Игорь ДМИТРИЕВ: "Гафт обо мне написал: "Изящен, молод не по летам, и хвост по-прежнему торчком". Правда, вместо слова "хвост" там было другое..."
"КАКУЮ НИ НАЖМЕШЬ КНОПКУ, ВЕЗДЕ УБИВАЮТ, РЕЖУТ, НАСИЛУЮТ"
- Игорь Борисович, столько лет мы с вами общаемся, и все равно каждая встреча для меня праздник. Я уже предвкушаю удовольствие, которое читатели от этого интервью получат...
- Дима, я полвека снимаюсь, выхожу на сцену, но честно скажу: никогда не могу поручиться заранее, что это будет хорошо, увлекательно... Вот нет у меня такой уверенности! Мне рассказывали, что только один артист из известных - был такой Столяров, царствие ему небесное! - всегда пребывал от себя в восторге. У меня этого не бывает, я от лестных слов как-то ежусь. Хотя потом все происходит подчас слава Богу.
- Говорят, вы потомок той самой Анны Павловны Шерер, о которой писал в "Войне и мире" Лев Николаевич...
- (Смеется). Как, это даже в Украине известно?!
- Ну да, все наслышаны о вашем аристократическом происхождении...
- А я его уже не скрываю. Да, были годы, когда писал в анкетах - "из крепостных", но времена меняются, и теперь я смело пишу: "из дворян".
Действительно, моя бабушка Александра Адольфовна была... Нет, предпочту следовать хронологии. Анна Павловна Шерер, знакомством с которой начинается "Война и мир"...
-...в смысле описанием ее салона?
- Да, это французский текст, который русские люди обычно пропускают (но там есть перевод). Так вот, сын Анны Павловны Адам Христианович согрешил, как это бывает в жизни у многих неженатых мужчин, с дворовой девушкой Авдотьей Емельяновной Демиденко. Семья поступила благородно: Авдотье дали вольную, но с условием, что родившегося мальчика заберут в свой дворянский дом. Это и был прапрадед моей бабушки Александры Адольфовны. К унаследованной ею смеси англосаксонской и русской крови впоследствии добавилась еврейская.
- Густой, однако, коктейль!
- Тем не менее от таких коктейлей рождаются, говорят...
-...талантливые дети...
- (Смущенно). Ну, я о себе так не думаю, но смешение действительно неординарное...
- Игорь Борисович, раньше все с придыханием произносили: "Санкт-Петербург, Ленинград". Подразумевалось, что там богема, элита, интеллигенция и прямо на улицах можно услышать французскую речь. Сегодня - думаю, вы согласитесь - это совершенно другой город. Как по-вашему, навсегда ли утерян тот дух, который вы застали в детстве, или он может еще возродиться?
- Трудно сказать... Понимаете, воспитание молодого поколения и продолжение славных петербургских традиций проходит в постоянной борьбе с нашим родимым телевидением. Оно, телевидение, делает все возможное, чтобы покончить с воспитанием раз и навсегда. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю очередные "Фабрики звезд". Обратите внимание, как участники разговаривают, как, расставив ноги, сидят и возлежат во время интервью на диване...
- Ну звезды же!
![]() Для коренного питерского аристократа Игоря Дмитриева поездки в Киев всегда огромное удовольствие. С Дмитрием Гордоном |
- А какой чудовищный у них язык! Они говорят: "Текст фиговый, но музыка - отпад!". Я редакторам Российского телевидения поражаюсь (украинское знаю не так хорошо, поэтому не провожу параллели - думаю, что у вас иначе). Почему эти редакторы не говорят: "Ведите себя уважительно по отношению к зрителю! Не сидите, расставив ноги, не лежите! Нет, это не русская речь, поэтому сделайте дубль"? Они пускают это в эфир, и молодежь все впитывает. Мало того, она задавлена чудовищными криминальными фильмами...
-...про ментов и братков...
- Какую ни нажмешь кнопку, везде убивают, режут, насилуют, и этим они воспитывают. Они! - я говорю о людях, которые находятся у руля телевидения. Их стараниями дети каждый день с утра это убожество смотрят, по всем каналам слышат похожие один на другой ансамбли, эти бесконечные: ду-ду-ду! бу-бу-бу!
Когда ребенок растет, не слыша Чайковского и Равеля, не ведая, кто такой Рахманинов, он думает, что эти музыкальные игрища и есть эталон, норма, он не знает другой музыки. Говоря о воспитании, о традициях того или иного города, я имею в виду не только столичные Москву и Петербург... И в провинции есть традиции! На Волге купечество некогда вырастило и разночинцев, и местную интеллигенцию, но если домашнее, уходящее корнями в историю воспитание постоянно идет вразрез с телевизионным влиянием, победа остается за "ящиком"...
"Я ПЛОХО ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЕ НЫНЕШНИХ ОЛИГАРХОВ, КОТОРЫЕ ЗДОРОВАЮТСЯ С ДВОРНИКОМ ЗА РУКУ"
- По дороге в редакцию вы мне сказали: "Вернусь в гостиницу и обязательно куплю там на раскладке книжку "Этикет" - подарю своему сыну". Интересно, а как, на каких примерах воспитывали вас?
- Я рос без отца - он оставил нас, когда мне исполнился год. Второй мамин муж, Николай Михайлович, был геологом. Мы всей семьей поехали на Алтай, где велись разработки необходимых для оборонной промышленности драгоценных и редких металлов - вольфрама, молибдена, висмута...
В 37-м все ведущие специалисты "Алтайредмета" были арестованы и посажены. Отчим попал в их число и из лагерей уже не вернулся. Арестовали и маму (к счастью, несколько месяцев спустя ее выпустили), поэтому воспитывали меня в основном бабушки и дедушки с двух сторон: отца и матери.
Один мой дед был царским офицером, служил в кавалерии. В пять лет он посадил меня на лошадь. Помню, перед войной (я был совсем еще маленьким мальчиком) дед водил меня на кладбище царских лошадей - оно было на Петроградской стороне, недалеко от того места, где сейчас я живу. Старый рубака с гордостью показывал мне надгробия царских лошадей и собак - огромные, двухметровые плиты, установленные горизонтально...
- И надписи на них были?
- Да, да! Было написано: "Жеребец двора Его Величества"... Или: "Сука двора Его Величества"... С именами!
- Потрясающе!
- Потом, годы спустя, я хотел повести туда своего сына, но этих надгробий уже не было. (Грустно). Наверное, их украли... Они были не нужны, хотя это история. Думаю, узнав о существовании такого кладбища, наша партийная власть распорядилась его извести. Иначе возникали нежелательные ассоциации: при Сталине сотни тысяч расстрелянных в лагерях людей не имели могил, были свалены в общую кучу, а царь так трогательно заботился о животных... Зачем нам эти параллели? Убрать!
Как я уже сказал, мое воспитание велось с двух сторон. Помню какой-то разговор, спор между взрослыми... Бабушка Таня говорила моему деду: "Ну что ты, Илюша, он..." - и произносила какое-то деликатное, достойное слово. Она защищала кого-то, отстаивала: "Нет, Илюша, он порядочный человек", а дед ответил: "Таня, почему порядочность ты возводишь в какое-то достоинство? За нее не хвалят - это элементарное качество человека".
Помню, как мы с ним выходили гулять на улицу. Зима, мне лет пять... Внизу около дома дед всегда останавливался и здоровался с дворником-татарином за руку. Ибрагим, так его звали, носил нам дрова - у нас тогда был свой дровяник.
- Дед богатым был человеком?
- Нет, очень скромным, но до революции владел аптекой и магазином фотографии, расположенным прямо под Думой.
- Тоже неплохо...
- Я бы не отказался (смеется). Дедушка, повторяю, всегда здоровался с Ибрагимом за руку, спрашивал, как жена, знал по именам его детей. Мне эти разговоры надоедали, я хотел гулять, а дед стоял в шубе - не знаю, что это был за мех, какой-то коричнево-желтый - с висюлечками. Я его за те висюлечки дергал: "Идем, дедушка".
Я плохо представляю себе теперешних хозяев жизни, разных олигархов и прочих, которые бы здоровались с дворником за руку. Вряд ли сейчас это возможно... Вот из таких крупиц складывалось мое воспитание, хотя годы - 36-й, 37-й и так далее - были тяжелые.
Мы жили в большой квартире - когда-то она вся была наша, потом жильцов потеснили... Нашей семье четыре или пять комнат осталось: в одной я с мамой, в другой бабушка с дедушкой, затем мамина младшая сестра, старшая сестра... Так вот, у каждой комнаты в углу при входе, около белокаменной печки, стоял чемоданчик с предметами первой необходимости: с шерстяными носками, бельем, зубной щеткой. Это была норма!
Тогда, в 37-м, не говорили: "Арестовали!" - страшного слова всуе не произносили. Его заменяли нейтральным: "Взяли!". "Из 16-й квартиры взяли", "Со второго этажа тоже взяли"...
"В ЛАГЕРЕ ЗИМОЙ ЛЮДЕЙ СТАВИЛИ НА ЖЕЛЕЗНЫЙ ЛИСТ БОСИКОМ, ОБЛИВАЛИ ВОДОЙ И ТОЛКАЛИ"
- Эти годы тоже оставили свой след - память о людях, которые погибали, страдали. После войны я учился в Москве, в Школе-студии при МХАТе, и там на Кузнецком была лавка писателей, где директорствовал некий Геннадий Рохлин. Ему уже перевалило за 50, а мне было 18. Мы ощущали себя земляками, потому что он был директором лавки писателей и в Ленинграде - один хозяин двух магазинов. В 48-м году, в разгар печально известного Попковского дела он пропал, исчез...
- Тогда в Ленинграде нешуточные прошли чистки...
- Самого Попкова расстреляли, вся партийная элита была заменена. А знаете, в чем состояла вина Геннадия Моисеевича Рохлина? У Попкова нашли книжку с его дарственной надписью. Этого оказалось достаточно, чтобы бедолага был арестован и сослан. Мы встретились через несколько лет, когда он вернулся из лагерей. Рохлин по старой памяти пригласил меня домой попить чаю...
Когда его жена и дочка (она, кстати, жива) оставили нас вдвоем, он стал рассказывать о лагерях. Геннадий Моисеевич сбросил домашние тапочки, снял носки и показал ступни своих ног, исковерканные шрамами, в каких-то жутких струпьях... На коже не было живого места. "Что это?" - спросил я, и он объяснил, что в лагере зимой - а морозы в Сибири лютые! - его ставили на металлический железный лист босиком, обливали водой и, когда ноги примерзали, толкали. Он падал, и кожа оставалась примерзшей к железу.
Конечно, в детстве мы не знали, что происходит с семьей, но нам передавались те чувства, которые испытывала интеллигенция...
-...когда ее, тяжело раненную, планомерно уничтожали...
- А ленинградская интеллигенция, вообще, больше всех пострадала. Ее косили в 17-м году, в 37-м, а тех, кто пережил блокаду, в 48-м добили Попковским делом. Ни в одном другом городе России интеллигенция не подверглась такому преступному истреблению.
- Игорь Борисович, а вы анализировали, почему государство, созданное на костях, так ненавидело интеллигенцию? Почему так судорожно торопилось от нее избавиться?
- Потому что интеллигенция была мозгом страны и той силой, которая понимала, что творят большевики. Она могла об этом сказать во всеуслышание, могла обнародовать горькую правду, и поэтому власть стремилась уничтожить ее в зародыше.
- Я вам задам, может, не совсем приятный вопрос... Только что вы рассказывали страшные вещи о том, как брали людей и что с ними делали в лагерях... Кажется, прошлое уже развенчали, о палачах и жертвах все сказано, написано, спето, снято в кино... Скажите, в России это может повториться, пойти по кругу через год, через два, через 10 лет?
- Нет, мне кажется, что возврата назад нет.
- Почему? Разве народ стал другим?
- Да, пришло новое поколение... Как бы я ни сетовал на современную молодежь, на ее неуважение к русской речи, нельзя не воздать должное ее свободолюбивому духу. Это поколение впитало западные принципы, ощутило свободу - учебы, существования, общения, любви... Оно не позволит лишить себя всего этого, и даже если возникнет какой-то террор, он будет обречен. Мне так кажется...
"ЧАСТО СЛЫШИШЬ: "ЭТА ПОЛУЧИЛА РОЛЬ, ПОТОМУ ЧТО СПАЛА С РЕЖИССЕРОМ, А Я НЕ СПАЛА, ДУРА!"
- Вы мне не раз рассказывали, в каких компаниях вам приходилось бывать, чьи разговоры слушать в течение всех этих нелегких, но по-своему прекрасных лет... Честно говоря, я вам завидую: вы общались с людьми не просто известными - выдающимися, знаковыми, определявшими лицо кино, театра, искусства в целом. Сегодня, вспоминая об этом, вы не ощущаете вокруг некоего духовного вакуума?
- Понимаете, я рос в Петербурге (тогда Ленинграде), учился в Москве, и это определило круг моих знакомых. Я многим обязан Школе-студии Московского художественного театра и в первую очередь общению с великими стариками, корифеями МХАТа. Качалов, Таиров, Москвин, Книппер-Чехова - все они приходили к нам на занятия. У нас была достаточно изолированная в этом смысле школа, причем негласно не рекомендовалось посещать спектакли других театров. Но я ходил в другие театры, мне нравилась вахтанговская манера игры.
- Облегченная...
- Да, когда актеры играют будто бы друг с другом - как во МХАТе, но через публику. Они говорят: "А-а, клубника!" - и зрительный зал ощущает этот вкус. Я очень любил Камерный театр Таирова, где блистала несравненная Алиса Коонен, я помню ее в "Андрианне Лекуврер", в "Мадам Бовари", в "Чайке", хотя это было 50-60 лет назад. Как она бежала в "Мадам Бовари"!
Коонен стояла на сцене в профиль, не двигаясь с места - она только играла бег. Оттуда, из-за кулисы сильный ветродуй развевал ее волосы и шарф, и было ощущение, что она летит со всех ног...
Я видел, и неоднократно, великих украинских артистов - Гната Юру, Бучму, Ужвий. "Украденное счастье", так же как и "Король Лир" с Михоэлсом, - это потрясения, от которых нельзя было прийти в себя несколько лет. Как мало теперь таких эмоциональных воспоминаний! Хотя есть хорошие театры, хорошие артисты, хорошие режиссеры. Мне посчастливилось сниматься с тремя выдающимися артистами, которых уже нет. Это Иннокентий Смоктуновский, Олег Даль и Павел Луспекаев.
Не хочу бросить камень в сторону моих коллег, но вот такого величия, мощи актерской я сегодня не вижу... Какое счастье, что застал и помню Мордвинова, Щукина, Добронравова, Хмелева! А еще, знаете, в чем счастье-то заключается? Они, великие актеры, преподавали у нас в Школе-студии МХАТа. Утром говорили нам, как играть, а вечером мы шли в театр. Брали какие-то книжки, газетки, подстилали их на ступеньках бельэтажа и смотрели спектакли. Мы видели, как они делают на сцене то, чему учили нас в аудитории.
Я отдаю должное преподавателям, которые владеют театральной педагогикой, но превыше всего ценю личный пример. Обаяние таланта простирается со сцены и на публику, и на студенческую аудиторию, идет от сердца к сердцу. Я все-таки не представляю себе, как педагог, который избрал эту профессию лишь потому, что его актерская судьба не удалась, может вдохнуть в абитуриента, студента, в будущего артиста этот трепет и дар. Не говоря уже о том, что неиграющий педагог не может передать какие-то нюансы профессии.
- Игорь Борисович, актер - зависимый человек?
- Конечно!
- Вам приходилось переживать мучительные мгновения, когда...
-...когда меня выгнали из Театра Комиссаржевской?
- Нет, это само собой разумеется. Я о другом. Бывало, что вам казалось: "Роль моя, и именно я должен ее играть", а режиссеру нравился другой и он выбирал его? Случалось такое?
- Неоднократно!
(После паузы). В монологе Нины Заречной в "Чайке" есть такие слова: "...Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле - все равно, играем мы или пишем, - главное не слава, не блеск, а уменье терпеть! Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, - говорит Нина Заречная. - И когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни". Нервная вибрация: "Ах, мне не дали роль!" в особенности распространена у женщин. Только и слышишь: "Эта получила роль потому, что спала с режиссером, а я не спала, дура!"...
Вот этого нервного дерганья вы не увидите у Марины Нееловой, Аллы Демидовой, Ии Саввиной... Смотрю на Ренату Литвинову - какой потрясающий характер! Лия Ахеджакова! Маргарита Терехова! Эти актрисы - личности, индивидуальности, а личность не может тратить себя на мелочи, на суету. Она должна сберечь в себе нечто сокровенное, но это такое тонкое дело...
Одним из моих учителей был мхатовский актер Иван Михайлович Кудрявцев. Трижды лауреат Государственной премии, блистательный артист, в свое время, когда студия второго МХАТа влилась во МХАТ, он играл в "Турбиных" Николку - роль весьма скромную... Как-то Кудрявцев - это было уже где-то на четвертом курсе - мне сказал: "Ты будешь актером, Игорь! Я чувствую, что у тебя есть для этого данные - внешние, голосовые, интеллектуальные, эмоциональные, но это произойдет только в том случае, если ты воспитаешь в себе такую же невосприимчивость к ударам судьбы, какую вырабатывает боксер к ударам на ринге. И действительно, если бы боксер реагировал на каждый удар по голове, по лицу так же, как мы, когда нам ни с того ни с сего на улице заехали по физиономии, он не смог бы вести бой.
"ИЗ-ЗА ПЕРЕЖИТОГО ПОТРЯСЕНИЯ Я ВЫНУЖДЕН БЫЛ ОБРАТИТЬСЯ К ПСИХИАТРУ"
- Вы воспитали в себе такую невосприимчивость?
- Воспитал. Хотя и срывался. Был случай, когда из-за пережитого нервного потрясения я вынужден был обратиться к психиатру. К счастью, это лишь эпизоды, но они неминуемы. Самые знаменитые, самые великие актеры испытывают чувство неудовлетворенности, досады, желание сыграть что-то другое.
- На вашей памяти были актеры, которые всем оставались довольны, которых снимали столько и так, как они хотели? Ну, не знаю, Евстигнеев, например, или Табаков...
- Не буду распространяться о Евстигнееве - он служил в "Современнике", потом играл во МХАТе, - но вот гениальный артист Паша Луспекаев... Он жил в Украине, потом переехал к Товстоногову и был в его театре первым артистом.
Иногда как подумаешь: "Боже мой! Замечательный мастер, все ему дано! Успех, роли, относительное благополучие (говорю "относительное", потому что это драматические артисты, а не эстрадные девочки, которые поют под чужие фонограммы). Казалось бы, чего ему еще, но что-то неблагополучное сидит внутри, заставляет срываться, прибегать к алкоголю". Что грызло, например, великого Николая Константиновича Симонова? Меня, скажем, всегда поражало: да что же это такое? Ну все у него есть!.. А Юра Богатырев! Я работал с ним в картине "Дон Сезар де Базан", и там остался эпизод (его не смогли переснять), когда мы с Юрой идем очень длинный проход. Он большой - царствие ему небесное! - и с трудом сохраняет равновесие, а я веду разговор и одновременно его поддерживаю.
- Игорь Борисович, актеров не без основания считают людьми влюбчивыми, увлекающимися. Допустим, выезжает экспедиция на съемки в Богом забытую деревню. Она - красавица, он - ловелас, оба признанные актеры, занять себя нечем... Часто у вас возникали такие романы в кино, театре?
- (Немного обиженно). Нет, Дима, любовь, я думаю, не возникает оттого, что больше нечем заняться.
- Но это наверняка любви способствует...
- Знаете, меня не минула чаша сия, и один из моих романов, влюбленностей я пережил с партнершей, с которой играл в спектакле "Иду на грозу"...
- Вместе шли на грозу?
- (Смеется). По сюжету герои полюбили друг друга, в ходе репетиций это чувство возникло и у нас, но, уже играя следующий спектакль, я увлекся другой актрисой, и это естественно, это хорошо! Не помню, кто из режиссеров как-то написал в мемуарах, что в театрах должны быть романы. Театральный организм без них мертвый, неживой, неестественный.
"НА СЦЕНЕ Я АКТРИСУ ЛЮБИЛ, А В ЖИЗНИ МЫ НЕ РАЗГОВАРИВАЛИ"
- Говорят, что сыграть влюбленность, даже при наличии искрометного таланта, нельзя. Для этого нужно хоть немножко любить, увлекаться...
- Это правда. К сожалению, в моей биографии бывали случаи, когда приходилось изображать чувство, противоположное тому, что я испытывал в жизни. Один, нет - два раза на 150 ролей, которые я сыграл. На сцене я актрису любил, а она любила меня, но в жизни мы почти не разговаривали и не кланялись...
- Тем не менее изображали страсть правдоподобно?
- Публика верила... Между прочим, я в этом смысле не одинок - коллеги не раз рассказывали мне о таких ситуациях.
- В вашей артистической судьбе были громкие романы, которые доставили вам массу неприятностей?
- Нет!
- Слава Богу или увы?
- А зачем неприятности? Нет, это совсем не обязательный результат вспыхнувших чувств. Я всегда красиво расставался со своими привязанностями, мы оставались друзьями. Потом могли даже куда-то поехать отдыхать вчетвером - так сказать, в новом составе.
- Простите, но сегодня вы продолжаете влюбляться? Вас кто-то еще увлекает?
- Я очень люблю цветы... у себя на даче. Сказать, что я нынче влюблен? Нет. Хотя не скрою: будучи увлечен, - независимо от того, была ли эта женщина партнершей или просто существовала в моей жизни, - я становился более талантливым, если можно так о себе нескромно сказать. Энергия любви обостряет в человеке все - и ум, и сердце, и физику, и энергию, и творчество. Безусловно, влюбленный актер работает гораздо ярче и интереснее, и режиссер это всегда замечает...
-...и использует, если он хороший режиссер...
- Конечно!
- Кроме всего прочего, вы известны как мастер замечательных остроумных розыгрышей. А это правда, что Алиса Фрейндлих, например, до сих пор не может вспоминать без улыбки, как вы ее разыграли?
- Мы были молоды... Приехали на гастроли в город Горький.
- Где ясные зорьки?
- Ну да. На гастролях на главной сцене обычно идет большой спектакль, а параллельно, на выезде, когда актеров хватает, играют другой, поменьше. Мы с Алисой играли пьесу Брагинского "Раскрытое письмо" в Балахне - из Горького туда часа полтора езды.
Приехали в Дом культуры рано, погуляли по парку... Помню, там лозунг висел: "Набирайся сил у груди матери - Коммунистической партии". Я все никак не мог понять, кому же это обращение адресовано. Мне вроде уже поздно набираться сил у груди матери, а тот, кто только родился, еще не может знать, что это ему необходимо...
- Полная Балахна!
- (Смеется). В общем, целлюлозный комбинат, Волга, до спектакля еще два часа, и мы - я, Фрейндлих и еще кто-то - решили покататься на лодке. Плывем. А ей только-только подарили шикарные очки поляроид, тогда немыслимо модные. Алиса неловко наклоняется, и... они падают в воду. Горе, слезы!
"Я ЛЮБЛЮ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЗЫГРЫШИ"
- Вы за ними вслед не нырнули?
- Никто не нырнул, не только я... В общем, вернулись, отыграли спектакль... А жили мы тогда в частном секторе... Это теперь актеры останавливаются в гостиницах, а раньше в основном снимали комнаты в частных домах. У хозяйки дома, где я квартировал, был сын лет девяти. Я его подзываю: "Иди-ка сюда, сейчас напишешь письмо". И диктую: "Дорогая артистка тов. Фрейндлих. Пишет вам Миша Пупкин. Мы, красные следопыты, очень вас любим и, когда узнали, что вы уронили в Волгу очки, сразу начали поиск. Рапортуем: ваши очки нашел на дне Сема Мишкин - сын тети Кати с дебаркадера 18 бис (когда лжешь, такая мелочь, деталь придает истории правдоподобности. - И. Д.). Посылаем находку вам и желаем новых творческих успехов".
Подготовив письмо, я отправился в "Оптику" на улице Свердлова - это главная улица в Нижнем Новгороде (сейчас, может быть, и переименованная). Захожу: "Скажите, нет ли у вас каких-нибудь старых очков". - "Каких старых?". - "Ну вот таких, что совсем-совсем не нужны". - "Да, есть - загляните вон в то ведро". Я покопался и вытащил чудный экземпляр: полстекла нет, одна дужка из проволоки, вместо другой - резинка на ухо, и все это скрепляет изоляционная лента. "Ой, можно?". - "Да, пожалуйста, все равно выбрасывать".
Эти очки я упаковал, приложил к письму и послал с администратором, который вез в Балахну афишу нового спектакля, чтобы оттуда он их отправил по почте. Теперь представьте: Алиса получает пакет со штемпелем Балахны. Открывает письмо - ах! Растроганная до слез, она вслух читает его перед всем коллективом, а затем торжественно разворачивает очки. Надо было видеть ее лицо: "Что это такое? Какая-то дрянь! Чудовищно!".
Я между тем возвращаюсь домой и опять кличу мальца: "Вова, иди сюда. Пиши другое письмо. "Дорогая артистка Алиса Фрейндлих! Мы, красные следопыты с дебаркадера 18 бис, послали вам очки, но произошла ошибка - они вовсе не ваши, их уронила тетя Паша. Поэтому очень просим: верните, пожалуйста"...
(Мечтательно). Вообще-то, я люблю международные розыгрыши. Скажем, отправляешь кому-то из знакомых письмо так, чтобы оно пришло с иностранными штемпелями... Вроде бы шлют послание из-за границы и предлагают... Нет, это не очень прилично рассказывать.
- Ну уж нет, Игорь Борисович, не съезжайте. Так что ему предлагают?
- Одному знаменитому артисту, еврею, я отправил из Израиля письмо якобы от имени какой-то обожательницы.
- Не Козакову случайно?
- Нет, не пытайте, фамилию не назову. И вот она якобы пишет: "Дорогой, уважаемый... Мы очень вас любим как киноактера, а недавно с радостью узнали, что вы не только замечательно играете, но и прекрасно делаете обрезание. У моей двоюродной сестры в Ленинграде недавно родился мальчик, и мы очень вас просим сделать нашему Мишеньке обрезание. Вы только скажите, сколько это будет стоить, но (обратите внимание на эту важную фразу! - И. Д.), конечно, не дороже, чем ваш съемочный день". Ну и как бы между прочим: "У нас в Израиле показали по телевизору, как вы принимали участие в праздновании Хануки. Мы вас только увидели, сразу вспомнили"...
Этот артист категорически не хотел, чтобы его снимало на празднике телевидение. Он мне звонит: "Видишь, я тебе говорил! Зачем там нужны были журналисты, зачем телевидение пустили? Доигрались!". - "Чего ты ворчишь?" - недоумевал я. "Да вот, получил письмо". - "Какое? О чем?". И он мне читает текст, мною написанный.
- Серьезно читает?
- В отчаянии, со злостью... Вы знаете, есть такое выражение: катается по полу от смеха. Это было со мной один раз: я упал с трубкой и корчился в конвульсиях, пока он рассказывал мне грустную историю с обрезанием.
- Вы известный мастер розыгрышей, а ваш коллега Валентин Гафт - признанный автор эпиграмм. Одну, помнится, он посвятил вам...
- И далеко не худшую (смеется):
Он скромненько стоит бочком.
Изящен, молод не по летам,
И хвост по-прежнему торчком.
Правда, вместо слова "хвост" там было другое...
- Вы с этой эпиграммой согласны? По-прежнему... все в порядке?
- Доктор, не задавайте таких вопросов! У меня в Киеве есть друг, чудная женщина Галочка... Такая смешная... На приеме, устроенном по случаю моего 75-летия, она познакомилась с нашим бывшим губернатором Яковлевым. Представилась. А он примерно знал петербургскую элиту, поэтому говорит ей: "По-моему, вы не питерская, не наша". Галя в ответ: "Да, я из Киева". - "А сюда как попали?". - "Да вот Кучма прислал Дмитриева поздравить!" - с ходу заявила она (смеется).
"ТЕАТРАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА ДРАМАТИЧЕСКОГО АКТЕРА - ЭТО НИЩЕНСТВО"
- Игорь Борисович, сейчас в Киеве, насколько я знаю, вы снимаетесь в кинофильме с потрясающей Татьяной Самойловой. Играете какую-то любовную историю?
- Нас пригласил режиссер Игорь Минков, воспитанник института имени Карпенко-Карого. На его счету уже три самостоятельные картины, причем одну из них он снял в Париже, где теперь живет. Но живет в Париже, а снимает здесь, на отечественном материале. Недавно он написал сценарий. Потрясающий, замечательный - поверьте мне. Картина будет называться "Вдали от бульвара Сансет".
Я бывал на этом бульваре в Голливуде - там живут все звезды мирового кино. Кстати, был такой американский фильм "Бульвар Сансет", где знаменитая Глория Свенсен играла кинозвезду. Когда этот фильм привезли в Ленинград, меня попросили провести вечер в Доме кино, представить зрителям актрису (это была уже очень пожилая женщина).
Помню, я поцеловал гостье руку и говорю: "Глория! У меня к вам вопрос. Насколько биографичен этот фильм в вашей жизни?". А там героиня сходит с ума и убивает любовника, труп которого потом плавает у него дома в бассейне. Актриса улыбнулась: "В нем очень многое похоже на мою жизнь. И у меня действительно были любовники, но я никогда не убивала их в бассейнах".
Так вот, возвращаясь к картине "Вдали от бульвара Сансет". Она о треугольнике взаимоотношений: и творческих, и близких, личных, - между великим кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном, Любовью Орловой и ее мужем Григорием Александровым. Добавьте сюда их драмы, трагедии, аресты, убийство Эйзенштейна...
- Все-таки убийство?
- По сценарию это убийство. В фильме не называются подлинные имена. Александров там Долматов, Орлова - Полякова, у Эйзенштейна тоже другая фамилия. В картине есть соответствующая сноска. Это все-таки не документальный фильм, а литературное произведение, но написано оно настолько пронзительно и страшно, что веришь безоглядно. 37-й год, аресты его коллег, в частности оператора, который носил немецкую фамилию и уже этим был подозрителен...
- Вы прониклись этим сценарием?
- Не то слово! Я задыхался. Время от времени читаешь какие-то сценарии - мне их присылают. Сейчас вот я снялся в двух фильмах, но иногда снимаешься, потому что нужно жить, что-то кушать (театральная зарплата драматического актера - это нищенство), а здесь другое. Второго такого сценария за последние лет 20 я не вспомню.
