В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ищите женщину!

Светлана ДРУЖИНИНА: "Чтобы актрису хорошо снять, мой муж должен ею увлечься"

Елена ЧЕРЕДНИЧЕНКО. Специально для «Бульвара» 2 Февраля, 2005 00:00
Светлана Дружинина - кинорежиссер, породивший знаменитых "Гардемаринов" и вот уже какую серию подряд раскрывающий "Тайны дворцовых переворотов".
Елена ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Светлана Дружинина - кинорежиссер, породивший знаменитых "Гардемаринов" и вот уже какую серию подряд раскрывающий "Тайны дворцовых переворотов". Что такое режиссерская слава, она узнала еще в советское время, когда поставила киномюзиклы "Дульсинея Тобосская" с Натальей Гундаревой и "Принцесса цирка" с Натальей Белохвостиковой. Но прежде Светлане Сергеевне пришлось пережить славу актерскую. Дружинина успела сняться в нескольких фильмах, два из которых ныне считаются классикой советского кино - "Девчата", в котором актриса сыграла разбитную красавицу Анфису, способную заворожить любого передовика производства, и "Дело было в Пенькове" (героиня Дружининой - опять же красавица, но очень несчастная - Лариса, жена Матвея, которого сыграл Вячеслав Тихонов). После этих ролей ее стали считать кинозвездой. К удивлению многих, через три года после окончания актерского факультета ВГИКа Светлана вновь поступает в этот вуз, но уже на режиссерский. Сегодня самое поразительное в 67-летней Дружининой - ее молодость. Она стройна, грациозна, гибка и полна неуемной энергии.

"ЗА МАТЕРНОЕ СЛОВО МОГУ ВЫГНАТЬ СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ. НО ИНОГДА КРЕПКОЕ СЛОВЦО НЕЗАМЕНИМО"

- Светлана Сергеевна, я читала, что в детстве из-за невероятной пластичности вас называли "девочка-каучук". Похоже, вы и сегодня в той же форме...

- Просто никогда не позволяю себе распускаться. Особенно на людях. И потом, меня держит кино. Если перестану заниматься профессией, сразу начну соответствовать своему возрасту (cмеется). Сегодня я в состоянии сделать то, что в мои годы уже никто не делает. Например, сесть в позу лотоса или на "шпагат". Я и своему мужу постоянно повторяю: "Не притворяйся старым! У тебя длинные ноги и ясный орлиный глаз, девчонки с тобой кокетничают - поэтому бери камеру на плечо и крути педали дальше". Хотя понимаю, что у него многое болит - спина, руки: ведь он всю жизнь протаскался со штативом. И старые раны дают о себе знать.

Но я его не жалею. Вернее, жалею втайне от него, но никогда не позволяю ему распуститься. И это знают все наши актеры. (Муж Дружининой - знаменитый российский кинооператор Анатолий Мукасей, снявший такие фильмы, как "Берегись автомобиля", "Большая перемена", "Чучело" и все картины своей жены. - Авт.).

- И вы спокойно смотрите, как с ним кокетничают девчонки?

- Ну-у, пока это все несерьезно - пускай. У англичан есть потрясающая поговорка: "Если мой муж не нравится никому, почему он должен нравиться мне?". Дамским угодником его назвать нельзя, но женщины его всегда обожали.

Еще бы - красивый, высокий, обаятельный. Когда он становился за камеру, сразу приковывал к себе все женские взоры. Ему это всегда льстило, тем более он Лев по гороскопу.

- Неужели никогда его не ревновали?

- Ну конечно, ревновала! И ничего плохого в этом нет. Ревность подогревает чувства, не дает им застыть. Чтобы хорошо снять актрису, муж должен хотя бы чуть-чуть ею увлечься... Вот мы потом и выясняем: "Почему ты постоянно к ней подходишь, когда надо и не надо?". - "Потому что ее нужно красиво снять!".

- Это происходит даже на съемках ваших фильмов?

- Так я о своих фильмах и говорю. Но мы, разумеется, очень доверяем друг другу. Без этого нельзя. Я, к примеру, тоже увлекаюсь своими артистами. А иначе просто ничего не получится: разве сможет режиссер раскрыть актера, который ему не интересен? Но я ведь ни с кем романов не кручу...

-...И даже наоборот - конфликты случаются.

- Имеете в виду, что в "Гардемаринах" менялся актерский состав? Это произошло оттого, что мы разошлись с Шевельковым, который к тому же взял и подбил Сергея Жигунова уйти вместе с ним. С Шевельковым я и сейчас не общаюсь, а Жигунов потом очень жалел о своем поступке. С ним мы иногда видимся.

Но ведь их уход на "Гардемаринах" никак не отразился, потому что мы открыли таких прекрасных актеров, как Саша Домогаров и Миша Мамаев. А вообще, я всегда придерживаюсь принципа: если не можешь найти с кем-то общий язык - отсеки его от себя, не мсти, но и не обращайся за помощью. Его просто нет в твоей жизни, и все.

- А вы кричите на актеров во время съемок?

- Только в случае крайней необходимости. Чаще всего применяю метод кнута и пряника. Не допускаю только одного - мата. Все знают, что за матерное слово могу выгнать со съемочной площадки.

Но иногда, знаете, крепкое словцо просто незаменимо. Бывают ситуации, когда только таким образом актеров можно привести в чувства. Вернее, вернуть в рабочее состояние. Потому что их безудержный темперамент время от времени берет верх и начинает разрушать деловую атмосферу съемок. И вот когда уже ничто не в состоянии обуздать эти талантища, приходится применить какое-нибудь гадкое слово. Это действует, как болевой шок, ведь все знают, что Дружинина не матерится. Но когда заканчивается рабочая смена, я искренне прошу у всех прощения.
"ПОСЛЕ ВОЙНЫ МЫ ЖИЛИ В МАРЬИНОЙ РОЩЕ, А ОБЕДАТЬ Я ЕЗДИЛА НА ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР, ДОБИРАЯСЬ ТРЕМЯ ТРАМВАЯМИ"

- Со своим мужем вы познакомились еще во ВГИКе?

- Да, на волейбольной площадке. Мы были капитанами двух студенческих команд. И все у нас произошло как бы само собой - мы даже в любви друг другу не признавались. Вернее, признались лишь однажды, и то во время защиты моего диплома. Причем у нас уже были дети. Бабочкин, входивший тогда в состав экзаменационной комиссии, просто спровоцировал меня, и я не выдержала: "Ну что вы от меня хотите? Я даже мужу никогда в любви не объяснялась. Только сейчас могу сказать ему об этом". Бабочкин удивился: "При всех?". Говорю: "Да, я его люблю!". А Толя со всей нашей семьей сидел на галерке. Он встал и поклонился: "Я тебя тоже".

- Ваш брак - пример редкой стабильности в творческой среде.

- Наверное, потому что мы никогда не выясняли, кто в семье главный, а все делали вместе. И до сих пор делаем. Работаем, растим внуков, занимаемся домом. У нас нет разделения на женские и мужские обязанности. Каждый делает то, что ему лучше удается. Если у меня работа в две смены, ужин готовит муж. Когда у него загрузка, готовлю я. Мы никогда не выносим на люди свои проблемы, все обсуждаем дома. И ни за что не ляжем спать, пока не распишем, чем будем заниматься завтра на съемочной площадке.

- В детстве вы учились в цирковом училище. Как же получилось, что не пошли по этой стезе дальше?

- Я отучилась там ровно один сезон. Как-то мама (она работала воспитательницей в детском саду, а мой отец погиб на фронте) достала мне карточку на обеды на Цветном бульваре. Жили мы в Марьиной Роще, поэтому я ездила обедать, добираясь тремя трамваями. И однажды увидела объявление о приеме в цирковое училище. Мне тогда было 10 лет.

В первый год мы занимались акробатикой, а на второй должны были приступить к специализации. Но перед этим собрали наших родителей и сообщили: "Те, кто учатся сейчас в третьем классе, смогут закончить только пять. Затем они начнут гастролировать с цирковой труппой. И если, не дай Бог, что-то произойдет, ваши дети не будут иметь даже среднего образования. Вы должны все это учесть, взвесить и дать расписку". После этого мама заперла меня в квартире на ключ, предупредила об этом школьных учителей и попросила приносить мне уроки на дом.

- А потом вы занимались в балетной школе. Но балериной тоже не стали.

- На одной из школьных репетиций "Щелкунчика" я разбила локоть о металлическое крепление станка. Образовалась гематома. В качестве моральной поддержки мне предложили вести выпускные спектакли училища Большого театра. И хотя я училище окончила, все равно осталась без диплома.

- Как же вы оказались на съемочной площадке?

- Сначала я оказалась на телевидении. Вела детские передачи, концерты в прямом эфире и первые КВН - вместе с Державиным. Там меня и заметил режиссер Самсон Самсонов, который снимал тогда фильм "За витриной универмага".

Пригласил на пробы, обернувшиеся сплошным смехом: я ведь ничего не умела. Но меня утвердили на одну из главных ролей. А оказавшись на съемочной площадке, я сразу влюбилась в режиссуру. Правда, тут же поняла, что в таком возрасте режиссерами не становятся, потому как сказать еще нечего. Поступила на актерский во ВГИК, у нас был замечательный курс - Леня Куравлев, Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая... Потом честно отработала три года по специальности, а затем уже пошла на режиссерский. Окончила его в 1969-м с отличием, а в 1973-м вышел мой первый фильм "Исполнение желаний" по роману Каверина.

...Есть и еще одна причина, по которой молодая и красивая Светлана Сергеевна отправилась на режиссерский. Родители ее мужа - Михаил Исаакович и Елизавета Ивановна Мукасеи - долгое время проработали во внешней разведке на Западе. В 1939-м эту супружескую пару, вместе с детьми, направили в Лос-Анджелес: там Мукасеи собирали важные сведения благодаря... голливудским звездам.

Многие из знаменитых артистов были вхожи в высшие государственные круги. Им доверяли некоторые тайны даже американские президенты. Особенно Рузвельт, который просто обожал откровенничать с интеллектуальной элитой.

Теплые, доверительные отношения со знаменитостями завязывались и у четы Мукасеев. Теодор Драйзер называл их просто - Майкл и Лиз. Сдружились они и с Чарли Чаплином, который не раз предупреждал: "Гитлер нападет на вашу страну". Вот такие и подобные сообщения Михаил Мукасей и передавал на родину. Естественно, что многолетняя служба в госразведке преподнесла со временем свои сюрпризы. Когда Светлана Дружинина вышла замуж за Анатолия Мукасея, она автоматически оказалась в черном списке. И стала невыездной. Все участницы "Девчат" побывали с фильмом во многих странах. А Дружинину регулярно вычеркивали из состава делегаций. В конечном счете некоторые режиссеры стали опасаться приглашать ее на съемки: ведь из-за Дружининой всю творческую группу могли не выпустить за границу.

Она относилась к этому очень спокойно. А когда стала режиссером, брала других невыездных в свои фильмы. В свой первый киномюзикл "Солнце, снова солнце" она пригласила лучших танцоров Большого театра. "Артистам ведь никогда не говорили, кто выездной, а кто нет. Им просто предлагали сдать в аэропорту паспорта. И уже на подходе к трапу одним выдавали билеты, а другим возвращали паспорта - это и означало, что они никуда не едут. И вот свои паспорта получили уникальные танцоры, которые после этого просто впали в депрессию. Я и пригласила их в свой мюзикл".


- Светлана Сергеевна, свой гранд-проект "Тайны дворцовых переворотов" вы задумали в 1994-м, то есть в период глубокого кризиса российского кино. Как вас вообще могла посетить в ту пору подобная идея?

- Однажды я просто прозрела, увидев, как мой муж, гениальный оператор, пребывает в прострации. Сидит и невидящим взором смотрит на экран телевизора. И я поняла: если сейчас не начну что-то делать, нам обоим придется очень трудно. Ведь в то время сломалась не одна творческая судьба. Многие люди, переполненные профессиональными стремлениями и большими силами, оказались не у дел. Я села за письменный стол, и постепенно стала вырисовываться тема: "Женщина, власть, XVIII век". За месяц написала сценарий нескольких серий. Собрала команду, и приступили к работе.
"ПОСЛЕ "ГАРДЕМАРИНОВ" РОЛАН БЫКОВ СКАЗАЛ: "ХВАТИТ ГОРБАТИТЬСЯ НА ЧУЖОГО ДЯДЮ"

- Навстречу нам пошли все те музеи, с которыми сложились дружеские отношения еще со времен "Гардемаринов". Мы снимали бесплатно в Петергофе, в Петропавловской крепости и на Соборной площади у Кремля.

Теперь нам с мужем намного проще: у нас есть своя киностудия "Сагиттариус". А появилась она благодаря Ролану Быкову. Мы жили с ним в одном доме и всегда дружили. После "Гардемаринов" Быков взял меня за руку и сказал: "Хватит тебе горбатиться на чужого дядю. Приходи в мой Фонд и создавай свою студию". - "Ка-а-ак?!" - поразилась я. "Я тебе потом все расскажу". И рассказал. Первое время он был нашим опекуном и наставником... Вот так и началась у нас другая жизнь, от которой я очень устаю, но которую очень люблю, потому что она интересна!

- XVIII век вас прельстил именно тем, что Россией на протяжении этого столетия правили пять женщин?

- Конечно! Потому что на примере женщин легче разобраться в причинно-следственных связях, влиявших на жизнь огромной империи. Иногда благодаря мелким и, казалось бы, незначительным причинам происходили события общегосударственного масштаба. Мне интересно понять, почему та или иная императрица поступила именно таким образом. Поскольку я знала, что в моем распоряжении очень мало денег, которые я в основном должна потратить на гонорары актерам, а значит, на разные эффектно-батальные и прочие массовые сцены ничего не остается, личностная психология и стала приоритетным направлением наших картин.

Мне очень интересна именно женская психология, потому что мужчинам многое не дано. Не потому что они глупее женщин, а потому что они совершенно другие. Поэтому, когда я смотрю "мужские" картины Виталия Мельникова о царевиче Алексее или императоре Павле, мне чего-то не хватает. Ни в коей мере не хочу его обидеть, он профессиональный режиссер, но меня почему-то не задевают события, о которых он рассказывает.

- Но ведь у Мельникова есть и "Царская охота" - картина о противостоянии двух женщин: Екатерины Великой и княжны Таракановой.

- Ну да... Если мне Господь улыбнется и я в своих "Дворцовых тайнах" доберусь до этого исторического момента, мы разберемся с ним по-иному. "Царская охота" снята по великолепнейшей пьесе Зорина, имевшей колоссальный успех. И княжну Тараканову в этой пьесе играла гениальная Терехова, которую я бы на месте Мельникова взяла в фильм, а не Анну Самохину. Самохина красивая, но Терехова работает потрясающе, это просто апофеоз актерской профессии. Я смотрела на нее в спектакле и думала: "Так не бывает!".



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось