В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка

Директивное счастье для целой эпохи

18 Января, 2005 00:00
Если оценивать нашу жизнь в исторической перспективе, то я сбиваюсь со счета, пытаясь понять, сколько раз за минувшие столетия меня осчастливливали директивно.

Если оценивать нашу жизнь в исторической перспективе, то я сбиваюсь со счета, пытаясь понять, сколько раз за минувшие столетия меня осчастливливали директивно. Например, киевский князь Владимир подарил нам христианство, а ведь мог выбрать для подарка и что-нибудь другое: ислам, иудаизм, даже огнепоклонство. Прошли столетия: со времен Киевской Руси основная масса народа свое христианское предназначение принимает и привыкла к нему...

После Крещения произошло еще немало событий. Чаще всего вспоминают, как в XVII веке Богдан Хмельницкий директивно воссоединил в Переяславе Украину с Россией. Более чем на 110 лет настала эпоха гетманщины, которая императрицей Екатериной была директивно пресечена. Вскоре крестьян директивно закрепостили, а через 100 лет так же директивно освободили. Почти тогда же в империи директивно запретили украинский язык. Через какое-то время после этого в Петрограде случился государственный переворот, и Украина директивно оказалась "пiд жовтневою зорею", из-под которой не так давно двинулась в независимое державное плавание, курс которого тоже определяется директивно.

Я пропускаю множество событий помельче, вроде директивного насаждения картофеля (именуемого тогда "земляными яблоками") в эпоху Екатерины II или директивного насаждения кукурузы во времена Никиты Хрущева. В прошлом веке прижилось слово "внедрение", которым называли и "стахановский метод", и "социалистический реализм" в искусстве, и "квадратно-гнездовой" способ посадки сельскохозяйственных растений, и "классово справедливый" метод борьбы с контрреволюцией и национализмом. "Внедряли" все это по-живому, с такой настойчивостью, что многие раны до сих пор чешутся. Власть вела себя обидчиво, всякий раз сурово вразумляя тех своих граждан, которые по непонятным власти причинам чего-то там "недовнедряли" или обсуждали то, что им выдали не для обсуждений, а для неукоснительного выполнения.

Самое забавное, что эта стратегия директивной ломки через колено для миллионов людей стала до того привычной, что сегодня многие не понимают, как можно жить на свете без начальственно сформулированных указаний. Представить себе, что на поле, засеянном очередным "квадратно-гнездовым" способом, вдруг появится какой-нибудь не очень директивный росток, за которым следует ухаживать и понаблюдать, что из него разовьется, многим и в голову не приходит. Обученные ходить строем, мы очень уж часто ожидаем начальственных указаний даже там, где надо бы заняться делами не столько эпохальными, сколько повседневно необходимыми - подмести улицу, починить забор, вкрутить лампочку в подъезде.

Директивы, идущие сверху, всегда придумываются с размахом, сразу для целой эпохи и всего населения. Во все времена для "внедрителей" отдельно взятый человек и его мнение не имели абсолютно никакого значения. Вот почему мне кажется, что при чтении очередного эпохального проекта не вредно соотнести его с собственным опытом и, так сказать, примерить к себе.

Рассказывают, что когда у великого физика Энрико Ферми, который построил первый атомный реактор и провел первую цепную ядерную реакцию, спросили, как он относится к новейшим директивам и новым веяниям в науке, тот ответил, что вот уже несколько десятилетий подряд не читает регулярно ни газет, ни научных журналов. "Зато я много думаю и советуюсь с друзьями", - сказал Ферми, пожимая плечами. Конечно, не у всех процесс мышления связан с гениальными открытиями, но отказываться от него все равно не следует. Директивы, конечно, дело важное, но свою голову на плечах иметь никогда не вредно...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось