Олег ТАБАКОВ: «Как ни странно, я по-прежнему Марину люблю — самому удивительно. До романа с ней у меня был несколько иной цикл смены караула, а потом пришла эта толстощекая девочка... Грешен: превысив служебные полномочия, ученицей увлекся...»
(Продолжение. Начало в № 35)
«ТАКСИСТЫ, КОГДА ЧЕЛОВЕК САДИЛСЯ В МАШИНУ И ГОВОРИЛ: «ВО МХАТ!», УТОЧНЯЛИ: «В КАКОЙ - В МУЖСКОЙ ИЛИ В ЖЕНСКИЙ?»
- В разгар перестройки, когда многое было внове, театральную общественность буквально потряс раскол МХАТа на ефремовский и доронинский. Что случилось тогда, почему Татьяна Доронина решила уйти, забрав с собой часть коллектива, и как ей позволили это сделать?
- Вас немного неверно, как говорят в таких случаях, информировали: раздел Художественного театра был структурирован совсем по-другому. В труппе в ту пору было более 100 человек - люди виделись друг с другом дважды в месяц: в дни выдачи заработной платы.
- Когда подсматривали, кто сколько получает?
- Вот именно, и естественно, к тому времени, когда был закончен первый ремонт этого помещения, где мы сейчас с вами находимся, Олег Николаевич решил, что коллектив надо попросту поделить: одна половина останется здесь, а другая перейдет на Тверской бульвар... Собственно, это и было реализовано, и таксисты, когда человек садился в машину и говорил: «Во МХАТ!», уточняли: «В какой - в мужской или в женский?».
- Вы сами-то в женский МХАТ ходите? Хоть раз были там?
- Был.
- И как впечатления?
- А я вообще (улыбается) садомазохист - иногда посещаю другие театры.
- Вы прекрасный киноактер, и большинство зрителей знает вас прежде всего по фильмам. Не стоило ли вовсе забросить театр и сосредоточиться на кинематографе, никогда такая мысль в голову не приходила?
- Ну, если бы я так думал, давно-о-о бы уже какие-то шаги предпринял. В том же приснопамятном 68-м году английский режиссер чешского происхождения Карел Рейш был озабочен кастингом, то есть набором актеров, для картины «Айседора». Айседору Дункан играла Ванесса Редгрейв, Зингера, первого ее мужа, по-моему, нашли в Германии, а второго американского бойфренда - в Штатах...
Актриса Марина Зудина младше Олега Павловича на 30 лет |
- ...Есенина, увы, играл не Безруков...
- ...а вот Есенина должен был играть Табаков. В Москву прилетела жена режиссера - голливудская и европейская кинозвезда Бетси Блэр, которая у Хуана Антонио Бардема снималась - через маму Миши Козакова, говорившую по-французски, вышла на меня, и я ей глянулся. Что было дальше? Екатерина Алексеевна Фурцева, которая очень по-доброму ко мне относилась, изъяла этот сценарий из Госкино, отдала перевести и в итоге разрешила вашему покорному слуге сниматься. Был даже подписан контракт на 46 тысяч фунтов стерлингов - можете себе представить, что это за деньги?
- Вам все равно осталось бы мало...
- Ну, половина, я думал, мне причиталась - по тем временам это фантастическая сумма была, но даже не в деньгах дело. Жизнь давала мне шанс выйти на европейский кинорынок...
- ...и?..
- ...и тут стали вдруг запрещать пьесу Михаила Шатрова «Большевики».
- Настоящим большевикам она не понравилась?
- Это как раз не главное - как же в такую минуту я мог бросить ребят? Разумеется, я этого не сделал и бедных английских коллег поставил в очень тяжелое положение. Есенина, в конце концов, сыграл в этом фильме случайный человек, журналист из Югославии - ему мои костюмы не подошли, поэтому он там в каком-то купеческом полупердоне...
- Вас просто не выпустили?
- Да нет же - сам отказался. Смотрите: 4 ноября надо было лететь в Лондон, примерять фрак, котелок, штиблеты и прочее, а у нас под угрозой срыва премьера...
В начале 1998-го Борис Ельцин вручил Олегу Павловичу Государственную премию России |
«СТРОИЛА ЛИ МНЕ ФУРЦЕВА ГЛАЗКИ? ЧОГО НЕ БУЛО, ТОГО НЕ БУЛО»
- Это правда, что Фурцева была по-женски влюблена в вас и в Ефремова?
- Ну разве подобное утверждать можно?
- Знающие люди мне говорили: «В конце жизни она любила трех мужчин: Ефремова, Табакова и Магомаева»...
- Может быть, может быть... Помню, когда нам Государственную премию СССР дали, присутствовали член Политбюро ЦК КПСС Суслов и секретарь ЦК Зимянин, заведующий отделом культуры ЦК Шауро и министр культуры Фурцева. Они были отделены от нас каким-то таким проходом и довольно высоким барьером, и тогда я выхватил из-за спины букет белых роз и метнул ей через этот барьер.
- Она была счастлива?
- Думаю, была рада, а такие вещи все-таки окупаются...
- ...и подкупают. Когда в ее кабинете или в театре вы оставались наедине, глазки строила?
- Чого не було (улыбается), того не було... Да нет, она была умница и вообще красивая женщина, а насчет Ефремова, к которому, на самом деле, Фурцева была очень внимательна и защищала, как только могла, я расскажу вам такой случай.
С российской властью в близость Табаков не вступает, предпочитая ограничиваться рукопожатиями. С Владимиром Путиным |
По-моему, это был 62-й год: мы поставили «Голого короля», и нас хотели запретить, а поскольку сама Екатерина Алексеевна убивать родное детище не могла, она поручила это сделать своему первому заместителю Александру Николаевичу Кузнецову. Это был не человек, а такой памятник себе: голова его свободно переходила в плечевой сустав - и вот мы сидим (мы - это худсовет, коллегиальный орган, который руководил «Современником»)... Олег, приняв, чтобы как-то взять себя в руки, немножко на грудь, говорит (копирует Ефремова): «Александр Николаевич, это же специфический театр, у нас коллегиальное руководство, всем управляет совет», а Кузнецов ему: «Для нас нет никаких советов, для нас есть только один Олег - Попов». Олег Николаевич аж поперхнулся: «Ефремов». - «Да-да, Ефремов».
- Заместитель министра культуры!
- Бывает...
- Мне рассказывали, что в свое время вы могли остаться в Соединенных Штатах Америки...
- Какой вы, однако, осведомленный! Это такая любовная история, когда жизнь меня тоже пыталась ломать через колено, на твердость испытывала. Просто я был влюблен в девушку...
- ...американскую?..
- ...причем из рода миллиардеров. Она была так молода, легкомысленна...
- ...и богата?
- Да, но любил я ее не за это (как шутят, не только за это). Короче, она знала о моей мечте: студия, студия! - и говорила: «Эти вот деньги папы и мамы, а эти мне оставила бабушка - поделим их пополам, по-братски». Увы, я безнадежно испорченный русский человек, это меня не прельщало. Помните? (Читает).
Хиллари Клинтон делится впечатлениями после посещения «Табакерки». Слева — Наина Ельцина. Москва, 1995 год |
«Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые...
- ...Как слезы первые любви!..».
- Между тем Россия отнюдь не нищая, и цена барреля нефти, если вы за этим следите, немалая...
- Ну, это хозяева России не нищие, а сама она какой была, такой и осталась...
- Как бы там ни было, я тебе (доверительно переходит на ты) заработки в Московском художественном театре назвал...
- Это у вас, а у других?
- Да ладно, старик, можно и нужно отвечать только за что ты можешь сделать. В Подвале на Чаплыгина люди получают столько же - ну, может, чуть меньше, но там 116 мест в зале, а здесь - 916.
Роман Олега Табакова и Марины Зудиной длился 12 лет. «Я человек прагматичный, и подвозить любимую на Семеновскую, на Преображенскую, пусть и не каждый вечер, обременительно» |
- Не жалеете, что не остались тогда в Штатах?
- Нет, что ты!
- Значит, как следует, не любили...
- Не-е-ет, вот тут ты не прав... Она мне еще долго звонила...
- Потратила на телефонные разговоры полсостояния?
- Во всяком случае, приводила иногда аргументы убийственные, из разряда: против лома не приема. Вроде того, что беременна, но это было неправдой...
- А если бы подтвердилось?
- Тогда бы, наверное, поехал туда и дал бы...
- ...денег на аборт?
- Нет, почему - имя, однако, по срокам не совпадало. Женщины, когда звонят, чтобы порадовать таким известием, действуют обычно по заранее составленному плану.
«РАСЧЕТЛИВЫЕ ТАК СЕБЯ НЕ ВЕДУТ - ЗА ЭТИ 12 ЛЕТ МАРИНА, НАВЕРНОЕ, ОТДЕЛЬНУЮ ПОКАЗАТЕЛЬНУЮ РОТУ ПОКЛОННИКОВ УЖЕ БЫ ИМЕЛА, А ЕСЛИ ТАК ДОЛГО ЖДАЛА, ЗНАЧИТ, КАКИЕ-ТО ЧУВСТВА С ЕЕ СТОРОНЫ БЫЛИ»
- Ваш развод с супругой актрисой Людмилой Крыловой и многолетний роман, а впоследствии свадьбу с очень красивой женщиной, тоже актрисой, Мариной Зудиной обсуждали практически все...
- Грешен: превысив служебные полномочия, ученицей увлекся...
- Не страшно было в это плавание пускаться - как-никак разница между вами 30 лет?
Олег Павлович всегда хотел много детей. «Думал: «О! Вырасту — настрогаю». С сыном Пашей и второй женой Мариной |
- Ну, когда, как ты удачно напомнил, любишь, не страшно...
- Похоже, вы в этом случае больше любили...
- Понимаешь, нас все-таки не разделял океан - Марина была поблизости.
- Вот видите, уже расчеты какие-то...
- А ты как думал? Я человек прагматичный, а наш роман длился 12 лет, и подвозить любимую на Семеновскую, на Преображенскую, пусть и не каждый вечер, согласись, обременительно. Нет, подумал, не выдержу!
- Столько на бензин тратить...
- ... (смеется) нельзя - разорительно.
- Супруга об этом затяжном увлечении знала?
- В общем-то, да.
- И не закатывала скандалов?
- Всякое было, но что уж сейчас об этом? Я очень благодарен моей первой жене Людмиле Ивановне Крыловой за ее любовь, красоту - просто за то, что родила мне сына Антона и дочку Сашу, но это само собой, а то само собой.
- Я знаю, что Антон и Саша долго не могли простить вам ухода из семьи...
«Старик, если он в 70 лет сделал ребенка, демонстрирует неплохую физическую форму». С женой и дочкой Машей |
- Антон недолго...
- Понял вас по-мужски?
- Во всяком случае, этот факт как-то принял. Я с радостью вижу своих внуков и, когда могу, балую.
- А дочь?
- С Сашей (грустно) у нас по-прежнему отношений нет...
- Многие приближенные к театру судачили, что со стороны Марины Зудиной это брак по расчету, - наверняка, досужие разговоры и до вас доходили...
- Понимаешь, расчетливые так себя не ведут - за эти 12 лет она бы, наверное...
- ...проявилась?..
- ...отдельную показательную роту поклонников уже бы имела, а если Марина так долго ждала, значит, какие-то чувства с ее стороны были.
- Не в том ли секрет вашего прекрасного состояния, что молодая жена замедляет старение?
- Думаю, что и старик, если он в 70 лет сделал ребенка, демонстрирует неплохую физическую форму. Это, как говорится...
- ...видно неворуженным глазом ...
- По-моему, этот процесс - поддержания тонуса! - обоюдный, и потом, когда я прижимаю к себе младшую дочку Машу или журю в очередной раз сына Пашу, когда обнимаю внучек Анечку, Полину и самую маленькую Антонину (это последняя дочка Антона, правда, я ее дважды обнял, и оба раза она заплакала), это полная подзарядка. По сравнению с массой БТР - а это машина очень большая...
С первой супругой Людмилой Крыловой и дочкой Александрой. После того как Олег Павлович оставил семью и ушел к Марине Зудиной, дочь прекратила общаться с отцом. «С Сашей у нас по-прежнему отношений нет» |
- ...напористая...
- ...аккумулятор, который стоит там, достаточно мал, но без него движение невозможно. Вот и у меня с детьми примерно такая пропорция.
- Ваша жена - эффектная молодая женщина: признайтесь, где-то в глубине души вы ревнуете ее к ровесникам, мужчинам чуть старше?
- Чем-чем, а чувством ревности я обделен - так уж сложилось. Это у меня, наверное, от отца: Павел Кондратьевич как-то так...
- ...знал себе цену!..
- ...«И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - такая пустая и глупая шутка»... Я просто из докторской, врачебной семьи - возможно, это кое-что объясняет.
Видишь ли, мой сводный старший брат по отцу и сводная старшая сестра по маме окончили с интервалом, по-моему, года в три или в четыре Саратовский мединститут, и все, что касается анатомии, физиологии, патфизиологии и гинекологии я узнал очень рано. Ощущение краткосрочности отпущенного нам на земную жизнь времени пришло ко мне не из литературы, а из первоисточников.
...У нас в Подвале есть такая четырехступенчатая лестница, первая ступенька которой высокая - не 12-15 сантиметров, а 18.
Сын Табакова от первого брака Антон сейчас известный ресторатор, хотя поначалу пробовал свои силы в актерстве. Большинство зрителей до сих пор помнят его по двухсерийной киноленте «Тимур и его команда», в которой он сыграл главную роль. Антон Табаков с мамой |
- И вы перепрыгиваете ее на одной ноге?
- Обычно я ее у-у-у! - с лету преодолеваю, но иногда некоторые отложения солей вдруг интенсифицируются: подойдешь - р-р-р! (рычит, как мотор буксующей машины). Ну что же, даю задний ход и со второго раза - хоп! Нет, я знаю свой срок и счастлив бываю, если и в самом деле людям, за которых ответствен, помогаю жить свободнее, устроеннее. Кстати, я не сказал... Ни в одном другом театре каждая женщина не получает на ребенка шесть тысяч...
- Ежемесячно?
- Да, и это не то, что кто-то велел мне или же посоветовал. Я и сам пример подаю - одним из первых откликнулся на призыв президента повысить рождаемость.
«ЛЮБОВЬ - ТАКОЕ ЗАНЯТИЕ, ЧТО ИГРАТЬ ТУТ НЕЛЬЗЯ, ОНА, КАК ПИСАЛ ПАСТЕРНАК, «НЕ ЧИТКИ ТРЕБУЕТ С АКТЕРА, А ПОЛНОЙ ГИБЕЛИ ВСЕРЬЕЗ»
- Вы многое, по вашим словам, знали о медицине, тем не менее, когда Марина рожала первенца Павла, пошли смотреть, как это происходит...
- Это она настояла: ей было страшно. Понимаешь, роды - тяжелое испытание... У Хемингуэя есть рассказ про индейскую семью: муж где-то там на печи, а жена в это время рожает. Схватки продолжались всю ночь, а утром, когда открыли полог, за которым муж лежал, увидели, что у него перерезаны вены, - бедолага не выдержал. Это на самом деле очень непросто.
- Вы выдержали до конца?
«Но старость — это Рим, который взамен турусов и колес не читки требует с актера, а полной гибели всерьез. Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба, и тут кончается искусство и начинается судьба». Армен Джигарханян и Олег Табаков в спектакле Театра-студии Табакова «Ужин»,1994 год |
- Выдержал, выдержал...
- Что ощущает мужчина, отец, когда у него на глазах в мир приходит его ребенок?
- Беспомощность ощущает, ничтожность, ведь ничем помочь нельзя. Самым серьезным помощником оказалась старшая сестра, которая подошла и сказала Марине: «Тужься! А ну давай, тужься! Вот как на горшке сидишь»...
- Увидев сына, вы почувствовали абсолютное счастье или страха было все-таки больше?
- Страх пропадает одномоментно... (Задумчиво). Видишь ли, я ведь всегда хотел иметь много детей. После войны, приходя к кому-то из друзей, особенно если у них отец, слава Богу, вернулся с фронта, я видел за столом большую семью - человек пять-шесть, а мы сидели втроем: мама, сестра Мира, я, и я думал: «О! Вырасту - настрогаю». Людмила Ивановна же была очаровательной, изящной, миниатюрной женщиной - родив двоих, забастовала, и это отчасти стало причиной того, что я начал учить детей, молодых людей.
- Представляю, какие толпы поклонниц ходили за вами по Москве и другим городам Союза, особенно в пору вашей безумной славы. Не сомневаюсь: несмотря на то что у вас молодая жена, это паломничество продолжается, и недавно газеты взахлеб писали о том, что у вас новая пассия, еще моложе Марины Зудиной, и вы уходите из семьи - это правда?
- Не-е-ет...
- К сожалению?
- Нет, в эти игры я не играю: дай Бог справиться с кругом моих служебных обязанностей.
- Неужели, когда видите хорошенькую студентку, вам не хочется с ней пофлиртовать, хотя бы чуть-чуть развлечься извечной игрой мужчины и женщины?
Один из хитов МХТ «Женитьба Фигаро» Пьера Огюстена де Бомарше. Граф Альмавива — Олег Табаков, Фигаро — Сергей Безруков, 2008 год |
- (Прищуриваясь). Любовь - такое занятие, что играть тут нельзя, она, как писал Пастернак, «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Как ни странно, я по-прежнему Марину люблю - это мне самому удивительно. До романа с ней у меня был несколько иной цикл смены караула...
- ...хорошо как сказали...
- Это я просто цитирую Юлиана Семенова.
- Следовательно, смены караула случались?
- С завидной, заметь, регулярностью, а потом пришла эта толстощекая девочка...
- Чем же она вас, Олег Палыч, взяла?
- Любовь, любовь - ничем другим меня не возьмешь.
«ТАКОМУ РАССКАЗЧИКУ, - ПРОШЕПТАЛ Я КОЗАКОВУ, - ПОЛОЖЕН... НУ, СКАЖЕМ ТАК, ШИШ ЗА ЩЕКУ»
- Это правда, что в молодости вы были гурманом и очень любили вкусно и обильно поесть?
- Ну а зачем мне воспоминаниям предаваться - я только что хорошо поел: мне подали салат «Цезарь», солянку, кусочек мяса, чизкейк...
- Вы, судя по всему, в удовольствиях себе не отказываете?
Наташа и Николай Ростовы (Людмила Савельева и Олег Табаков), «Война и мир», 1966 год |
- К чему же отказывать, если есть возможность их получать?
- Вы, говорят, с игровым автоматом сразиться любите?
С Михаилом Козаковым в спектакле «Обыкновенная история» по одноименному роману Ивана Гончарова |
- А как же!
- И выигрываете?
- Времени, чтобы пропадать в казино сутками, у меня нет, но дважды выигрывал довольно крупно. В Вене, например, на улице Кертнерштрассе большущую отхватил сумму .
- Большущую - это сколько?
- Ну ладно тебе, а второй раз отдыхал в Одессе у моего друга Сережи Дистергова (у незалежному градi Києвi у него большой бизнес, но родом он из Южной Пальмиры - там мама, семья), так выиграл столько, что просто неловко говорить. Дуракам, как гласит старая русская пословица, везет.
- Михаил Козаков рассказывал мне, что однажды вы его подкузьмили прямо на сцене. Как?
- С ума сойти - все-то ты знаешь... Просто мы в «Современнике» играли спектакль «Баллада о невеселом кабачке» по пьесе Эдварда Олби, который, по сути, адаптировал повесть Карсон Маккалерс. Это история о женщине, такой крупной, мужеподобной особе, - я бы даже сказал, что она трансвестит...
- ...почти по Задорнову - входит в транс и свистит...
- Да-да (смеется), и вот к ней сватается красавец-ковбой, а она любит горбуна-калеку и при этом человека нетрадиционной сексуальной ориентации...
- Вот ведь как!
- Кузен Лайман его зовут - братец Лайман. Кроме нас троих, в этой постановке участвовал еще Михаил Козаков - он от автора выступал, то есть время от времени произносил монологи, расшифровывающие смысл. Михал Михалыч - человек увлеченный, порой философски настроенный: помню, читает он свой текст об одиночестве любви с паузами, очень долго, а я стою, пережидаю...
С Людмилой Гурченко в киномюзикле «Аплодисменты, аплодисменты», 1984 год |
На тот спектакль я пригласил как раз очень красивую женщину и рассчитывал, что, исполняя эту роль, добьюсь цели и завоюю ее сердце, а Козаков все тянет и тянет резину. В общем, когда он повернулся, я ему прошептал: «Такому рассказчику положен... ну, скажем так, шиш за щеку». И-хо-хо! (смеется). Миша не выдержал, прямо со сцены к Галине Борисовне Волчок побежал: «Это пошло! Как директор себя ведет?». Галя мне с укоризной: «Ну что ты делаешь? С ума, что ли, сошел?». Я покаялся: «Все, Хася, больше не буду», и вот следующий спектакль, он опять тянет, тянет... Снова поворачивается ко мне, и я делаю ему вот так (оттопыривает языком щеку). Так что было, было...
- Олег Палыч, а вы смотрите иногда фильмы, в которых снимались?
- Чтобы специально, так нет - некогда.
- Но для DVD с этими картинами у вас отдельная полочка есть?
- Полочка есть у Пашки: он там своих «Кадетов» и прочую ерунду хранит.
Олег Табаков — Дмитрию Гордону: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Тем не менее, если случайно включаете телевизор, а на экране, предположим, вы - Шелленберг, какие возникают мысли?
- «Господи, Боже мой, - думаю, - как давно это было, как же давно!»... Понимаешь, я ведь каждое утро чищу зубы и, когда при этом гляжу на отражение в зеркале, далеко не всегда бываю доволен, поэтому что за удовольствие смотреть на то, каким был 40 или 50 лет назад? Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел».
- Вы вовремя созрели?
- Да, но я еще ничего!
- Как бы вы обратились напоследок к украинским читателям, которые вас так любят?
- Я пожелал бы им, учитывая четвертинку украинской крови, удачи, здоровья и терпения: брати, воно вам дуже потрiбне!
Киев - Москва - Киев