Когда вышел роман Солженицына "Раковый корпус" (нет, он еще в списках ходил, мне дали его на несколько дней), я, помню, лежа читал и все откладывал его в сторону, потому что у меня перехватывало дыхание, мешали слезы. Я останавливался, чтобы взять дыхание, и продолжал читать. Это ощущение повторилось, когда в мои руки попал сценарий Минкова. Три раза (!) я обливался слезами. И вот приехал сюда, в Киев. Перед съемками сна у меня не было - я в семь утра проснулся и решил прочесть его еще раз. Знаете, была та же реакция.
- Вы играете Александрова?
- Александрова в старости. Есть основная линия, где играют молодые актеры, а в начале и в конце появляются Александров и Любовь Орлова в пожилом возрасте, которых играют Таня Самойлова и я. Совсем небольшие у нас роли, но ведь в кино дело не в объеме. Важно, с кем делаешь картину...
-...и как...
- Да, компания, сценарий, общее дело... Когда снимаешься у мастера и по хорошему сценарию, эпизод бывает гораздо дороже, чем большая роль в какой-нибудь ерунде...
- Игорь Борисович, я очень благодарен вам за эту беседу. Я точно знаю, что вы далеко не все еще сказали в кинематографе, на театральной сцене, поэтому хочу пожелать вам прекрасных ролей, и, конечно, хотелось бы, чтобы вы почаще приезжали в Киев, в Украину, чтобы радовали тех, кто вас много лет любит, своими работами...
- Спасибо! Совсем недавно я был в Киеве, когда тут проходил Булгаковский фестиваль. Было организовано совершенно замечательное театрализованное зрелище. В Гостином дворе построили импровизированный театр, где три дня актеры играли, показывали, пели роман "Мастер и Маргарита". Львовский театр играл там одну сцену, польский театр - другую, хор МВД Украины при всех аксельбантах и регалиях пел "Славное море, священный Байкал", какие-то девочки-стриптизерши раздевались довольно смело...
-...и быстро...
-...в сцене бала у Сатаны. Какой-то кукольный театр тоже разыгрывал сцену. Боря Хмельницкий читал Воланда, а я - предпоследнюю главу. Было очень интересное зрелище, и, пользуясь случаем, хочу сказать организаторам, что это невероятно придумано, талантливо сделано, и мой поклон им за то, что позвали, что эти три дня Булгаковских чтений были на страницах моей биографии.


Жена Домогарова ждет мальчика
Олег Меньшиков отложил свадьбу
Игорь ДМИТРИЕВ: "Гафт обо мне написал: "Изящен, молод не по летам, и хвост по-прежнему торчком". Правда, вместо слова "хвост" там было другое..."
Борис МОИСЕЕВ: "Знаете, чем отличается Пенкин от Моисеева? Моисеев - большая голова, а Пенкин - большая жопа!"
У внука Ельцина роман с внучкой Гамзатова?
Вуди Аллен не будет прощен сыном
Распутина воюет с персоналом
Джек-пот в 1,6 миллиона долларов - рекламный трюк Пугачевой?
Костюшкин может остаться без жилья
Сатанист Мэрилин Мэнсон сыграет Христа
Клинта Иствуда обвинили в пропаганде убийства инвалидов
Сидихин покорил любовницу Тарантино
Невеста Трампа венчалась в платье за 200 тысяч долларов
"Мать" Гарри Поттера родила девочку
Юля Началова сменила Ланского на лондонского
Любишь кататься - люби и саночки возить
Николай МОЗГОВОЙ: "Я искренний патриот Украины и крайне возмущен тем, что человек из чужого лагеря делает мне праздник"
На юбилей сатирику Семену Альтову Алла Пугачева подарила букет фиолетовых тюльпанов, а Ян Арлазоров - дом и автомобиль
На свадьбе Дмитрия Яремчука и Натальи Куницыной главным блюдом было сало с чесноком - любимое лакомство жениха
Супруга одесского джентльмена Олега Филимонова Лариса: "Когда Филимонов ко мне приезжал, мой первый муж говорил: "Пришла твоя подруга Олег!"
Светлана ДРУЖИНИНА: "Чтобы актрису хорошо снять, мой муж должен ею увлечься"
Певица Ксения ГЕОРГИАДИ: "Папа мне вмазал: "Чтоб моя дочь да в артистки! Б..! Я тебе покажу!"
Олимпийский призер по легкой атлетике Елена ГОВОРОВА: "Операторам понравились я и моя попа: они ее часто показывали"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги