Что наша жизнь? Игра...
Луч света
Юлия ПЯТЕЦКАЯ 28 Сентября, 2007 00:00
В Киеве прошли гастроли московского Малого театра.
«НА ВСЕХ МОСКОВСКИХ ЕСТЬ ОСОБЫЙ ОТПЕЧАТОК»
Пожалуй, самым ярким событием из привезенных Малым спектаклей стало «Горе от ума» в постановке известного московского режиссера Сергея Женовача. В свое время Женовача выдавили из Театра на Малой Бронной за «неумение собирать кассу», и наверное, трудно придумать более унизительную формулировку применительно к театральному режиссеру. Женовач отдал Малой Бронной семь лет, выпустил девять спектаклей и являлся не просто штатным режиссером. Он создал внутри коллектива свой отдельный мир и свой живой театр. Таких вещей обычно не прощают...
После изгнания Женовач ушел в никуда и два года работал исключительно над собой, пока художественный руководитель Малого Юрий Мефодьевич Соломин не предложил Сергею Васильевичу поставить «Горе от ума». Премьера неувядаемого грибоедовского хита состоялась в ноябре 2000-го, вызвав в московских богемных кругах бурную полемику и обильную прессу. Одни говорили, что это новаторское прочтение бессмертной комедии, другие — что крайне неудачная попытка оживления застывших образов, третьи — что театральная попса... А вот «стариков» и «старух» Малого хвалили все без умолку — дескать, переигрывают они одаренную молодежь в пух и прах на счет «раз».
«Старики» не то чтобы переигрывают... Просто, глядя на соломинского Фамусова и его свояченицу Хлестову в исполнении Элины Быстрицкой, графиню Хрюмину Татьяны Еремеевой, князя и княгиню Тугоуховских (Юрий Каюров и Людмила Полякова), вспоминаешь, что такое традиция и корифеи, профессиональное мастерство и внутренняя актерская культура. В общем, то, о чем постепенно забываешь в Киеве.
Недавно мне попалось интервью с одной киевской театральной актрисой, которая на вопрос: «Какие слова вы чаще всего употребляете?» ответила, что это слова «жопа» и «запиндю»... Что такое «запиндю», я, увы, не знаю (может, амплуа актрисы), но дело не в этом... Удивительно, ей-богу, что женщина, полжизни отдавшая сцене, а не проходной завода «Красный резинщик», так незатейлива в своих лексических предпочтениях.
«Киев превратился в какой-то странный город...» — несколько брезгливо бросил однажды манерный Виталий Вульф. Тогда его московское снобистское высокомерие меня задело, сейчас мне кажется, что высокомерие — не самая противная вещь в искусстве.
Самое противное — это плебейство, маскирующееся под простоту. Как-то так получилось, что киевские служители Мельпомены, молодые и не очень, незаметно для всех стали своими в доску ребятами, напрочь забывшими (или не знавшими?), что между залом и сценой, на самом деле, «дистанция огромного размера», санитарная граница, которую, хотя бы из гигиенических соображений, лучше все-таки соблюдать. Высокомерие — это то, чего нам сегодня катастрофически не хватает. Та высокая мера, без которой театр немыслим в принципе. Как и умение блюсти себя, держать фасон, осанку, а не просто торговать лицом, обслуживая клиента с билетом. Сцена не зря ведь изначально задумывалась немного выше зрительного зала. Именно с такой крохотной, но существенной разницы начинается театральная магия. Поэтому на большинстве московских театров, в том числе замшелых и запаутиненных, по-прежнему «есть особый отпечаток»... На большинстве киевских — отпечаток неизвестного «запиндю»...
«Горе от ума» — пьеса для Малого культовая и судьбоносная, как «Чайка» для МХАТа. Семь редакций грибоедовской комедии было осуществлено только в прошлом веке, многие актеры, задействованные у Женовача, уже играли в прежних вариантах, так что, если и имело смысл вновь входить в эту неспокойную реку, то по-своему.
Кстати, «Горе от ума» в Киеве не идет. Не знаю, почему. Возможно, виной всему текст... Комедия написана стихами, и для грибоедовских персонажей стихотворный размер — естественная форма общения. Сделать ее естественной для актеров — задача архисложная. Но Женовач — мастер. Мне понравился его Чацкий (Глеб Подгородинский). Он понравился мне больше всех. Луч света. Шут гороховый. Идиот, каких мало. Тонкий, чувствительный, уязвимый, образованный. Желчный неврастеник, лезущий со своими умными мыслями и рассуждениями в компанию людей, для которых сплетня, фуршет и модный вырез — самые интересные вещи на свете.
Правда, поначалу трудно принять этого угловатого молодого человека в дурацкой вязаной попонке, передвигающегося скачками, глотающего слоги и целые слова (Малый всегда являлся эталоном сценической речи), при этом пытающегося держаться уверенно, чтобы не сказать, нахально. Такое впечатление, что артист очень нервничает, путает вдох с выдохом, вход с выходом, мямлит и проборматывает самые важные куски самых важных монологов.
Женовач говорил, что стремился показать семейную, а не социальную драму. Неприкаянный Александр Андреич, постранствовав, вернулся домой, заглянул в печку, вдохнул дым Отечества, а потом вдруг выяснилось, что его здесь, собственно, никто не ждет. Наоборот, все, кроме Репетилова (Дмитрий Зеничев), чураются и старательно его избегают, словно ВИЧ-инфицированного.
«МОЛЧАЛИНЫ БЛАЖЕНСТВУЮТ НА СВЕТЕ!»
Грибоедов в письме Катенину как-то заметил, что в «Горе» один умный противостоит 25 глупцам... Московский режиссер попытался увидеть в сонме дураков обычных людей, а самого умного столкнуть с пьедестала, на котором его упорно удерживают вот уже второе столетие. Это, конечно, замечательно, свежо и верится без труда, но пьеса-то все равно о человеческом одиночестве и достоинстве. О невозможности отыскать родственную душу и более-менее подходящего собеседника даже в родном доме, о трагедии любой яркой индивидуальности в лицемерном иерархическом обществе.
При этом Женовач так искренне, так нежно поработал с актерами, так одомашнил жесткий грибоедовский памфлет, что на обличительный акт его пронзительная версия ну никак не тянет. Правда, и в рамках семейных неурядиц не держится. В этом спектакле вообще отсутствуют какие-либо рамки. Кто он, Александр Андреич Чацкий? Опасный вольнодумец? Экстравагантный выпендрежник? Одинокий бездельник с несложившейся личной жизнью, явившийся после трех лет отсутствия в дом, где родился и вырос, со списком претензий? Или Софья (Ольга Молочная)? Мещанка? утонченная натура? столичная глуповатая кокетка? скучающая девушка на выданье, нафантазировавшая себе мужской идеал и напялившая свою фантазию на того, кто меньше всего для этого подходит? А Фамусов? Старый развратник? напыщенный фармазон? трусливый прихвостень системы? издерганный отец взрослой дочери? Даже «хрипун, удавленник, фагот» полковник Скалозуб (Виктор Низовой) вызывает симпатию своей неожиданной живостью и непосредственностью. В этой галерее человеческих судеб и лиц разве что Молчалин (Александр Вершинин) уныло однозначен.
Измученный подобострастием и усердием, взмыленный от постоянной готовности погладить нужную моську и подать правильное манто, ничего, кроме отвращения, не вызывает. Но самое смешное (наверное, потому и комедия), что именно он, а не Чацкий — наиболее популярный персонаж наступающего времени. Он наступал, когда еще был жив Грибоедов, и продолжает наступать до сих пор. Мелкий прилизанный угодливый клерк, менеджер среднего звена, мечтающий стать старшим менеджером... «Молчалины блаженствуют на свете!» — припечатывает его Чацкий. Ну это вряд ли. Для того чтобы блаженствовать, молчалины все-таки фантастически трудолюбивы и работоспособны.
«ДРУГИХ ПИСАТЕЛЕЙ У МЕНЯ ДЛЯ ВАС НЕТ»
Как известно, в финале Александр Андреич, получив свой «мильйон терзаний», уехал «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок...». В спектакле это решено блестяще, без пафоса и крика, сдержанно и печально. Отъезд «якобинца» и «карбонария» принес всем долгожданное облегчение, а его присутствие оказалось всего лишь досадным, хотя и презабавным курьезом.
Когда-то в школьном сочинении по поводу финального монолога Чацкого («Карету мне, карету!») я написала, что единственная карета, способная увезти Александра Андреича в нужном для него направлении, — это карета «скорой помощи». Сейчас я не была бы столь категорична, но так исторически сложилось, что вся великая русская литература — это умопомрачительное по красоте созвездие идиотов, мечтающих исправить мир и лезущих со своим умом куда ни попадя. С одной стороны, они невероятно смешны в своих притязаниях и душевных порывах, потому что мир не меняется, хоть ты тресни, а с другой — именно благодаря им здесь все еще можно жить. Несмотря на то, что современная действительность просто вопиет: «Ума не надо!», русская литература по-прежнему велика, а ее сумасшедшие герои — по-прежнему герои. Поэтому пока, как сказал выдающийся ценитель словесности и почти классик: «Других писателей у меня для вас нет».

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: «Лично я не сомневаюсь, что Путин хочет покинуть свой пост, но уйти безнаказанно он вряд ли сможет — на выходе из Спасских ворот Кремля его будут ждать несколько олигархов и целый чеченский народ»
«Вопящий в Долине смерти» зять Юлии Тимошенко Шон КАРР: «Любовь к Жене очень меня изменила»
Шевченко извинился за то, что ударил Кристофера Самбу ногой по голове
Королева Великобритании выиграла два куска мыла
Тейлор вновь влюблена
Стивен Сигал отобрал украинок для фильма, который снимет на киностудии Довженко
Миллиардер Алишер Усманов, купивший коллекцию Ростроповича и Вишневской, передумал передавать ее российскому государству
Модель Наталья Водянова стала Натали Портман
В картине Соловьева «2-АССА-2» вместо Виктора Цоя спел Шнур
Инна Чурикова попала под машину, а Колин Фаррелл сбил бомжа
Деми Мур восстала против дискриминации по возрасту
Савик Шустер и Дмитрий Корчинский играют в новогодней комедии
В мюзикле о Романе Абрамовиче футболистами «Челси» будут девушки
Каждый сверчок имеет право на стрекотание
«Вскрытие показало, что сердце у Виктора Прокопенко было, как тряпка: выжатое, вялое, с большим рубцом посередине. А выглядел он совершенно здоровым человеком»
Луч света
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги