой, и... мама постирала рубашку! Это была трагедия! Я плакал, причитал: "Мама, как ты могла?". Мне казалось, та жвачка еще держала вкус...".



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось