Патриарх ФИЛАРЕТ: «Цель Дмитрия Гордона — не осудить, не оспорить, а понять, и движет им не праздное любопытство, а стремление приблизиться к Истине, поэтому даже его по-детски наивное: «А есть ли Бог?» — меня не смутило: в конце концов, если человек спрашивает, он желает знать, а если так, может, и поверить захочет...»
По правде говоря, до этого с представителями прессы общался я неохотно: не в обиду будь сказано, журналистов нынче много - молодых, дерзких, уверенных в себе, однако не все они знают, о чем, идя на интервью, хотят спросить, и далеко не каждый владеет искусством задавать вопросы, четко и точно формулировать мысль. Дмитрию это удается, как никому другому, и даже если вопрос может вызвать негативные ассоциации, не ответить ему нельзя, поскольку, вовлекаясь в беседу, сознаешь: цель этого человека - не осудить, не оспорить, а понять, и движет им не праздное любопытство, а стремление приблизиться к Истине.
Общаться с Гордоном мне было приятно - надеюсь, ему тоже. Размышлять о вере, Боге, смысле бытия, Священном Писании, о том, существует ли жизнь вечная, могу сколь угодно долго - я этим живу, поэтому даже его по-детски наивное: «А есть ли Бог?» - меня не смутило: в конце концов, если человек спрашивает, он желает знать, а если так, может, и поверить захочет...
Я отвечал Дмитрию, как думаю, как верю, и мне показалось, что он, хотя и называет себя атеистом, до конца таковым не является. Убедил ли я его в существовании Бога, судить не мне - ему: принятие веры происходит в душе, однако даже если и нет, но в атеистических постулатах побудил усомниться, это уже для меня как для священнослужителя победа, причем немалая.
Безусловно, я не мог не оценить, что собеседник-атеист все-таки согласен с тем, что в Украине должна быть единая Православная Церковь, - в отличие от тех, кто, не встречаясь со мной и на открытую полемику не решаясь, пытается очернить меня и Киевский патриархат в СМИ. Как я на это реагирую? Утверждать, будто не знаю, что самопровозглашенным меня называют, не могу, поскольку не хочу лукавить, однако знаю и то, что законным Патриархом являюсь, и потому те, кто пытается меня унизить, унижают самих себя (о человеке, в конце концов, судят по поступкам его, а не по тому, кто о нем что сказал)...
Возможно, теперь меня еще и в том упрекнут, что как лицо духовное я поступил опрометчиво, когда в программе «В гостях у Дмитрия Гордона» - светской, мирской - снялся, но на это тоже готов ответ: сегодня в условиях, в которые Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата поставлена, молчать нельзя - необходимо говорить: только так мы сможем отстоять право на существование и право своей паствы иметь Церковь, которая бы идеологии чужого государства не следовала.
В каждом своем слове, произнесенном Дмитрию Гордону, я уверен, ни от одного не откажусь, и довольно жесткую характеристику, данную мною Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу: «Дипломат, политик и только потом Патриарх», еще и расширил бы, добавив, что он человек не духовный. То, что со стороны Русской Православной Церкви исходит захватническая агрессия, очевидно, и верующие не могут ее не чувствовать, а наша миссия и задача - сделать так, чтобы люди из-за нее не утратили веру, которую обрели лишь недавно и к которой лишь начали привыкать.
На моих глазах несколько сменилось эпох: безбожье советских времен, растерянность начала 90-х, когда коммунистические идеалы канули, а других большинство не ведало, - и вот начало нового века, ознаменовавшееся возвращением мирян в лоно Церкви, и если первые годы независимости дали обычному украинцу возможность свободно высказывать свои мысли и самостоятельно прийти к Богу, поверить, что он существует и все преграды помогает преодолеть, то сейчас от него следующее требуется: если ты верующий, согласно вере живи, а это намного сложнее, чем просто верить в то, что Господь есть.
Когда донимают трудности и проблемы, многие могут не выдержать, разочароваться или даже отступиться, решив: ну, согласимся, что где-то Бог существует, но поступать будем так, как считаем нужным, поэтому Церковь должна объяснять, что жить согласно заповедям можно и в условиях, для религии комфортных, и в условиях атеизма: внешнее значения не имеет. Возьмем, например, первые века христианства: многие отказывались от Бога, потому что так было легче выжить, но нашлось немало мирян, священников и епископов, которые веру свою не предали, - жизнь отдали, но отступниками не стали и Римскую империю с ее язычеством победили.
С одной стороны, жить сейчас проще - мир все-таки цивилизованнее и образованнее, но с другой - наоборот, сложнее, поскольку искушений гораздо больше, а раз так, больше и препятствий на пути человека к Богу, но, чтобы одолеть их, достаточно проявить силу духа и стойкость убеждений.
Я, к примеру, ни разу не пожалел о том, какой путь избрал, и искренне верю, что единая Церковь в Украине будет, а тем, кто старается этого не допустить, мы можем твердость в защите своих интересов противопоставить. Каких? Иметь свое государство, свою Церковь, свой язык, свою культуру и свою историю и по жизни дорогой правды идти: тот, кто ею идет, всегда побеждает, и мы победим - не только желанием и настойчивостью, но и помощью Божьей. Вот прошли же борьбу с атеизмом - и победили, потому что защищали правду, которая заключается в том, что Бог есть. Как государственной идеологии атеизма больше не существует, и те, кто считает себя атеистами, учатся постепенно жить среди верующих и начинают веровать сами - даже ярые коммунисты, по убеждениям своим Господа отрицающие, православными атеистами себя называют.
С такой же стойкостью необходимо и другие испытания преодолевать - например, нынешнюю проверку на то, насколько нам нужен родной язык, а к тому, что происходит сейчас вокруг него на законодательном уровне, наше отношение однозначно: украинский язык в украинском государстве должен быть единственным государственным. Говорить как угодно можно: не только по-русски, но и по-арабски, по-китайски, по-немецки - чем больше языков знаешь, тем лучше, и мы за то, чтобы люди свободно общались на том, на каком хотят, но государственным должен быть только украинский, и каждый гражданин Украины обязан знать его и уважать.
Это причем не наша украинская выдумка, а опыт всего мира, ведь посмотрите: в Германии государственный язык один - немецкий, во Франции - французский, в России, где множество наций и народностей проживает, - только русский. Украинского нет, а почему, спрашивается, если украинцев там не намного меньше, чем у нас этнических россиян? - все это против правды, реалий жизненных.
Язык и вера стали в новом тысячелетии темами, о которых политики вспоминают обычно в преддверии выборов, чтобы народ расколоть, но, в конце концов, споры и распри вокруг государственного языка утихнут, а единая Церковь образуется как что-то само собой разумеющееся - для этого нужно время, и работает оно на нас. Поместная Церковь в Украине уже есть - это Киевский Патриархат, а Московский Патриархат - тоже Церковь, но не поместная украинская, и доказательством того, что объединение неизбежно, является ситуация внутри Московского Патриархата - разделение на автокефалистов и сторонников России (автокефалистов, замечу, больше).
Уже не за горами то время, когда в Украине будет единая Православная Церковь, Киево-Печерская и Почаевская лавры, другие монастыри и святыни станут ее частью, а богослужения во всех церквях будут проводиться не только на церковно-славянском, но и на украинском языке. Обратите внимание: растет новое поколение, которое русского не знает, поэтому и молиться, и писать, и руководить мы будем по-украински, а вопрос: «Патриот ты или нет?» отпадет сам по себе, потому что не патриотов вообще не останется - надо только с честью пройти ниспосланное нам испытание: достойны мы свое государство иметь или нет? Если достойны - отстаивать украинский язык и украинскую Церковь должны, а если же нет - признать, что поколения, предшествующие нам, жили, боролись и страдали напрасно.
Пожалуй, это и есть то, чего я не успел в интервью Дмитрию Гордону сказать, поэтому благодарен ему за возможность со страниц его книги обратиться ко всем, кто возьмет ее в руки, а таковых, я уверен, будет немало и в нынешнем столетии, и в последующих. Жизнь, слава Господу, продолжается, Земля, вопреки печальным предсказаниям и языческим календарям, вращается с Божьей помощью, не замедляя ход, и если и называет кто-либо дату, когда она якобы остановится, он, значит, просто не верит словам Христа Спасителя, не скрывавшего, что назвать день и час своего второго пришествия не может. Знать, когда именно оно произойдет, не дано никому, и единственное, что нам остается, - жить опять же согласно вере, потому что, доживешь ты до конца света или нет, значения не имеет, а вот то, что до смерти и Божьего суда доживешь, - неоспоримый факт.

Когда страдавшая психическим расстройством Наталья БОГУНОВА лечилась, люди, назвавшиеся родственниками, отняли у нее квартиры — ее и мамину, после чего стали распространять слухи, что сумасшедшая актриса нуждается в опеке
После ареста от Лидии РУСЛАНОВОЙ требовали дать показания против маршала Жукова, своего мужа генерала Крюкова и сдать сундучок с драгоценностями, которые при обыске не нашли. 208 бриллиантов, изумруды, рубины, жемчуг, золото и платину Русланова сдала, а на маршала наговаривать не стала и от мужа не отреклась
Владимир ЛИТВИН: «Меня сбили на взлете, и все эти годы —13 лет! — не живу, а, можно сказать, существую, но будь я к убийству Гонгадзе причастен, в Украине уже бы не находился»
В 90-е прославленный боксер Александр ЯГУБКИН многим мешал. Ему не раз угрожала смертельная опасность, и чтобы избежать покушений, из Донецка приходилось уезжать, а после травли в прессе из вчерашнего героя чуть ли преступника не сделали
Знаменитый пародийный дуэт «СВИТЯЗЬ»: «То, что мы к серебряной свадьбе готовимся, — слухи. Толя ждет парня из армии»
«Кролик» Владимир Данилец выпустит диск авторских песен
Илья Резник возрождает фестиваль в Крыму
Вилли ТОКАРЕВ: «Когда спрашивают, какие правила соблюдаю, говорю, что о них можно снять целую передачу, но на самом деле все просто: нужно быть человеком»
Если бы политика была дуракоустойчивой
Патриарх ФИЛАРЕТ: «Цель Дмитрия Гордона — не осудить, не оспорить, а понять, и движет им не праздное любопытство, а стремление приблизиться к Истине, поэтому даже его по-детски наивное: «А есть ли Бог?» — меня не смутило: в конце концов, если человек спрашивает, он желает знать, а если так, может, и поверить захочет...»
Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги