«До свиданья, дорогая, дожидается другая!»
«ПОДХОДИТ БЕЗРУКОВ К ВРАТАМ РАЯ, А ТАМ ЕГО ПУШКИН С ЕСЕНИНЫМ ДОЖИДАЮТСЯ...»
Как по мне, «неуемные мужики» в роду Безруковых и не переводились. 36-летний Сергей Витальевич, обладатель официального звания народного артиста России и неофициального - первого трудоголика кино и театра, кого только не играл! И Моцарта, и Пушкина, и Есенина, и Сирано, и булгаковского Иешуа... Даже анекдот на эту тему есть: «Подходит Безруков к вратам рая, а там его Пушкин с Есениным поджидают. И тут голос сверху: «Не трогайте его, он мой!». Говорят, на очереди в списке персонажей еще один гений - Владимир Высоцкий. Однако эту информацию актер пока не комментирует.
Безруков предпочитает отмалчиваться и улыбаться своей обаятельной улыбкой. Увлеченно рассказывает лишь о съемках картины «Самая реальная сказка», где он сценарист, продюсер и, естественно, исполнитель главной роли - Иванушки-дурачка: «Мне интересен и симпатичен Иван-дурак. Его приятно играть, национальный герой все-таки...».
Что ж, результат увидим в 2010 году, а в нынешнем актер решил презентовать еще одно свое детище - спектакль «Хулиган», где он играет уже привычную роль другого национального героя - Сергея Есенина.
«ЖИЗНЬ МОЯ, ИЛЬ ТЫ ПРИСНИЛАСЬ МНЕ?»
Обычно Сергей Безруков не берется за работу над продолжениями: отец категорически против. Именно он отговорил сына сниматься во втором сезоне успешного сериала «Участок» о деревенском сыщике Кравцове: «Надо идти только вперед!». Но на есенинскую тему это правило не распространяется.
Сыграть любимого поэта в кино и на подмостках было заветной мечтой Виталия Безрукова, осуществить которую удалось только частично.
В 26 лет амбициозный актер стал Есениным в телефильме «Анна Снегина», а вот в театральную постановку не попал: оказался в списке «неблагонадежных» и на 20 лет лишился ролей. Наверное, потому и принялся подробно изучать биографию знаменитого литератора и писать о нем детективный роман, а когда уже взрослому сыну разрешили сыграть Сергея Есенина в Театре имени Ермоловой, скомандовал: «Срочно осветляйся!». Сын повиновался - его тут же, на кухне дома своего, и перекрасили.
Иначе быть просто не могло. «Мой отец, Виталий Сергеевич Безруков, - артист, драматург, режиссер, сценарист. А самое главное - мой «сенсей», учитель! Это его школу актерского мастерства получил я во МХАТе на курсе О. П. Табакова», - рассказывается в той же автобиографии...
Роль в пьесе «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» принесла осветленному Сергею Безрукову Госпремию, а 11-серийный фильм «Есенин», снятый по отцовскому роману, - стойкую ассоциацию со скандальным поэтом. Как говорит Михаил Задорнов, даже школьники в сочинениях стали отмечать, как здорово Есенин Сашу Белого сыграл. Поэтому не удивительно, что спектакль «Хулиган», два дня шедший в Киеве, зрители приняли на «ура».
CМЕСЬ ГАМЛЕТА С ДОН ЖУАНОМ
«Не играй, а жизнь проживай на сцене!» - учил сына сенсей Виталий Сергеевич, и не безрезультатно. На сцене столичного Театра оперетты Сергей Безруков прожил яркую, сложную и, к сожалению, очень короткую жизнь Сергея Есенина так, как считал нужным. Даже версию гибели поэта предложил ту, в которую верит сам и которую яростно отстаивает его отец: никакого самоубийства не было, Есенина убрали чекисты.
Но сперва актер завил кудри и надел серую тройку. Отвечал на вопросы о политических партиях начала ХХ века и критиковал Маяковского: «Я - поэт, а он - человек неопределенной профессии». Играл на гармошке-трехрядке есенинских времен, доставшейся от деда, и горланил частушки: «До свиданья, дорогая, дожидается другая!».
Пританцовывал с балетом и без. Залихватски свистел и фехтовал (в понимании отца и сына Безруковых Есенин - эдакая гремучая смесь Гамлета с Дон Жуаном). Пел песни на есенинские стихи. Правда, не «Клен ты мой опавший» - только те, музыку к которым написал сам и которые вошли в его альбом «Хулиган». Наиболее удачной мне показалась «Я помню, любимая, помню»: мелодия получилась приятная, цепляющая, хоть сейчас на радио неси.
Ну а стихотворения и поэмы, которые на музыку не легли («Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я спросил сегодня у менялы», «Грубым дается радость», «Исповедь хулигана», «Черный человек» и другие), актер просто читал. Причем действительно в есенинской манере - талантливо, эмоционально, резко, полтора часа без каких-либо подсказок, отрывая от души каждое слово, бросая вызов всем. И это была та главная составляющая спектакля, благодаря которой можно не зацикливаться на остальных. Даже на гармошке, частушках, шпаге и громких словах «исповедь великого поэта», которыми Сергей Безруков ничтоже сумняшеся назвал свое действо.